Руководящий контроль как одна из основ сотрудничества с ребенком с расстройствами аутистического спектра

Аннотация. Рассматривается технология «руководящего контроля». Представлены особенности взаимодействия семьи и специалиста в выработке единой стратегии к коррекции поведения ребенка с РАС.

Аутизм - тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается не эмоциональностью, избеганием контактов с действительностью. У такого ребенка плохо развивается речь, ей свойственны эхолалии (повторы элементов речи). Обычно они не поддерживают контакт глазами со взрослым и не реагируют на обращенную речь. Ребенок не имеет тесных эмоциональных отношений даже с близкими. Он по-своему играет с игрушками, не тянется к играм со сверстниками. Часто возникает агрессия, которая, может быть направлена на себя или на окружающих. Ребенок часто закатывает истерики в магазине или на улице. Иногда мы даже не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить… Он хочет делать только то, что ему интересно, криками добиваясь, чтобы его оставили в покое. Для коррекции поведения и обучения сотрудничеству применяется прикладной анализ поведения, зарекомендовавший себя как действенный и гуманный способ, первой ступенью которого является установление «Руководящего контроля».

«Руководящий контроль», вероятно, звучит как холодный пугающий термин, который применим только к деятельности терапевтов или профессионалов. Однако, это не совсем так. Если бы все родители знали, что такое руководящий контроль, и как его получить, это уменьшило бы количество стресса и конфликтов в семьях.

Так что же такое руководящий контроль? Как его получить? Как его потерять? Как вы узнаете о том, что его не хватает в семье?

Можно сказать, что нехватка руководящего контроля - это ситуация, в которой ребенок в доме становится «боссом». Ребенок не захватывает главенствующую роль в семье путем революционного переворота, он делает так, потому что родители ему позволили собой управлять. Ребенок, поняв, что его родители ведомые, манипулирует всеми членами семьи.

Все проблемы являются симптомами отсутствия «Руководящего контроля». И если с помощью поведенческих методов или других методов лечения убрать один из симптомов, то на его месте тут же окажется какое-то новое проблематичное поведение. Поэтому, достижение «Руководящего контроля» является самой важной частью обучения особого ребенка. Без него мы бессильны, и не можем помочь ребенку.

Роберт Шрамм, один из ведущих специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод приобретения «руководящего контроля», который могут использовать как специалисты так и родители, для установления взаимодействия с особыми детьми.

Но, как и другие поведенческие методы - это не волшебная палочка, это процесс обучения, труд, который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения инструментов и этапов.

Когда специалист впервые начинает работу, он устанавливает такие отношения с ребенком, в которых ситуацию контролирует специалист, а не ребенок. И все, что ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контроль этих предметов является необходимой частью для достижения «Руководящего контроля».

Специалист, работающий с ребенком, предстаёт в его глазах не только в роли «той веселой женщины, которая приходит поиграть» и уделяет малышу безраздельное внимание, но и в качестве человека, который создаёт структуру и порядок, а так же придерживается всех сказанных им слов. Взрослый показывает ребенку, что ему можно доверять. Следует помнить, что каждое слово с которым взрослый обращается к ребёнку в процессе установления и достижения «Руководящего контроля» должно быть тщательно взвешенным.

Все взрослые участвующие в коррекции поведения должны придерживаться одной стратегии. Если специалист говорит о том, что пока он находится в доме и проводит занятия, ребёнок не может смотреть телевизор, то родители должны обеспечить выполнение такого требования. Так же не следует задавать ребенку вопрос («Пойдем заниматься?») . Нужно дать ребёнку четкую инструкцию («Пойдём заниматься!»)

Взаимодействие со специалистом не является выборочным. Взаимодействие означает сидение ребенка в непосредственной близости от специалиста, зрительный контакт (по возможности), речь (если ребенок вокален), а также выполнение действий по очереди. Нужно передать ребенку четкий сигнал, что взаимодействие со взрослым является обязательным. Другими словами взаимодействие-это неотъемлемый компонент повседневной жизни.

Создание повседневного расписания и четкое его соблюдение. Необходимо определиться с тем, как будет проходить день ребенка, и заполнение его деятельностью. Взрослый должен принимать участие в этой деятельности вместе с ребенком так часто, как это может. Детям, которым разрешено игнорировать всех остальных людей в доме, будет трудно поверить в то, что они не могут контролировать ситуацию в семье.

Обеспечение очевидного контраста между «Давай попробуем еще раз» и «Молодец!». Когда ребенок делает то, что он должен делать, его следует подкреплять игривой, яркой интонацией и выражением лица. Когда он не делает то, что необходимо специалисту, следует изменить тон голоса, мимику и не предоставлять подкрепление.

Контроль ситуации и поведения. Взрослый всегда должен быть готов контролировать ситуацию и поведение ребенка прежде, чем предъявлять ему какие-либо требования. Зачастую наибольший ущерб приносят небольшие, «одноразовые» требования родителей. Они иногда не замечают того, что регулярно говорят своему ребенку сесть 7 раз, прежде чем он на самом деле сядет. Предъявление требования только тогда, когда есть возможность подкрепить желательное поведение ребенка или обеспечить последствия для нежелательного поведения.

