Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 «Зайчик»
Сценарный план
педагогического мероприятия
«Волшебное путешествие»
для детей подготовительной группы (6-8лет)
с задержкой психического развития
лепка по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха»
Составила: воспитатель, Содномова О. Н.
Г. Усть – Илимск, 2024г.
Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик»
Педагог: Содномова Ольга Николаевна, воспитатель
Дата проведения: 08.11.2024г.
Тема: «Волшебное путешествие»
Возраст детей: подготовительная группа (6-8 лет) для детей с ЗПР компенсирующей направленности.
компенсирующего вида (дети ЗПР)
Форма проведения: подгрупповая
Цель: Закрепление умения передавать образы насекомых в лепке по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» с использованием методики Е. С. И С. С. Железновых
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять умение лепить насекомых, передавая особенности строения и окраски;
- Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей;
- Создать условия для развития творческой фантазии через звукоподражание и игре на шумовых и детских инструментах различными способами;
- Формировать пространственные представления.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую и мелкую моторику, воображение через умение придавать индивидуальные черты созданному образу насекомого;
- Развивать чувство композиции, наглядно-образное мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук;
- Развивать художественно-творческие способности у детей;
- Обогащать и активизировать словарный запас;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к результатам своей деятельности.
Образовательная область:
приоритетная
- художественно-эстетическое развитие – продолжать работу над развитием творческого потенциала, образного, ассоциативного мышления, самостоятельности и творческой активности.
в интеграции
- познавательное развитие – формировать познавательную мотивацию, расширять представления детей об окружающем мире, развивать активность, инициативность;
- речевое развитие – активизировать словарный запас по теме «Насекомые», закреплять способность составлять цельное и связное высказывание;
- социально-коммуникативное развитие – совершенствовать навыки сотрудничества детей в группе, умение слушать друг друга;
- физическое развитие – продолжать работу по сохранению и укреплению физического здоровья детей;
Предварительная работа:
Чтение произведений К.И. Чуковского: «Муха- Цокотуха», «Тараканище»;
Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха –Цокотуха»;
Рассматривание картины П.А. Жиличкин «Насекомые»;
Беседа о пользе насекомых;
Рисование и аппликация на тему «Насекомые»;
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Чей силуэт»;
Просмотр презентации «Творчество К. И. Чуковского».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, лепка, двигательная.
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, пояснения, объяснения, уточнение и повторение, напоминание;
Наглядные: демонстрация раздаточного материала, музыкальных инструментов и предметов;
Практические: показ действий, дидактическая интерактивная игра;
Игровые: проблемно – игровые ситуации, игровой сюжет;
Материалы и оборудование: игры и упражнения для детей с ОВЗ по развитию пространственных представлений с использованием пособия «Прозрачного мольберт»
Демонстрационный материал: Дидактическая интерактивная игра «В гостях у Мухи – Цокотухи».
Раздаточный материал: шумовые и музыкальные инструменты, цветное тесто, стеки, мягкая проволока, фантики, бусинки, дощечки для лепки, стеки, салфетки для рук;
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование; интерактивная дидактическая игра «В гостях у Мухи - Цокотухи».
Ход педагогического мероприятия
Организационный момент
Дети вместе с воспитателем проходят в группу, становятся в круг.
Воспитатель: Колокольчик озорной,
ты ребят в кружок построй
Справа друг и слева друг
Дружно за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся.
Ребята сейчас мы с вами отправимся в волшебную сказку, но для этого нам нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной: «Мы немножко покружились, в доброй сказке очутились!». Вот мы и очутились в волшебной сказке, присаживайтесь (дети присаживаются на подушки). А чтобы узнать в какой сказке мы очутились, вы должны отгадать загадку.
Она «по полю пошла»
И там «денежку нашла».
Пошла быстро «на базар»
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Пчёлы, мухи, комары,
Я вас чаем угощу».
(Муха - Цокотуха)
Дети: «Муха – Цокотуха».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня, когда я пришла на работу мне пришло видео-письмо от бабочки из нашей сказки (обращаю внимание детей на экран слайд 1 (видеособщение от «бабочки»), давайте послушаем.
«Дорогие дети! Здравствуйте! Я – бабочка из сказки «Муха-Цокотуха» мне нужна ваша помощь. Я со своими друзьями собиралась на День рождения к Мухе Цокотухе, но увидев злого паука, они все разбежались. Я одна не смогу собрать всех друзей, не справлюсь. Поэтому я прошу вас помочь мне. Я очень на вас надеюсь».
Введение в тему
. Воспитатель: Бабочка просит нас помочь ей собрать всех друзей. Ведь Муха – Цокотуха ждёт их в гости. Поможем бабочке?
Дети: Да!
Проводится интерактивная игра «В гости к Мухе – Цокотухе». Если насекомое названо правильно, при щелчке оно отправляется в домик, если нет - крутится вокруг оси под звук барабана.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, кто был в гостях у Мухи - Цокотухи. Посмотрите на экран. Назовите, кого вы видите. (Слайд 2) (дети обращают внимание на экран)
Дети: Бабочка, пчела, тараканы, блошка, гусеница, стрекоза, Муха – Цокотуха, кузнечик.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом таракана, пчёлку, муху?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Каких насекомых не было на Дне рождения Мухи – Цокотухи?
