СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА

 

«МОЙ ПУШКИН»

 

 

 

 

 

 

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Открывается занавес. На кресле сидит А. С. Пушкин.

А. С.:

Мне дорог день, мне дорог час:

А я в напрасной скуке трачу

Судьбой отсчитанные дни.

И так уж тягостны они.

Я знаю: век уж мой измерен…

Прелестно высказался добрый мой приятель, не правда ли? Век уж мой измерен… Когда я вспоминаю свои годы, на душе появляется сладкая грусть. Как хочется обнять всех, кто не рядом, сказать слова любви тем, кому не успел.

Моя жизнь была наполнена столькими приятными событиями с самого раннего детства…

На сцену выходит няня Александра Сергеевича – Арина Родионовна.

Кладёт руку на плечо Александра.

А. Р.: Здравствуй, мой милый кудрявый ангелочек. Как ты тут? Как поживаешь? Я по тебе скучала.

А. С.: Здравствуй, матушка. Я тоже по тебе скучал. С щемящей тоской в груди вспоминаю я наши дни, проведённые вместе, и то, как ты читала мне сказки. Знаешь, я ведь до сих пор безумно люблю их. Няня, спасибо тебе за твою безграничную любовь, за заботу.

Включается фоновая музыка. А. С. читает стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Няня уходит со сцены.

А. С.: Ах, как я полюбил сказки! Я хотел ими наполнить жизнь детей, чтобы фольклор проник в их юные души и наполнил светом весь мир! И я верю… Нет, я уверен, что в будущем дети будут их читать и любить! Ведь детская душа – это самый чистый в мире сосуд, который мы наполняем тем, что даём этому миру.

Инсценировка учащимися «Сказки о рыбаке и рыбке».

На сцену выбегают друзья А. С.: Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг.

Пущин: Сашка, пойдём к нам! Мы с ребятами сейчас идём гулять в сад.

Дельвиг: Да, француз, побежали! Сейчас мы сядем и будем писать смешные эпиграммы на наших учеников.

Товарищи убегают со сцены.

А. С.: Ах, Царскосельский лицей… Сколько там было прожито, сколько было пройдено. Мои друзья, первые, настоящие, появились как раз в моей жизни именно в это время! И этот период своей жизни я сохраню в своей памяти навсегда.

Выходит чтец с прочтением стихотворения «В начале жизни помню школу я…»

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья;

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса,
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров.

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.

Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —

Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой —
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал —
Волшебный демон — лживый, по прекрасный,

Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось — холод
Бежал по мне и кудри подымал.

Безвестных наслаждений темный голод
Меня терзал. Уныние и лень
Меня сковали — тщетно был я молод.

Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый — всё кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.

Уходит чтец. Мимо А. С. проходят юные девушки, смеясь и улыбаясь.

А. С.: Милые дамы…Вы – наша радость очей, ваш голос – услада для ушей… Женщины всегда пленили меня своим изяществом, свой нежностью, робостью… Моя поэзия всегда помогала отразить мне душевные мои порывы, открыть вам мои чувства! И счастлив я, что в моей жизни я встречал множество великолепных и красивых дам…

Выступление ученицы с исполнением романса «Я помню чудное мгновенье…»

А. С.: Ах, девушки… Пленив однажды, вы не отпускаете нас до конца жизни… А ведь хочется сказать красивое выражение «Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей…». И так и есть. Как же часто мы ошибаемся, не видим ваших чувств, не обращаемся свой взор на ваши очи! А после, всё осознав, страдаем и мучимся от безответной любви…

Звучит музыка. Выходят два чтеца. Вначале ученица читает письмо Татьяны к Онегину, после Онегин читает письмо к Татьяне. Оба изначально повёрнуты друг к другу спинами. После каждый во время прочтения своей части поворачивается к адресату лицом.

А. С. : Но, признаюсь, милые мои, любил я лишь однажды. Именно эта женщина изменила мой мир, изменила меня, изменила всё вокруг! Она подарила мне прекрасных четверых детей, и все дни, проведённые с ней, я считаю лучшими в своей жизни!

На сцену выходит Наталья Гончарова с детьми. Все они обнимают Пушкина. А. С. становится на одно колено перед женой, берёт её руку и читает стихотворение «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

На сцену выходят все друзья и близкие Пушкина.

А. С.: Друзья мои, я жив! Я жив в ваших душах! Уже больше двухсот лет вы читаете мои произведения, цитируете мои стихи, преклоняетесь перед моим талантом. Спасибо вам! Вы – моя награда за труды. Вы – моя опора и вера в себя.

Все участники стоят на сцене. Перед ними становится чтец с исполнением стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

Чтец: Значение творчества Александра Сергеевича Пушкина в истории русской литературы трудно описать словами. Хочется сказать: Александр Сергеевич – солнце русской поэзии. Его стихотворения, рассказы, повести – наше сокровище. И наш литературный вечер в честь празднования 225-ти летия со дня рождения великого поэта и писателя – тому доказательство. Мы всегда будем помнить и чтить творчество Александра Сергеевича Пушкина. Спасибо Вам за всё!

Поклон.