* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

«Индивидуальный маршрут как способ преодоления профессиональных затруднений или собираем «дорожный» рюкзак начинающего учителя»

Бердникова Е.Г., заместитель директора по УВР р.п. Ильиногорск, Володарского района, Нижегородской области

Дата проведения: 23 сентября 2022 года

Место проведения: р.п. Ильиногорск

Время проведения: 14.00

Цель мероприятия: разработать индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога, как средство развития их профессиональных компетенций.

Оборудование и материалы: мультимедийный комплекс, нормативно-правовые документы, раздаточный материал, 5 столиков.

Ведущий: Добрый день, уважаемые молодые педагоги! Мы рады вас приветствовать в нашей школе и благодарим всех вас за то, что вы уделили время и прошли анкетирование для молодых педагогов. Мы проанализировали результаты анкетирования и выявили, что основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности являются:

Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке

Поддержание дисциплины

Создание положительной мотивации к учебной деятельности

Индивидуальная беседа с родителями ученика по поводу дисциплины и успеваемости

Вопрос 3

1. Постановка учебных задач на уроке

2. Выделение главного, существенного в содержании урока

3. Рациональное распределение времени на уроке

4. Выбор структуры урока, рациональной последовательности основных этапов урока

5. Учёт индивидуальных способностей, особенностей конкретного класса при планировании задач урока, их реализации

6. Дифференцированный подход к учащимся

7. Отбор содержания учебного материала, необходимого для реализации задач урока

8. Выбор форм обучения (коллективных, групповых, индивидуальных)

Ведущий: Коллеги, для того чтобы наметить пути решения поставленных проблем мы совершим «виртуальную поездку» на скоростном поезде «Образование» и наполним свои рюкзачки полезной и необходимой информацией для вашей работы.

Станция 1. Нормативно-правовая.

Вопросы?

Скажите для чего педагогу необходимо знать нормативно-правовую документацию,

регламентирующую образовательную деятельность?

Назовите основные нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в РФ?

Предлагаю поработать с нормативными документами.

Группа 1. ФЗ об образовании в РФ N 273

Ответьте на вопросы:

В соответствии с какими документами в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования?

(статья 5

п.3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 321-ФЗ)

)

Перечислите кратко,

в порядке перечисления, что относится к компетенциям образовательной организации

(статья 28)

За что несут ответственность родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, предусмотренную законодательством Российской Федерации?

(статья 44

п.6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

)

Группа 2. Стандарты НОО

совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

- Какие разделы включает ООП НОО?

Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися программы, НО, система оценки достижения планируемых результатов освоения программы НОО; содержательный (рабочая программа учебных предметов, программа формирования УУД, программа воспитания); организационный (учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, характеристика условий) (п.29)

- На основании чего разрабатываются рабочие программы? (п. 31.1 на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального общего образования)

- Какова структура рабочих программа?

п. 31.1 содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами

Группа 3. Стандарты ООО

- К чему ФГОС ООО предъявляет требования?

(п.6 требования к структуре программ основного общего образования (в том числе соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации программ основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; 3) результатам освоения программ основного общего образования)

- На основе какого подхода реализуется единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования ФГОС?

(п. 4 системно-деятельностный подход)

- Что должна включать система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

(31.3. должна включать описание организации и содержания: промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся)

Группа 4 Стандарты СОО

- Какие требования устанавливает ФГОС СОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы? (личностные, метапредметные, предметные на базовом и углубленном уровнях)

- Учебный план среднего общего образования предусматривает обязательное изучение учебных предметов на базовом или углубленном уровне. Назовите эти предметы.

- На основании чего возможно изучение родного языка, родной литературы и второго иностранного языка.

Группа 5 СанПиНы

- Укажите объем максимально допустимой нагрузки в течение дня обучающихся 1-11 классов.

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю

- 5 уроков, за счет урока физической культуры,

для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за

счет урока физической культуры,

для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков,

Не удается отобразить связанный рисунок. Возможно, этот файл был перемещен, переименован или удален. Убедитесь, что ссылка указывает на правильный файл и верное размещение.

Не удается отобразить связанный рисунок. Возможно, этот файл был перемещен, переименован или удален. Убедитесь, что ссылка указывает на правильный файл и верное размещение.

для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков

- Какие необходимо соблюдать требования при обучении первоклассников?

Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,

обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут

каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае -по 4 урока в день по 40 минут каждый,

в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не

менее 40 минут,

предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей

четверти при четвертном режиме обучения. Возможна организация

дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

- Какой перерыв необходимо организовывать между учебными и факультативными занятиями? (не менее 20 минут)

Ведущий. Спасибо коллеги за работу, складываем все полезные наработки в рюкзак. Едем дальше. Следующая станция «Организационно-методическая»

Методическая деятельность – это совокупность действий, направленных на получение, разработку, систематизацию, распространение методических знаний. Методическая деятельность направлена на непрерывное совершенствование профессионального, педагогического мастерства и организацию повышения квалификации учителей в целях улучшения образовательной деятельности.

Возвращаемся к выявленным проблемам, на основе проведенного анкетирования, молодые педагоги отмечают проблемы в выборе структуры урока, рациональной последовательности основных этапов урока, учёта индивидуальных способностей, особенностей конкретного класса при планировании задач урока, их реализации и другие.

- Что такое урок?

Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом.

- Что обязательно должен включать урок? (структура, содержание, средства, ФОУД)

Предлагаю выполнить задание. У вас на столе карточки с методической терминологий

Группа 1. Выделите типы уроков в контексте ФГОС.

Урок «открытия нового знания» (ОНЗ)

Урок рефлексии

Урок методологической направленности

Урок развивающего контроля

Группа 2. Выделите этапы современного урока в контексте ФГОС и этапы проектной деятельности.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Этап выявления места и причины затруднения.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Этап реализации построенного проекта.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Группа 3. Выделите методы обучения.

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративный;

проблемный;

частично-поисковый;

исследовательский;

Группа 4. Выделите формы организации учебных и внеурочных занятий.

Экскурсия

Викторина

Конференция Лекция

Зачет

Игра и др.

Группа 5. Выделите формы организации учебной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Групповая

Приложение 3.

Ведущий. Уважаемые педагоги вы отлично потрудились, отлично показали свои теоретические знания, поглубже их закладывайте в рюкзак. А сейчас мы вам предлагаем порешать педагогические кейсы и заодно проверим как вы умеете решать практические задачи.

Станция «Психолого-педагогическая»

Группы выполняют задания по решению педагогических ситуаций. Приложение 4.

Вы молодцы! Отлично справились! Мы прибываем на конечную станцию «Тренинговая»

Трениро́вка (тре́нинг) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Проводится тренинг, направленный на выход педагогов из зоны тревожности, на умение решать конфликты и самоорганизовываться.

Ведущий задает вопросы.

Коллеги, все ли было сегодня понятно?

Полезно ли было данное мероприятие?

Над чем вам необходимо работать?

Что вы должны изучить, что повысить свою профессиональную компетентность?

Приложение 1

1. Что для вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности? *

Неожиданное посещение урока завучем или директором

Разговор с завучем или директором по поводу возникающих проблем

Знакомство с родителями учеников

Проведение родительского собрания

Индивидуальная беседа с родителями ученика по поводу дисциплины и успеваемости

Взаимодействие с учениками (установление оптимальной дистанции)

Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке

Применение порицания и наказания по отношению к ученикам

Переживание из-за неуверенности в уровне своей профессиональной подготовке

2. Какие виды деятельности вызывают наибольшие затруднения у вас? *

Поддержание дисциплины

Ведение документации

Подготовка к урокам

Взаимодействие с родителями

Ведение воспитательной работы

Проведение уроков

Взаимодействие с администрацией

Взаимодействие с коллегами

Взаимодействие с учениками

Затруднений не испытываю

3. Возникают ли у вас затруднения в профессиональной деятельности по следующим направлениям?*

Есть задруднения

Нет затруднений

Затрудняюсь ответить

1. Постановка учебных задач на уроке

2. Выделение главного, существенного в содержании урока

3. Рациональное распределение времени на уроке

4. Выбор структуры урока, рациональной последовательности основных этапов урока

5. Учёт индивидуальных способностей, особенностей конкретного класса при планировании задач урока, их реализации

6. Дифференцированный подход к учащимся

7. Отбор содержания учебного материала, необходимого для реализации задач урока

8. Выбор форм обучения (коллективных, групповых, индивидуальных)

9. Анализ урока с точки зрения достижения цели, конечных результатов

10. Выделение организационных форм диагностической работы с обучающимися (беседа, наблюдение. анкетирование, тестирование и другие формы)

11. Создание положительной мотивации к учебной деятельности (через систему оценок, профориентационную работу с родителями, внеклассную работы)

12. Создание комфортного микроклимата на уроке

4. Нуждаетесь ли вы в методической помощи со стороны администрации и более опытных педагогов?*

Если нуждаетесь, то укажите в какой именно в поле "Другое"

Нет

Другое:

