РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА

(по мотивам истории о Щелкунчике Э.Т.А.Гофмана)

 

Только один раз в году случается такой вечер- вечер перед Рождеством, самым волшебным , самым долгожданным, самым светлым праздником в России...

Взрослые становятся детьми и в ожидании чудес попадают в сказку, а сказки на Рождество – как известно- бывают самые таинственные и самые ...счастливые...

Итак.....

звучит УВЕРТЮРА из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

...Шестого января, в рождественский сочельник, детей господина Штальбаума целый день не пускали не только в гостиную, но даже в смежную с ней комнату.

Фриц и Мари сидели прикорнувшись в уголке задней комнаты, и когда спустились глубокие сумерки, детям стало жутко, потому что по заведенному обычаю им не зажгли света в этот вечер.

Прижавшись к друг другу, они таинственно шептались. Фриц открыл на ушко своей младшей сестре, что еще рано утром он слышал в запертых комнатах какой-то шум, шуршание и лёгкий стук.

Недавно он видел, как в передней промелькнул маленький темный человек с большим ящиком подмышкой. Он был уверен, что это был их крестный—Дроссельмейер.

—-Ах,- воскликнула Мари, всплеснув от радости маленькими ручками, —Ах, как бы я хотела знать: что подарит нам крестный?

Крестный был вообще большой искусник! Он хорошо знал внутреннее устройство часов и даже умел их делать. Поэтому если случалось, что в доме заболевали одни из красивых часов и не могли больше петь, немедленно являлся Дроссельмейер, после которого часы оживали, начинали весело тикать, бить и играть.

Приходя, крестный всегда приносил в кармане хорошенькую вещицу для детей: то человечка, который поворачивал глаза и раскланивался самым уморительным образом, то коробочку, из которой вылетала птичка, то что-нибудь еще... К Рождеству он приготовлял обыкновенно целое произведение искусства, стоившее ему большого труда. Поэтому родители считали необходимым прятать подарки крестного Дроссельмейера и сберегать их самым тщательным образом.

...Тут дети начали думать и гадать о том, что им подарят на этот раз... Мари заметила, что ей не помешала бы новая кукла, а Фриц пожаловался, что ему недостает гнедого коня, а в игрушечных войсках не хватает кавалерии...

Вдруг раздался серебристый звон колокольчика. Дверь отворилась, и из большой комнаты ворвался поток такого яркого света, что дети замерли, стоя на пороге с громким возгласом «Ах, ах!...»

Большая ёлка посреди комнаты была украшена золотыми и серебряными яблоками. Точно бутоны и цветы, красовались на ней пряники, разноцветные конфеты и другие сладости. А множество огоньков сверкали как звёзды в темных ветвях. Всё блестело пестро и красиво. Тут было столько прелестных вещей!

Мари увидела прехорошеньких куколок, всевозможную маленькую посуду и красивое шелковое платьице, украшенное цветными лентами...

Фриц три или четыре раза проскакал вокруг елки на новом гнедом коне, которого действительно нашел привязанным к ножке стола. Слезая, он обьявил, что это бешеное животное, он он сумеет его укротить...

....Дети только что затихли, рассматривая книги с картинками, как вдруг опять раздался звонок. Они знали, что сейчас получат подарок от крестного Дроссельмейера, и побежали к столу, стоявшему у стены. Ах, что за прелесть увидели дети!

На зелёном лугу, усыпанном пестрыми цветами, стоял великолепный замок с множеством зеркальных окон и золотыми башнями. Раздался звон колокольчиков. Двери и окна растворились, и стало видно, как по залу прогуливаются очень маленькие очаровательные кавалеры и дамы с перьями на шляпах, в платьях с длинными шлейфами. Средний зал казался весь в огне: так ярко освещали его серебряные люстры с маленькими свечками. В нем под звуки колокольчиков танцевали дети в коротеньких курточках и юбочках...

звучит ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Облокотившись, Фриц смотрел на дивный замок, на гуляющих и танцующих куколок и наконец сказал: «Крестный! Пусти меня в твой замок!»

Дроссельмейер объяснил ему, что это невозможно, и был, конечно, прав: со стороны Фрица было довольно глупо желать войти в замок, который вместе с золотыми башнями был ниже его самого.

Мари же всё не хотела отойти от ёлки: она увидела нечто, ещё не замеченное ею до сих пор... Очаровательный милый человечек. Он стоял тихо и скромно, как бы спокойно ожидая, когда придет его черед. Стройностью стана он не отличался: верхняя сильно развитая часть тела не шла к маленьким тоненьким ножкам. Голова была несоразмерно велика. Но платье было такое нарядное и опрятное, что сразу обличало в нем человека порядочного и со вкусом. На нем была надета красивая гусарская курточка лилового цвета с множеством шнурков и пуговок. Точно такие же панталоны, и самые щегольские сапожки, какие когда- либо красовались на ногах франта- офицера. Сапожки эти так плотно обхватывали ножки, что казалось, будто они на них нарисованы. При таком нарядном платье он привесил сзади узкий плащ, который имел вид деревянной дощечки, а на голову надел самую простую шапочку.

