МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29 «ЛАДУШКА» ГОРОДА ОБНИНСКА
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №29 «ЛАДУШКА»)
Семинар-практикум для воспитателей
«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»
Подготовила:
Старший воспитатель
Белогурова Елена Сергеевна
г. Обнинск
2024 г.
План семинара-практикума
1. Теоретическая часть
Цель: Изучение и систематизация приёмов и технологий, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
Задачи:
Систематизировать знания воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.
Познакомить с новыми технологиями по развитию лексико-граммати
ческого строя речи у детей дошкольного возраста
: синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты.
Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».
2. Практическая часть
Мультимедийная п
резентация «Игры на развитие лексико-грамматического строя
речи дошкольников».
«Педагогическая мастерская»
Демонстрация используемых в работе игр и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических средств языка.
3.Итог.
4.Рефлексия.
Ход проведения
"Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю."
Конфуций
(Теоретическая часть)
Слайд 1.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.
В настоящий момент в стране наблюдается низкий уровень речевого развития дошкольников. Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей? (высказываются педагоги)
Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение.
Все игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями.
Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1. приставочный: делать? пере-делать;
2. суффиксальный: мяч? мячик;
3. приставочно-суффиксальный: стакан? под-стакан-ник;
4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов
Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.
Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Слайд 2.Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.
Во время работы над словом, необходимо стимулировать детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если лошадь бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.
Подбирая материал для словесных дидактических игр, старайтесь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.
Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Место грамматических игр в педагогическом процессе:
планируются и проводятся как часть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной литературы (в рамках проведения одного занятия возможно использование нескольких дидактических игр);
как динамическая пауза во время занятия с выполнением движений, действий;
вне занятий в утренние, вечерние часы, на прогулке;
могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях;
могут вноситься в развивающую среду группы в виде настольной дидактических игр, схем и т.д.
Различные формы проведения грамматических игр:
Грамматические игры и упражнения могут проводиться в различных формах:
В зависимости от формы организации детей педагогом:
фронтально
подгруппами
индивидуально
В младшем дошкольном возрасте грамматические игры проводятся, в основном, в индивидуальной форме. В старшем дошкольном возрасте форма может быть любой и определяется поставленной педагогом задачей.
(Практическая часть)
«Педагогическая мастерская»
1.Синквейн.
Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Слайд 5.
Так же технику синквейна можно совмещать с нетрадиционными методами рисования. Например «Синквейн ниткопись».
Ниткопись — это изобразительная деятельность, рисунки которой создаются с помощью ниток, пропитанных краской. Затем на основе ниткописи составляется синквейн.
А сейчас, дорогие коллеги, попробуйте составить синквейны к словам, которые написаны у вас на карточках. (составление синквейнов педагогами)
Давайте проверим, что у вас получилось.
2.Мнемотехника.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» - мы используем мнемотехнику.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
(Демонстрация мнемотехники)
3.Игра «Волшебный кубарик».
Цель: - научить детей узнавать по картинке сказку, развивать память, учит называть сказку.
Оснащение игры: кубики (6*6), на каждой стороне куба картинка из знакомых детям сказок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, народных сказок, сказки Г. Х. Андерсена, Шарля Перро и другие.
Правила и ход игры:
Ребенок закрытыми глазами крутит в руках кубик и говорит слова «Крутись, вертись, на бок ложись». Опускает кубик на стол, открывает глаза и называет сказку.
Ребенок старшего возраста называет автора или говорит , что русская народная или какого народа.
Усложнение:
Ребенок кратко пересказывает содержание угаданной сказки.
(Демонстрация «Кубарика», игра с коллегами)
Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Для игры в группе лучше всего использовать мягкие мячи.
Возможные варианты игр с мячом:
- перебрасывание мяча друг другу;
- прокатывание мяча, сидя на ковре;
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;
- отбивание мяча правой и левой рукой
- прокатывание шарика по панно с дорожками.
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного: Был один, а станет много.
стол – столы двор – дворы нос – носы
гора – горы мост – мосты дом – дома
день – дни лоб – лбы ухо – уши
стул – стулья перо – перья носок – носки
дружок – дружки утенок – утята слоненок – слонята
"Скажи ласково"
Стол - столик Пуговица -
Белка - Шапка -
Кукла - Мыло -
Вишня - Жук -
Книга - Часы –
"Мой - моя" (местоимения) или «Жадина»
Взрослый бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё).
Мяч - мой Кофта - моя
Яблоко - Лист -
Шуба - Платье -
Сапоги - Куртка -
Дом - Квартира -
Туфли - Группа -
Стол - Ведро -
Кресло - Детский сад –
Игра «Животные и их детеныши»
Человеческие дети Знают всех зверят на свете или «Кого зовет мама?»
у тигра – тигренок у льва – львенок
у слона – слоненок у оленя – олененок
у лося – лосенок у лисы – лисенок
у медведя – медвежонок у верблюда – верблюжонок
у волка – зайчонок у зайца – зайчонок
у кролика – крольчонок у белки – бельчонок
у коровы – теленок у лошади – жеребенок
у свиньи – поросенок у овцы – ягненок
у курицы – цыпленок у собаки – щенок
Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
белка живет – в дупле лиса живет – в норе
медведь живет – в берлоге собака живет – в конуре
пчелы живут – в улье волк живет – в логове
птицы живут – в гнезде рыбы живут – в воде
Игра «Кто как разговаривает или подает голос»
Отвечай, да поскорей Назови язык зверей.
