Роль занятий по рисованию на песке

в коррекционно-развивающей работе психолога ДОУ

Елгина Ольга Сергеевна

Педагог психолог

МБДОУ № 24 г. Чита, Забайкальский край

В статье рассматривается роль, значение, актуальность индивидуальных и подгрупповых занятий по рисованию на песке в коррекционно-развивающей работе с детьми в дошкольной образовательной организации. Методика рисования на песке представлена, как песочная арт-терапия, что является актуальным в наше время.

Ключевые слова: рисование песком, мелкая моторика, коррекция эмоционального фона ребенка, воображение, творчество, самооценка.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.

Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников, гиперопека, недостаток внимания приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее. У многих нарушена эмоционально-волевая сфера. У детей с ОВЗ кроме низкого уровня развития эмоционального фона присутствует низкий уровень развития мелкой моторики, познавательной сферы, они плохо ориентируются в пространстве и т.д.

В связи с этим возникла необходимость использования методики песочного рисования для достижения положительных результатов в процессе психологического сопровождения детей в ДОУ.

О рисовании песком, как искусстве стали говорить в 70-е годы XX века, когда появился песочный анимационный фильм «Песок или Петя и серый волк» В России песочная терапия использовалась, как один из приемов коррекционно-развивающих занятий.

Возможности использования песка в коррекционной работе изначально рассматривали в психотерапии, например, Карл Густаф Юнг. Маргарет Ловенфельт, английский детский психотерапевт, в 30-х годах была одной из первых, кто начал использовать игры с песком с больными детьми и детьми группы риска. Она присваивала огромное значение тактильному взаимодействию с песком. Эрик Эрисон и Анна Фрейд активно использовали в своей работе миниатюры на песке.

Создавая песочные картины ребенок познает окружающий мир самым простым для него способом. Сочиняя истории на песке, ребенку передается жизненный опыт в наиболее безопасной для него форме.

Рисование на песке – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих, и обучающих занятий. Контакт ребенка с песком гармонизирует его психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, улучшает самочуствие.

Методика работы с песком:

Релаксационные упражнения

Пальчиковые игры на песке

Игры на песке с игрушками и другим оборудованием

(цветные камушки, ракушки, растения и т.д.)

Песочная анимация, рисование на песке (рисуем сказку, загадки-отгадки, цифры, буквы, фигуры, рисунки по лексическим темам и накануне праздников, рисование по трафаретам, рисование цветным песком, рисование различными предметами и

т

)

Использование соответствующего музыкального сопровождения во время занятий

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-терапии, а также в использовании художественного творчества как способа психологической коррекции с детьми, использование в работе с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

Песок обладает уникальными свойствами и способностью вызывать положительные эмоции, детям нравится с ним взаимодействовать, возникают образы, это развивает воображение. Рисование песком помогает ребенку общению с миром и самим собой, является способом снятия внутреннего напряжения, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития, способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, развивает ориентировку в пространстве, возможность рисовать одновременно обеими руками, когда работают оба полушария мозга, развивается координация движений, пластика. Повышается эмоциональный фон, уходит тревожность, страхи, агрессия.

Способность песка вызвать при работе с ним определенные сенсорные ощущения часто служит мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, во время занятия дают выход своему раздражению. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенные ощущения в процессе использования песка. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Когда ребенок в работе изучают свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает ему, какие изменения необходимо внести в рисунок. Развивается речь, коммуникация.

Немало важно то, что в рисовании участвуют обе руки, что означает гармоничное развитие мелкой моторики, межполушарный связей.

Данный метод не имеет возрастных ограничений, может быть реализован в младших группах дошкольного учреждения.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное. В процессе рисования происходит общение между детьми и педагогом. Формируется умение работать в группах, решать проблемные ситуации, высказывать свое мнение, анализировать происходящие.

Познавательное развитие может быть рассмотрено в нескольких аспектах. Во-первых, происходит закрепление полученных знаний, когда ребенок может изобразить определенный объект, учитывая пропорции, форму. Во-вторых, закрепляются представления о свойствах объектов окружающего мира. В-третьих, развивается воображение и творческая активность.

Речевое развитие. В начале статьи мы отметили связь между развитием речи и мелкой моторики. Кроме того, в процессе взаимодействия с детьми и педагогом происходит обогащение активного словаря, развивается связная речь, формируются навыки ситуационного общения. Обогащается тематический словарь.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование песком на световом столе — один из видов искусства, следовательно, во время занятий происходит формирование представлении о видах искусства, стимулируется творческая инициатива, развивается воображение.

Физическое развитие. Возможны варианты проведения физкультминуток, пальчиковых гимнастик.

Сама работа с песком способствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья ребенка во время проведения релаксационных упражнений.

Рисование песком предполагает как индивидуальную, так и групповую работу, в контексте которой происходит коммуникативное развитие. Метод также может быть реализован для детей, родителей, педагогов для профилактики эмоционального выгорания. Песок отлично подойдет для замкнутых, малообщительных детей. Холодный песок эффективно стимулирует сосредоточенную работу, размеренную, что необходимо гиперактивным, легко возбудимым детям.

Рисование на песке подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Преимуществом работы с песком является доступность для всех воспитанников, как условной нормы, так и имеющих ограниченные возможности здоровья.

В ходе занятий реализуются следующие задачи:

гармонизация эмоционального состояния, формирование комфортного внутреннего состояния, развитие общей и мелкой моторики, улучшает память, развивает речь и мыслительные процессы;

− формирование коммуникативных навыков;

− установление контактов между детьми, с педагогом, с родителями;

− укрепление мышц руки и суставов; − позволяет оценить творческий потенциал ребенка, выявить задатки;

− повышается тактильная чувствительность, самопознание.

Среди непосредственных преимуществ песка как материала — доступность, легкость в использовании. Рисование на песке требует особой концентрации ребенка. Каждое движение изменяет рисунок, кроме того, в отличие от традиционных техник рисования, картина песком недолговечна и не может быть зафиксирована в натуральном виде. Несмотря на внешнюю простоту, данная технология вариативна, а каждый рисунок уникален и неповторим. Песочная анимация заманивает эмоционально, не хочется останавливаться. Дети всегда просят не ломать рисунок, оставить его, Рисунки на песке сохраняются в виде фото.

Рисование песком на световых столах сравнительно молодой метод, однако, уже зарекомендовал себя как эффективное средство решение задач дошкольного образования. В частности, занятия песочной анимацией уникально и разнообразно, оставляет простор для творческой и познавательной деятельности и педагогов, и ребенка, и родителей.

Используемая литература

1. Борисова, О. В. Рисование песком на световых столах в деятельности дошкольной образовательной организации / О. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68008/ (дата обращения: 13.05.2024).

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия.» — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

3. Иванова Н. «По ту сторону стекла» // Журнал «Обруч», № 3,2012. С. 30 Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

4. Рисование песком как средство гармонизации эмоционально- личностного развития детей-сирот: Методические рекомендации / сост. Ю. С. Денисенко, — Нововосточный: Изд-во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» // 2016

5. Дополнительная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности «Песочная фантазия»