МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29 «ЛАДУШКА» ГОРОДА ОБНИНСКА

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №29 «ЛАДУШКА»)

Семинар-практикум для воспитателей

«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Подготовила:

Старший воспитатель

Белогурова Елена Сергеевна

г. Обнинск

2024 г.

План семинара-практикума

1. Теоретическая часть

Цель: Изучение и систематизация приёмов и технологий, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

Систематизировать знания воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.

Познакомить с новыми технологиями по развитию лексико-граммати

ческого строя речи у детей дошкольного возраста

: синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты.

Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».

2. Практическая часть

Мультимедийная п

резентация «Игры на развитие лексико-грамматического строя

речи дошкольников».

«Педагогическая мастерская»

Демонстрация используемых в работе игр и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических средств языка.

3.Итог.

4.Рефлексия.

Ход проведения

"Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю."

Конфуций

(Теоретическая часть)

Слайд 1.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.

В настоящий момент в стране наблюдается низкий уровень речевого развития дошкольников. Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей?     (высказываются педагоги)

Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение.

Все игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями.

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. приставочный: делать? пере-делать;

2. суффиксальный: мяч? мячик;

3. приставочно-суффиксальный: стакан? под-стакан-ник;

4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Слайд 2.Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Во время работы над словом, необходимо стимулировать детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если лошадь бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Подбирая материал для словесных дидактических игр, старайтесь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.

Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.

Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.

Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Место грамматических игр в педагогическом процессе:

планируются и проводятся как часть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной литературы (в рамках проведения одного занятия возможно использование нескольких дидактических игр);

как динамическая пауза во время занятия с выполнением движений, действий;

вне занятий в утренние, вечерние часы, на прогулке;

могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях;

могут вноситься в развивающую среду группы в виде настольной дидактических игр, схем и т.д.

Различные формы проведения грамматических игр:

Грамматические игры и упражнения могут проводиться в различных формах:

В зависимости от формы организации детей педагогом:

фронтально

подгруппами

индивидуально

В младшем дошкольном возрасте грамматические игры проводятся, в основном, в индивидуальной форме. В старшем дошкольном возрасте форма может быть любой и определяется поставленной педагогом задачей.

(Практическая часть)

«Педагогическая мастерская»

1.Синквейн.

Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Слайд 5.

Так же технику синквейна можно совмещать с нетрадиционными методами рисования. Например «Синквейн ниткопись».

Ниткопись — это изобразительная деятельность, рисунки которой создаются с помощью ниток, пропитанных краской. Затем на основе ниткописи составляется синквейн.

А сейчас, дорогие коллеги, попробуйте составить синквейны к словам, которые написаны у вас на карточках. (составление синквейнов педагогами)

Давайте проверим, что у вас получилось.

2.Мнемотехника.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» - мы используем мнемотехнику.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. 

(Демонстрация мнемотехники)

3.Игра «Волшебный кубарик».

Цель: - научить детей узнавать по картинке сказку, развивать память, учит называть сказку.

Оснащение игры: кубики (6*6), на каждой стороне куба картинка из знакомых детям сказок.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, народных сказок, сказки Г. Х. Андерсена, Шарля Перро и другие.

Правила и ход игры:

Ребенок закрытыми глазами крутит в руках кубик и говорит слова «Крутись, вертись, на бок ложись». Опускает кубик на стол, открывает глаза и называет сказку.

Ребенок старшего возраста называет автора или говорит , что русская народная или какого народа.

Усложнение:

Ребенок кратко пересказывает содержание угаданной сказки.

(Демонстрация «Кубарика», игра с коллегами)

Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Для игры в группе лучше всего использовать мягкие мячи.

Возможные варианты игр с мячом:

- перебрасывание мяча друг другу;

- прокатывание мяча, сидя на ковре;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- отбивание мяча правой и левой рукой

- прокатывание шарика по панно с дорожками.

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного: Был один, а станет много.

стол – столы двор – дворы нос – носы

гора – горы мост – мосты дом – дома

день – дни лоб – лбы ухо – уши

стул – стулья перо – перья носок – носки

дружок – дружки утенок – утята слоненок – слонята

"Скажи ласково"

Стол - столик Пуговица -

Белка - Шапка -

Кукла - Мыло -

Вишня - Жук -

Книга - Часы –

"Мой - моя" (местоимения) или «Жадина»

Взрослый бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё).

Мяч - мой Кофта - моя

Яблоко - Лист -

Шуба - Платье -

Сапоги - Куртка -

Дом - Квартира -

Туфли - Группа -

Стол - Ведро -

Кресло - Детский сад

Игра «Животные и их детеныши»

Человеческие дети Знают всех зверят на свете или «Кого зовет мама?»

у тигра – тигренок у льва – львенок

у слона – слоненок у оленя – олененок

у лося – лосенок у лисы – лисенок

у медведя – медвежонок у верблюда – верблюжонок

у волка – зайчонок у зайца – зайчонок

у кролика – крольчонок у белки – бельчонок

у коровы – теленок у лошади – жеребенок

у свиньи – поросенок у овцы – ягненок

у курицы – цыпленок у собаки – щенок

Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

белка живет – в дупле лиса живет – в норе

медведь живет – в берлоге собака живет – в конуре

пчелы живут – в улье волк живет – в логове

птицы живут – в гнезде рыбы живут – в воде

Игра «Кто как разговаривает или подает голос»

Отвечай, да поскорей Назови язык зверей.

