МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ТУРИЗМА «ГОРСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета.

Протокол №1 от 31.08. 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МАУ ДО «Горский»: _________________

А.Р.Султанов

Приказ № 58 от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Секреты русского языка»

Направленность

Социально-педагогическая

Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

11-12 лет

Срок реализации (общее количество часов)

1 год: 144 часа

Состав группы:

до 15 человек

Форма обучения:

очная

Вид программы:

модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе:

________________________

Автор-составитель:

Шаймутдинова Ф.Ф., методист

КУШНАРЕНКОВО-2023

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека.

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Секреты русского языка» является общеразвивающей и носит социально-педагогический характер.

Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Его строгие рамки и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты русского языка».

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное

«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Новизна программы заключается в том, что учащиеся получают возможность для формирования интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развития познавательной активности и самостоятельности; формирования способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы. В основе программы лежат методики скорочтения, позволяющие развивать память, внимание, логику у учащихся.

Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и

социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.

Отличительные особенности программы. Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. N 273ФЗ «Об образовании в

Российской

Федерации»

изменениями

и

дополнениями).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от

09.11.2018

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам».

Приказ

Минобрнауки

России

от

22

декабря

2014

г.

N

1601

«О

продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы

за

ставку

заработной

платы)

педагогических

работников

и

о

порядке

определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в

трудовом

договоре».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 N

298н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного

образования детей

и

взрослых».

Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания

и

обучения,

отдыха

и

оздоровления

детей

и

молодежи 2.4.364820

(Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

28.09.2020 г.

28)

Занятия объединения не сводятся только к грамматическим играм. Материал подбирается таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое - литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи.

Определенное время на занятиях отводится наблюдениям над текстом и упражнениями. Широко используются игровые упражнения на занятиях. Игровой момент вносится и в «серьезный» материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей.

Поскольку занятия объединения довольно постоянны и продолжительны во времени, педагог использует различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.

Программа отличается тем, что:

содержание

и

методы

обучения

программы

содействуют

приобретению

и

закреплению

учащимися

прочных

знаний

и

навыков,

полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения;

для

успешного

проведения

занятий

используются

разнообразные

виды

работ:

игровые

элементы,

игры,

дидактический

и

раздаточный

материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки,

ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, лингвистические

загадки,

упражнения на развития

памяти и внимания.

Цель - расширить, углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, показать им, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

Предметные:

расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки,

получаемые

учащимися

на занятиях;

развивать и совершенствовать

лингвистические способности учащихся,

их

познавательную

активность,

мышление

и

коммуникативную

культуру;

совершенствовать

орфографическую,

грамматическую

и

пунктуационную

грамотность,

умения

анализировать

текст,

совершенствование

устной и письменной

речи;

развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное

владение

русским

литературным

языком

в

разных

ситуациях

общения;

повышение

уровня

культуры речи;

развить

мотивацию

к

речевому

самосовершенствованию,

учебной

деятельности.

Метапредметные:

способствовать

развитию

творческих

способностей

учащихся;

способствовать

формированию

навыка

детей

самостоятельно

работать

с

литературными

источниками,

СМИ

и

Интернет-ресурсами;

способствовать

формированию

умений

учащихся

создавать

индивидуальные

и

групповые

творческие

проекты,

проводить

мини-

исследования,

умений

выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

сообщениями,

докладом;

применение

приобретѐнных

знаний, умений и навыков в повседневной

жизни;

Личностные:

воспитать

уважение

к

себе

и

окружающим

людям,

а

также

их

труду;

воспитать

речевую

культуру

учащихся;

воспитать

доброжелательность

и

эмоциональную

отзывчивость,

понимания

других людей

и сопереживания им;

развивать

 

трудолюбие,

 

способность

 

к

 

преодолению

 

трудностей,

целеустремлѐнность

и настойчивости

в

достижении

результата:

- способствовать формированию школьника как нравственной, интеллектуально развитой личности.

Программа имеет базовый уровень, создает условия для интенсивной социальной адаптации детей, носит выраженный деятельностный поисково- исследовательский характер, создает возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности, подготавливает к изучению данного предмета по программам повышенного уровня.

Адресат программы - учащиеся 11-12 лет. Формируются группы разнополые численностью 15 человек. В группы принимаются дети независимо от наличия способностей в данной области.

Условия приема детей. Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Республики Башкортостан».

Набор детей осуществляется с учѐтом желания детей, проявляющих интерес к данному виду деятельности.

Сроки реализации программы. Продолжительность образовательного процесса – 1 год в объеме 144-х часов.

Форма обучения – очная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. При возникновении обоснованной необходимости, например, в период режима «повышенной готовности», программа может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы с учащимися:

фронтальная

работа

предусматривает

подачу

учебного

материала

всему

коллективу

детей;

индивидуальная

форма

предполагает

самостоятельную

работу

учащимися;

групповая форма позволяет выполнять отдельные задания небольшим

коллективом, учитывая индивидуальные возможности каждого и организуя

специальные

условия (при необходимости).

В процессе обучения предусматриваются следующие основные формы учебных занятий: лекция, практическое занятие, самостоятельная работа, работа в малой группе, беседа, дискуссия, психологические игры и упражнения, диалог, ролевая игра, элементы сказкотерапии, круглый стол, творческий коллаж, практическая и самостоятельная работа, диктант, работа с карточками, тестирование, мультфильмы и видео.

В помощь обучающимся и их родителям предлагаются дистанционные технологии посредством сервисов Zoom, платформы для онлайн-обучения CORE, электронной почты, социальных сетей YouTube и ВКонтакте, мессенджеров Сферум, WhatsApp, что позволяет максимально адаптировать образование к актуальным запросам детей и родителей, а также обеспечить доступность, свободу, гибкость и индивидуальность обучения.

Режим занятий: Общее количество часов в год – 144 часа. Занятия проводятся 4 академических часа в неделю продолжительностью 40 минут. Периодичность в неделю - 2 раза в неделю по 2 часа. В день - 2 часа по 40 минут с перерывом в 10 минут.

Учебный план к программе

 

Таблица 1

п/п

Наименование модулей, тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1.

Модуль 1. История возникновения письменности.

3

2

1

Вводная диагностика. Наблюдение, творческие задания, собеседование с

учащимися и родителями

2.

Модуль 2. Секреты устной речи. (Фонетика.

Интонация. Техника речи)

13

5

8

Текущая диагностика.

