«Сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающей деятельности»

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе.

Значение восприятия в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

— во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

— во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

— в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых: педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Таким образом, восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития восприятия детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Недостатки в развитии восприятия у ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости развития восприятия в дошкольном возрасте, т.к. способствует успешной подготовке к школьному обучению.

Особое внимание следует уделять развитию восприятия у детей с ОВЗ, так как оно имеет ряд особенностей.

Особенности формирования восприятия у детей с ОВЗ.

Восприятие предметов у детей с ОВЗ ( ЗПР, интеллектуальная недостаточность и др.) является одной из самых низких познавательных активностей.

Исследования психологов выявили у детей с ОВЗ неполноценность тонких форм зрительного восприятия. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительных впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

У детей нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ОВЗ испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

Существенным недостатком восприятия у детей с ОВЗ является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. По-видимому, большая длительность восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга.

В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Развитие восприятия у детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

У детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

Сенсорное развитие детей с ОВЗ происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности:

Усвоение детьми эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.

Дошкольники с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью меньше пользуются данными знаниями в повседневной жизни.

Дети не анализируют предметы с помощью сенсорных эталонов, не выделяют признаки предметов, что необходимо для успешной учебной деятельности. Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и умение использовать их в своей деятельности.

Методы и приемы, направленные на развитие восприятия.

1.Словесный метод.

2.Наглядно-действенный метод обучения.

3.Также основным методом является практический метод.

4. Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей с ОВЗ. Ведь где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

 Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы применяемые методы и приемы способствовали обогащению сенсорного опыта, развитию восприятия в целом.

Изучив исследования дефектологов, учителей-логопедов и обобщив личный опыт, мною было разработано содержание   работы по формированию и развитию сенсорных эталонов у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, которое я построила с учетом изучения лексических тем, а также  на основе принципов проведения коррекционно-развивающей работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

игр и упражнений по развитию сенсорных эталонов в соответствии с лексическими темами.

Овощи.

1. Сложи в желтую корзину желтые овощи, в зеленую — зеленые.

2. Сложи из двух половинок овощ.

3. «Парочки» (овощи).

4. Контуры. Узнай овощ по контуру.

5. "Вот так!" Упражнение с кругами — расположить круги по образцу

Фрукты.

1. «Парочки» (фрукты).

2. Сложи фрукты в коробочку (по цвету).

3. Сложи из половинок (фрукты).

4. Вот так! Занятия с кругами, шарами: шар на круге.

5. "Контуры". Узнай фрукт по контуру.

Осень.

1.«Шумовые коробочки» (горох-греча). 2. «Парочки»- листики, грибочки, ёлочки 3.Выложи такую картинку: тучи, лужи, листики, дождь, грибы. 4."Попади в ворота"(два куба, один шар).

Одежда, обувь.

1. Разложи пуговки по коробкам (по форме, величине, цвету).

2. Подбери заплатку.

3. Подбери пару (на обуви), носочки.

4. "Вот так!" Занятия с квадратами, кубами: разложить кубы.

Игрушки.

1. Найди игрушку (на, под, за...) на квадрат по цвету, квадрат над кругом, под кругом.

2. Вот так! Занятия с кругами, квадратами.

3. Чего нет? (лапы у мишки...).

4. "Игрушки спрятались."

Человек, части тела.

1. "Чего нет?" Недостающие части тела, лица.

2. Вот так! Много кубиков (дорожка, башенка), два кубика (кубик на кубик) далеко — близко), кубики разных цветов.

Домашние животные.

1. «Парочки» («дикие животные»).

2. Животные спрятались.

3. Вот так! Треугольник, квадрат, круг.

4. Котик играет с клубочками.

5. Найди угощение для собачки.

6. "Лабиринты." Кто что дает? Найди маму детеныша.

Зима.

1. Нарисуй картинку: снежинка, деревья в снегу, дом в снегу.

2. Вот так! Прямоугольник, полоски.

Новогодний праздник.

1.«Бусы на ёлку». 2.«Подарки» Совмещённые контуры. 3.Жмурки с колокольчиком. 4.Хлопки в ритме постукиваний.

Зимние развлечения.

1. Вот так! Кирпичики (скамейка), кубы.

2. Картинка «горка» (на горку, с горки, под горкой).

Зимующие птицы.