корова – мычит тигр – рычит змея – шипит

мышка – пищит собака – лает волк – воет

утка – крякает гусь – гогочет свинья – хрюкает

Игра «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.

Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)

Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)

Ползают – (змеи, гусеницы, черви)

Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)

Игра «Горячий – холодный» или «Скажи наоборот»

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот

широкий – (узкий) большой – (маленький)

старый – (молодой) горячий – (холодный)

хороший – (плохой) умный – (глупый)

веселый – (грустный) острый – (тупой)

легкий – (тяжелый) добрый – (злой)

радостный – (печальный) ясный – (пасмурный).

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего, люди сделали его

шкаф из дерева – (деревянный) бутылка из стекла – (стеклянная)

рукавички из меха – (меховые) тазик из меди – (медный)

медвежонок из плюша – (плюшевый) ваза из хрусталя – (хрустальная)

сок из клюквы – (клюквенный) сумка из кожи – (кожаная)

Игра «Назови ласково»

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Образуем слова с суффиксом -ик-

Куст-кустик

Лист-листик

Сад-садик

Дом-домик

Гвоздь-гвоздик

Таз-тазик

 А теперь образуем уменьшительно-ласкательные существительные с

суффиксом -чик-

Шкаф-шкафчик

Костюм-костюмчик

Рукав-рукавчик

Диван-диванчик

Стул-стульчик

 С суффиксом -к-

Мышь-мышка

Лапа-лапка

Туча-тучка

Капля-капелька

Книга-книжка

Бумага-бумажка

Рука-ручка

Кольцо-колечко

Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.

у вороны – (воронья) у рыси – (рысья)

у рыбы – (рыбья) у кошки – (кошачья)

у зайца – (заячья) у лошади – (лошадиная)

у лебедя – (лебединая) у оленя – (оленья)

у лисы – (лисья) у собаки – (собачья)

Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов один слон – пять слонов

один гусь – пять гусей один лебедь – пять лебедей

одна майка – пять маек одна шишка – пять шишек

один утенок – пять утят один заяц – пять зайчат

одно платье – пять платьев одна пуговица – пять пуговиц

одна книга – пять книг одна конфета – пять конфет.

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит) повар – (варит)

носильщик – (носит) уборщица – (убирает)

художник – (рисует) фотограф – (фотографирует)

продавец – (продает) парикмахер – (стрижет)

врач – (лечит) учитель – (учит)

Игры с мячом “Кто кем был?”

цыпленок – яйцом

лягушка – головастиком…

дуб – желудем

хлеб – мукой

рубашка – тканью

дом – кирпичом

Игры с мячом “Хорошо - плохо ”

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий: Город.

Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

 А теперь образуем уменьшительно-ласкательные существительные с

суффиксом -чик-

Шкаф-шкафчик

Костюм-костюмчик

Рукав-рукавчик

Диван-диванчик

Стул-стульчик

Стакан-стаканчик

 С суффиксом -к-

Мышь-мышка

Лапа-лапка

Туча-тучка

Капля-капелька

Книга-книжка

Бумага-бумажка

Театрализованная игра «Три поросёнка».

Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи. Использование театрализованных игр способствует обогащению словарного запаса дошкольника, развивает выразительность речи.

Лото «Чей малыш?»

Цель: соотношение названия животного и его детёныша (в ед. и мн. числе)

Кто у кошки? (котенок). Один котенок, а если много, как говорят? (котята) .

Кто у собаки? (щенок).

Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята) .

Кто у лошади? (жеребенок). Один жеребенок, а если много, как говорят? (жеребята) 

(Показ игры)

6.Игра «Что для чего? »

Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.

 Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы

(хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице).

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)  

Слайд 17.

7.Игра «Чей это хвост?»

Цель: - учит образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

хвост волка - волчий.

хвост лисы - лисий.

В этой игре можно использовать наглядное пособие из фетра. К животным подбирать хвосты и оречевлять игру.

 8.Игра «Что из чего сделано?» 

Цель: - учит образовывать прилагательные от существительных.

сковорода из чугуна - чугунная,

ваза из хрусталя - хрустальная,

стакан из стекла - стеклянный

Оборудование: картинки с изображением посуды.
Описание: детям предлагается продолжить предложение.
Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.
Мама купила новую (стеклянную) посуду.
Мы пьем чай из (стеклянной) посуды
Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.

(Показ игры)

9.Интерактивная игра «Увлекательное путешествие по развитию речи».

Цель: - развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

(Показ игры)

10.Интерактивная игра «Кто как говорит».

Цель: - развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

 Слайд 19.

Итог.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что речевые  игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала.

Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Слайд 20.

Рефлексия. 

В конце своего выступления мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу проведённого мною семинара-практикума. Для этого я использую методику «Неоконченное предложение». У вас лежат листочки с неоконченными предложениями. Ваша задача закончить их.

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар

Список литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия,

2000.-

450с.

Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс,

2004.-

120с.

Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А.

Костенкова

; Под ред. Б.П.

Пузанова

. 3-е изд., доп.

Издательский центр "Академия", 2001. -360с.

Шахнорович

А.Я.

Негневицкая

Е.Н. Язык и

дети.-

М. Педагогика, 1981.-340с.

Швачкин

Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника.//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред.

А.Н.Леонтьева

,

А.В.Запорожца

. - М., 1995-234с.