Мастер – класс для родителей
«С мамой играем - речь развиваем»
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Участники: учитель - логопед, родители.
Оборудование: индивидуальные зеркала, мяч, дидактический материал для проведения игр, памятки – буклеты для участников.
Ход мероприятия.
Вступительная часть.
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Вы часто задаетесь вопросом: как развивать речь детей? Сегодня мы вместе с вами посмотрим, какие же существуют словесные игры и как в них можно поиграть дома вместе с детьми.
Словесные игры совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Они развивают внимание, память, сообразительность.
Итак, давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Игры на активизацию словаря:
1. Игра «Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т.д.
2. Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
3.Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.
4. Игра «Доскажи словечко».
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает, а воробей . . . Сова летает, а заяц . . . У коровы теленок, а у лошади . . .
Сахар сладкий, а лимон … Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед … Река широкая, а ручей … Камень тяжелый, а пух …
5.Игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст… Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря… Пирожное сладкое, а лекарство… Ночью темно, а днем… У волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед…
6. Игра «Маме мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))
Мама называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда мама называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.
7.«Обзывалки»
Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)
8. Игра «Животные и их детеныши»
Бросая мяч ребенку, мама называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
9. Игра «Лови, бросай, дни недели называй!» Если вчера была пятница, а сегодня?
10. Игра «Скажи какой»
Мама вынимает из коробки предметы, а ребенок называет его и указывает на какой-либо признак, например: — Это мяч. «Это мяч. Он ...(какой?)». -Это помидор. -Он красный, круглый.
11. Игра «Кто что умеет»
Ребенку мама называет или показывают животное, а он называет действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
12. «Находим детали».
«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор и т.д.»
«А что есть у цветка?» – «Стебель, корень, листики, лепестки...»
13. Игра «Чья голова?»
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья».
Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
14. Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет. Ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
15. Игра «Один — много»
Мы — волшебники немного: Был один, а станет много.
Примеры: Стол- столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы.
16. Игра «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее»: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Игры на развитие грамматического строя речи
1.Игра «Веселый счет»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
2.Игра « Ты идешь, и я иду»
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
3. Игра «Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
4. Игра «Признак» Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он? железо – бумага – дерево –снег –пух – стекло –
5. Игра «Один - много»
Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «Помидор», а ты должен сказать «Помидоры». Много чего? (помидоров) и т. д.
6. Игра «Назови ласково»
Взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький Сапоги чистые - сапожки чистенькие
7. Игра «Скажи наоборот» Я начну, а ты продолжи: Веселый праздник – грустный
АНТОНИМЫ: большой – маленький, высокий – низкий, огромный - малюсенький
тонкий – толстый, добрый - злой
8. Игра «Слова в предложении перепутались». Попробуй расставить их на свои места. Что получится? 1. Дымок, идет, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мед.
9. Игра «Найди ошибку»
Послушай предложения и скажи, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение? Зимой в саду расцвели яблони. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Мальчик стеклом разбил мяч.
Игры на развитие связной речи:
1. Игра «Что на что похоже» Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения) Белый снег похож на…(что?)
2. Игра «Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
3.Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Заключительная часть.
Логопед: Надеемся, что наши игры были полезными и интересными для вас, и вы будете применять их со своими детьми.
Подготовила: учитель – логопед
Макарова В.Ю.
МБДОУ 51, г.Чита.