Тема методической разработки:
Семейные реликвии
«Что сердцу дорого и свято»
Автор: Зверева Татьяна Владимировна учитель информатики и математики МБОУ «СОШ №3 ст. Зеленчукской им. В.В. Бреславцева
Ход мероприятия
1. Приветствие. Мотивационная беседа. Определение темы и цели внеклассного мероприятия
Учитель: Добрый день гости, ребята и родители. Любой народ, любая нация живет до тех пор, пока живы его культура, история, обычаи, традиции.
Практически в каждой семье есть вещи, к которым относятся бережно и они передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.
Сейчас я зачитаю стихотворение, которое поможет вам определить тему нашего мероприятия
У хозяев в каждом доме,
Есть что-то такое, что всем дорогое.
О прошлом семьи расскажет оно,
О том, что в семье это было давно.
Семейной реликвией это зовётся,
И память о ней мы свято храним.
Чтоб в будущем все поколения наши
Могли бы гордиться предком своим!
Скажите, как называют такие вещи? (Ответы детей)
Итак тема мероприятия «Семейные реликвии «Что сердцу дорого и свято». (слайды презентации)
Ученик:
Старинные вещи
Минувших эпох,
Как дороги сердцу
Семейных родов!
В них связь поколений
И вкусы столетий,
В них память
Далеких ушедших годов…
Учитель. Добрая память о родителях, дедушках, бабушках всегда переходила к их потомкам. Именно это заставляло большинство людей дорожить своим образцовым поведением, примером или поступками. Когда мы говорим о семейных реликвиях, мы видим фотографии родственников в доме на стене, письма, которое передается из поколения в поколение, много других вещей.
В каждой семье они свои.
У нас с вами необычное мероприятие, в гостях у нас ваши родители и бабушки, у которых в руках семейные реликвии.
Работа творческих групп
Ученики класса, готовясь к классному часу, объединились в группы, каждая из которых имела отдельное задание:
группа - представить семейный фотоальбом
группа – представить семейную реликвию
Учитель. Не случайно сегодняшний классный час мы начинаем с музыки, посвященной семье.
Песня «Семейный альбом»
….Итак, это, прежде всего, семейные фотографии, особо чтимые, дорогие вещи, оставшиеся после известных, уважаемых или дорогих вам людей. Вещи, с которыми связаны события, воспоминания, - и есть реликвия.
У каждого дома, есть фотоальбом, в котором хранятся фотографии ваши, ваших родителей цветные яркие, но есть и фотографии старенькие, потрепанные черно- белые на которых молоденькие парень в военной форме. Ребята, скажите, у кого сохранились такие фотографии?
Давайте с вами совершим путешествие по страницам семейных альбомов и заглянем в семейные альбомы наших участников.
Презентации первой группы:
Письма… Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят —
Оттого и верят в чудеса.
Учитель: Алан, я вижу у вас с мамой альбом. Расскажите, о необычных фотографиях и истории, с ними связанные.
Ученик: - Бабушка, бабушка! Какой молоденький солдат!! Кто это?
Этой фотокарточке больше восьмидесяти лет. А это мой прадедушка, его призвали на фронт в первые же дни войны. Приложение (Автобиография Бостанов Идрис Алиевич)
Рассказ о жизни Бостанова Идриса Алиевича
Звучит песня «Солдат молоденький»
Сколько таких молоденьких солдат ушло на войну, не все вернулись и только эти пожелтевшие фотографии хранят память о прадедушках.
Учитель. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня и вчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, разных лицах, дорогих вам людях.
Семья Зверевых:
Такая фотография есть и в нашем семейном альбоме.
Рассказ ученика о своем прадедушке Зверев Андрей Силиверстович
Рассказ о прадедушке .
Приложение (Биография Зверева Андрея Силиверстовича
Песня «Жди меня» на стихи Симонова в исполнении правнука Зверева Андрея.
Учитель: С такими словами уходили на фронт. Близкие и родные, матери и дети, ждали весточки с фронта.
Пожелтевшие письма и старые фото...
