Сценарий

Занимательной деятельности

в старшей группе по развитию речи

на тему: «Дикие животные зимой»

(О.О. «Речевое развитие»)

Разработала:

Мялкина Римма Рашидовна,

воспитатель

высшей категории,

МАДОУ «Детский сад

пос. им. К. Маркса»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

2024 г.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема ЗД: «Дикие животные зимой»

Цель: уточнить и обобщить представления детей о жизни диких животных леса зимой.

Задачи:

Обучающие: уточнить и обобщить представление детей о жизни диких животных леса зимой; закреплять названия их семей, жилищ; продолжать формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, соблюдая последовательность; продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы, употреблять притяжательные прилагательные, упражнять детей в правильном употреблении предлогов; употреблять существительные в единственном и множественном числе. Развивающие: развивать и активизировать речь детей,

память, мышление; слуховое и зрительное внимание; способствовать развитию координации движений.

Воспитательные: воспитывать у детей доброе, чуткое отношение к диким животным.

Предшествующая работа: беседа о зиме, о жизни диких животных леса зимой, рассматривание картинок и иллюстраций о зиме, «Животные леса зимой», чтение стихов, рассказов, сказок по данной теме, отгадывание загадок, разучивание физминутки «Звериная зарядка».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадки, рассматривание картинок, дид. игра «Чей хвост», «Назови семью», «Найди домик», рассказ по мнемотаблице. Материалы и оборудование: декорации «Зимнего леса», аудиозапись волшебной музыки, «Сорока» , слова сороки; картинка с изображением сороки, картинка «Чей хвост», «Дикие животные в зимнем лесу»; карточки с изображением семей и жилищ диких животных; мнемотаблица «Дикие животные», медальоны «Детеныши диких животных», магнитная доска, указка.

 

Ход занимательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть (мотивация)

Организационный момент

- Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Сели правильно, спины выпрямили.

- Послушайте загадку.

Снег идёт, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята.

Снова к нам пришла ... (Зима).

- Правильно. Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь?

- Назовите зимние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Интересно, что же происходит сейчас феврале в лесу? Хотите узнать?

-В лес сегодня на прогулку 
Приглашаю вас пойти. 
Интересней приключенья 
Нам, ребята, не найти. 

- Я предлагаю вам совершить путешествие в лес. Но сначала скажем волшебные слова:

Звучит волшебная музыка. Выставляются декорации зимнего леса

Раз, два, три, четыре, пять!

Глазки нужно закрывать.

Полетели, покружились.

И в лесу мы очутились!

-Открываем глазки!

Дети здороваются с гостями.

Дети садятся на стульчики.

Дети слушают загадку.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Слушают стихотворение.

Дети произносят волшебные слова. Закрывают глаза.

Дети открывают глаза.

II. Основная часть

- С помощью чудес мы попали в дивный лес! -Дети, кого мы можем встретить в лесу?

-Как мы их всех называем? (дикие животные)

- Почему мы их называем дикими?

- Верно, живут в лесу, сами о себе заботятся, сами делают себе жилища, добывают себе пищу.

-Приглашаю погулять, чудеса вокруг искать.

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Выставляется соответствующая картинка

- Посмотрите. Разбежались по полянке.

Волки, лисоньки и зайки. Их по хвостику найдем. Дружно всех их назовем.

- Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат.

- Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).

- Повторим слова: лисий, волчий, заячий, беличий.

- Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

-А где волк? (Волк спрятался за деревом).

- Где находится белка? (Белка сидит на дереве).

- Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).

- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся. Посмотрите на них. Выставляется картинка «Дикие животные в зимнем лесу».

-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (Ёжа, медведя, барсука, суслика, енота, сурка) .

- Правильно, почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

- Скажите, а есть ли такие животные , которые меняют цвет шубки зимой?

- Назовите (заяц, белка) .

-А для чего они это делают? (Так они защищают себя от хищников и людей)

- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые. просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных , называется линькой.

Дидактическая игра «Семья?»

- В любой семье на свете Есть взрослые и дети У людей – ребята, А у зверей – зверята

Всю семью мы соберем Правильно всех назовем.

За столы вы проходите и на карточки смотрите.

- Перед вами лежит карточка с изображением самцов диких животных. Вам необходимо найти самку и детенышей. Собрать всю семью вместе.

- Грант, назови заячью семью. (Самец-заяц, самка - зайчиха, детеныш – зайчонок. )

- Какая это семья? (Заячья.)

- Полина, назови лисью семью. (Самец-лис, самка - лисица, детеныш - лисёнок)

- А это какая семья? (Лисья.)

