Сценарий

музыкально-поэтической программы

из цикла «Декабрьские вечера» (2012 год)

«Вальс, вальс, вальс»

Гасится свет. Звучит тихо фоновая музыка.

Голос за сценой

Звуки вальса тихонько коснулись души, 
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши, 
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Звучит Вальс Е. Доги «Граммофон». Под музыку кружится в вальсе пара.

Ведущая: Вальс! Вальс! Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже танцуют, но звучит он постоянно.
Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.
Сколько написано – в прошлом веке и в нашем – вальсов, быстрых и медленных, увлекательных и мечтательно-томных.

И те, кто создавал вальс, и те, кто танцевал его, не подозревали, что этому бесхитростному и веселому жанру уготована прекрасная и долгая судьба.

М. Глинка Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Исполняют Вера Игнатенко, Вера Пашкова

Ведущая: Вальс – один из наиболее выразительных, поэтических танцев. Выдающиеся образцы вальсов создали композиторы разных стран. У одного только Франца Шуберта сохранилось свыше 250-ти произведений этого жанра. И хотя он часто писал их только для танцев, для развлечения друзей, шубертовские вальсы стали камерными фортепианными миниатюрами, полными глубокой прелести, простоты и человечности.

Ф. Шуберт Вальс си минор

Исполняет Марина Петрик

Ведущая: Традиции Шуберта продолжил Роберт Шуман, Иоганес Брамс, Фридерик Шопен. Вальсы польского композитора Фридерика Шопена - это очаровательные концертные пьесы. Каждый из них – то живая картинка родной польской природы, то женский портрет, то воспоминание о юности, то сцена из жизни.

Шопен, ты словно море выплаканных слез,

Круженье, виражи и игры над волной

Воздушных бабочек, стремительных стрекоз,

мечтай, люби, баюкай, успокой.

Ф. Шопен Вальс cis-moll

Исполняет Вера Пашкова

Ведущая: Вальсу отдали дань многие композиторы-классики. Однако королем вальсов назвали лишь австрийского композитора - Иоганна Штрауса.

Пожалуй, трудно было бы найти в конце 19 века человека, который не напевал бы в иные минуты какую-нибудь из мелодий штраусовских вальсов, поведавших миру о ласковом «Голубом Дунае», о чудесных «Сказках Венского леса» и о многом, многом другом… Вальсы Штрауса- это любимая миллионами музыка, живущая до сих пор среди нас, музыка, заставляющая сверкать наши души.

Попурри на вальсы И. Штрауса

Исполняют Екатерина Скрипченко

Концертмейстер Наталья Бакшутова

Ведущая: Не менее любим и популярен вальс был и в России. Он был любимцем русских балов. Немало страниц посвящают магии вальса русские поэты, писатели.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный

Чета мелькает за четой…… - писал о вальсе Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Сцена бала встречается чуть ли не в каждом произведении русской литературы XIX века. Евгений Онегин увлекает юную Ольгу именно вальсом. Поэтические слова, посвященные этому танцу, произносит героиня драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

Первый бал Наташи Ростовой и, первый танец – вальс!

Звучит Вальс из оперы «Война и мир» (запись)

Монолог Наташи Ростовой «Что за прелесть эти балы…» ( на фоне музыки)

Ах, что за прелесть эти балы! Освещенные залы, музыка, цветы, танцы! Входя сюда, я сразу вспомнила, как держать себя на балу, и постаралась принять ту величественную манеру, которую считала необходимой для девушки. Я шла, замирая от волнения, стараясь всеми силами не показаться смешной. А вокруг тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Ах, как хорошо, думала я, когда оркестр заиграл вальс. И вдруг вышли вперед первые танцующие пары.

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а если и смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!» Нет, это не может быть!—думала я. — Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

Выходит молодой человек, приглашает Наташу на вальс (музыка громко)

Стихотворение Фета «Бал» (На фоне музыки)

Ф. Крейслер «Муки любви»

Исполняют Екатерина Скрипченко

Концертмейстер Наталья Бакшутова

Ведущая: Чудесные вальсы из опер, симфоний, балетов - это уже участники действия с яркими характеристиками героев. Высокие образцы мы имеем в балетах П. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», А. Глазунова «Раймонда» и многие другие. Это – сложные музыкальные пьесы, бесконечно раздвинувшие возможности самого танца.

«Медленно падая, тают прозрачные звуки

Времени грань превратилась давно уже в пыль.

Нет в этом зале печали, тоски и разлуки,

Есть только вальс – и любовь в нем прекрасная быль».

