«Секреты успешного старта: Почему так сложно начать?

Разбираем основные проблемы»


Виолончель, характеризующаяся благородным и бархатистым тембром, обладает широким спектром выразительных возможностей, охватывающим как протяжённые мелодические линии, так и виртуозные пассажи. Характер звукоизвлечения в значительной степени детерминируется техникой владения смычком. Историческая эволюция смычка претерпела значительные изменения, трансформируясь от короткой, дугообразной конструкции до современной, слегка вогнутой формы, оснащённой колодкой и винтом для регулировки натяжения волоса. Длина современного смычка, стандартизированного французским мастером Ф. Туртом в XVIII веке, составляет приблизительно 75 см. Процесс извлечения звука на струнных инструментах обозначается термином "штрих", происходящим от немецкого слова "Strich" (направление, черта).

Специфика начального этапа обучения игре на виолончели состоит в том, что для воспроизведения даже элементарных музыкальных фрагментов требуется более продолжительный период освоения базовых навыков по сравнению с фортепиано. Получение чистого и качественного звука, а также исполнение простых мелодий на виолончели представляет собой значительную техническую задачу. Однако, чрезмерное ожидание достижения полного овладения первичными навыками может привести к замедлению общего музыкального развития обучающегося. В то же время, форсированное освоение технических приёмов без достижения автоматизма их исполнения может вызвать двигательные затруднения при исполнении более сложных произведений, проявляющиеся в мышечном напряжении и скованности движений. Данное явление, в свою очередь, может препятствовать достижению свободы, эстетической выразительности и естественности звучания инструмента в дальнейшем. Таким образом, приоритетное внимание следует уделять формированию свободной и непринуждённой моторики рук. Корректная постановка рук является необходимым условием для эффективной работы над штриховой техникой.

Атака звука является одним из ключевых компонентов мастерства виолончелиста. С точки зрения механики работы смычка, качественная атака звука обеспечивается плавным и контролируемым движением, а также оптимальным переносом вектора силы, формируемого весом смычка и руки, в игровую точку в момент инициации звукоизвлечения. При контакте волоса смычка со струной должна возникать синхронная слуховая перцепция, которая, как правило, характеризуется латентностью у начинающих исполнителей. Формирование эффективной атаки звука требует интеграции и координации слуховых, кинестетических, тактильных и визуальных ощущений, что является важной задачей в процессе обучения.

На начальных этапах обучения также необходимо целенаправленно развивать навык рационального распределения длины смычка. Использование всей длины смычка при исполнении быстрых музыкальных фрагментов не является оптимальным. Это приводит к замедлению темпа, возникновению паразитных призвуков и утяжелению общей характеристики исполнения. Соблюдение принципа соразмерности, предусматривающего использование большей длины смычка для протяжённых нот и меньшей длины для коротких нот, имеет принципиальное значение, однако не всегда реализуется на практике.

Гибкость и свобода пальцев, удерживающих смычок, представляют собой один из определяющих факторов достижения лёгкости и плавности движений правой руки при выполнении различных штрихов. Эластичность пальцев, обеспечивающих передачу импульсов от руки к трости смычка, достигается за счёт поддержания округлой формы всех пальцевых суставов. В связи с этим, педагогический процесс часто направлен на коррекцию таких дефектов, как "выпирание косточек" и вытягивание пальцев на смычке. Данные явления приводят к ограничению подвижности пальцев, которая является критически важной при сменах направления движения смычка и при выполнении разнообразных штрихов. Особую роль играет гибкость мизинца, обеспечивающая свободу движений смычка в области колодки. Большой палец также должен обладать податливостью и изменчивостью в своем положении. При приближении к колодочке рекомендуется "подбирать" пальцы, как бы приподнимая смычок над струной, с целью нивелирования избыточной "тяжести". Ощущение гибкости в каждом суставе руки должно быть интегрировано с ощущением готовности к одновременному движению во всех суставах. Необходимо стремиться к преимущественному использованию движения смычка, а не его давления, во всех штрихах и технических приёмах.

Одним из первых штрихов, осваиваемых обучающимися игре на виолончели, является штрих деташе. Термин "detache" (франц.) обозначает артикуляционный приём, при котором каждая нота исполняется отдельным движением смычка в направлении вниз и вверх. Таким образом, каждая нота извлекается посредством нового направления движения смычка, осуществляемого без отрыва от струны. При этом инициация звука должна быть плавной, а смена направления движения смычка – непрерывной.