Педагогическое наблюдение, текущие творческие задания, индивидуальная работа учащихся на занятии.

3.

Модуль 3. Загадки русского

словообразования. (Морфемика.

Словообразование)

12

2

10

Текущая диагностика.

Педагогическое наблюдение, текущие творческие задания, индивидуальная работа

учащихся на занятии.

4.

Модуль 4. Тайны русского слова. (Лексика.

Фразеология. Этимология)

24

4

20

Промежуточная аттестация Учебное занятие контроля знаний; исполнение репертуарных

произведений. В случае необходимости может быть применен

дистанционный зачет.

5.

Модуль 5. Секреты письменной речи. (Графика.

Орфография).

34

10

24

Текущая диагностика.

Педагогическое наблюдение, текущие творческие задания, индивидуальная работа учащихся на занятии.

6.

Модуль 6. Секреты грамматики и пунктуации (Морфология.

Синтаксис. Пунктуация)

45

15

30

7.

Модуль 7. Тысяча лиц одного языка. (Текст. Тема текста, основная мысль.

Типы речи Стили речи)

9

3

6

8.

Модуль 8. Речевой этикет.

4

1

3

Итоговая аттестация.

Творческий отчет. Создание краткого книжного издания. В случае необходимости может быть применен

дистанционный зачет

ИТОГО:

144

42

102

Содержание учебного плана программы «Секреты русского языка»

Модуль 1. История возникновения письменности.

(3 часа: теория 2 час, практика-1 час)

Тема: Познакомить детей с требованиями педагога, с видами работ, которые они будут выполнять на занятиях, с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях. (теория - 1 час)

Тема: Как обходились без письма? Древние письмена. (теория - 1 час) Рассказ учителя «А начинали всѐ медведи». Слова в переносном смысле

«медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее.

Тема: Как возникла наша письменность? (практика- 1 час) Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки». Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Дидактический материал:

Единая

коллекция

Цифровых

Образовательных

Ресурсов.

Режим

доступа:

http://school-collection.edu.ru

Справочно-информационный

 

интернет-портал

 

«Русский

 

язык».

 

Режим

доступа:

http://www.gramota.ru

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:

http://nsc.1september.ru/urok

Материал

 

на

 

тему

 

«Письменность»

 

-

https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-72/

Видео

 

на

 

тему

 

«Возникновение

 

письменности

 

на

 

Руси»

 

-

https://www.youtube.com/watch?v=drAhbnB0RsE

Модуль 2. Секреты устной речи.

(Фонетика. Интонация)

(13 часов: теория 5 часов, практика-8 часов)

Тема: Меня зовут Фонема. (теория- 1 час) Звуки-смыслоразличители. Игра

«Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева

«Путаница». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: На сцене гласные. (практика- 1 час)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Опасные согласные. (практика- 1 час)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Говорим внятно. (практика- 1 час) Понятие о технике речи. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Игры «Свеча», «Трубач», «Старт»; развитие динамического диапазона голоса: игра « Колокола», «Барабанщик»; звуковысотного диапазона: игра «Книжки», «Глашатаи», «Былины»,

«Пробка», «Взрыв».

Тема: Для всех ли фонем есть буквы? (теория - 1 час)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твѐрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актѐры. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Тайны фонемы. (практика- 1 час)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: «Ошибкоопасные» места. (практика- 1 час)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая

зоркость. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Фонемы повелевают буквами. (теория - 1 час) Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещѐн, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: ГОЛОСование. (практика- 1 час) Голос и процесс его воспитания. Дикция и еѐ отработка. Игры «Свеча», «Трубач», «Старт»; развитие динамического диапазона голоса: игры «Колокола», «Барабанщик»; звуковысотного диапазона: игры «Книжки», «Глашатаи», «Былины»,

«Пробка», «Взрыв».

Тема: Ваши старые знакомые. (практика- 1 час)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Правила о непроизносимых согласных. (теория - 1 час) Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Сказка о русской интонации. (теория - 1 час)

Интонация и еѐ компоненты (тон голоса, интенсивность звучания, длительность, темп, тембр, паузы). Семь основных интонационных конструкций. Элeмeнты и фyнкции интoнaции. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Продолжение сказки… (практика- 1 час) Интoнaциoнныe кoнcтpyкции. Изoбpaжeниe интoнaции в cxeмax и гpaфикax. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Дидактический материал:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов –

http://school-

collection.edu.ru

Справочно-информационный

 

интернет-портал

 

«Русский

 

язык».

 

http://www.gramota.ru

Я

 

иду

 

на

 

урок

 

начальной

 

школы

 

(материалы

 

к

 

уроку

 

-

http://nsc.1september.ru/urok

Материала

«Практические

упражнения

по

фонетике

русского

языка»

-

https://is.muni.cz/do/ped/kat/KRus/fonetika/index.html

Дидактические

игры

при

изучении

фонетики

на

уроках

русского

языка

https://infourok.ru/didakticheskie-igri-pri-izuchenii-fonetiki-na-urokah-russkogo-

yazika-1785171.html

Видеоматериал

 

«Русский

 

язык.

 

Фонетика.

 

Гласные

 

звуки»

 

-

https://www.youtube.com/watch?v=GpWQxJORWA4

Сказка

 

о

 

русской

 

интонации

 

-

https://docenti.unimc.it/vittorio.tomelleri/teaching/2017/17208/files/skazka-o-

russkoj-intonacii

Волина

В.

В.

Игры

с

буквами

и словами.

М.:АСТ

-Пресс,

1996.

Эти

чудесные

звуки

-

https://pandia.ru/text/77/375/16889.php

Занимательные упражнения и игры к разделу «Фонетика. Орфоэпия.

Орфография»

-

https://infourok.ru/zanimatelnie-uprazhneniya-i-igri-k-razdelu-

fonetikaorfoepiyaorfografiya-888038.html

Интересные

задания

по

русскому

языку

«Фонетика»

-

https://infourok.ru/interesnie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-fonetika-664780.html

Модуль 3. Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование)

(12 часов: теория 2 часа, практика-10 часов)

Тема: Строительная работа морфем. (практика- 1 час)

Понятие морфемы. «Строительные блоки» для морфем. Приставкины

«смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов.

«Смыслиночки» окончания. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Кто командует корнями? (практика- 1 час)

Правильные корни и корни-уродцы. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Поговорим обо всех приставках сразу. (практика- 2 часа)

Много ли на свете приставок. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Игры и упражнения с приставками. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Еще один помощник - суффикс. (практика- 2 часа)

Для чего нужны суффиксы. Суффиксы с разным смысловым значением. Постфиксы. Игры и упражнения с суффиксами. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: В гостях у слов родственников. (практика- 2 часа)

Секреты родственных слов. Игра?». Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов-родственников. «Третий лишний». Игра «Кто больше».

Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Путешествие в страну Словообразование. (теория - 1 час, практика

1 час)

Словообразование. Словообразующие морфемы. Способы образования слов. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Необычное гнездо. (практика- 2 час)

Словообразовательное гнездо. Словообразовательная модель. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Дидактический материал:

Презентация

 

«

Загадки

 

русского

 

словообразования

»

 

-

 

https://ppt-

online.org/818775

Занимательные

упражнения

и

игры

к

разделу

«Словообразование.

Состав

слова»

-

https://infourok.ru/zanimatelnie-uprazhneniya-i-igri-k-razdelu-

slovoobrazovanie-sostav-slova-3222373.html

 

;

 

https://multiurok.ru/blog/igry-po-

morfemike-i-slovoobrazovaniiu-na-urokakh-russkogo-iazyka.html

 

;

https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200801807

 

;

 

https://infourok.ru/igri-i-

nestandartnie-zadaniya-pri-izuchenii-razdelov-morfemika-i-slovoobrazovanie-

2591891.html

Упражнения

по

словообразованию

-

https://foxford.ru/wiki/russkiy-

yazyk/uprazhneniya-po-slovoobrazovaniyu

;

https://scicenter.online/yazyik-

russkiy-scicenter

/zanimatelnyie-uprajneniya-teme.html

Модуль 4. Тайны русского слова.

(Лексика. Фразеология. Этимология)

(24 часов: теория 4 часа, практика-20 часов)

Тема: Сказочное царство слов. (теория - 1 час)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Добрые слова. (практика- 1 час) Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Экскурсия в прошлое. (практика- 1 час)

Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Новые слова в русском языке. (теория - 1 час, практика – 1 час) Рассказ педагога «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Встреча с зарубежными друзьями. (практика- 1 час)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Мы так не говорим. (практика- 2 часа)

Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи». Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргонная лексика, специальная лексика и терминология. Мини - исследование в группах:

«Диалектная лексика в текстах современных СМИ» (на примере газеты)

«Диалектная лексика в речи односельчан», «Специальная лексика и терминология в текстах современных СМИ» (на примере газеты) «Жаргонная лексика в речи школьника». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Об одном и том же - разными словами. (практика- 1 час) Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто

«Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Слова антиподы. (практика- 1 час)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов-антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Слова-омонимы. (практика- 2 часа)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина

«Есть». Игра «Докажите…». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Паронимы, или ошибко-опасные слова. (практика- 1 час) Паронимы в русском языке и их роль. Работа над подбором слов-паронимов. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: «Это замашистое, бойкое, метко сказанное русское слово…».

(теория - 1 час, практика 1 час)

Крылатые слова. Фразеологизмы . Беседа о значении «крылатых выражений» и фразеологизмов в русском языке. Подбор «крылатых выражений», фразеологизмов в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Трудные слова. (практика- 2 часа)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Откуда пришли наши имена. (теория- 1 час, практика – 1 час) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Анаграммы и метаграммы. (практика- 2 часа)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Шарады и логогрифы. (практика- 2 часа)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Проект «Энциклопедия одного слова». (практика- 1 час)

Дидактический материал:

Видео

 

материал

 

по

 

теме

 

«Тайна

 

русского

 

слова»

 

-

https://www.radostmoya.ru/project/taina_russkogo_slova/

Сборник

 

заданий

 

 

по

 

лексике

 

русского

 

языка

 

-

https://infourok.ru/sbornik_zadaniy_po_leksike_russkogo_yazyka-150159.htm

 

;

https://multiurok.ru/files/interesnye-zadaniia-po-teme-leksika.html

 

 

;

https://atmr.ru/media/cms_page_media/3256/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%

BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D

0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf

 

;

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/03/05/tvorcheskie-

zadaniya-po-russkomu-yazyku

 

;

 

 

https://www.eduneo.ru/rabotaem-s-leksikoj-na-

urokax-russkogo-yazyka-priemy-tolkovaniya

/

Задания

по

теме

«Анаграммы

и

метаграммы

»

-

 

https://clck.ru/33nyJ8

;

https://infourok.ru/anagrammi-i-metagrammi-na-urokah-russkogo-yazika-i-

chteniya-572264.html

 

;

 

https://mamotvet.ru/anagrammy-i-metagrammy-igry-s-

karandashom

/

Презентация

«Откуда

пришли

наши

имена»

-

https://infourok.ru/otkuda-

prishli-k-nam-nashi-imena-3438044.html

Игровые задания с фразеологизмами -

https://multiurok.ru/files/ighrovyie-

zadaniia-s-frazieologhizmami.html

Модуль 5. Секреты письменной речи.

(Графика. Орфография).

(34 часа: теория 10 часов, практика-24 часа)

Тема: Сказочный алфавит. (2 часа: теория - 1 час, практика 1 час).

Буква ѐ в алфавите 21 века. Проект «Энциклопедия одной буквы». Закрепление навыка правильного переноса. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Орфограммы в кОрнях или в кАрнях. (7 часов: теория -1 час, практика - 6 часов).

Отработка умений «видеть» орфограмму в корне и объяснить еѐ написание. Дифференцировать орфограммы корней, обогащать словарный состав. Гласные, проверяемые ударением; непроверяемые; чередующиеся. Правописание согласных в корне. О – Ё после шипящих в корне. Тренировочные упражнения, тестирование, лингвистические задачки, составление опорных схем. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Пишем приставки правильно. (5 часов: теория -1 час, практика - 4 часа).

Закрепление умений находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Приставки на З и С. Приставки на ПРЕ и ПРИ. Тренировочные упражнения, тестирование, лингвистические задачки, составление опорных схем. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Пишем суффиксы правильно. (2 часа: теория – 1 час, практика - 1 час).

Закрепление умений находить орфограмму в суффиксах, объяснять правильность выбора Тренировочные упражнения, тестирование, лингвистические задачки, составление опорных схем. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Пишем окончания правильно. (4 часа: теория -1час, практика - 3 часа).

Закрепление и углубление умений учащихся найти орфограмму в окончаниях разных частей речи и объяснить еѐ написание. Падежные и родовые окончания. Правописание личных окончаний глаголов. Тренировочные упражнения, тестирование, лингвистические задачки, составление опорных схем. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Легко о сложном. Правописание сложных слов.