1. На каких фигурах сидят птицы? 2. "Парочки" 3.Найди одинаковых птиц. 4. «Угадай по голосу» 5.«Где сидит птичка?» - определить где сидит птичка по высоте голоса «пи-пи».

Домашние птицы.

1. «Парочки».

2. Птицы спрятались.

3. Мозаика. Цыплятки бегут за курочкой, цыплятки вокруг курочки, цыплятки разбежались.

4. Лабиринт. Проводи цыпленка к маме.

5. "Разложи яички: большое — поменьше — маленькое".

Дикие животные.

1. «Парочки» («дикие животные»).

2. Животные спрятались.

3. Одинаковые следы.

4. Где спрятался зайчик?

5. Кто едет в поезде? Определите животных по ушкам, по хвостикам.

6. Найди другого зайчика.

7. Вот так! Занятия с овалом. Составь из треугольников елочку.

Мама, мамин праздник.

"Цветик -

семицветик

" (по контуру). 2. «Угадай, что делает мама?»

3." Где Ваня, а где Фаня?"

Птицы весной.

1. Найди птичку (на дереве, на дорожке, под деревом, под скамейкой).

2. Найди одинаковых птичек на дорожке.

3. Кубики Кооса.

4. «Парочки» (птицы).

Цветы.

1. Найди одинаковые цветы в букете.

2. «Парочки» (цветы).

3. Сложи цветок из одинаковых лепестков (круга и шнура).

Насекомые.

1. «Парочки» (насекомые).

2. Кубики Кооса (бабочка).

3. Найди жучка, бабочку... (по картинке).

4. Бабочка на.., под.., за...

Семья.

1.«Шумовые коробочки» (стёклышки-камешки). 2.«Колыбельная» (мама качает дочку, поет -а-а» низким голосом, дочка качает куклу : а-а-а» высоким голосом. 3.Работа с пиктограммами: члены семьи, что делают 4.«Вот так!» Нанизывание бус (шарики одного и разных цветов). 5.Попади в ворота.(два куба, один шар).

Посуда. 1.«Волшебная ложечка» - определить по чему стучит ложка. 2.Хлопни как я ва хлопка. 3. «Подбери чашку к блюдцу"-"Посуда спряталась». 4.Вот так! Упражнение с кругами, квадратами – расположить круги по образцу.

Транспорт. 1. Найди одинаковые вагончики (по цвету). 2. Какие фигуры везут машины. 3. Длинная дорога, покороче, самая короткая. 4. «Грузовая машина-легковая машина – определить по высоте голоса. 5.«Длинная дорога-короткая дорога»- показывать дорогу по длительности звучания.

Дом. 1. " Найди одинаковые дома". 2. Построй дом (из фигур по контуру) 3."Лабиринт" 4. «У лисички день рождения"

Мебель. 1. "Одинаковые дома". 2. Построй дом (из фигур по контуру). 3. «Лесной праздник"- прибежали звери , заскрипели двери: скрип-скрип (высоким голосом) – это заинька «прыг-скок», «скрип-скрип» (низким голосом)-это мишка на порог». Угадай кто идет к лисе?.

Продукты.

1."Лабиринт" –кому из детей достанется мороженое? 2.Найди две одинаковые конфеты. 3. "От какого продукта тень?"

Деревья. 1. "Парочки" (листья). 2. Деревья по высоте. 3. На дереве, под деревом, за деревом. 4."Ветер" – слышать тихое и громкое шуршание листьев.

Части суток. 1. "Найди половинки" 2." Солнышко и лучики». 3. «Колыбельная» то поет мама или дочка. 4.«Покажи, что я делаю».

 

ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Игра «Разрезные картинки»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на части, развивать целостность зрительного восприятия.

Оборудование: разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х и более частей. Предметы на картинках подбираются согласно лексическим темам.

Ход: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета. Детям - участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

Игра «Вверх – вниз»

Цель: учить фиксировать внимание на цвете предмета, различать основные цвета, развивать пространственную ориентировку (верх – низ)

Оборудование: 2 кубика разного цвета.

Ход: дети берут в руки два кубика разного цвета. По инструкции взрослого синий кубик поднимают вверх, красный кубик опускают вниз (аналогично с кубиками других основных цветов).

Игра «Подбери картинки»

Цель: учить соотносить предметы по цвету, выбирать предметы одного цвета из группы предметов разного цвета, развивать зрительное восприятие цвета.