В процессе освоения штриха деташе у обучающихся часто наблюдаются типичные ошибки. Одним из наиболее распространённых дефектов является изменение качества звука в зависимости от направления движения смычка: ноты, исполняемые при движении смычка вверх, характеризуются недостаточной проекцией и прерывистостью, что может приводить к сокращению их длительности. Основной причиной данного явления является недостаточный слуховой контроль, а также ограниченный контроль над мышечными усилиями, приводящий к неравномерному и конвульсивному ведению смычка. В данном контексте рекомендуется использование упражнений, предусматривающих последовательное исполнение одного и того же мелодического фрагмента с применением прямых и обратных штрихов, направленных на сохранение метрической акцентуации. При выполнении таких упражнений движение смычка вверх будет приходиться как на сильные, так и на слабые доли такта, что способствует выравниванию общего звучания штриха.

Существенное значение для однородности звучания штриха деташе имеет поддержание плоскости движения смычка при смене струн, а также предотвращение изменений силы и тембра звука в пределах одного штриха или фразы, обусловленных нестабильностью точки контакта смычка со струной. Данное явление часто связано с дефицитом координации в работе правой руки, а именно с отсутствием согласованности между движениями отдельных её сегментов (плеча, предплечья, кисти, пальцев), что приводит к скольжению смычка вдоль струны, т.е. к его перемещению между грифом и подставкой. В стремлении к получению плотного звучания, неопытные исполнители часто прибегают к избыточному давлению на струну при одновременном использовании излишне широкой амплитуды движения смычка, что приводит к ухудшению качества звука. В данном случае необходимо отдавать приоритет движению смычка, а не силе его нажима.

При исполнении деташе в быстром темпе коротким отрезком смычка комбинируются два сложных навыка, каждый из которых требует высокой степени развития мелкой моторики пальцев: смена направления движения смычка и смена струны. Недостаточное развитие этих двигательных и координационных навыков может оказывать негативное влияние на беглость пальцев левой руки. Быстрое исполнение штриха деташе способствует развитию координации движений обеих рук.


Одним из факторов, стимулирующих интерес обучающихся к исполнению музыкальных произведений в быстром темпе, является доминирование процессов возбуждения над процессами торможения в центральной нервной системе, а также свойственное детскому и юношескому возрасту стремление к исследованию собственных возможностей и способностей. Эмпирические данные свидетельствуют о низкой эффективности простого запрета на исполнение произведений в быстром темпе. С психологической точки зрения целесообразно периодически предлагать обучающимся исполнение музыкальных фрагментов в ускоренном темпе.

В педагогической практике распространено мнение, что способность к быстрому исполнению развивается спонтанно, как результат созревания навыков, освоенных в медленном темпе, и что целенаправленное обучение технике быстрого исполнения не является необходимым. Данное мнение представляется ошибочным. Технике быстрого исполнения необходимо обучать систематически. "Не всякий навык, сформированный в медленном темпе, автоматически переходит в быстрый темп", – отмечает педагог Готсдинер в своей работе. Существуют музыкальные произведения, обучение которым в медленном темпе является контрпродуктивным. В качестве примера можно привести пьесы, требующие постоянного движения (perpetuum mobile), исполнение которых целесообразно начинать с разучивания шестнадцатых нот, а не четвертей. Если обучающийся не способен исполнить фрагмент быстрыми восьмыми нотами вместо шестнадцатых, это свидетельствует о недостаточной подготовке к изучению данного произведения. Быстрое исполнение подразумевает, прежде всего, быстрое мышление. В ответ на вопрос пианиста, касающийся трудностей в исполнении в быстром темпе, известный виртуоз И. Гофман отметил: "Предполагаю, что в вашей фортепианной игре проявляется общая медлительность". Гофман рекомендовал в данном случае систематически тренировать способность к быстрому мышлению.

После освоения штриха деташе обучающиеся переходят к изучению штриха легато. Термин "legato" (итал.) обозначает связное исполнение. В контексте струнных инструментов термин "legato" означает исполнение последовательности нот одним движением смычка. Легато представляет собой один из основополагающих штрихов в струнно-смычковом исполнительстве, что обусловливает необходимость его систематического изучения на протяжении всего образовательного процесса. Обучение данному штриху должно предваряться развитием мелодического слуха и формированием культуры игровых движений.

