Тема: « Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

(консультация для родителей)

Дети черпают из сказок множество познаний:

Первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки.

Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи.

Если говорить традиционно, то тексты расширяют

словарный запас

помогают верно строить диалоги

влияют на развитие связной речи

Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры.

Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Тема: «Встречи героев»

Цель:

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ход игры:

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки.

Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются.

Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь.

Но что бы они могли сказать друг другу при встрече?

Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

Тема: «Звукорежиссеры»

Цель:

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ход игры:

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней.

Остановитесь на понравившейся.

Предложите своему малышу «озвучить» картинку.

Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

Тема: «Новые сказки»

Цель:

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Ход игры:

Возьмите хорошо знакомую сказку.

Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой.

Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино.

А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество для фантазии.


Тема: «Пропущенный кадр»

Цель:

Научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Ход игры:

Для игры можно использовать серии картин для рассказывании сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По - порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета необходимо рассказать всю сказку.

Тема: «Сказочная цепочка»

Цель:

Научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.

Ход игры:

Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть».

Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет Если есть - выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке.

Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям свои пути воспитания.