Оборудование: предметные картинки разного цвета.

Ход: детям предлагается из группы выбрать картинки только желтого цвета и назвать их. Например, желтое яблоко, желтый лимон и т.д. (аналогично с предметами других основных цветов).

Игра «Привяжи ленточки к шарам»

Цель: учить детей различать и называть основные цвета, выделять цвет по образцу: «такой же», развивать зрительное восприятие цвета.

Оборудование: карточки с нарисованными воздушными шарами двух цветов без ленточек, вырезанные полоски двух цветов (ленточки).

Ход: детям предлагается подобрать к воздушным шарам ленточки такого же цвета. Назвать цвет шариков.

Игра «Посади бабочку на цветок»

Цель: закреплять знания об основных цветах, развивать умение соотносить цвета; развивать зрительное восприятие цвета, зрительное внимание.

Оборудование: вырезанные из картона разноцветные цветы и бабочки.

Ход: Перед ребёнком раскладываются разноцветные цветы. «Посмотрите, какая у нас красивая полянка! Сколько на ней красивых цветочков! Какого цвета цветочки? На нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивыеПредлагается детям рассмотреть цветы и бабочки, назвать их цвет. «Какого цвета эта бабочка? Правильно красная. Посади красную бабочку на такой же цветок, чтобы её не было видно, и никто её не мог увидеть. На какой цветок бабочку посадишь, Дима? На красный! Красную бабочку посадим на красный цветок. Давайте каждую бабочку посадим на свой цветок». В случае непонимания цели задания показать ребёнку образец. Дети выполняют задание. После выполнения задания подводится итог. «Красная бабочка села на красный цветок, жёлтая бабочка села жёлтый цветок, и т. д. Все бабочки спрятались! Молодцы, все нашли цветок для своей бабочки

Игра «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек»

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина), тактильное восприятие, развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: коробочка или мешочек из ткани, вырезанные из картона фигуры, предметы разные по форме или по величине, или по фактуре.

Ход:

1 вариант. Внимательно рассмотрите с ребенком все предметы (или фигуры), назовите и опишите их. Сложите предметы в мешочек. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти предмет и описать его форму, размер. Или сам педагог называет форму предмета, ребенок находит на ощупь предмет заданной формы и определяет, что это за предмет.

2 вариант. Игрок, выбравший предмет в волшебном мешочке, описывает его, не называя. Цель другого игрока угадать, что именно было вынуто из мешка.

3 вариант. Заколдованный мешочек. Чтобы достать все предметы нужно назвать их, не развязывая мешок. Ребенок ощупывает предмет через мешок и называет его. Если предмет назван верно, он расколдовывается и достается из мешка.

Игра «Разложи по группам»

Цель: формировать процессы классификации и группировки на основе выделения существенных признаков и способности к обобщению, развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины.

Оборудование: геометрические фигуры разные по цвету и величине, фактуре, игрушки матрешка и заяц. Или по 4 картинки у каждого ребенка с изображением разных по форме предметов.

Ход:

1 вариант. Перед ребенком раскладываются геометрические фигуры круги и квадраты разного цвета и размера. Предлагается разложить все фигуры на две группы (круги для матрешки, а квадраты для зайки), назвать в какой группе какие фигуры. Аналогично можно группировать фигуры по цвету или по величине.

А так же усложнять задание: разложить фигуры на четыре группы.

2 вариант. У каждого ребенка по 4 картинки с изображением разных по форме предметов. Педагог выставляет геометрическую фигуру, дети называют ее, предлагает выбрать детям у себя ту картинку, которая соответствует данной фигуре по форме.

Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать у детей зрительную ориентировку на форму предметов, соотносить форму прорези и вкладки, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход: Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры, так чтобы основание каждой фигуры, соответствующие форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной.

Игра «Сложи фигуру»

Цель: закрепить знание геометрических фигур, упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры, развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и сравнивать, зрительно-моторную координацию.

Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические фигуры, разрезанные на 2- 4 части.

Ход: педагог показывает модели геометрических фигур. Предлагает детям назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 - 4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

Игра «Геометрическое лото»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Учить дошкольников сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Оборудование: карточки с изображениями геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход: педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию педагога подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

Игра «Разложи предметы по величине»

Цель: закрепить умение соотносить 3 предмета по величине (раскладывать предметы, начиная с самого большого предмета и заканчивая самым маленьким и наоборот). Развивать зрительное восприятие величины.