Дети: Гусеницы и стрекозы.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Они не вошли в домик.
Воспитатель: Каких ещё насекомых вы знаете? (Ответы детей). Посмотрите, на стол, который накрыла муха для гостей…кого там не хватает? (Слайд 3)
Дети: Самих гостей.
Воспитатель: Наша задача сегодня в том, чтобы помочь бабочке, обратите внимание на столы, что на них находиться? (дети перечисляют) И как вы думаете, как мы можем изобразить друзей для бабочки?
Дети: Вылепить гостей.
Воспитатель: Правильно, мы создадим гостей своими руками, но сначала вспомним отрывок из сказки при помощи музыкальных инструментов
Музыкально-ритмическая игра «Сказка-шумелка» «Муха-Цокатуха» (методика Железновых Е.С. и С.С.
Воспитатель: Молодцы!
Вот и вспомнили мы сказку.
Пошумели, поиграли
К мухе всех гостей позвали.
Дам, я вам, ещё подсказку
Кто незваным приходил
И подарков не дарил?
Дети: Паучок!
Динамическая пауза «Паучок» (по методике Е. С. и С. С. Железновых)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Солнце стало пригревать,
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове.
Воспитатель Муха накрыла стол, несёт самовар. (Обращаю внимание детей на слайд 3) Осталось только дождаться гостей. Посмотрите (воспитатель снимает накидку со второго стола), сколько на ваших столах разных материалов, которые вы можете использовать для создания насекомых. Что вы здесь видите? (дети отвечают) Что можно сделать из фантиков? На что они похожи?
Дети: На крылья бабочки.
Воспитатель: Правильно из ярких фантиков мы сделаем крылья бабочки, из мягкой проволоки лапки и усики. А как мы можем использовать бусинки?
Дети: Для глазок.
Воспитатель: Прежде, чем вы приступите к работе, нужно подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, бабочка еще приготовила для нас задание, пройдите за столы.
Воспитатель: У вас на столах лежат изображения бабочки, но они у нас грустные, давайте их развеселим и украсим. Посмотрите, внимательно и скажите чего не хватает у вашей бабочки (усы, узоров на крыльях). Сейчас мы будем украшать нашу бабочку, но не необычно, а двумя руками одновременно. Я буду вам показывать, что будем рисовать, вы будете за мной повторять.
Нейродинамическое упражнение «Украсим бабочку» с использованием «Прозрачного мольберта»
Воспитатель: Теперь я уверена, что вы сможете помочь бабочке собрать гостей на День рождения Мухи – Цокотухе. Приступайте к работе, определитесь с выбором насекомого, выберите тесто нужного вам цвета и материалы для мелких деталей.
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое, разноцветное тесто в нашей мастерской (Демонстрирую разноцветное тесто). Сейчас я вам помогу вспомнить, как мы лепим насекомых. Мы делим тесто на две части, из той, что больше, раскатываем колбаску. (Показываю приёмы) Что это будет?
Дети: Туловище.
Воспитатель: Круговыми движениями катаем шар для головы. соединяем голову с туловищем, мы помним, что у насекомых нет шеи, поэтому тщательно примазывая их друг к другу. Добавляем детали: крылья, лапки, усики, вставляем глазки. Вы должны подумать, какое насекомое хотите слепить.
Самостоятельная деятельность детей
Дети обсуждают, какое насекомое они хотели бы вылепить, выбирают материалы, советуются между собой. В процессе работы помогаю правильно выбрать приемы лепки, соблюдать пропорции, последовательности выполнения. Во время работы звучит спокойная музыка.
Заключительная часть. Анализ детских работ:
Воспитатель: Давайте устроим Мухе-Цокотухе праздник. А чтобы у гостей было хорошее настроение, мы им будем говорить комплименты! Например, какая у нас красивая бабочка, у нее большие и замечательные крылья, глазки похоже на бусинки и т.д. (Дети обсуждают свои работы, говорят комплименты работам товарищей)
Из вылепленных насекомых создается композиция, центром которой является самовар и Муха-Цокатуха. Рассматриваем коллективную работу, любуемся, перечисляем насекомых. Обращаю внимание детей на то, что насекомые умеющие летать изображены в полете (на коктейльных трубочках).
Рефлексия:
Воспитатель: Вы молодцы, отлично справились с поставленной задачей, сделали своими руками гостей для Мухи – Цокотухи.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша прогулка по сказочной волшебной полянке, и нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, (звучит волшебная музыка)
В детском саду очутись.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по сказке «Муха Цокотуха»? (ответы детей)
Попрошу вас оценить свою работу.
Если занятие вам понравилось, у вас всё получилось – подойдите к мольберту и украсьте наше волшебное дерево, нарисуйте веселый смайлик.
Если что-то вам не понравилось или у вас что-то не получилось, нарисуйте грустный смайлик.