* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

«Секреты» таблицы умножения

Закревская Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

- Ох уж эта таблица умножения! – скажете вы, вспоминая, вспоминая, как её заучивали, зубрили.

Во 2 классе дети начинают изучать таблицу умножения. Оказывается, этот процесс для ребёнка можно не только облегчить, но и сделать увлекательным.

- Как? – спросите Вы.

Да очень просто.

Дело в том, что каждая таблица умножения имеет свои «секреты». Самая «богатая» на «секреты», а потому и самая лёгкая – таблица умножения 9-ти. Её рекомендуется изучать первой. Затем – таблицы умножения 2, 5, 6, 4, 8, 3, 7. Именно в такой последовательности. Данная методика изучения таблицы умножения была разработана методистами образовательной системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова.

Таблица умножения 9-ти.

Определить количество цифр в произведениях от 9*2 до 9*9. Владея методом «прикидки», дети устанавливают, что во всех произведениях будет по две цифры. Делается «заготовка»:

9 * 2 = . .

9 * 3 = . .

9 * 9 = . .

Используя несколько способов нахождения произведения, заполняются заготовленные для цифр места:

через сумму одинаковых слагаемых: 9 * 2 = 9 + 9 = 18;

через предыдущее произведение: 9 * 5 = 45, значит, 9 * 6 = 45 + 9 = 54;

через представление 9 как (10 – 1): 9*7=(10 - 1)*7=

10

* 7 – 7=70 – 7=63;

с помощью таблицы Пифагора.

Эта работа необходима для того, чтобы ребёнок владел как можно большими способами нахождения произведения. Если он вдруг забудет какой-либо пример из таблицы умножения, он сможет быстро его вычислить (например, во время контрольной работы).

Нахождение связей, закономерностей между произведениями.

9 * 2 = 18

9 * 3 = 27

9 * 4 = 36

9 * 5 = 45

9 * 6 = 54

9 * 7 = 63

9 * 8 = 72

9 * 9 = 81

Число десятков от произведения к произведению увеличивается на 1, а число единиц уменьшается на 1.

Сумма цифр в каждом произве

дении равна 9 (позже это открытие превращается в признак делимости на 9).

Есть произведения, у которых цифры десятков и единиц «меняются местами»

18 27 36 45

81 72 63 54

Исследование связи между множителями и произведением.

Число десятков всегда на 1 меньше второго множителя:

-1 -1

9 * 4 = 36 9 * 8 = 72 и т.д.

Тут же можно потренироваться с детьми в определении цифры десятков в произведении. Например, бросая мяч ребёнку, вы называете пример из таблицы умножения 9, а ребёнок, возвращая мяч, говорит, с какой цифры будет начинаться ответ:

9 * 7 – с 6-ти, т.к. 7 – 1 = 6; 9 * 3 – с 2-х, т.к. 3 – 1 = 2 и т.д.

Цифра в разряде единиц дополняет второй множитель до 10 или число десятков до 9:

9 * 6 = 54 или 9 * 6 = 54

10 9

Тут же тренируемся в определении цифры в разряде единиц в произведении.

Чтобы найти произведение, надо второй множитель умножить на 10 и из полученного числа вычесть второй множитель:

9 * 4 = 10 * 4 – 4 = 40 – 4 = 36

9 * 8 = 10 * 8 – 8 = 80 – 8 = 72 и т.д.

Таким образом, для того, чтобы запомнить таблицу умножения 9-ти, дети должны владеть двумя умениями: уменьшать число на 1 и дополнять число до 9 или 10. А этими умениями дети овладевают ещё в 1 классе.

Таблица умножения 2-х.

Записываются табличные примеры и различными способами (см. таблицу умножения 9-ти) находятся произведения:

2 * 0 = 0 Эти два примера не являются табличными, но они

2 * 1 = 2 нужны для нахождения закономерности.

2 * 2 = 4

2 * 3 = 6

2 * 4 = 8

2 * 5 = 10

2 * 6 = 12

2 * 7 = 14

2 * 8 = 16

2 * 9 = 18 Этот пример дети уже знают из таблицы умножения 9-ти.

Исследовательская работа по нахождению связи между произведениями, между множителями и произведением.

В таблице умножения 2-х все произведения оканчиваются только цифрами 0, 2, 4, 6, 8; есть однозначные числа, есть двузначные.

В произведениях, оканчивающихся одинаковой цифрой. Множители отличаются на 5 единиц, поэтому произведения отличаются на 10:

2 * 0 +5 = 0 +10 2 * 1 2 * 2 2 * 3 2 * 4

2 * 5 = 10 2 * 6 2 * 7 2 * 8 2 * 9

Цель такой исследовательской работы – привлечь внимание ребёнка к данной таблице умножения. Многократно просматривая, ребёнок запоминает её быстрее.