Оборудование: плоскостные модели предметов (морковки, помидоры и др.) или геометрические фигуры разной величины.

Ход: педагог предлагает детям выложить все морковки от самой большой до самой маленькой. Помидоры - от самого маленького до самого большого.

Огурцы от самого большого до самого маленького. Педагог проверяет выполнение задания: «Какую морковку положили первой? Последней? Какая морковка находится между самой маленькой и самой большой?» Вместо предметов дети могут выкладывать геометрические фигуры разные по величине.

Игра «Угадай по вкусу»

Цель: учить различать сладкие и кислые продукты, обогащать вкусовые ощущения, развивать память, развивать умение определять нужный способ для опознания предметов, обогащать словарь детей.

Оборудование: продукты питания - шоколад, вафли, печенье, лимон.

Или 4 баночки - они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Ход:

1 вариант. Педагог предлагает ребенку закрыть глаза. С помощью ложечки кладет небольшой кусочек продукта ему в рот. Предлагает определить на вкус сладкий или кислый этот продукт.

2 вариант. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

Игра «Угадай по форме и по размеру»

Цель: учить дифференцировать на ощупь форму и величину предмета (6 предметов), учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам, развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина), тактильное восприятие, развивать зрительную память и внимание. развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: предметы разные по форме и по размеру (2 мяча, 2 кубика, 2 крыши), мешочек из ткани.

Ход: дети рассматривают предметы, ощупывают их, называют форму и размер. Затем все предметы складываются в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь найти квадратный маленький предмет и т.д. Педагог спрашивает: «Что ты нашел? Какой кубик по форме, по величине?»

Игра «Укрась салфетку»

Цель: учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами объекта и объектами по подражанию, образцу, (внизу, вверху, посередине).

1 вариант. Оборудование: салфетка с наклеенными геометрическими фигурами, тарелочки на каждого ребенка с 2 кругами, 2 квадратами, 2 треугольниками красного цвета, лист картона

Ход: педагог говорит: «Посмотрите и скажите, какие фигуры находятся наверху салфетки, внизу, посередине» (все фигуры берутся одного цвета: наверху – 2 треугольника, внизу – 2 квадрата, посередине – 2 круга). Затем детям предлагается украсить свои салфетки узором из геометрических фигур по образцу.

2 вариант. Оборудование: для каждого ребенка тарелочка с фигурами - красный, зеленый квадрат, желтый квадрат, красный треугольник, зеленый треугольник.

Ход: дети по заданию педагога раскладывают геометрические фигуры на листе картона. «Возьмите красный круг и положите его в середину салфетки. Зеленый квадрат – наверху салфетки. Желтый квадрат – внизу салфетки. Красный треугольник – с правой стороны салфетки. Зеленый треугольник – с левой стороны салфетки.

Игра «Светофор»

Цель: закрепить умение различать основные цвета, учить детей использовать цвет в качестве сигнала к действию и к прекращению действия.

Оборудование: красный, желтый и зеленый круг.

Ход: дети встают. Педагог показывает им круги и предлагает назвать цвет. Задает вопросы по правилам поведения пешеходов на перекрестках. Затем предлагает поиграть в «светофор». Поднимает зеленый круг, дети шагают на месте. Затем аналогично поднимает круги других цветов, дети выполняют соответствующие действия.

 

Игра «Угадай на ощупь»

Цель: учить детей узнавать фактуру предметов на ощупь, называть фактуру предметов: гладкий – шершавый, развивать зрительное и осязательное восприятие предметов.

Оборудование: предметы для ощупывания (мяч, кубик, яблоко, апельсин, тканевая салфетка, клубок пряжи), салфетка.

Ход: дети рассматривают предметы, называют их, ощупывают. Затем детям предлагается под салфеткой на ощупь определить и назвать фактуру предметов.

Игра «Продолжи ряд»

Цель: учить использовать различение форм в деятельности: чередовать геометрические фигуры и предметы, разные по величине при выкладывании.

Оборудование: тарелочки с разноцветными геометрическими фигурами или тарелочки с чередующимися по длине полосками, чередующимися по высоте столбиками, чередующимися по размеру кубиками.