Успешное освоение штриха легато невозможно без понимания и воспроизведения метроритмической организации звуков, а также обеспечения метроритмической стабильности исполнения последовательности нот. Это зависит от двух ключевых факторов: во-первых, от ритмической точности движений пальцев левой руки и, во-вторых, от полноценного выдерживания длительностей нот смычком, особенно в слабых долях такта. Качественное исполнение штриха легато связано не только с мягкой атакой звука и плавностью движения смычка, но и с его рациональным распределением. Длина смычка условно делится на 2, 3, 4 и т.д. частей, соответствующих количеству основных ритмических единиц, объединенных лигой. Движение смычка должно быть плавным и непрерывным как при игре на одной струне, так и при переходах между струнами. Исполнение легато подразумевает умение оптимально распределять длину смычка, что способствует достижению мягкого, певучего и выразительного звучания всех нот, объединенных лигой.

Для исполнения легато необходимы цепкие и "певучие" движения пальцев левой руки. Все ноты, исполняемые одним движением смычка, должны быть отчётливо артикулированы левой рукой. Кроме того, необходимо обеспечивать точную координацию между движениями левой и правой рук при переходах смычка между струнами.

Выразительные возможности штрихов деташе и легато целесообразно изучать на основе песенного репертуара. Эмоциональная вовлечённость и понимание характера и способа интонирования напевных мелодий значительно ускоряют формирование навыков исполнения данных штрихов. Ровность и протяжённость звука, слитность мелодических ходов, а также характер расчленённости звуков, мягкость, плавность или акцентированность атаки – представляют собой широкий спектр выразительных возможностей штриховой техники.


Техническая работа, согласно Мстиславу Ростроповичу, заключается в оптимизации взаимодействия между исполнителем и инструментом. Ключевой целью является установление прямого контакта, минимизирующего любые барьеры между виолончелистом и инструментом, для обеспечения лёгкости и естественности исполнения.

Ростропович описывает следующий процесс: сначала он определяет желаемый характер исполнения, после чего анализирует музыкальную ткань за фортепиано, пропевая виолончельную партию. Затем он исполняет произведение на виолончели целиком, отмечая возможные неточности, которые он характеризует как "темпераментную фальшь". На этом этапе важно сформировать общее представление об исполнении и определить основные штрихи. После этого он приступает к детальной проработке штрихов, аппликатуры и тщательному изучению произведения.

Относительно естественности движений Ростропович утверждает, что они не менее естественны для виолончелиста, чем для пианиста, дирижёра или скрипача. Он проводит аналогию между движениями смычка и дирижёрским жестом, а левую руку виолончелиста сравнивает с голосовыми связками певца, а правую – с дыханием. Перед началом движения смычка он рекомендует делать вдох, а само движение осуществлять на выдохе. Такой подход способствует формированию правильного ощущения движения и выразительности, которое не всегда связано с реальными физическими возможностями. Например, даже если исполнителю необходимо сыграть фразу с "бесконечным" дыханием, но у него нет возможности использовать бесконечный смычок, правильное ощущение фразы, стремление к её выразительному исполнению и привычка к правильному дыханию могут сделать смену смычка незаметной.

Штрих представляет собой специфический приём музыкальной выразительности, используемый для раскрытия содержания музыкального произведения. Систематическая работа с разнообразными комбинациями штрихов способствует развитию у обучающегося навыков концентрации и устойчивости внимания в процессе занятий, а также формированию координации движения рук и быстроты двигательной реакции.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Берлянчик М.М. Вопросы музыкальной педагогики. М:, Музыка, 1997

2. Бирина В.М. Особенности обучения игре на виолончели. Харьков, Мир, 1990

3. Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. М:, Музыка, 1977

4. Григорян Л. Школа этюдов для виолончели. М:, Советский композитор,1989

5. Кальянов С. Виолончельная техника. М:, Музыка, 1996

6. Руденко В.И. Вопросы музыкальной педагогики. М:, Музыка, 1980

7. Сапожников Р. Школа игры на виолончели. М:, Советский композитор,1977

8. Хентова С. Ростропович. Санкт-Петербург, Культ-информ-пресс,1993