Вглядываясь все больше и больше в маленького человечка, которого она полюбила с первого взгляда, Мари вдруг заметила, что его лицо выражало большую доброту. Его светлозеленые глаза светились лаской и добродушием. Вьющаяся борода из белой шерсти окаймляла подбородок и еще более оттеняла красный ротик с приветливой улыбкой.

——-Ах, милый папа! Кому принадлежит этот прелестный маленький человечек?—воскликнула Мари.

——Милое дитя! Этот человечек будет прилежно работать на вас. Он должен ловко колоть самые крепкие орехи! Он происходит из рода Щелкунчиков и теперь принадлежит тебе и Фрицу,- ответил отец.

Тут Фриц подскочил к столу. Расхохотавшись при виде маленького человечка, он стал засовывать Щелкунчику в рот самые большие орехи и сломал его...

«Бедный Щелкунчик!- Мари выхватила раненого Щелкунчика у Фрица,-

Нет, я не отдам тебе моего Щелкунчика! Фриц, ты бессердечный! Ты бьешь своих лошадей! И даже поломал своего верного солдатика!...»

Было уже поздно. Крестный давно ушел, а дети не могли оторваться от стеклянного шкафа с игрушками. Хотя мама не раз напоминала им, что пора спать.

«Ах, оставь меня здесь, моя милая мамочка, хоть на одну минутку! Ну, маленькую минутку! Мне надо кое-что прибрать... А как только я это сделаю, сразу же пойду спать». Мать согласилась на просьбу своей тихой разумной девочки, но подумала, что Мари забудет потушить в комнате свечи, поэтому задула их сама, оставив одну висячую лампу, которая спускалась с потолка, разливая мягкий и приятный свет.

«Приходи скорее, милая Мари! Иначе ты завтра не встанешь вовремя!»- сказала мама и ушла в спальную.

звучит АРАБСКИЙ ТАНЕЦ из балета «Щелкунчик» П.И,Чайковского

Как только Мари осталась одна, она сейчас же сделала то, что лежало у нее на сердце, но чего она, сама не зная почему, не открыла своей матери.

Больной Щелкунчик все ещё находился у неё на руках, завёрнутый в платок. Теперь она бережно развернула платок и осмотрела его раны. Щелкунчик был очень бледен, но улыбался так грустно и ласково, что тронул Мари до глубины души.

«Ах, Щелкунчик,-сказала Мари тихо,- не сердись на брата Фрица за то, что он сделал тебе больно, у него не было злого умысла. Фриц совсем огрубел от суровой солдатской жизни. Он добрый мальчик, могу тебя уверить...Я же буду заботиться о тебе до тех пор, пока ты опять не станешь здоровым и весёлым».

С этими словами Мари взяла своего друга на руки, отнесла к стеклянному шкафу, осторожно уложила в кукольную кроватку и укрыла его одеялом до самого носа. Затем поставила кроватку на самую верхнюю полку, затворила шкаф и хотела идти в детскую, как вдруг ....

Вдруг послышался лёгкий, очень лёгкий шум, какой-то шорох и шелест раздались со всех сторон: за печкой, под стульями, шкафами. Настенные часы загудели, они гудели всё громче и громче, точно собирались, но не могли и не имели силы бить.

звучит КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

В эту минуту раздалось яростное хихиканье и свист. И скоро со всех сторон тысячи маленьких лапок затопали и тысячи маленьких огоньков блеснули из всех щелей пола. Это были не огоньки! Нет! Это были маленькие сверкающие глаза. И Мари заметила, что отовсюду выглядывали и вылезали мыши... Стаи мышей, всё более и более многочисленные, поскакали со всех сторон и выстроились наконец рядами, как солдаты Фрица перед битвой.

Начался такой ужасный и резкий свист, что дрожь пробежала у Мари по спине. Что же она увидела? У самых ее ног с шипением и свистом из-под пола поднялись семь мышиных голов в блестящих коронах. Вскоре вылезло и все мышиное туловище, к шее которого приросли эти семь голов. При виде большой мыши, украшенной коронами, всё войско радостно взвизгнуло и дружно двинулось вперед.. Топ-топ! Гоп-гоп! Мыши отправились к шкафу, прямо на Мари, которая все еще стояла у стеклянной двери. От волнения и ужаса ее сердце сильно стучало, она боялась, что оно выпрыгнет из груди и она умрет. Ей казалось, что кровь остановилась у ней в жилах. Почти без чувств покачнулась она назад, и стекло шкафа, которое она придавила локтем, разлетелось вдребезги. В ту же минуту Мари почувствовала резкую боль в левой руке, но зато у нее отлегло от сердца, и она не слышала больше ни визга, ни свиста... Мыши исчезли... Она подумала, что они попрятались, испуганные звоном стекла.