Эти люди, которых давно уже нет.
Я смотрю в ваши лица и чувствую что-то,
Что оставило в сердце невидимый след.
Как вы жили тогда? И о чём сожалели?
Как любили... и маялись после, скорбя.
Отчего моё сердце забилось сильнее,
Когда в ваших чертах я узнала себя.
Учитель: А вот фотография моей прабабушки, ей было 9 лет, когда началась война, о тех временах она всегда говорила со слезами на глазах, отец ушел на фронт и не вернулся, в семье кроме бабушки было два брата и сестра. Бабушка рассказывала:
«Порой и есть –то нечего было… но не унывали мы – верили, что победа будет за нами».
Выходят брат и сестра:
Брат:
Опять сестрёнка нет письма
Наверно наши не доходят.
Поразбросала всех война,
И адресатов не находят.
Три года уж в тылу живём
Сильнее наших здесь морозы.
Придём с тобой, растопим печь
Даст нам тепло кора берёзы.
Сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной мне так страшно идти спать
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Да и кому в стране легко.
Давай погрею тебе ручки
Платок потуже завяжу
А по дороге сказку расскажу.
Рассказ ученицы Урусовой Халимат
Приложение ( Биография Боташева Суходат Османовна)
Кроме альбомов у вас в руках старая шкатулка, что в ней хранится?
Рассказ мамы ученика : Действительно шкатулка очень дорога для нашей семьи в ней хранится военный билет моего прадедушки и несколько фотографий.
Автобиография Кузина
Рассказ папы ученика : В нашей семье реликвией считается пиджак с медалями отца Кубанова Нанаш Исмаиловича 1915г рождения, 5 мая , в ауле Хурзук, окончил педагогический техникум и до 1938г работал учителем начальных классов в селе Учкекен. 1938 призван в ряды Советской армиии прослужил до 1941г. в Красноярске. Перед демобилизацией началась война и дедушка ушел на фронт. Воевал в Белоруссии , на Украине, под Москвой защищал столицу нашей Родины. (Приложение Кубанова Нанаш Исмаиловича)
Песня «Ордена и медали»
Расскажите, о каком-нибудь случае произошедшем на войне.
Рассказ внука.
Ученица
Жизнь человека- только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Ученица
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
Беседа - Метод «Микрофон»
С помощью воображаемого микрофона дополните предложение :
1. «В семье для меня самое ценное…».( Ответы учащихся и их родителей)
Согласны ли вы с такими утверждениями?
«В той семье, где нет традиций, нет и единства».
«Корни семьи – это ее традиции».
Песня «Встанем» (Минута молчания)
Итог занятия. Рефлексия.
Давайте с вами создадим «Книгу памяти» и запишем имена и фамилии ваших близких и их биографии, о которых вы сегодня рассказали и будем ее пополнять, новыми героями.
Учитель. Каждый из вас живет в своей семье, среди близких и дорогих людей. Семейные фотографии, реликвии, рассказы о традициях, которые передаются от поколения к поколению, - это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории. И от вас зависит, какой будет память о ваших родителях, дедушках или бабушках. Дорожите этой памятью, преумножайте ее своими добрыми делами.
Материал к уроку:
Фото из личного архива
С
емьи Зверевых И.А.,
Семьи
Байрамкуловых
Х.Ю.,
Семьи
Урусовых
Х. А.
Семьи
Кубановых
А.Н.
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/
Семейный альбом
https://www.drivemusic.club/sovetskie/216320-jedita-pekha-semejjnyjj-albom.html
Медали
https://hithub.cc/track/122899363640475-pavel-filatov-frontovye-medali
Встанем
https://ds2.cdn19.deliciouspeaches.com/get/music/20220318/SHAMAN_-_VSTANEM_73945301.mp3
ПРИЛОЖЕНИЯ
Биография Зверев Андрей Силиверстович.
Зверев Андрей Силиверстович
Фото сделано в 1942 во время призыва из военного билета.
Зверев Андрей Силиверстович.
