Ф.И.О.педагога: Циндрина Наталья Николаевна.

Дата: 07.12.2021 г.

Образовательная деятельность: Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

Тема«Счет и сравнение рядом стоящих чисел в пределах 7» с применением ТРИЗ (типовое фантазирование).

Возрастная группа: Старшая группа.

Оборудование: Счетные палочки (по 7 шт. для каждого ребенка), по 1 кругу диаметром 51см (на каждого ребенка), орешки, две корзины, раскраски.

Цель НОД: Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7. Учить понимать отношения между числами, правильно отвечать на вопросы «Сколько?»«Какое число больше?»«Какое число меньше?»«На сколько число… больше числа…»«На сколько число… меньше числа…».

-Закрепление знаний частей суток и умения последовательно называть дни недели,

-Совершенствование навыка счёта на слух в пределах 7.

-Закрепление умения делить круг на две и четыре равные части, умения выделять и называть части и сравнивать целое и часть.

Задачи:

1.Образовательные – учить прямому и обратному счету в пределах 7. Закреплять умение делить круг на две и четыре равные части, учить выделять и называть части и сравнивать целое и часть. Закреплять знание о частях суток; закреплять умение последовательно называть дни недели.

2.Воспитательные - воспитывать интерес к математическим знаниям;

воспитывать самостоятельность, активность детей, приходить друг другу на помощь в затруднительных ситуациях.

3.Развивающие – развивать психические процессы: мышление, воображение, восприятие, память; развивать любознательность.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Планируемый результат: эмоциональный настрой, называть дни недели, часть суток, цвет, числа в пределах 7, делить целую часть пополам и на 4 равные части и сравнивать целую часть с частью целого.

Основные понятия: целая часть (две части, четыре части).

Формы взаимодействия: групповая, подгрупповая.

Основные словесные методы работы с детьми – беседы, игры, наблюдения.

ТРИЗ (метод психологической активизации мышления): типовое фантазирование.

Этапы НОД.

Этапы НОД

Деятельность

педагога

Форма методического приема

Ожидаемый результат

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Давайте присядем. Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Давайте присядем. (Стулья стоят кругом, дети садятся).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, звери учатся? (Ответы детей). А я слышала о том, что школа у них называется Лесная. А вам хотелось бы узнать, чем они там занимаются? (Ответы детей).

Воспитатель: Лесная школа, где находится? (Ответы детей).А чтобы туда попасть нужно сесть на волшебный ковер-самолет закрыть глаза и произнести волшебные слова:

Ковёр готов! Становитесь на ковёр, отправляемся в путешествие.

Наш ковёр по небу мчится!

Что же с нами приключится?

Попадём на нем мы в лес,

Полный сказок и чудес!

- Вот мы и прилетели

 

Групповая

Прием типового фантазирования.

Положительный эмоциональный настрой

Основная часть

Воспитатель: Дети открываем глаза и рассаживаются за столы и видят на столах письма разного цвета. (дети открываем глаза и рассаживаются за столы и видят на столах письма разного цвета). Давайте первым откроем письмо с числом 1. Какого оно цвета? – оранжевого. Давайте откроем и посмотрим. (В конверте из картона лежит лисичка). Ребята, значит нам письмо написала лисичка, а задание в нём такое«Знаете ли вы части суток, дни недели?».

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько частей суток?

- Назовите части суток.

- Сколько дней в неделе?

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Дни недели, стройтесь».

Воспитатель загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки с числами, которые показывает последовательность дней недели:

Первый день большой недели,

Трудовой день, не бездельник,

Как зовется… (понедельник).

Прокричал усатый дворник:

«День второй в неделе (вторник)».

Третий день не ерунда,

Как зовется он… (среда).

День четвертый лень отверг,

Как зовется он… (четверг).

Пятый день – опрятница,

Как зовется… (пятница).

День шестой – конец работы,

Как зовется он… (суббота).

А седьмой день – всем веселье

Как зовется… (воскресенье).

По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с числами. Дети повторяют названия дней недели.

Воспитатель: А теперь открываем второй конверт с числом 2. Какого оно цвета? – синего. А в этом конверте находится уже следующее задание-игра от белочки «Веселый счет».

-Дети, а вы любите считать? (Ответы детей).

Игровое упражнение «Сосчитай желуди».

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему сосчитать желуди в мешочке. Ребенок считает желуди и хлопает в ладоши столько раз, сколько желудей у него в мешочке. Дети считают хлопки и объясняют, почему ребенок сделал столько хлопков. Проверка задания осуществляется путем непосредственного пересчета желудей. Затем сравнивают в каком мешочке больше или меньше желудей и на сколько.

- Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились.

Воспитатель: Давайте ребята теперь выполним следующее задание находится в третьем конверте с числом три. Какого оно цвета? – красного. А задание в этом конверте такое«Для начала нужно отгадать загадку».

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. Ответ: Дятел.

(Достают из конверта рисунок дятла).

- А задание нам дятел прислал такое: дятел будет стучать по дереву, а вы будете считать и выкладывать столько палочек, сколько раз он стукнул по дереву. Палочки лежат у вас на столе. Будьте внимательными, вслух не считаем.

- Почему ты выложил столько палочек? (ответ: я выложил семь палочек, потому что дятел постучал по дереву семь раз.)

- А ты почему? Спрашивает 1 – 2 детей. Задание выполняется 3 – 4 раза.

Молодцы вы были внимательными.

Физминутка :

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Следующее задание находится в четвертом конверте с числом 4. Какого оно цвета? – желтого. (Открываем конверт, в конверте круги по количеству детей – на каждом кругу нарисован торт).

- Задание от лисы, белки и дятла. Как поделить торт на 4 части.

- Спрашивает у детей, что нужно сделать? (Ответы детей).

«Итак, что вы сделали, что получилось?» (сложили круг пополам, получился полукруг).

- Воспитатель задает вопросы:

«Что больше (меньше): целый круг или одна вторая часть (половина его?

- Что нужно сделать дальше? (Ответы детей).

(Потом 2 равные части круга еще раз сложить пополам).

- Сколько раз сложили круг пополам (2) Сколько получилось частей (4). Равны ли эти части? (да)

Воспитатель: «Что больше (меньше): одна четвёртая часть или целый круг? (круг). Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам (2). Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?» (4).

Молодцы ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, и теперь знаете, как учатся лесные жители! Но нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Групповая

Подгрупповая

Дидактическая игра (загадка)

Игровое упражнение «Сосчитай желуди», «Счет хлопков»

Здоровье сберегательный прием

Наблюдение за приемом деления на равные части

Дети знают и называют дни недели, цвет и цифру.

Счет в пределах 7

Сравнивать целую часть с частью целого.

Дети умеют делить целую часть пополам и на 4 равные части.

Заключительная часть

 Усаживайтесь на ковер-самолет, нам пора возвращаться. (дети ложатся на ковер – самолет, включается музыка ветра).

Очутится снова в группе

Мы хотим, мы хотим

На ковре на самолете

Полети, полети

Педагог: Вот мы и прибыли в наш детский сад.

В заключении спрашивает у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Прием типового фантазирования

Научились делить, сравнивать на части. Достигли цели.