Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где человек родился и вырос, где светят звёзды детства, именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение, это своеобразный «родительский сундучок». Это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение, это золотой запас нашей духовности. Это кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника, ведь образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми существенно изменились.

Изучая педагогическую литературу, мы все чаще приходим к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. Краеведение в дошкольном учреждении должно стать одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

История нашего края сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Для того чтобы им было интересно знакомиться с историей, достопримечательностями, необходимо преподносить материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

 Знакомство детей с родным краем, может решить следующие задачи: 
- Вызвать интерес к жизни родного края и наших земляков;

- Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре; 
- Дать представления о размерах нашего края и его природных богатствах;
- Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края; 
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками. 

Эта работа должна вестись систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив в своей работе может использовать различные формы по знакомству детей с родным городом, краем и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа подразумевает как совместную деятельность взрослого с ребенком, так и самостоятельную детскую деятельность. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем может вестись и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Так же в группах можно создать мини-музеи по краеведению. В процессе всей работы у дошкольников воспитывается чувство восхищения, гордости за свой родной край.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним можно начать с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели, например о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер, то есть с самого элементарного, но уже доступного детям.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжить работу по данному направлению: прежде всего детей знакомить с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением. Совместно с воспитателем дети могут совершать небольшие целевые прогулки, во время которых, обратить их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Дать представления о том, чем наш город отличается от других городов.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае, городе. Детей знакомят с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувство гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города и края.

Знакомство с родным городом, краем и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, краю, родной природе позволят им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставят задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети тоже приобщаются к русской народной культуре. Традицией в детском саду должно стать проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День Победы», «День Матери», «Масленица» и др.

Неотъемлемой частью в работе педагогов является сотрудничество с родителями. Считается одной из важных задач сотрудничества – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем и городом. Главное, на что обращается внимание, это вовлеченность родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Разнообразные формы работы с родителями, пробуждают интерес к жизни детей в детском саду. Для этого используются следующие формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Родители вовлекаются к участию в организации мини-музеев, проведению совместных детско-родительских собраний, развлечений, круглых столов, бесед, выпуску газет: «Мамы всякие нужны… », «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «Во саду ли, в огороде», «По памятным местам всей семьёй» и т. д., выставках: «Осенняя пора», «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается», «Умелые руки не знают скуки», конкурсах чтецов.

Целью работы воспитателей является, развитие свободной, творческой личности ребенка, в процессе формирования интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране. Приобщение детей дошкольного возраста к истинным ценностям, направление стремлений воспитанников на путь познания добра, воспитание интереса и любви к родному краю. Всему этому способствует краеведение, как одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, являющаяся составной частью патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.