Родился 1898 г. Место рождения- Харьковская область, Боловский район,с. Ротьковско-Песко.
В 1920г. призван Абдасарским военкоматом Северо -казахской области 10 января 1920г. зачислен в 435 полк, уволен в запас 10 ноября 1922г.
В январе 1942 года мобилизован Черкесским областным военкоматом и зачислен в 129 Запасной стрелковый полк курсантом.
С февраля 1942 года в 665 стрелковый полк- командир отделения.
С марта 1943 г. 316 артеллерийский полк- зам. Командира орудия.
В июле 1945 - демобилизован.
После войны работал в х. Дубянском, Ставропольского края, бухгалтером в колхозе, с 1948 - в Зеленчукском райпотребсоюзе до 1956г.
Умер 1971г. 7 сентября, похоронен в ст. Зеленчукской.
Награжден:
Орденом
«Красной звезды»;
Медалью «За взятие Варшавы»;
Медалью «За взятие Берлина»;
М
едалью «За победу над Германией
Боташева Суходат Османовна
Боташева Суходат Османовна (все звали ее Зоя Османовна), родилась в Усть-Джегуте в 1925 года, после семьей переехали в Учкекен, закончила мед училище, работала врачом, во время переселения карачаевского народа вместе с семьей выслали в Азию. Там она встретила своего будущего мужа , он был военным. Суходат Османовна, работала в госпитале, лечила больных и раненых. Во время войны не хватало еды, воды, одежды, спать приходилось в холодных не натопленных помещениях, у них была большая семья, и помощь оказывали люди работающие в больнице.
После войны прабабушка работала в больнице, рассказывая о военном времени она всегда говорила о том как люди помогали друг другу и это помогло им выжить, моя мама также стала врачом о помогает людям.
1911 года рождения,а.Верхняя Теберда.
Закончил курсы бухгалтерского учета и работал главным бухгалтером в колхозе в а. Верхняя Теберда.Прошло несколько лет.Фашистские войска нарушили покой горного населения и пришлось встать на защиту Отечества.Бостанов Алий,как и многие дугие жители этого аула, проводил двоих сыновей Идриса и Болдая в ряды Красной Армии.Мать ,провожая сыновей, со слезами на глазах говорила : «Дай Аллах,чтобы вы вместе,вернулись живыми и здоровыми».По распределению братья Бостановы попали в Кабардино-Балкарию в село Прохладное.Через некоторе время их отправили на Урал для обучения в пулеметное училище. Вскоре Идрис с родным братом Болдаем попадает на фронт Калинин в дивизию Невель-69,где братьям дают один пулемет.С первых дней на поле боя братья Бостановы со своего пулета уничтожили нескольких десятков фашистов.Командир батареи лейтенант Смирнов в то время сказал : «Врагу не спастись от пулемета братьев Бостановых».
Как-то младший брат Болдай спросил у командира батареи : «Мы двое братьев,почему с одним пулеметом?» На что Смирнов ответил: «Вы два родных любящих брата и мы это знаем, в случае ранения одного, второй его на поле не оставит». На самом деле все так и получилось.
Не единожды братья попадали в ожесточенные бои,но не отступали.Младший брат вскоре Болдай получил ранение левой голени.После чего попал в госпиталь на Урал в г.Свердловск.
12 января 1943 года на поле боя в разгар сражения Идрис получил сквозное пулевое ранение левой голени с переломом большеберцовой кости и повреждения большеберцовой артерии и вены . Идриса отправили в госпиталь в г.Новосибирск.Вернуться на поле сражений братьям не удалось в связи с песелением карачаевского народа в Среднюю Азию и Казахстан.Их освободили от воинской службы .
После долгих поисковс тяжелыми ранениями,будучи на костылях, братья нашли родных в Средней Азии. В селе Маловодное Идрис Алиевич работал главным бухгалтером с 9 марта 1945 года по 1967год колхоза «Победа» ( 22 года).