И. Гаврилин Вальс из балета «Анюта»

Исполняют Вера Игнатенко, Вера Пашкова

Ведущая: В музыке симфонической и фортепианной становится важной уже не самая танцевальность вальса, а возможность передать через него богатый душевный мир. показать безграничное число тончайших оттенков чувств, которые только можно в нем воплотить.

Мы слушаем вальс, и нам начинает казаться, что кто-то рассказывает, может быть, о зарождающейся любви, а может быть, о прекрасной природе. Так или иначе, но вальс прекрасен, изящен, лиричен, грациозен.

Ф. Крейслер «Прекрасный розмарин»

Исполняют Екатерина Скрипченко

Концертмейстер Наталья Бакшутова

Ведущий: Множество русских романсов написано в ритме вальса. Вальс-романс – это особый салонный жанр. Именно в России композиторы-любители и профессионалы часто использовали вальсовые размеры в романсах, если хотели «нарисовать» женский портрет или выразить чувство-воспоминание. И в наше время этот жанр очень популярен.

Романс «Белой акации гроздья душистые» муз. В. Баснера, сл.

М. Матусовского

Исполняют Руфина и Евгений Бурковы

Ведущий: В России в 19 веке пение романсов, умение не только музицировать, но и сочинять музыкальные произведения являлось неотъемлемой частью дворянского воспитания. И, конечно же, очень любим, был вальс. Большую популярность приобрели два вальса, которые сочинил не композитор, а поэт, драматург и дипломат А.С.Грибоедов. Он был превосходным музыкантом. Два вальса, которые он написал для своей сестры, игравшей на арфе, часто так и называют – «грибоедовские».

А.Грибоедов «Вальс» ми-минор

Исполняет Марина Петрик

Яков Халецкий Стихотворение «Тихая песня»

Исполняет Александр Безруков

Романс «Ночь светла» муз. Шишкина, сл. Языкова

Концертмейстер Вера Игнатенко

Ведущий: Вальс, как талантливый актер, каждый раз выступает в новом обличье. То он в скромном «платье» романса, а то - оделся в пышный «симфонический наряд» и стал развернутой симфонической пьесой.

А сколько прекрасных вальсов появилось благодаря произведениям русской классической литературы.

Вальс к драме Лермонтова «Маскарад» давно уже перешагнул пределы драм атической сцены и звучит теперь в концертных залах едва ли не всего мира.

Что-то демоническое, властное, и, в то же время - загадочно-прекрасное заключено в этой музыке. Трудно представить себе музыку, более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова.

А. Хачатурян Вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад»

Исполняют Екатерина Скрипченко

Концертмейстер Наталья Бакшутова

Ведущий: В России кроме вальсов-романсов одним из популярнейших жанров стал вальс-песня, как у венцев – вальс-танец.

Какая эмоциональная сила должна быть заключена в ритме вальса, чтобы в трагические дни войны приносить радость уставшим людям. Очень популярны были песни-вальсы - «В землянке», «В лесу прифронтовом» и многие-многие другие.

А как прекрасна была традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть этим концертам придавали старинные русские вальсы. Эти вальсы отличаются лирическим настроением и воспринимаются в наши дни как музыка, навевающая грусть о давно прошедшем.

«Воспоминания об офицерском вальсе» муз В. Барабаш, сл. Повного

Ведущий: Жанр мюзет для многих является синонимом Парижа, концентрированным выражением «парижского образа жизни». И эмблемой жанра мюзет становится Вальс. Он сделал музыку мюзет популярной, наполняющей новой радостью жизнь французов.

Ностальгические песни времен «нежной Франции» 30-х годов продолжают трогать нас до сих пор.

В небо Парижа
песенка птицей взвилась…
В сердце простого парня она родилась.
И под парижским небом
влюбленных шаги слышны,
Песня им навевает счастливые сны.

Юбер Жиро Вальс «Под небом Парижа»

Исполняет Семен Заруба

«Это было недавно, это было давно»

муз. В. Баснера, сл. В. Матусовского

Исполняет Анатолий Головлев

Ведущий: Да, вальс живет!

Пусть проходят года,
Всё равно, никогда
Не состарится Вальс!

– так утверждают авторы популярной песни. И хотя сейчас он живет больше в музыке, в песне, музыка словно разделяет нашу радость и грусть, с нами она плачет и смеётся, и потому вальс бессмертен и вечно юный!

И. Штраус Вальс «Венская кровь»

Исполняют Екатерина Скрипченко, Юлия Попихина

Концертмейстер Наталья Бакшутова

Под исполняемую музыку кружатся в танце дети. Ближе к заключению с двух сторон выходят участники концерта.