(4 часа: теория -1 час, практика - 3 часа).

Соединительная гласная в сложных словах. Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. Анализ условий выбора в трудных случаях употребления дефиса в сложных словах. Тренировочные упражнения, тестирование, лингвистические задачки, составление опорных схем. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Легко о сложном. Правописание местоимений.

(3 часа: теория -1 час, практика - 2 часа).

Правописание местоимения с предлогом, отрицательные местоимения, с частицами, в словосочетаниях. Тренировочные упражнения, тестирование, лингвистические задачки. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Легко о сложном. Правописание числительных.

(3 часа: теория -1 час, практика - 2 часа).

Отработка трудных случаев правописания числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Склонение количественных и порядковых числительных. Работа с таблицей, карточками. Тренировочные упражнения,

тестирование, лингвистические задачки, составление опорных схем. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Легко о сложном. Правописание предлогов.

(2 часа: теория -1 час, практика - 1 час).

Производные и непроизводные предлоги. Отработка правописания предлогов, в том числе трудные случаи с производными предлогами. Тренировочные упражнения, тестирование, лингвистические задачки, составление опорных схем. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Легко о сложном. Правописание союзов. (1 час: теория -1 час). Отличие союзов от местоимений с предлогами. Практикум. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Зачѐт «По следам ошибок». (1 час: практика - 1 час).

Итоговое тестирование.

Дидактический материал:

Задания

по

русскому

языку

«Фонетика.

Графика.

Орфография»

-

https://infourok.ru/material.html?mid=148658

;

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-

yazyk/library/2013/04/20/zanimatelnye-uprazhneniya-po-orfografii-5-9-klassy

;

https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/238/2370943.pdf

 

;

Занимательные

 

задания

 

 

по

 

русскому

 

языку

 

-

https://infourok.ru/zanimatelnie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-

3812202.html

 

 

;

 

https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-

kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya.html

Занимательный

русский

язык.

Онлайн-упражнения.

-

Режим

доступа:

http://veselyy-ranets.ru/index.php/zanimatelnyj-russkij-yazyk-5-klass

Русский

язык.

Учимся

сами

 

-

Режим

доступа:

 

http://veselyy-

ranets.ru/

index.php

/

russkij-yazyk

Соловьева

 

Н.Н.

 

Необычное

 

словообразование.

 

Игры

 

на

 

уроках:

Учебное

пособие

по русскому

языку

для

5-6

классов

– М.,

1998.

Любич

Д.В.

Лингвистические

игры.

СПб:

Издательство

Буковского,

1998.

-

Режим доступа:

http://padaread.com/?book=47732

Модуль 6. Секреты грамматики и пунктуации

(Морфология. Синтаксис. Пунктуация)

(45 часов: теория - 15 часов, практика – 30 часов).

Тема: На приѐме у Морфологии. (1 час: теория -1 час)

Понятие морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Выполнение игровых заданий. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Имя существительное дирижер грамматического оркестра.

(6 часов: теория -2 часа, практика – 4 часа)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: В стране Имени Прилагательного.

(6 часов: теория - 2 часа, практика 4 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор слов. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Чудодейственная сила глагола. (6 часов: теория - 2 часа, практика – 4 часа)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (- чься). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Вместо имени они. (4 часа: теория - 1 час, практика – 3 часа) Местоимение как части речи, их синтаксическая роль; разряды местоимений; личные местоимения и особенности их склонения; вопросительные местоимения, их роль в речи; относительные местоимения, их употребление в речи; об отличительных признаках неопределенных местоимений; об образовании и написании неопределенных местоимений; план разбора местоимения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Наречие (ознакомление). (2 часа: теория - 1 час, практика – 1 час) Наречие как части речи, еѐ роль в речи. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Части речи - помощники. (3 часа: теория - 1 час, практика – 2 часа)

Предлоги и союзы, частицы. Раздельное написание предлогов с другими словами. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Всемогущий синтаксис. (3 часа: теория - 1 час, практика – 2 часа) Понятие синтаксиса. Слово, сочетание слов. Словосочетание. Виды словосочетаний. Предложения: простые и сложные. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Немного о пунктуации. (2 часа: теория - 1 час, практика –1 часа) Понятие пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Это непростое простое предложение. (3 часа: теория - 1 час, практика – 2 часа)

Простое предложение. Главные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в простом предложении. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Просто о сложном. (4 часа: теория - 1 час, практика – 3 часа) Сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Ты - мне, я – тебе. (3 часа: теория - 1 час, практика – 2 часа) Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при передачи чужой речи. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Трудные случаи пунктуации. (2 часа: практика 2 часа)

Знаки препинания в особых речевых ситуациях. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Дидактический материал:

1. Занимательный русский язык. Онлайн-упражнения. - Режим доступа: http://veselyy-ranets.ru/index.php/zanimatelnyj-russkij-yazyk-5-klass

Русский

язык.

Учимся

сами

 

-

http://veselyy-ranets.ru/index.php/russkij-

yazyk

Соловьева

 

Н.Н.

 

Необычное

 

словообразование.

 

Игры

 

на

 

уроках:

Учебное

пособие

по

русскому

языку

для 5-6 классов

– М.,

1998.

Любич

Д.В.

Лингвистические

игры.

СПб:

Издательство

Буковского,

1998.

-

http://padaread.com/?book=47732

Занимательный

русский

язык.

Онлайн-упражнения.

-

http://veselyy-

ranets.ru/

index.php

/zanimatelnyj-russkij-yazyk-5-klass

Мусатов

В.Н..

Русский

язык:

Фонетика.

Фонология.

Орфоэпия.

Графика.

Орфография:

учеб.

пособие

/

В.Н.

Мусатов.

-

2-е

изд.,

стер.

-

М.,2012. - 246 с. -

https://sci.house/orfografiya-grafika-fonetika-scibook/russkiy-

yazyik-fonetika-fonologiya-orfoepiya.html

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы.

- М.: Просвещение, 1988.–

171с.

-

http://genling.ru/books/item/f00/s00/z0000001/

Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: РИО «Самовар»,

2014.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: РИО «Самовар»,

2014.

Рик

Т.

Г.

Здравствуй,

дядюшка

Глагол! -

М.:

РИО

«Самовар»,

2014.

Шкатова

Л.А. Подумай и ответь. / Л.А.

Шкатова

.–

М.: Просвещение,

1989.–95с.

Граник

 

Г.Г.