5. Удовлетворены ли вы условиями труда учителя в школе?*

Совершенно удовлетворён

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

6. Что является источником повышения вашего профессионального уровня?*

Изучение методической литературы, учебных пособий

Изучение учебников по специальности или преподаваемым предметам

Изучение научно-педагогических журналов

Изучение научных статей в сети Интернет

Изучение электронных учебников и книг

Приложение 2

Иерархия документов

Конституция Российской Федерации (ст.43)

Федеральные законы РФ и Законы РФ

 Постановления и распоряжения Правительства РФ

 Приказы и Письма Министерства образования и науки РФ

 Приказы других Министерств и ведомств

 СанПиНы

 Федеральные государственные образовательные стандарты

 Региональные документы

Муниципальные документы

Документы ОО

Основные нормативно-правовые документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 14 января 2021 г. № Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных

Реализация требований, обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта “Цифровая образовательная среда” национального проекта “Образование”»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2021 №396 «О создании федеральной государственной информационной системы

Минпросвещения России “Моя школа”» – https://rulaws.ru/acts/PrikazMinprosvescheniya-Rossii-ot-30.06.2021-N-396/;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» –

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» – https://docs.cntd.ru/document/350030387;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,

Реализация требований, обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254»

Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания” –

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи» –

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”»

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 18.03.2022 г. № 1/22

Примерные рабочие программы по учебным предметам основного общего образования, протоколы федерального учебно-методического объединения по общему образованию –

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 г. № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году»;

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2021 г. № ТВ-1968/04 «О направлении методических рекомендаций» –

Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях –

Письмо Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2021 г.№ ТВ-1968/04 «О направлении методических рекомендаций» .

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 г. № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21.12.2021 № 03-2195 «О направлении материалов»;

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2021 г. № 03-1420 «Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”»;

О направлении инструктивного письма об осуществлении исторического просвещения обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 25.07.2022 Сл-316-592-512209/22.

Приложение 3

Типология уроков

Типы уроков по ФГОС в контексте системно-деятельностного подхода

Типы уроков (старая формулировка)

Урок «открытия нового знания» (ОНЗ)

Урок изучения нового знания

Урок рефлексии

Урок совершенствования ЗУН, урок закрепления ЗУН

Урок методологической направленности

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок развивающего контроля

Урок контроля ЗУН, урок коррекции ЗУН

1.Урок открытия нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

№ этапа

Этапы урока «открытия нового знания»

Цель этапа

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности (включение уч-ся в деятельность)

2.

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

5

Этап реализации построенного проекта.

построение нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План, применение нового знание в типовых заданиях.

8

Этап включения в систему знаний и повторения.

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

2. Урок отработки умений и рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

№ этапа

Этапы урока рефлексии

Цель этапа

1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

осознание уч-ся потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

5

Этап реализации построенного проекта

осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

6

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

8

.Этап включения в систему знаний и повторения.

применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

*интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План.

3. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

4 Урок развивающего контроля (проводится 2 урока)

№ этапа

Этапы урока рефлексии

Цель этапа

Деятельность

1 урок Проведение контрольной работы

1

Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Учитель

определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в этап, установить тематические рамки, форму, процедуру, предъявить критерии оценки

2

Этап актуализации и пробного учебного действия;

подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Учитель

1.организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;
2. организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
3. предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

2 урок Анализ контрольной работы

3

Этап локализации индивидуальных затруднений;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

4

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учащиеся

1.Формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
2 Выбирают способ (как?) и средства помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5

Этап реализации построенного проекта

осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Учащийся

-Самостоятельно исправляет ошибки (в случае затруднения обращается к эталону)

-Придумывают самостоятельно аналогичные задания.

У кого нет ошибок выступают в качестве консультанта или выполняют задания творческого уровня

6

Этап обобщения затруднений во внешней речи;

закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Учащиеся (фронтально)

Обсуждают типовые ошибки, проговаривают правила, алгоритмы, способы действия ит.п., вызвавшие затруднения

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Учащиеся

-Выполняют самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
-проводят самопроверку своих работ по готовому образцу;
-фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

8

Этап решения заданий творческого уровня;

применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов

Учащиеся
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
-выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта

9

рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Учащийся

анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

Организация проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО. Технология проекта

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов. 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Как педагогическая технология метод проектов представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Проблемы, с которыми сталкиваются учителя при организации проектной деятельности:

Что такое учебный проект?

Как выбрать тему проекта?

Каковы этапы проектной деятельности?

Как организовать работу над проектом?

Как правильно оформить презентацию проекта?

Тема должна представлять интерес для ученика!

1) Предлагаем какую-либо проблему в самых общих чертах и даем ученикам возможность обсудить ее и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

2) Можно предложить собирать разную информацию по общей теме.