Справедливость восторжествовала ,спустя много лет,карачаевский народ вернулся на родину.В их числе братья Бостановы вернулись в родной аул Джингирик.Тяжелые ранения дали о себе знать.Бостанов Идрис Алиевич умер 11 мая 1983 года,похоронен в а.Джингирик.
Младший брат Болдай умер в 2000 году. Долгие годы он заботился и оберегал семью Идриса , в память о его бескрайней братской любви и заботе на поле боя под фашистскими снарядами.
КУБАНОВ НАНАШ ИСМАИЛОВИЧ
Кубанов Нанаш Исмаилович, родился в 1915 году 5мая, в ауле Хурзук. Окончил педагогический техникум и до 1938 года, работал учителем младших классов, в селе Учкекен. В 1938 году его призвали в ряды Советской армии. Служил он до 1941 года в Красноярске. В 1941 году, перед демобилизацией началась война и мой дедушка ушел на фронт. Воевал в Белоруссии, на Украине, под Москвой защищал столицу нашей Родины. В начале , мой дедушка Нанаш Исмаилович служил в артполке в разведбате, был форо-разведчиком. Ходил вместе с товарищами на линию фронта и фотографировал расположение вражеских сил. После передавал пленки командиру своего полка, и по данным снимкам, артиллерия наводила огонь по вражеским силам. После добросовестной службы в артполке и отвагу Нанаша Исмаиловича наградили медалью за отвагу. Спустя некоторое время дедушку перевели на более опасную службу «Авио-фото разведчик». В 1943 году ему была поставлена задача места дислокации вражеской мотострелковой дивизии, самолет с дедушкой вылетел на задание вместе с сопровождающим истребителем. В ходе операции страхующий истребитель был сбит, немецкими зенитчиками. В кабине вместе с дедушкой находились два пилота, самолет был подбит, первый пилот с трудом развернул самолет в сторону расположения Советских сил и начал падать не дотянув несколько метром до линии фронта, пилоту удалось посадить самолет. Нанаш с трудом вылез из кабины самолета, вытащил раненного летчика, оттащил его от самолета и вернулся за другим , но к сожалению он был мертв. Дедушка успел вытащить 3 кассеты с отснятым материалом, взвалил на спину раненного летчика и направился в сторону наших. Навстречу бежали солдаты, заметившие падающий самолет, они помогли донести раненного летчика и сохранить важную информацию на кассетах. По данным на кассетах были уничтожены силы фашисткой Германии, за этот подвиг дедушку наградили орденом Красного знамени. Нанаш Исмаолович участвовол в битве за Москву. Боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на два периода: оборонительный и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления и наступления советских войск. Дедушка вспоминал, что зима была очень суровая, но наши военные были обеспечены теплым обмундированием, а немцы не были готовы с нашим суровым зимам.
Дедушка прожил долгую и хорошую жизнь вырастил 3 детей, трудился в колхозе.
Кузин Михаил Егорович
Год рождения 1909 Смоленская область, с. Клечетово.
С мая 1932 по июль 1933г. Курсант военной школы спец, службы ВВС.
С июля 1933 по май 1938г. техник по авиаприборам 59 авиабригады 2-й штурмовой эскадрилий.
С марта 1940г. по август 1941г.ст. техник по приборам в 116 истребительском полку САВО.
С августа 1941 по февраль 1942г. Механик 34 ближний бомбардировочный авиаполк 236 авиадивизии.
В 1943 по 1944г. Зам. Ст. техника 611 истребительного авиаполка236 авиадивизии 8 воздушной армии.
С 1944г. По 1947г. Зам. Ст. техника по спецслужбе 107 гв. Истребительного авиаполка 11гв. истребительной авиадивизии.
Уволен в запас в марте 1949 г. Из 22 гв. бомбардировщик авиаполка. Награжден:
Орденом «Красной звезды»;
Орденом «Отечественной
Войны
»П
степени;
Медалью «За боевые заслуги»;
Медалью «За освобождение Праги»;
Медалью «За взятие Берлина»;
Медалью «За победу над Германией»;
Юбилейные медали.
СЕМЕЙНЫЕ ФОТО
Кубанов Нанаш