Создание возможности для решения проблем поведения. Если родители рассказывают о факторах, которые запускают проблемы поведения, их нельзя упускать из внимания. Невозможно исправить поведение, которое специалист никогда не видел. Если родители говорят, что выключение телевизора вызывает у ребенка истерику, необходимо сесть рядом с ребенком и посмотреть телевизор, а затем неожиданно его выключить. В такой момент появляется возможность обучить ребенка замещающему поведению. Чем больше возможностей специалист предоставляет ребенку для того, чтобы он делал правильные вещи на практике, тем быстрее будет происходить его обучение.

Предложение ребенку более широких возможностей. Весь день ребёнку говорят, где ему сидеть, как себя вести, куда идти и т.д. Выбор учит ребёнка самостоятельности и позволяет чувствовать, что он контролирует ситуацию, даже если это не так.

Эмоциональный контроль. Важно позволить ребенку иногда расстраиваться. Это не говорит о том, что ребенок снова должен истерить, кричать, визжать. Необходимо иногда позволять ребенку просто тихонечко поплакать. Эмоциональный контроль может быть трудным навыком для обучения в случае детей с аутизмом. Взрослый может помочь овладеть этим навыком. Для взрослого очень важно перестать чувствовать необходимость исправит любые эмоциональные ситуации и всплески, которые возникают у детей с аутизмом. Особенно если речь идет о невокальных детях, у которых зачастую слезы или истерики являются одной из форм общения. Необходимо сосредоточиться на обучении ребенка тому, что делать, вместо того, чтобы плакать и устраивать истерики. Ребенок учится сотрудничать со взрослым и делать правильный выбор.

Процедура прекращения подкрепления / гашения. Является одним из самых эффективных инструментов для уменьшения нежелательного поведения. Первые шаги для достижения «Руководящего контроля» помогают мгновенно увеличить частоту желательного поведения, и при правильном использовании существенно облегчают повседневное взаимодействие с ребенком. Пока ребенок с вами сотрудничает, вы прекрасно и весело проводите время. Но эффект прекращения подкрепления не проявляется мгновенно. Результат приходит в будущем, и основывается на отсутствии подкрепления нежелательного поведения. Вы применяете этап обучения «Руководящего контроля» каждый раз, когда хотите уменьшить нежелательное поведение.

На самом деле «непоощрение» нежелательного поведения представляется легким только в теории. На практике, каждый раз, когда ранее подкрепляемое поведение прекращает подкрепляться, происходит так называемый «поведенческий взрыв», и нежелательное поведение может усилиться на краткий период времени, стать более интенсивным, и даже поменять форму.

Для эффективного применения этого этапа необходимо подготовиться к «взрыву», и морально, и физически, и всегда действовать последовательно и не уступать. Результаты не заставят себя ждать. Из-за опасности усиления более тяжелой формы поведения при взрыве желательно заручиться поддержкой близких или специалистов, которые помогут пережить «взрыв», и сохранив хладнокровие, продолжать жизнь дальше.

Многие родители предпочитают не пытаться справиться с «взрывом», т.к. на ранних этапах поведение становится чересчур невыносимым ("Опять травма эта! Психологическая!"), и боятся навредить ребенку своим отказом. Но, на самом деле, если нет медицинских противопоказаний к такому поведению, усиление более тяжелой формы поведения наносит гораздо больший вред ребенку, чем возможная «психологическая» травма. Ведь ребенок, который не умеет сотрудничать с окружающими, не сможет обучиться необходимым навыкам, стать самостоятельным и интегрироваться в обществе. И кроме этого, существует очень большая вероятность того, что со временем нежелательное поведение станет настолько проблематичным, что возникнет необходимость использовать более неприятные методы коррекции и психотропные лекарства.

Установление «Руководящего контроля» - это тяжелый повседневный труд, причем не только одного конкретного человека, а всех окружающих ребенка людей. Но, в основном, благодаря этому труду, вы можете помочь ребенку проявить себя в полной мере.

Список литературы

1. Лиф Р., Макэкен Дж. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме. - М.: ИП Толкачев. 2016. – 608 с.

2. Ватерс Л., Ланзинд М., Шоплер Э. Поддержка аутичных и отстающих в раз-витии детей. - Мн.: БелАПДИ, 1977. - 240 с.

3. Морозов С.А. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности // Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой.—М., 2000,— С. 300-316.

4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Николь-ская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг ; под ред. А. Г. Яковлева. - 3-е изд. - М. : Теревинф, 2005. - 288 с.

5. Никольская О. С. Проблема обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие. Изд. 2 -СПб.: Дидактика Плюс, 2001 - с.181-199.

6. Источник: http://www.iloveaba.com/2013_01_01_archive.html

7. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/831828993651346530/

8. Источник: https://www.pinterest.cl/pin/831828993651346501/?send=true

9. Мелешкевич, Эрц, "Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)":Издательство: Бахрах-М, 2018г. - 208 с