- Вика, назови волчью семью. (Самец-волк, самка - волчица, детеныш - волчонок). какая это семья? (Волчья.)

- Дети, какие семьи мы не встретим зимой в лесу? (Медвежью, ежиную, барсучью)

- Молодцы, все семьи собрали

Самку, самца и детенышей правильно назвали.

Воспитатель приглашает детей на ковер.

- Поработали, ребятки, А теперь все на полянку

Тихо встаньте. Улыбнитесь, Все в зверюшек превратитесь.

- Сколько здесь пришло зверей! Не узнать моих детей! Оглянитесь, посмотрите друг на друга и «найдите себе пару» и назовитесь кто вы.

Я - бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата.

Я лисенок и я лисенок – вместе мы лисята Я волчонок и я волчонок – вместе мы волчата Я зайчонок и я зайчонок – вместе мы зайчата Я медвежонок и я медвежонок – вместе мы медвежата Я барсучонок и я барсучонок – вместе мы барсучата.

Физминутка. «Звериная зарядка»

Раз — присядка, два — прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. ушки на макушке»)

А лисята как проснуться (Кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (Потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны )

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало (руки развести в стороны)

Начинает все сначала. (хлопнуть в ладоши)

Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Ой, ребята, посмотрите

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают – как, куда?

Помогите, детвора!

Подойдите к столам. Рассмотрите картинки. Помогите диким животным найти свой дом.

Где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)

Где живет волк? (Волк живет в логове)

А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

Бегал зайка целый день,

Сделать дом ему не лень.

Да боится, что в домишко

Заберется лапой мишка,

Серый волк или лиса,-

Лучше бегать по лесам.

Дом у зайца под кустом,

Жить удобно в доме том.

(В.И. Мирясова)

- Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

Звучит пение сороки. Выставляется картинка с изображением сороки.

- Ой, кто это? Посмотрите.

К нам в гости пожаловала

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

-Верно, это сорока.

Звучит аудиозапись слов сороки.

Сорока: Всех за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

Вот нашла в лесу письмо

Но не знаю для кого

Помогите прочитать

И про все всем рассказать.

- Дети, поможем сороке?

- Что это за письмо такое большое. (На доску вывешивается мнемотаблица)

- Да это же помощница-таблица, которая поможет составить нам рассказы о животных.

Составление рассказов – описаний о диком животном по мнемотаблице.

- Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все картинки.

- Послушайте как я расскажу о диком животном леса.

-Медведь – это дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый окрас. У медведя есть туловище, голова, уши, маленький хвост, пасть и острые зубы. Тело покрыто густой длинной шерстью. Медведь умеет рычать. Он кушает всё: ягоды, траву, мясо, рыбу. Медведь – это сладкоежка. Он забирает у пчёл мёд, но медведь это хищное животное. Живет он в лесу, далеко от людей. На зиму он делает себе берлогу, где и спит всю зиму. Для людей важен его мех.

-Кто хочет рассказать по мнемотаблице о диком животном леса?

Звучит аудиозапись слов сороки.

Сорока: Вы такие молодцы.

Письмо прочитали

Все рассказали

По лесу я полечу

Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!

- А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала скажем волшебные слова: (Звучит волшебная музыка)

Раз, два, три, четыре, пять!

Глазки нужно закрывать.

Полетели, покружились.

В детском саду мы очутились!

Декорации зимнего леса убирают.

Дети рассматривают лес.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Дети слушают

стихотворение и рассматривают картинку.

Предполагаемые ответы детей.

Дети повторяют слова.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Дети рассматривают картинку.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Дети слушают стихотворение.

Проходят за столы.

Дети рассматривают карточки

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Дети надевают медальоны с изображением детенышей диких животных.

Предполагаемые ответы детей.

Выполняют движения по показу воспитателя, проговаривают слова стихотворения.

Дети слушают стихотворение

Подходят к словам.

Рассматривают картинки.

Подбирают животным их жилища.

Рассказывают кто где живет.

Дети слушают стихотворение.

Дети слушают пение сороки.

Рассматривают картинку с ее изображением.

Дети слушают стихотворение.

Предполагаемые ответы детей.

Дети слушают слова сороки.

Предполагаемые ответы детей.

Дети рассматривают мнемотаблицу.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Дети (2-3) по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.

Дети слушают слова сороки.

Дети произносят волшебные слова. Закрывают глаза.

Дети открывают глаза.

III. Заключительная часть ( рефлексия)

- Ребята, где мы сегодня с вами были?

- Что мы делали в лесу? (Помогали животным)

- Как? Что было сложно для вас?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Молодцы, вы помогли животным. И много знаете о жизни диких животных зимой!

- На этом занятие окончено! До свидания, дети!

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.