Сценарий семейного праздника

«Фольклорное лото»

Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям,сохранение и развитие семейных традиций.

Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о малых фольклорных жанрах, русских народных играх пробуждать интерес к устному народному творчеству , культуре русского народа ,

 организация совместного досуга детей и родителей в классе, творческом объединении.
- активизация творческой деятельности педагогов, осуществляющих сотрудничество с семьей в системе образования;
- формирование банка методических материалов, посвященных вопросам организации сотрудничества с семьей.

Оформление: зал украшен элементами русской избы взятыми из школьного музея нашей школы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь, изделия местных умельцев :ковры -самотканный, дорожки, варежки, полотенца вышитые. Кубик -рубик с цветными сторонами. Каждый цвет означает один из малых фольклорных жанров.

До начала праздника звучат русские народные песни.

Фонограмма: деревенской жизни.

Открытое внеклассное мероприятие «Фольклорные лото».

Тематическое направление: духовное и нравственное

Актуальность:  Методическая разработка включает в себя цель, задачи,  планируемые результаты. 

      Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с православными традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники – это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

        Большую роль играет духовное и нравственное воспитание в формировании личности младшего школьника. Фольклор является комплексным средством воспитания школьников. Воспитательное мероприятие – это одна из организационных форм, которую классный руководитель широко использует  во внеурочной деятельности. Каждое воспитательное мероприятие духовно-нравственной направленности должно накладывать положительный след на эмоциональном фоне ребёнка, оставляя в его душе состояние  праздника. После таких мероприятий у ребёнка должна проснуться потребность к добрым делам и красивым поступкам.

Познавательная цельРасширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.

Образовательные задачи:

- ознакомить детей с русским народным обычаем наших предков;

- научить понимать русские традиции гостеприимства;

- дать детям представление о жизни и быте своего народа в старину;

- создать доброжелательную, веселую атмосферу.

Воспитательная цельВоспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма;

- воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе.

Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к традициям русского народа;

- развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции;

- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм    русского фольклора;

- развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение.

Планируемые результаты

Личностные:

- учиться  определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и  уметь их излагать;

- учиться  наблюдать за происходящим;  

- развитие и формирование личностных деловых  качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений.

Регулятивные:

- принятие установленных правил;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение применять свои знания на практике;

   - адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, интернета, создавать книжки-малышки МФЖ.

Коммуникативные:

- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;

  - использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач.

Форма проведения: Праздник

Педагогические технологии:

- коллективное творческое дело;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровая технология;

- личностно-ориентированная технология.

Методы и приёмы:

- чтение и анализ русских народных пословиц и поговорок;

- отгадывание загадок;

- разучивание подвижных сюжетно-ролевых игр;

- наблюдение;

- элементы театрализации;

- поисковый метод.

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап:

- определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия;

- определение формы, методов и приёмов мероприятия;

- разработка  сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей;

- разучивание русских народных песен, частушек,  пословиц,  поговорок, сюжетно-ролевых игр,

- оформление кабинет к мероприятию;

- репетиции праздника.

Основной этап – праздник «Фольклорное лото».

Заключительный этап.

Вывод:  Внеклассное мероприятие  «Фольклорное лото» соответствовало возрастным особенностям детей  и уровню их развития. Применение игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, коллективное чаепитие, яркие элементы р.н. костюма и особенность обстановки вызывают  положительные эмоции у детей. После таких праздников детям всегда хочется продолжения событий. Повышается уровень воспитанности, мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми.

Участники праздника: обучающиеся школы и их родители.

Праздник «Фольклорное лото»

Хозяин

Хозяйка

Ход праздника:

Хозяин : Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник.

Испокон веков на Руси - матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

Из поколения в поколение передаётся народная мудрость. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы интересуемся своей историей.

Хозяка: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые !

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяин: Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?      (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

Пословица – всем делам помощница.

Без пословицы не проживешь.

Русский народ очень богат пословицами. Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в пословицах о самих пословицах:

Пословица вовек не сломится.

Пословицы ни обойти, ни объехать.

Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»

Хозяйка: а давайте поделимся на команды!

Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

1 команда

пословица

, Всякая

, не, мимо, молвится, дела. 

(Всякая пословица не мимо дела молвится.)

слово –

, Не

, пословица, всякое. 

(Не всякое слово – пословица.)

2 команда

пословица, в, Хороша, лад. 

(Хороша пословица в лад.)

есть, на, пословица, спесь, И, твою. 

(И на твою спесь пословица есть.)

Хозяин: А для этих гостей (показывает на гостей ), званых да почётных, я приготовила игру. Ну-ка, кто из вас пословицы говорить горазд? Туесок я открываю, пословицу достану. Прочитаю поскорей, доскажите веселей.

     Я буду говорить начало пословицы, а вы должны будете её закончить:

Без труда ………………..(не вынешь рыбку из пруда).

Играй, играй……………..(да дело знай).

Пирог на стол - ………….(праздник в дом).

Не красна изба углами,………..(а красна пирогами).

Хозяйка:  Веками не было праздника на Руси без пения и плясок под гармонь, а на селе и сейчас без нее не обходится ни одно радостное событие. Гармонь (или гармоника) – это исконно русский музыкальный инструмент.

ХозяинЭй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Хозйюшка: А гости наши дорогие знают частушки?

Родительские частушки

1. Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать,

Мы не буду сильно топать,

Только будем припевать.

2. Самовар, ты самовар –

Золотая ножка.

Я посеяла горох –

Выросла картошка!

3. Поленился утром Вова,

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

4. Пошла курица в аптеку,

И сказала «Кукареку!

Дайте мыло и духи,

Чтоб любили петухи!»

5. Ой, подружки, мы наденем

Платьице с горошками.

Будем мальчиков любить,

Которые с гармошками.

ХОЗИНА давайте сыграем в игру «Гори, гори ясно». Выходите желающие поиграть с нами

3.Звучит  «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»Дети уходят со сцены на игру и вовлекают в игру зрителей.

[Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него бубен, поднимает его над головой и начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает бубен, делает взмах, будто пытается разделить круг, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной и начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей после слов «Раз, два, три – беги!». Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему схватив бубен, тот и победил, в дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел он» горит». Дети стоящие в кругу «болеют» за понравившегося им игрока. Игра повторяется несколько раз.

Хозяйка: -А я предлагаю игру «Золотые ворота»

Русская народная игра «Золотые ворота»:  Выбираются двое родителей, которые встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки, обозначая ворота. Остальные игроки берут друг друга за руки так, чтобы получилась цепочка.
Все хором напевают слова, а цепочка должна быстро пройти под воротами:
Золотые ворота
Проходите господа!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети и родители, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Хозяин : А теперь -Загадки!

СЛЙАД1

СЛЙАД2

СЛЙАД3

СЛЙАД4

Хозяйка: - Поиграли, повеселились, пришло время в «Фольклорное Лото» поиграть: Обе команды по очереди подбрасывают кубик, и на выпавший цвет назвать жанр фольклора !

Пословицы,поговорки

Загадки

Считалки

Песенки,потешки

Скороговорки

Переход хода.

Подводим итоги !

Награжение!

ХозяйкаПроизведения устного народного творчества учат нас не только мудрости, они открывают перед нами дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему любить Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. 

Хозяйка с хозяином: По русской традиции «Умел гостей звать – умей и угощать». И мы вас, гости дорогие, с пустыми руками не отпустим. Вот вам ларец с угощениями .Пьём все вместе чай!