Порядок действий:

1. Знакомство класса с общей темой (разделом учебника).

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор темы проекта.

5. Выбор проектного продукта.

Важно! При выборе направления работы учитель не только предлагает много подтем, но и подсказывает, как они могут сами их сформулировать.

Требования к формулировке темы (названия) проекта

в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;

название должно выражать главную идею;

название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;

название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Проект предполагает определенные этапы работы. Проект – это  “пять П”:

проблема,

проектирование (планирование),

поиск информации,

продукт,

презентация.

Рассмотрим каждый из представленных этапов.

Этап 1.
Подготовка

Определение темы, целей проекта и конечного продукта.

Этап 2.
Планирование (проектирование)

Уточнение количества участников.

Формирование групп.

Распределение обязанностей.

Определение источников информации.

Ознакомление с критериями оценки результатов.

Составление оптимального плана работы.

Этап 3.
Поиск информации (реализация проекта)

Сбор и обработка информации.

Решение возникающих вопросов и проблем.

Корректирование планирования (при необходимости).

Оформление документации проекта.

Этап 4.
Продукт (Выводы)

Анализ информации

Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом,

анализируя информацию. Оформляют проект.

Этап 5.
Презентация проекта

Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии).

Ответы на вопросы.

Интерпретация полученных результатов

Этап №1 Подготовка

Необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?»

Содержание проекта должно быть ориентировано на интересы и жизненную ситуацию учеников.

В коллективном проекте перед учителем стоят следующие задачи:

1) собрать различные идеи учащихся;

2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;

3) поддержать (или  тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

4)  использовать технологический прием «мозговой штурм» для выявления идей.

Правила «мозгового штурма

1) принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей;

2) приветствуется свободный полет фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи;

3) идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей;

4) нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей;

5) необходимо записывать все идеи;

6) отбор лучшего решения.

Этап заканчивается формулированием:

Темы 

(что мы будем делать?)

Цели 

(для чего мы  будем это делать?)

Задач проекта 

(как мы будем это делать?)

Определением проектного продукта 

(что должно получиться в результате?)

Этап №2 Планирование

Важнейшим метапредметным результатом освоения ООП является умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Алгоритм планирования работы над проектом:

Шаг 1. Зачем мы это делаем? (Формулирование проблемы и цели проекта)

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта)

Шаг 3. Кто это будет делать? (Формирование групп, назначение ответственных)

Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? Что еще необходимо? (Выявление имеющихся и необходимых ресурсов)

Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Основные  этапы работы)

Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы)

Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы)

На этапе планирования происходит:

Уточнение количества участников.

Формирование групп.

Распределение обязанностей.

Определение источников информации.

Ознакомление с критериями оценки результатов.

Составление оптимального плана работы.

Этап №3 Поиск информации (реализация проекта)

Важнейшая задача учителя на данном этапе грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности. На данном этапе происходит:

Сбор и обработка информации.

Решение возникающих вопросов и проблем.

Корректирование планирования (при необходимости).

Этап №4 Продукт

На данном этапе происходит:

1. Анализ информации.

2. Формулирование выводов.

3. Оформление проекта, продукта, ради которого создавался данный проект.

Этап №5 (презентация проекта)

Основная задача этого этапа – представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы.

Формы презентации:

Устное сообщение на уроке;

Публичная защита проекта;

Театрализованное представление;

Демонстрация видеофильма;

Презентация веб-сайта и др.

Примерный план устного сообщения представлен на слайде.

В процессе презентации учащиеся должны продемонстрировать:

Понимание цели и задач проекта;

Умение представить работу над проектом в устном сообщении;

Умение аргументировать выбор способов путей решения проблемы;

Умение проводить анализ проделанной работы.

В завершение работы над проектом обучающимся следует провести рефлексию.

Вопросы для обсуждения проекта:

Что было самым трудным в работе над проектом?

Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали?

Можно ли считать проблему решенной?

Чем работа в конце проекта отличалась от работы в его начале?

Что нуждается в доработке?

Чего вы до сих пор не понимаете?

В чем вы стали более уверенны?

Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: Times New Roman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (на титульном номер не ставить).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставится.

1. Титульный лист

Титульный лист - является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова тема; и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова год).

2. Оглавление

В нём приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

3. Введение

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы. Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить, выявить и т.п.)

4. Главы основной части

Теоретическая

В первой главе проекта (начало исследования) рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме (исторические сведения, современное состояние, анализ рынка, звездочка обдумывания и др.).

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев.

