Ф.И.О.педагога: Циндрина Наталья Николаевна.
Дата: 07.12.2021 г.
Образовательная деятельность: Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).
Тема: «Счет и сравнение рядом стоящих чисел в пределах 7» с применением ТРИЗ (типовое фантазирование).
Возрастная группа: Старшая группа.
Оборудование: Счетные палочки (по 7 шт. для каждого ребенка), по 1 кругу диаметром 51см (на каждого ребенка), орешки, две корзины, раскраски.
Цель НОД: Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7. Учить понимать отношения между числами, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…».
-Закрепление знаний частей суток и умения последовательно называть дни недели,
-Совершенствование навыка счёта на слух в пределах 7.
-Закрепление умения делить круг на две и четыре равные части, умения выделять и называть части и сравнивать целое и часть.
Задачи:
1.Образовательные – учить прямому и обратному счету в пределах 7. Закреплять умение делить круг на две и четыре равные части, учить выделять и называть части и сравнивать целое и часть. Закреплять знание о частях суток; закреплять умение последовательно называть дни недели.
2.Воспитательные - воспитывать интерес к математическим знаниям;
воспитывать самостоятельность, активность детей, приходить друг другу на помощь в затруднительных ситуациях.
3.Развивающие – развивать психические процессы: мышление, воображение, восприятие, память; развивать любознательность.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Планируемый результат: эмоциональный настрой, называть дни недели, часть суток, цвет, числа в пределах 7, делить целую часть пополам и на 4 равные части и сравнивать целую часть с частью целого.
Основные понятия: целая часть (две части, четыре части).
Формы взаимодействия: групповая, подгрупповая.
Основные словесные методы работы с детьми – беседы, игры, наблюдения.
ТРИЗ (метод психологической активизации мышления): типовое фантазирование.
Этапы НОД.
Этапы НОД
Деятельность
педагога
Форма методического приема
Ожидаемый результат
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Давайте присядем. Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Давайте присядем. (Стулья стоят кругом, дети садятся).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, звери учатся? (Ответы детей). А я слышала о том, что школа у них называется Лесная. А вам хотелось бы узнать, чем они там занимаются? (Ответы детей).
Воспитатель: Лесная школа, где находится? (Ответы детей).А чтобы туда попасть нужно сесть на волшебный ковер-самолет закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Ковёр готов! Становитесь на ковёр, отправляемся в путешествие.
Наш ковёр по небу мчится!
Что же с нами приключится?
Попадём на нем мы в лес,
Полный сказок и чудес!
- Вот мы и прилетели
Групповая
Прием типового фантазирования.
Положительный эмоциональный настрой
Основная часть
Воспитатель: Дети открываем глаза и рассаживаются за столы и видят на столах письма разного цвета. (дети открываем глаза и рассаживаются за столы и видят на столах письма разного цвета). Давайте первым откроем письмо с числом 1. Какого оно цвета? – оранжевого. Давайте откроем и посмотрим. (В конверте из картона лежит лисичка). Ребята, значит нам письмо написала лисичка, а задание в нём такое: «Знаете ли вы части суток, дни недели?».
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько частей суток?
- Назовите части суток.
- Сколько дней в неделе?
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Дни недели, стройтесь».
Воспитатель загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки с числами, которые показывает последовательность дней недели:
Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовется… (понедельник).
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник)».
Третий день не ерунда,
Как зовется он… (среда).
День четвертый лень отверг,
Как зовется он… (четверг).
Пятый день – опрятница,
Как зовется… (пятница).
День шестой – конец работы,
Как зовется он… (суббота).
А седьмой день – всем веселье
Как зовется… (воскресенье).
По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с числами. Дети повторяют названия дней недели.
Воспитатель: А теперь открываем второй конверт с числом 2. Какого оно цвета? – синего. А в этом конверте находится уже следующее задание-игра от белочки «Веселый счет».
-Дети, а вы любите считать? (Ответы детей).
Игровое упражнение «Сосчитай желуди».
Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему сосчитать желуди в мешочке. Ребенок считает желуди и хлопает в ладоши столько раз, сколько желудей у него в мешочке. Дети считают хлопки и объясняют, почему ребенок сделал столько хлопков. Проверка задания осуществляется путем непосредственного пересчета желудей. Затем сравнивают в каком мешочке больше или меньше желудей и на сколько.
- Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились.
Воспитатель: Давайте ребята теперь выполним следующее задание находится в третьем конверте с числом три. Какого оно цвета? – красного. А задание в этом конверте такое: «Для начала нужно отгадать загадку».
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. Ответ: Дятел.
(Достают из конверта рисунок дятла).
- А задание нам дятел прислал такое: дятел будет стучать по дереву, а вы будете считать и выкладывать столько палочек, сколько раз он стукнул по дереву. Палочки лежат у вас на столе. Будьте внимательными, вслух не считаем.
- Почему ты выложил столько палочек? (ответ: я выложил семь палочек, потому что дятел постучал по дереву семь раз.)
- А ты почему? Спрашивает 1 – 2 детей. Задание выполняется 3 – 4 раза.
Молодцы вы были внимательными.
Физминутка :
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Следующее задание находится в четвертом конверте с числом 4. Какого оно цвета? – желтого. (Открываем конверт, в конверте круги по количеству детей – на каждом кругу нарисован торт).
- Задание от лисы, белки и дятла. Как поделить торт на 4 части.
- Спрашивает у детей, что нужно сделать? (Ответы детей).
«Итак, что вы сделали, что получилось?» (сложили круг пополам, получился полукруг).
- Воспитатель задает вопросы:
«Что больше (меньше): целый круг или одна вторая часть (половина его?
- Что нужно сделать дальше? (Ответы детей).
(Потом 2 равные части круга еще раз сложить пополам).
- Сколько раз сложили круг пополам (2) Сколько получилось частей (4). Равны ли эти части? (да)
Воспитатель: «Что больше (меньше): одна четвёртая часть или целый круг? (круг). Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам (2). Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?» (4).
Молодцы ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, и теперь знаете, как учатся лесные жители! Но нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Групповая
Подгрупповая
Дидактическая игра (загадка)
Игровое упражнение «Сосчитай желуди», «Счет хлопков»
Здоровье сберегательный прием
Наблюдение за приемом деления на равные части
Дети знают и называют дни недели, цвет и цифру.
Счет в пределах 7
Сравнивать целую часть с частью целого.
Дети умеют делить целую часть пополам и на 4 равные части.
Заключительная часть
Усаживайтесь на ковер-самолет, нам пора возвращаться. (дети ложатся на ковер – самолет, включается музыка ветра).
Очутится снова в группе
Мы хотим, мы хотим
На ковре на самолете
Полети, полети
Педагог: Вот мы и прибыли в наш детский сад.
В заключении спрашивает у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Прием типового фантазирования
Научились делить, сравнивать на части. Достигли цели.