Сценарий мероприятия посвященное дню музыки.
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием музыкальных инструментов.
Развивать творческие способности учащихся.
Привлекать детей к участию во внешкольных
мероприятиях.
Ход мероприятия
Слайд.
Добрый день, коллеги и учащийся! Я рада видеть вас в нашем замечательном зале! Ребята, вы знаете, что 1 октября весь мир отмечает международный день музыки. Сегодня я хочу вам рассказать об этом дне. 1 октября в 1975 году по решению ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, а его инициатором стал знаменитый композитор, классик 20 века Д.Д. Шостакович.
Слайд.
День музыки – это профессиональный праздник для всех музыкантов, композиторов, певцов, но также это и праздник для всех любителей и ценителей одной из важнейших составляющих нашей жизни – музыки. Во всем мире ежегодно он отмечается большими концертными программами.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка всегда была и будет величайшим искусством, достойным восхищения и преклонения
Д.Д. Шостакович, когда обратился к международной общественности с письмом, говорил, что «главное – музыка открывает человеку новые миры и выполняет благородную миссию объединения людей». А знаете ли вы, что музыкальный язык – это единственный на земле международный язык, его понимают все музыканты мира. А музыка, не нуждаясь в переводе, понятна всем народам, несмотря на национальные и культурные различия.
Международный день музыки стали отмечать в XX веке. Но с музыкой человечество знакомо с давних времен. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Люди подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением.
И сейчас, я вам предлагаю, создать музыку первобытного человека:
Работа по картинкам. Нужно будет повторить движения по картинкам (Протопать и прохлопать) Итак, начинаем Слайд.
Первые музыкальные произведения появились много-много лет назад. Они были просты, примитивны и чаще всего просто сопровождали какие-то трудовые действия. Позже появилась нотная грамота.
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский, живший в 990-1160 года нашей эры.
Слайд.
Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему нот.
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась и сохраняется до наших дней.
В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, остался без изменений. А вы ребята, знакомы с нотами?
Предлагаю Вам, на картинках найти спрятанные ноты и назвать их.
Слайд.
1. Карета-Ре. 2.Домик-До, Ми. 3. Фасоль-Фа, Соль. 4. Помидор-Ми, До.
5. Такси-Си. 6. Земляника- Ля. 7. Арфа-Фа. 8. Сирень-Си, Ре.
Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» — так сказал известный детский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.
И теперь, ребята, предлагаю вам, музыкальные загадки.
Загадки.
1.Вверху петля, внизу крючок,
Стою в начале нотных строк.
Отвечайте – ка, друзья, догадались вы, кто я? (Скрипичный ключ ).
2. Семь ребят на лесенке. Заиграли песенки. (Ноты)
3. Веселятся музыканты. Улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем,
Называется... (мажор).
4. Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
Этот лад ужасно грустный,
Называется... (минор).
5. Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют. (Ноты).
6. Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка).
7.В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Если это повторять, начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.
Не рояль и не тромбон. Это что? (аккордеон).
8. У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш...(баян).
9.Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).
10. Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара шестиструнная.)
11. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках).
Все молодцы, отвечали дружно, главное правильно.
А ученик музыкального класса «Тоника» Ярослав исполнит на аккордеоне «Во кузнице» р.н.п.
Слайд.
Музыка – это, настоящее чудо, подаренное человеку богом. Музыкой можно выразить все чувства и эмоции, которые мы испытываем, чувствуем.
А сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое к международному дню музыки, хочется завершить стихотворением «Волшебница музыка».
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА.
(Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова).
У старика спросил поэт:
– Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
– Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
Спасибо, за внимание!