Практическая часть проекта

В ней необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Оценочная

Далее необходимо рассмотреть оценки проекта. Представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. Не злоупотреблять перепечаткой или копированием информации из различных источников. Обязательно делать выводы о том, как эта информация пригодилась проектанту в работе.

5. Заключение

Краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач. В заключении последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

6. Библиографический список использованной литературы

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

7. Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня мы, учителя, должны создать все условия для развития проектного мышления для успешного будущего наших учеников.

Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.      В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".      В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

лекция;

беседа;

рассказ;

инструктаж;

демонстрация;

упражнения;

решение задач;

работа с книгой;

по источнику получения знаний:

словесные;

наглядные:

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

использование технических средств;

просмотр кино- и телепрограмм;

практические:

практические задания;

тренинги;

деловые игры;

анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частично

-

поисковый;

исследовательский;

по логичности подхода:

индуктивный;

дедуктивный;

аналитический;

синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

частично

-

поисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения- метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения- метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного изложения в обучении- метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Исследовательский метод обучения- метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

     Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактическая техника;

учебно-наглядные пособия;

технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

компьютерные классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Приложение 4

Ситуация 1

Начинающая учительница с первого дня работы в школе почувствовала нехватку времени на проводимых ею уроках. Ни один из её уроков не заканчивался вовремя и всегда оставался материал, который необходимо было отработать на уроке. Каждый раз дети задерживались на перемене и даже опаздывали в столовую на завтрак и обед. Со стороны родителей и педагогов учительница не раз получала замечания.

Какие возможные действия учительницы в этой ситуации?

Алгоритм анализа

Описание ситуации

Объяснение

Педагогическая оценка

Решение

Предвидение

Ситуация 2

В одном из 8 классов школы был учащийся, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одному молодому педагогу. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван.

Алгоритм анализа

Описание ситуации

Объяснение

Педагогическая оценка

Решение

Предвидение

Ситуация 3

Педагог с двумя родителями вывезли восьмиклассников за город, в лес. Сначала ребята бегали, кричали, бросались шишками и ветками. Потом сели, положив головы на рюкзаки и сумки, и замолчали. Делать что-либо, двигаться, говорить им уже не хотелось. Разжигать костёр, готовить еду, ставить палатки они отказались, сославшись на усталость. Всё это пришлось делать трём сопровождавшим их взрослым. Вернувшись, они жаловались на скуку и бесполезно потерянное время. Что нужно было делать, чтобы расшевелить их, чем заинтересовать?

Алгоритм анализа

Описание ситуации

Объяснение

Педагогическая оценка

Решение

Предвидение

Ситуация 4

Одна из учащихся, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с педагогами. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на замечания педагога даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу педагога выйти из класса (аудитории), Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение педагога привело его к решению прекратить занятие, а потом оставить весь класс (группу) после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят

Алгоритм анализа

Описание ситуации

Объяснение

Педагогическая оценка

Решение

Предвидение

Ситуация 5

В классе шум, грязь, ученики к уроку не готовы.

– Садитесь, садитесь. Сходите, пожалуйста, в учительскую, возьмите там карты на шкафу, – обращается учитель к классу. Бросаются к выходу несколько мальчишек.

– Куда, куда! Пойдет один кто-нибудь, да поскорей.

– Можно мы вдвоем? – выкрикивает ученик с места.

– Ну, хорошо, только быстрее.

– И я с ними? – еще один ученик с места.

– Нет! Я сказал: пойдут двое!

– Вы же сказали, пойдет один? – сказал обиженно мальчик, вставший третьим.

– Что? Ах, да... Что у вас там? Прекратите шум. Шум продолжаясь, нарастает.

– И почему у вас всегда учебники открыты? Что это за мода такая? Вопрос такой: когда и как образовалось Древнерусское государство и причины его возникновения. Петров! Сейчас же оставь его! – ученику, затеявшему возню с соседом по парте.

– Это не я! – с места кричит Петров.

Алгоритм анализа

Описание ситуации

Объяснение

Педагогическая оценка

Решение

Предвидение

Мотивация

Актуализация и фиксирование затруднения

Выявления причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация проекта

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторения

Рефлексия

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Групповая

Урок открытия

нового знания

Урок рефлексии

Урок методологической направленности

Урок развивающего контроля

Проектирование

Реализация

Рефлексия и оценка

Экскурсия

Деловая игра

Практикум

Мастерская

Конференция

Лекция

Деловая игра

Викторина

Зачёт

Этапы урока

Формы урока

Этапы ПД

Формы организации УД

Типы уроков

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Проблемное изложение

Эвристический

Исследовательский

Методы изучения

5