 

Секреты

 

пунктуации

 

-

https://tomskmuseum.ru/content/editor/Metod%20otdel/Nauchno-

issledovatelskay%20rabota/Granik_Sekrety-punktuacii.pdf

Граник

 

Г

.

Г

.

 

Секреты

 

орфографии

 

-

 

https://sovietime.ru/russkij-

yazyk

/sekrety-orfografii-1991

Модуль 7. Тысяча лиц одного языка.

(Текст. Тема текста, основная мысль. Типы речи. Стили речи)

(9 часов: Теория -3 часа, практика - 6 часов).

Тема: Текст. (2 часа: теория - 1 час, практика 1 час)

Текст как речевое произведение. Тема и основная мысль текста. Строение текста. Признаки текста. Понятие микротемы. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Повествуем, рассуждаем, описываем. (2 часа: теория - 1 час, практика – 1 час)

Типы речи. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Тысяча лиц одного языка. (4 часа: теория - 1 час, практика 3 часа)

Стили речи. Понятие. Виды. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания. Написание сочинений (устно и письменно)

Практика. Итоговое занятие. (практика - 1 час). Лингвистическое упражнение.

Дидактический материал:

Знакомство

с

тремя

типами

текста

(особенности)

-

https://studref.com/687888/pedagogika/znakomstvo_tremya_tipami_teksta_osoben

nosti

Текст:

Знакомство

с

новой

языковой

единицей

речи

-

https://urok.1sept.ru/articles/633259

Дидактический

 

материал

 

по

 

теме

 

«Стили

 

речи»

 

-

https://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-teme-stili-rechi-1624409.html

 

;

https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/lesson-55363

;

https://www.yaklass.ru/p/russky-

yazik/5-klass/funktcionalnye-raznovidnosti-iazyka-6957515/obshchee-

predstavlenie-o-funktcionalnykh-raznovidnostiakh-iazyka-6926299/re-b5a38368-

a4b6-44b7-b74e-dbc54a967430

Модуль 8. Речевой этикет.

(4 часа: теория -1 часа, практика - 3 часа).

Тема: Правила речевого этикета. (теория - 1 час).

Понятие об этикете как системе правил хорошего тона, принятых в современном цивилизованном обществе и регламентирующих нормы поведения людей. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Формулы речевого этикета (практика 1 час).

Составление словаря этикетных форм: приветствие, представление, знакомство, извинение, просьба, пожелание, сочувствие, благодарность, прощание; разыгрывание речевых ситуаций с использованием речевых формул. «Выбор слова», конструирование и редактирование собственных высказываний. Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти, логики, внимания.

Тема: Итоговое занятие по разделу. (практика - 1 час). Творческая работа.

Тема: Итоговое занятие по курсу. (практика - 1 час). Контрольная работа.

Дидактический материал:

Дидактический

 

материал

 

по

 

теме

 

«Правила

 

речевого

 

этикета»

 

-

https://ya-

uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/russkij_jazyk_i_literatura/rechevoj_ehtiket_vezhl

ivye_slova_2_klass/83-1-0-18450 ; https://thestrip.ru/face/rechevoi-etiket-pravila- etiketa-osnovnye-pravila-rechevogo/

Презентация

 

«Речевой

 

этикет.

 

Азбука

 

общения»

 

-

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/77449-prezentaciya-rechevoy-etiket-azbuka-

obscheniya.html

Формулы

 

речевого

 

этикета

 

-

https://vuzlit.com/874148/formuly_rechevogo_etiketa

Примерные темы мероприятий по воспитательной работе с учащимися:

«Час

общения»

течение

года):

«Беседа

о

правилах

дорожного

движения «Знатоки ПДД»; «Вредные привычки и их предупреждение»; ко

Дню

инвалида «Мир

спасет доброта»;

«Праздник

Осени».

«Мамочку

родную,

поздравляю».

«День

рождения

города

Уфа

».

«Все

вместе

мы

– Россия»

ко

Дню

народного единства.

«Герои

 

Отечества

 

 

наши

 

земляки»,

 

посвященный

 

Дню

 

Героев

Отечества.

«Они

защищали

родину»

или

«А,

ну-ка,

мальчики!».

«Корнями

дерево

сильно»

ко

Дню

Героев

Отечества.

Новогодний

праздник

«Здравствуй,

Новый

год!».

Уроки

памяти

«

Непокорѐнный

Ленинград!»

ко

Дню

полного

освобождения

Ленинграда

от

фашистской

блокады;

«Сталинград

и

мужество

неразделимы!»

ко

Дню

разгрома

немецко-фашистских

войск

в

Сталинградской битве; «Краснодар-1942-43» ко Дню освобождения города

Краснодара от немецко-фашистских захватчиков; «День Победы -

праздник

со слезами на глазах».

Мероприятие,

 

посвящѐнное

 

Международному

 

женскому

 

дню

 

«С

весенним

праздником,

мамочки».

«Наша

Вселенная»

Ко Дню

Космонавтики.

Итоговое

творческое

занятие

в

учебном

году.

Примерные темы мероприятий по воспитательной работе с родителями:

Индивидуальные

беседы

с

родителями.

Родительское

собрание.

Организация

и

проведение

совместных

праздников

и

досуга.

Планируемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты: Предметные:

расширение

и

углубление

языковых

знаний,

умений

и

навыков,

полученных учащимися

на занятиях;

развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной

активности,

мышления

и

коммуникативной культуры;

совершенствование

орфографической,

грамматической

и

пунктуационной

грамотности,

умения

анализировать

текст,

совершенствование

устной и письменной

речи;

развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное

владение

русским

литературным

языком

в

разных

ситуациях

общения;

повышение

уровня

культуры речи;

развитие

мотивации

к

речевому

самосовершенствованию,

учебной

деятельности.

Метапредметные:

развитие

творческих

способностей

учащихся;

развитие

внимания,

памяти,

логики

у

учащихся;

сформированность

 

навыка

 

детей

 

самостоятельно

 

работать

 

с

литературными

источниками,

СМИ

и

Интернет-ресурсами;

умение

учащимися

создавать

индивидуальные

и

групповые

творческие

проекты,

умений

проводить

мини-исследования;

умений

 

выступать

 

перед

 

аудиторией

 

сверстников

 

с

 

небольшими

сообщениями,

докладом;

применение

приобретѐнных

знаний,

умений

и

навыков

в

повседневной

жизни.