Но что это опять? Позади Мари послышались тоненькие голоса: « На бой!! На бой! Ночной порой!...»

Она увидела, что в шкафу началась возня и суматоха. Куклы бегали , размахивая оружием. Вдруг поднялся Щелкунчик. Сбросив с себя одеяло, он выхватил свой маленький меч и, размахивая им по воздуху, закричал: « Милые мои подданные! Друзья и братья! Хотите ли постоять за меня в жарком бою?»

«Мы готовы служить тебе верой и правдой! Веди нас в бой!»

звучит МАРШ из балета «Щелкунчик» П.И,Чайковского

В ту же минуту, как Щелкунчик спрыгнул на пол, снова раздался свист и шум, собрались зловещие стаи бесчисленных мышей...

Из шкафа выступили кирасиры и драгуны Фрица. Новые гусары присоединились к ним. Перед Щелкунчиком стали проходить полки за полками со знамёнами. Они выстраивались рядами. На них с грохотом скакали мыши.

Вскоре Мари увидела, как сахарные горошинки, ударяясь о кучи мышей, осыпали их точно белой пудрой.

Бум-бум-бум: летели в мышей кедровые орешки, от которых они падали. Но мыши всё равно придвигались всё ближе и ближе. Трескотня и дым! Ясно было, что оба войска бились отчаянно!!!

Сахарная пыль, словно белый дым, заслонила сражающихся, и Мари с трудом различала, что происходит. Но видела она, как всё новые и новые толпы мышей выползают изо всех щелей и норок.

звучит ТАНЕЦ МАМАШИ ЖИГОНЬ из балета «Щелкунчик»

Враги теснили Щелкунчика со всех сторон.

Мари не могла удержаться и сама того не сознавая, что она делает, стащила с левой ноги туфельку и бросила её изо всех сил в самую густую стаю мышей -прямо в их короля.

В ту же минуту все как бы замерло. Мари почувствовала в левой руке такую острую боль, что без чувств упала на пол........

Когда Мари очнулась от глубокого сна, она лежала в своей кровати, а солнце весело и ярко освещало комнату сквозь покрытые льдом окна. Подошла мать и посмотрела на нее беспокойным испытующим взглядом.

«Милая мама! –прошептала Мари,-ушли ли наконец отвратительные мыши? И спасён ли добрый Щелкунчик?»

«Не говори глупостей: при чем здесь мыши!? Девочка моя! Сколько ты всем наделала беспокойства и хлопот! Вот что выходит, когда дети своевольны и не слушаются родителей! Заигравшись вчера до поздней ночи, ты, вероятно, задремала и тебя испугала какая-нибудь пробежавшая мышка... Хотя я не понимаю, откуда она взялась? ... у нас здесь совсем нет мышей... Я нашла тебя лежащей без чувств на полу у шкафа.. А вокруг тебя были разбросаны куклы, солдатики Фрица, разломанные фигурки из пряников... Щелкунчик лежал на твоей руке, а недалеко от тебя валялась твоя туфелька».

«Ах, мамочка, мамочка! –перебила Мари, -это ты видела следы большой битвы между куклами и мышами. А я была так сильно испугана тем, что мыши хотели взять в плен Щелкунчика, который командовал армией кукол, что бросила туфельку в мышей. А что произошло потом, я и сама не знаю...»

звучит ТАНЕЦ ПАСТУШКОВ из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Однажды в комнату вошёл крестный. Он спросил: «Как идут делишки у больной и раненой Мари? Не сердись на меня, милая девочка, что я не успел прогнать мышиного короля! Зато... Гляди!» Он вынул из кармана Щелкунчика, целого и невредимого.

«Зачем ты не привесил ему меча?»- спросил вбежавший в комнату Фриц.

«Я вылечил Щелкунчика,- проворчал крестный.- И если он бравый молодец, то сумеет найти себе оружие!»

Мари пришлось пролежать в постели целую неделю, потому что у неё кружилась голова, как только она вставала. Наконец она совершенно выздоровела и могла прыгать по комнате так же весело, как прежде.

звучит ТРЕПАК из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

В стеклянном шкафу всё имело очень красивый вид: цветы, деревья, дома, и нарядные куклы казались такими новыми и блестящими...

Мари радовалась больше всего при виде своего Щелкунчика: он стоял на второй полке и улыбался ей.