корова – мычит тигр – рычит змея – шипит
мышка – пищит собака – лает волк – воет
утка – крякает гусь – гогочет свинья – хрюкает
Игра «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.
Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)
Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)
Ползают – (змеи, гусеницы, черви)
Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)
Игра «Горячий – холодный» или «Скажи наоборот»
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот…
широкий – (узкий) большой – (маленький)
старый – (молодой) горячий – (холодный)
хороший – (плохой) умный – (глупый)
веселый – (грустный) острый – (тупой)
легкий – (тяжелый) добрый – (злой)
радостный – (печальный) ясный – (пасмурный).
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего, люди сделали его…
шкаф из дерева – (деревянный) бутылка из стекла – (стеклянная)
рукавички из меха – (меховые) тазик из меди – (медный)
медвежонок из плюша – (плюшевый) ваза из хрусталя – (хрустальная)
сок из клюквы – (клюквенный) сумка из кожи – (кожаная)
Игра «Назови ласково»
Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Образуем слова с суффиксом -ик-
Куст-кустик
Лист-листик
Сад-садик
Дом-домик
Гвоздь-гвоздик
Таз-тазик
А теперь образуем уменьшительно-ласкательные существительные с
суффиксом -чик-
Шкаф-шкафчик
Костюм-костюмчик
Рукав-рукавчик
Диван-диванчик
Стул-стульчик
С суффиксом -к-
Мышь-мышка
Лапа-лапка
Туча-тучка
Капля-капелька
Книга-книжка
Бумага-бумажка
Рука-ручка
Кольцо-колечко
Игра «Чья голова?»
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.
у вороны – (воронья) у рыси – (рысья)
у рыбы – (рыбья) у кошки – (кошачья)
у зайца – (заячья) у лошади – (лошадиная)
у лебедя – (лебединая) у оленя – (оленья)
у лисы – (лисья) у собаки – (собачья)
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
один стол – пять столов один слон – пять слонов
один гусь – пять гусей один лебедь – пять лебедей
одна майка – пять маек одна шишка – пять шишек
один утенок – пять утят один заяц – пять зайчат
одно платье – пять платьев одна пуговица – пять пуговиц
одна книга – пять книг одна конфета – пять конфет.
Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
строитель – (строит) повар – (варит)
носильщик – (носит) уборщица – (убирает)
художник – (рисует) фотограф – (фотографирует)
продавец – (продает) парикмахер – (стрижет)
врач – (лечит) учитель – (учит)
Игры с мячом “Кто кем был?”
цыпленок – яйцом
лягушка – головастиком…
дуб – желудем
хлеб – мукой
рубашка – тканью
дом – кирпичом
Игры с мячом “Хорошо - плохо ”
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий: Город.
Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
А теперь образуем уменьшительно-ласкательные существительные с
суффиксом -чик-
Шкаф-шкафчик
Костюм-костюмчик
Рукав-рукавчик
Диван-диванчик
Стул-стульчик
Стакан-стаканчик
С суффиксом -к-
Мышь-мышка
Лапа-лапка
Туча-тучка
Капля-капелька
Книга-книжка
Бумага-бумажка
Театрализованная игра «Три поросёнка».
Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи. Использование театрализованных игр способствует обогащению словарного запаса дошкольника, развивает выразительность речи.
Лото «Чей малыш?»
Цель: соотношение названия животного и его детёныша (в ед. и мн. числе)
Кто у кошки? (котенок). Один котенок, а если много, как говорят? (котята) .
Кто у собаки? (щенок).
Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята) .
Кто у лошади? (жеребенок). Один жеребенок, а если много, как говорят? (жеребята)
(Показ игры)
6.Игра «Что для чего? »
Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.
Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы
(хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице).
Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
Слайд 17.
7.Игра «Чей это хвост?»
Цель: - учит образовывать притяжательные прилагательные.
Хвост собаки — собачий.
Хвост кошки — кошачий.
Хвост коровы — коровий.
Хвост лошади — лошадиный.
хвост волка - волчий.
хвост лисы - лисий.
В этой игре можно использовать наглядное пособие из фетра. К животным подбирать хвосты и оречевлять игру.
8.Игра «Что из чего сделано?»
Цель: - учит образовывать прилагательные от существительных.
сковорода из чугуна - чугунная,
ваза из хрусталя - хрустальная,
стакан из стекла - стеклянный
Оборудование: картинки с изображением посуды.
Описание: детям предлагается продолжить предложение.
Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.
Мама купила новую (стеклянную) посуду.
Мы пьем чай из (стеклянной) посуды
Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.
(Показ игры)
9.Интерактивная игра «Увлекательное путешествие по развитию речи».
Цель: - развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
(Показ игры)
10.Интерактивная игра «Кто как говорит».
Цель: - развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 19.
Итог.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что речевые игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала.
Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Слайд 20.
Рефлексия.
В конце своего выступления мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу проведённого мною семинара-практикума. Для этого я использую методику «Неоконченное предложение». У вас лежат листочки с неоконченными предложениями. Ваша задача закончить их.
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия,
2000.-
450с.
Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс,
2004.-
120с.
Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А.
Костенкова
; Под ред. Б.П.
Пузанова
. 3-е изд., доп.
Издательский центр "Академия", 2001. -360с.
Шахнорович
А.Я.
Негневицкая
Е.Н. Язык и
дети.-
М. Педагогика, 1981.-340с.
Швачкин
Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника.//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред.
А.Н.Леонтьева
,
А.В.Запорожца
. - М., 1995-234с.