Личностные:

уважение

к

себе

и

окружающим

людям,

а

также

их

труду;

воспитание

речевой

культуры

учащихся;

доброжелательность

и

эмоциональную

отзывчивость,

понимание

других

людей

и сопереживания им;

трудолюбие,

 

способность

 

к

 

преодолению

 

трудностей,

целеустремлѐнность

и настойчивости

в

достижении

результата:

сформированность

 

школьника

 

как

 

нравственной,

 

интеллектуально

развитой

личности.

В результате обучения учащиеся должны овладеть ключевыми

компетенциями.

Информационно-технологическими:

владеть

навыками

работы

с

различными

источниками

информации:

книгами,

учебниками,

справочниками,

определителями,

энциклопедиями,

интернет-ресурсами;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и

отбирать

необходимую

для

решения

учебных

задач

информацию,

организовывать,

преобразовывать,

сохранять

и

передавать

ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них

главное

и необходимое.

Учебно-познавательными:

ставить цель и организовывать

еѐ

достижение, уметь пояснить свою

цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей

учебно-познавательной

деятельности;

задавать

вопросы

к

наблюдаемым

фактам,

отыскивать

причины

явлений,

обозначать

свое

понимание

или

непонимание

по

отношению

к

изучаемой

проблеме;

ставить

познавательные

задачи

и

выдвигать

гипотезы;

выбирать

условия проведения

наблюдения

или

опыта;

формулировать

выводы.

Коммуникативными:

уметь

представить

себя устно:

дать

общую информацию

о

себе;

владеть

способами

взаимодействия

с

окружающими

людьми;

выступать

с

устным

сообщением,

уметь

задать

вопрос,

корректно

вести

учебный

диалог;

владеть

разными

видами

речевой

деятельности

(монолог,

диалог,

чтение,

письмо);

владеть

способами

совместной

деятельности

в

группе,

приемами

действий

в

ситуациях

общения;

умениями

искать

и

находить

компромиссы;

иметь

позитивные

навыки

общения

в

группе;

Социально-личностными:

владеть

способами

ведения

дискуссии,

выражения

собственного

мнения,

высказывания

и

аргументирования

своей

точки

зрения;

формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к

предмету

и сферам

деятельности;

уметь

принимать

решения,

брать

на

себя

ответственность

за

их

последствия,

осуществлять

действия

и

поступки

на

основе

выбранных

целевых и смысловых

установок.

Для отслеживания результативности образовательного процесса могут использоваться следующие методы и формы контроля:

Виды и формы контроля

 

Таблица 2

Виды

контроля

Содержание контроля

Формы проведения

Сроки проведения

Вводный

Выявление уровня способностей и личностных качеств

обучающихся.

Собеседование, прослушивание

Сентябрь

(по необходимости)

Текущий

Определение степени усвоения учащимися изучаемого материала по окончании темы, раздела.

Практическая работа, тестирование, Диктант, творческое задание, устный опрос, контрольные

задания.

Октябрь-апрель (по усмотрению педагога)

Промежуточн ый

Определение уровня обученности (результаты обучения по итогам

1-го полугодия)

Промежуточная диагностика, педагогическое наблюдение, контрольные задания; диктант,

тестирование.

Декабрь (по графику)

Итоговый

Определение изменения уровня обученности и развития детей, их творческих способностей на конец срока реализации программы.

По материалам программы.

Итоговая творческая работа, педагогический анализ результатов выполненных работ.

Май

(по графику)

Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы.

Содержание программы позволяет формировать разновозрастные группы обучающихся, т.к. носит общеразвивающий характер. В отдельных случаях занятия по программе могут быть перестроены в индивидуальный учебный план в связи с необходимостью применения индивидуальной образовательной траектории учащегося. Материал преподаѐтся с учѐтом психофизических, интеллектуальных и возрастных особенностей детей.

Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств учащихся, на решение их индивидуально- личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Поэтому важное значение приобретает изучение материала детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Важнейшее требование к занятиям:

дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,

физического развития,

двигательной подготовленности;

формирование

у

учащихся

навыков

для

самостоятельных

занятий

спортом

и

получения новых

знаний.

Нами предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.

Дидактические принципы построения образовательного процесса.

Принцип сознательности

. Учащиеся должны знать и понимать цели и

задачи

обучения,

а

также

пути

достижения целей

и

задач обучения.

Принцип активности

. Необходимо построить учебный процесс таким

образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал,

но

и

стремились

закрепить

полученные

знания

и

умения,

анализировали

ошибки

и

достижения

свои

и

товарищей,

самостоятельно

решали

поставленные

задачи.

Принцип систематичности

. Постепенная и последовательная подача

нового

материала,

поэтапное

увеличение

объема

и

интенсивности

физических нагрузок.

Принцип наглядности

. Обучение должно быть наглядным и включать

в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий,

плакатов

и фильмов.

Принцип

доступности

.

Предполагает

своевременное

изучение

программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и

физическому

развитию

учащихся.

Для

каждой

группы

должен

быть

составлен

рабочий

(поурочный)

план

занятий

и

обеспечены

нормальные

условия образовательного

процесса.

Принцип

прочности

.

Необходимо

стремиться

к

тому,

чтобы

приобретенные знания, умения и навыки учащихся были прочно закреплены,

в

первую

очередь

практически.

Для

этого

необходимо

участие

учащихся

в

соревнованиях, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса учащихся к занятиям.

Принцип контроля

. Необходим регулярный контроль за усвоением

учащимися программного материала, что дает возможность анализировать

ход

образовательного

процесса

и

вносить

в

него

необходимые

изменения.

Методы, используемые в процессе обучения.

Все используемые методы условно можно разделить на группы:

методы,

оценивающие

и

стимулирующие

деятельность

учащегося;

методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность,

сознание

учащегося;

методы

самовоспитания,

т.е.

самоуправляемого

воспитания,

которое

подразумевает

систему

самостоятельных

упражнений

и

тренировок.

Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:

объяснительно-иллюстративный,

позволяющий

передавать

учащимся

системы

«готовых»

знаний

посредством

любых

видов

дидактического

материала;

репродуктивный

метод

предполагает

практическое

использование

информации, решение различных задач и упражнений и создания ситуаций,

требующих применения

на

практике

полученных

знаний;

метод проблемного изложения заключается в искусственном создании

проблемы и наглядном и подробном объяснении учащимся способов и путей

ее

решения;

частично-поисковый

(эвристический)

метод

обучения

основан

на

самостоятельной

деятельности

учащихся,

направленной

на

переработку

информации

с

целью

выявления

противоречий

и

возникающих

в

соответствии с ними проблем, а также поиск путей решения этих проблем и

анализ

результатов

с целью

выявления

степени

их

истинности;

исследовательский

метод

предполагает

формулирование

проблемы

учащимися

совместно

с

педагогом,

который

производит

управление

самостоятельной

исследовательской

деятельностью

учащихся.

Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия профилю дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный стандарт №513).

Минимально необходимый для реализации курса перечень материально-технического обеспечения:

Учебно-методическое оснащение программы:

справочные

материалы

к

информационным

блокам,

демонстрационные

мультимедийные

презентации,

видеофильмы;

раздаточный

материал

для

практических

занятий;

Материально-техническое оснащение программы:

учебный

кабинет,

оборудованный

в

соответствии

с

требованиями

действующего

СанПиН,

включая

классную

доску,

столы

и

стулья

для

учащихся

и

педагога,

шкафы

и

стеллажи

для

хранения

дидактических

пособий

и учебных

материалов;

компьютерное

обеспечение

изучаемых

тем,

мультимедийный

проектор;

информационные

источники,

плакаты,

иллюстрации

(грамматические

таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в

программе

и т.д.).

Методы и формы отслеживания результативности.

Для отслеживания результативности образовательного процесса могут использоваться следующие методы:

Педагогическое

наблюдение.

Педагогический

анализ

результатов

тестирования,

диагностических

заданий,

участия в

мероприятиях.

Указанные методы отслеживания могут использоваться как средство определения:

Вводной

диагностики.

Текущей

диагностики.

Промежуточной

диагностики.

Итоговой

диагностики.

Образовательный результат определяется как итог совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности. Аттестация основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Цель - выявление уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательных программ.

Текущая аттестация проводится по усмотрению педагога с целью определения степени усвоения учащимся изучаемого материала по окончании темы, раздела.

Промежуточная аттестация проводится по итогам 1-го полугодия с целью определения результатов обучения.

Итоговая аттестация проводится с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей на конец срока реализации программы.

Формы проведения педагог определяет самостоятельно. Это могут быть:

диагностические

задания;

устный

опрос;

контрольные

задания;

практические

работы;

педагогическое

наблюдение;

собеседование;

творческое

задание;

диктант;

лингвистические

задачи;

тренировочные

упражнения.

Результат аттестации фиксируется в 4-х уровнях:

минимальный

базовый

повышенный

творческий.

Характеристика уровней:

Минимальный - обучающийся программу усвоил не полностью, т.е. не приобрел предусмотренную учебным планом всю сумму знаний, умений и навыков; не выполнил всех задач, поставленных перед ним педагогом.

Базовый - обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале.

Повышенный - обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в конкурсах, олимпиадах.

Творческий - обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно участвует в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, занимает призовые места.

Критерии образовательной деятельности по образовательной области разрабатываются педагогом самостоятельно. Итоги заносятся в ведомость,

подготавливается аналитическая справка.

Раздел

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий

История возникновения письменности.

Иметь представление об истории возникновения письменность, о разных видах письма.

Знает о том, когда возникла письменность, как, различает разные виды письма.

Применяет полученные знания по разделу на практике.

Применяет полученные знания по разделу на практике.

Секреты устной речи. (Фонетика.

Интонация. Техника речи)

Имеет общие представления о фонемах, об их различиях, знает, что такое интонация

Знает, что такое фонемы, различает гласные и согласные, знает, что такое интонация.

Знает, что такое фонемы, различает гласные и согласные, знает, что такое интонация, умеет строить интонационные схемы.

Знает, что такое фонемы, различает гласные и согласные, знает, что такое интонация, умеет строить интонационные схемы. Знает

«сложные» фонемы, может их различать.

Участвует в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Помогает в освоении материала другим. Дополнительно самостоятельно занимается.

Загадки русского словообразования. (Морфемика.

Словообразование)

Имеет представления о морфемах, знает их виды, знает, что такое словообразовательные гнезда.

Знает морфемы, что такое словообразовательный анализ, словообразовательные гнезда.

Вычленяет морфемы, делает словообразовательный анализ, строит словообразовательные гнезда.

Вычленяет морфемы, делает словообразовательный анализ, строит словообразовательные гнезда. Помогает в освоении материала другим. Участвует в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Дополнительно самостоятельно занимается.

Тайны русского слова.

(Лексика. Фразеология. Этимология)

Имеет общее представление, что такое лексика, знает, что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы,

фразеологические обороты,

Знает, что такое лексика, синонимы, антонимы, различать омонимы, паронимы, фразеологические

обороты, историзмы,

Знает, что такое лексика, подбирает синонимы, антонимы, различать омонимы, паронимы, видит фразеологические обороты,

дает их значения, различает

Знает, что такое лексика, подбирает синонимы, антонимы, различать омонимы, паронимы, видит фразеологические обороты, дает их значения, различает историзмы,

неологизмы, жаргонизмы и т.п.

историзмы, неологизмы, жаргонизмы и т.п.

неологизмы, жаргонизмы и т.п.

историзмы, неологизмы, жаргонизмы и т.п. Уместно может употреблять данные слова.

Уместно может употреблять данные слова. Участвует в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Помогает в освоении материала другим. Дополнительно самостоятельно занимается.

Секреты письменной речи. (Графика.

Орфография).

Знает, что такое орфограммы, умеет их находить.

Знает, что орфограммы, умеет их «видеть» и объяснять правильность их написания.

Умеет «видеть» орфограммы, объяснять правильность их написания, применять правила.

Умеет «видеть» орфограммы, объяснять правильность их написания, применять правила.

Участвует в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Помогает в освоении материала другим. Дополнительно самостоятельно занимается.

Секреты грамматики и пунктуации (Морфология.

Синтаксис. Пунктуация)

Умеет общее представление о частях речи, знает их отличия, знает, что такое сочетания слов и словосочетания, простое предложение и сложное.

Умеет различать части речи, давать характеристики, определять синтаксическую роль, различать простое предложение и сложное, различать сочетание слов и словосочетание, делать пунктуационные разбор.

Умеет различать части речи, дает характеристики, определяет синтаксическую роль, различает простое предложение и сложное, различает сочетание слов и словосочетание, делает пунктуационные разбор.

Умеет различать части речи, дает характеристики, определяет синтаксическую роль, различает простое предложение и сложное, различает сочетание слов и словосочетание, делает пунктуационные разбор. Участвует в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Помогает в освоении материала другим. Дополнительно самостоятельно занимается.