«Милый Щелкунчик! –сказала она,- хотя Вы не в состоянии двинуться и сказать мне словечко, но я знаю, что Вы меня понимаете и видите, как я расположена к Вам.. Рассчитывайте на мою помощь, если она Вам понадобится»

Щелкунчик оставался неподвижным и спокойным, но Мари показалось, что лёгкий вздох вырвался из шкафа, отчего стекла чуть слышно зазвенели, а тонкий серебристый голосок запел слова: «Ангел-хранитель! Мари – моя! Я твой, Мари, а ты моя!»

звучит ПА-ДЕ-ДЕ из балета «Щелкунчик» П.И,Чайковского

 

Спустились сумерки. Вся семья уселась вокруг стола, весело болтая. Мари ещё раз рассказала весь ход битвы, которую она видела.

«Откуда девочка набрала весь этот вздор в свою голову?»- спросил папа.

«Просто у нее прекрасное воображение!»- ответила мать.

«Мои храбрые солдаты не сдаются! Никогда!»- заметил Фриц.

И только крестный Дроссельмейер подвинулся к Мари поближе и сказал ей на ушко: «Милая Мари, ты видишь больше, чем мы, взрослые... Но тебе много придется пострадать, если ты примешь участие в Щелкунчике. Знай, что мышиный король преследует его по пятам. Знай, не я, ты одна можешь его спасти! Будь тверда и верна!»

 

.....Вскоре после этого в одну светлую лунную ночь Мари была разбужена странным стуком, который раздавался из угла комнаты.

Опять.... Точно маленькие камушки летели и катались там из стороны в сторону, и что-то отвратительное свистело и пищало...

«Это мыши! Опять лезут мыши!»- с испугом воскликнула Мари. И собралась разбудить мать, но от страха не смогла сдвинуться с места.

«Отдай мне твои сахарные горошинки! Отдай мне твой вкусный миндаль. А не то я разгрызу твоего Щелкунчика!»- завизжал мышиный король, вскочивший на столик рядом с кроваткой Мари...

Мышиный король стал приходить каждую ночь и требовать всё больше ...

Сахарные фигурки, конфеты, печенья, пряники, изюм и миндаль, пряничные куколки, кедровые орешки... Книжки с цветными картинками... Прелестные платьица... Ей было ничего не жаль...

В отчаянии Мари в какой-то вечер подошла к стеклянному шкафу и со слезами пожаловалась Щелкунчику.

«О, дорогая Мари! Я Вам многим обязан. Не приносите ради меня в жертву ничего! Достаньте мне меч! Только один меч! Об остальном я позабочусь сам,»- был его ответ.

Вечером, когда родители выехали куда-то, она поговорила с братом, который снял серебряную саблю с одного из своих солдатиков и навесил её Щелкунчику.

Мари не могла заснуть на следующую ночь... Беспокойство и страх....

В полночь ей казалось, что она слышит в гостиной звяканье и шум.

Но очнулась она от голоса Щелкунчика:

 

«О, дорогая Мари! Теперь, когда мой враг побеждён, прошу с поклоном позволенья Вас пригласить в мои владенья!»

Когда Мари со Щелкунчиком входили в ворота замка, серебряные солдаты отдали им честь. А какой-то господин в парчовом халате бросился к Щелкунчику на шею со словами: «Милости просим, дорогой принц! Милости просим!»....

 

........Теперь Мари никто не поверит, хоть она никогда не сможет забыть чудесного путешествия в сказочную страну принца Щелкунчика!

С того дня, боясь насмешек, Мари уже никому не рассказывала о своём принце...

В один из дней она задумчиво стояла у игрушечного замка и, забывшись, не сразу заметила вошедшего в комнату крёстного Дроссельмейера.

Рядом с ним стоял ладный молодой человек в великолепном, шитом золотом алом кафтанчике и белых шёлковых чулках. Волосы его были завиты и напудрены. В петлице кафтанчика благоухал крохотный букетик фиалок.

«Познакомьтесь,- сказал крёстный,- это мой племянник».

Юноша вынул из петлички букетик и с поклоном преподнёс его Мари....

Как только юный Дроссельмейер оказался наедине с Мари, он опустился перед ней на колено и сказал: «О, бесценная Мари! Здесь, у Ваших ног Вы видите счастливого Дроссельмейера. На этом самом месте, когда бросили Вы свою туфельку в мышиного короля, я перестал быть Щелкунчиком. Разделите со мной счастье

«Вы славный добрый человек! Ваша страна прелестна. И её жители- хорошенькие весёлые люди ! Поэтому я охотно назову вас своим женихом»- ответила Мари.

Мари тут же была объявлена невестой молодого Дроссельмейера...

....Прошло время,и говорят, он увёз её в золотой карете, запряжённой серебрянными лошадьми и на их свадьбе плясали и пели нарядные куклы, играли сахарные трубачи и пряничные барабанщики.

звучит ВАЛЬС ЦВЕТОВ из балета «Щелкунчик» П.И,Чайковского