Таблица умножения 5-ти.

5 * 2 = 10 Этот пример дети уже знают.

5 * 3 = 15

5 * 4 = 20

5 * 5 = 25

5 * 6 = 30

5 * 7 = 35

5 * 8 = 40

5 * 9 = 45 Этот пример дети уже знают.

В результате исследовательской работы дети находят следующие закономерности.

Произведения оканчиваются только цифрами 0 и 5, причём произведения с чётным множителем оканчиваются цифрой 0, а с нечётным – цифрой 5.

5 * 2 = 10 5 * 3 = 15

5 * 4 = 20 5 * 5 = 25

5 * 6 = 30 5 * 7 = 35

5 * 8 = 40 5 * 9 = 45

Тут же можно поспрашивать ребёнка, чем оканчиваются произведения 5 * 3, 5 * 8, 5 * 24, 5 * 17 и т.д. Лучше – в виде игры: произведение чётное – руки вверх, нечётное – руки в стороны.

Цифра в разряде десятков может быть получена деление на два второго множителя, причём, если есть остаток, его нужно отбросить:

: 2 : 2 : 2

5 * 2 = 1 . 5 * 8 = 4 . 5 * 7 = 3 . и т.д.

После ознакомления с каждой таблицы умножения проводится сравнительный анализ изученных таблиц. Задаются вопросы типа:

- Есть ли одинаковые произведения? Какие?

- Назовите самое большое и самое маленькое произведение.

- В какой таблице есть произведение 6, 81, …?

- Есть ли произведения 22, 17?

- В какой таблице не найдёшь произведений 4, 6, 8? И т.д.

Такое многократное обращение к таблице умножения, просматривание, поиск, сравнение произведений активизирует зрительную память, способствует прочному запоминанию таблицы умножения.

Таблица умножения 6-ти.

В таблице умножения 6-ти, как и в таблице 5-ти, нужно отдельно просмотреть и выписать произведения с чётным и нечётным множителем.

: 2

6 * 2 = 12

6 * 4 = 24

6 * 6 = 36

6 * 8 = 48

Чтобы найти цифру в разряде десятков, надо второй множитель разделить на 2.

Цифра в разряде единиц равна второму множителю.

Если проговаривать произведения, начиная снизу, то слышна рифма,

кроме

«шестью два - двенадцать». Тогда дети придумали «шестью два - десять два».

6 * 3 = 18

6 * 5 = 30

6 * 7 = 42

6 * 9 = 54

Если второй множитель разделить на 2 и назвать число с избытком, то получим цифру в разряде десятков:

:2+ост.1

6 * 7 = 4 .

Цифра в разряде единиц – это последняя цифра в сумме второго множителя и 5 или разность между множителем и 5 там, где это возможно:

+ 5

6 * 3 = . 8

+ 5 - 5

6 * 5 = . 0 или 6 * 5 = . 0

+ 5 - 5

6 * 7 = . 2 6 * 7 = . 2

+ 5 - 5

6 * 9 = . 4 6 * 9 = . 4

Чтобы запомнить произведение 6 * 7 = 42, дети придумали стишок:

На дворе растёт трава,

Шестью семь сорок два.

Таблица умножения 8-ми.

Детям остаётся запомнить 4 примера:

8 * 3 = 24

8 * 4 = 32

8 * 7 = 56

8 * 8 = 64

Закономерности:

Произведения в таблице умножения 8-ми оканчиваются цифрами 0,8,6,4,2.

Если представить 8 как (10 - 2), то результат можно вычислить следующим образом: 8 * 4 = (10 - 2) * 4 = 40 – 8 = 32 и т.д.

В записи 56 = 7 * 8 видно, что цифры идут по порядку.

Дети придумали стишок:

Очень хочется поесть,

Семью восемь пятьдесят шесть.

Таблица умножения 4-х.

Остаётся запомнить 3 примера:

4 * 3 = 12

4 * 4 = 16

4 * 7 = 28

Результаты в 2 раза меньше, чем в таблице умножения 8-ми.

Таблица умножения 3-х.

3 * 7 = 21

3 * 3 = 9

Можно провести ассоциацию с квадратиком для игры «Крестики - нолики»

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Таблица умножения 7-ми.

7 * 7= 49

Как правило, дети быстро запоминают этот пример, как и все произведения с одинаковыми множителями.

Литература:

Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс: Вита-Пресс, 2004

Александрова Э.И. Математика. Программа 1-4

кл

.: Просвещение/Дрофа, 2010

Александрова Э.И. Математика. 3

кл

. Учебник в 2-х частях: Просвещение/Бином, 2021