Тысяча лиц одного языка. (Текст. Тема текста, основная мысль. Типы речи

Стили речи)

Имеет общее представление о тексте о типах и стилях речи.

Знает признаки текста, умение выделять основную мысль, выделяет микротемы,

определяет типы и стили

Знает признаки текста, умеет доказывать, что перед нами текст, умеет выделять основную мысль, выделяеть

микротемы, определяет типы

Знает признаки текста, умеет доказывать, что перед нами текст, умеет выделять основную мысль, выделять микротемы, определяет

типы и стили речи. Участвует в

речи.

и стили речи.

олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Помогает в освоении материала другим. Дополнительно самостоятельно занимается.

Речевой этикет.

Знает «формулы» речевого этикета.

Знает «формулы» речевого этикета, умеет их применять.

Знает «формулы» речевого этикета, уметь их применять в различных ситуациях.

Знает «формулы» речевого этикета, уметь их применять в различных ситуациях. Участвует в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Помогает в освоении материала другим. Дополнительно

самостоятельно занимается.

Список литературы, используемой педагогом:

Вартаньян

Э.А.

Путешествие

в

слово.–

М.:

Просвещение,

1987.–207с.

Введенская

Л.А.

От

собственных

имѐн

к

нарицательным.–

М.:

Просвещение,

1989.–142с.

Ветвицкий

В.Г. Современное русское письмо. [Электронный ресурс] -

М.: Просвещение, 1974.–124с. - Режим доступа:

https://sci.house/orfografiya-

grafika-fonetika-scibook/sovremennoe-russkoe-pismo-posobie-dlya.html

Волина

В.

В.

Занимательное

азбуковедение

.

-

М.:

Просвещение,

2016

Волина

В.

В.

Русский

язык.

Учимся

играя.

-

Екатеринбург

ТОО.

Издательство

«АРГО»,

2016

г.

Волина

В.

В.

Игры

с

буквами

и словами.

М.:АСТ

-Пресс,

1996.

Голанова

Е.И.

Как

возникают

названия.

-

М.:

Просвещение,

1989.–142с.

Граник

Г.Г.

Секреты

орфографии.–

М.:

Просвещение,

1991.–220с.

Мусатов

В.Н..

Русский

язык:

Фонетика.

Фонология.

Орфоэпия.

Графика. Орфография [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Н. Мусатов. -

2-е изд., стер. - М.,2012. - 246 с. - Режим доступа:

https://sci.house/orfografiya-

grafika-fonetika-scibook/russkiy-yazyik-fonetika-fonologiya-orfoepiya.html

Одинцов

В.В.

Лингвистические

парадоксы.

[Электронный

ресурс]–

М.:

Просвещение,

1988.–171с.

-

Режим

доступа:

http://genling.ru/books/item/f00/s00/z0000001/

Рик

Т. Г.

Доброе

утро,

Имя

Прилагательное!

-

М.:

РИО

«Самовар», 2014.

Рик

Т.

Г.

Здравствуйте,

Имя

Существительное!

-

М.:

РИО

«Самовар», 2014.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: РИО «Самовар»,

2014.

Шкатова

Л.А.

Подумай

и

ответь.

/

Л.А.

Шкатова

.–

М.:

Просвещение,

1989.–95с.

Лингвистические словари.

Ахманова

О.С.

Словарь

омонимов

русского

языка.

[Электронный

ресурс]

-

М.:

Русский

язык,

1976.–448с.

-

Режим

доступа:

http://padaread.com/?book=49852&pg=1

Бельчиков

Ю.А.

Словарь

паронимов.

М.:

АСТ.

Астрель,

2002.–459с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах.

[Электронный ресурс]

- М.: Олма – пресс, 2002.–1450 с. - Режим доступа:

https://www.prlib.ru/item/457657

Евгеньева

А.П.

Словарь

синонимов

русского

языка

в

2-х

томах.

[Электронный ресурс] – М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с. - Режим доступа:

http://cfrl.ruslang.ru/synonyms/00-c.htm

Львов

М.Р.

Словарь

антонимов

русского

языка.

/

М.Р.

Львов.–

М.:

Русский

язык,

1984.–381с.

37

Ожегов

С.И.

Толковый

словарь

русского

языка.

[Электронный

ресурс]

– М.: 2001.–940с. - Режим доступа: https://royallib.com/read/ogegov_sergey/tolkoviy_slovar_russkogo_yazika.html#0

Тихонов А.Н.

Морфемно

– орфографический словарь. [Электронный

ресурс]

-

М.:

Астрель.

АСТ,

2002.–701с.

-

Режим

доступа:

http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/index.html

Тихонов

А.Н.

Школьный

словообразовательный

словарь

русского

языка.

[Электронный

ресурс]

-

М.:

Просвещение,

1991.–576с.

-

Режим

доступа:

http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/index.html

Интернет-ресурсы.

Единая

коллекция

Цифровых

Образовательных

Ресурсов.

Режим

доступа:

http://school-collection.edu.ru

Справочно-информационный

 

интернет-портал

 

«Русский

 

язык».

 

Режим

доступа:

http://www.gramota.ru

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:

http://nsc.1september.ru/urok

Презентации

 

уроков

 

«Начальная

 

школа».

 

 

Режим

 

доступа:

http://nachalka.info/about/193

Детские

 

электронные

 

презентации.

 

 

Режим

 

доступа:

http://www.viki.rdf.ru

Любителям

 

учености.

 

Словари.

 

Справочники.

 

-

 

Режим

 

доступа:

https://povto.ru/index.html

Для детей:

Занимательный

русский

язык.

Онлайн-упражнения.

-

Режим

доступа:

http://veselyy-ranets.ru/index.php/zanimatelnyj-russkij-yazyk-5-klass

Русский

язык.

Учимся

сами

 

-

Режим

доступа:

 

http://veselyy-

ranets.ru/

index.php

/

russkij-yazyk

.

Соловьева

 

Н.Н.

 

Необычное

 

словообразование.

 

Игры

 

на

 

уроках:

Учебное

пособие

по

русскому

языку

для 5-6 классов

– М.,

1998.

Любич

Д.В.

Лингвистические

игры.

СПб:

Издательство

Буковского,

1998.

-

Режим доступа:

http://padaread.com/?book=47732

Корешкова.Т.В

.

Потренируйся!

Тетрадь

для

самостоятельной

работы.

4 класс.

– М.: Ассоциация

21

век,

2016.

37