Ход: на полоске картона лежат фигуры: круг, квадрат, круг, квадрат. Узор рассматривается детьми, обсуждается, как расположены фигуры. Затем детям предлагается продолжить ряд, чередуя фигуры.

Аналогично дается задание продолжить ряд предметов, чередующихся по величине (размеру, высоте, длине).

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: продолжать знакомство с определением величины: длинный – короткий. Развивать зрительное восприятие.

Оборудование: листы бумаги с нарисованными дорожками разного цвета и разной длины, цветные карандаши.

Ход: педагог предлагает рассмотреть нарисованные дорожки, назвать их цвет и длину. Потом дает задание продолжить рисовать, чередуя дорожки длинные и короткие.

Игра «Прятки»

Цель: учить воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции с использованием предлогов: -, -на-, развивать восприятие пространства.

Оборудование: резиновые или пластмассовые игрушки небольшого размера.

Ход: детям раздаются игрушки, каждому дается задание: «Спрячь игрушку в коробку (в стол, в шкаф и т.п.)» или «Поставь игрушку на стол (на подоконник, на стул, на полку и т.п.)». Затем задается вопрос: « Куда ты спрятал зайца?». Ребенок дает ответ, используя предлоги.

Игра «Где находится предмет?»

Цель: учить определять местонахождение предмета (наверху, внизу, справа, слева) относительно ребенка, развивать восприятие пространства.

Оборудование: используются предметы, находящиеся в окружающем пространстве.

Ход: Детям предлагается назвать предметы, находящиеся наверху, внизу, слева, справа от них. Затем наоборот детям предлагается назвать местоположение предметов, названных педагогом (пространственная ориентировка от себя: наверху, внизу, справа, слева).

Игра «Вокруг да около»

Цель: учить узнавать пространственные отношения между объектами: высоко - низко, далеко – близко, развивать восприятие пространства.

Оборудование: используются предметы, находящиеся в окружающем пространстве.

Ход: детям предлагается посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся близко, затем предметы, которые находятся далеко. Аналогично отрабатываются понятия «высоко – низко». Педагог может сам назвать предмет, а дети определяют, как он относится по отношению к ним.

Игра «Что где находится?»

Цель: учить узнавать пространственные отношения «высоко – низко» между объектами, изображенными на плоскости. Закреплять знание основных цветов и оттенков. Развивать восприятие цвета, пространства.

Оборудование: сюжетные картины.

Ход: 1 вариант. Детям предлагается внимательно рассмотреть картину. «Подумай и скажи, какой предмет находится высоко на картинке, а какой - низко».

2 вариант. «Найди и назови на картине предметы коричневого цвета (красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого)».

Игра «Логические таблицы»

Цель: закреплять умение дифференцировать основные цвета и классифицировать предметы по цвету.

Оборудование: большие карточки с таблицами, в которых изображены с одной стороны фигуры, с другой стороны цвета. Маленькие карточки с предметами разного цвета и формы.

Ход: каждому ребенку дается большая карточка. Взрослый показывает маленькие карточки с предметами разного цвета и формы. Дети определяют, куда надо положить маленькие карточки, ориентируясь на два признака предмета.

 

Игра «Сложи картинку»

Цель: учить различению форм в процессе их функционального использования в деятельности, учить использовать различные формы в моделировании.

Оборудование: картинки с изображением предметов, созданных из геометрических фигур. Тарелочки с аналогичными фигурами для каждого ребенка. Лист картона.

Ход: педагог предлагает назвать по картинке предмет и геометрические фигуры, из которых он состоит. Затем дети по образцу моделируют из геометрических фигур разные предметы, называют эти геометрические фигуры.

Игра «Сравни предметы»

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить их различие и сходство. Развивать зрительное восприятие и внимание.

Оборудование: предметы разные по форме и величине – коробки, кубик и кирпичик, ленты.

Ход: дети сравнивают по два предмета, находят их сходство и различия. Например, при сравнении кубика и кирпичика, дети сначала находят сходство: есть углы, стороны, одинакового цвета. Затем называют различие по величине и форме. Аналогично сравниваются ленты и коробки.

Игра «Шнурочки»

Цель: учить детей шнуровать предметы, продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого, продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий, создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания, формировать зрительно – двигательную координацию, развивать тактильное восприятие.

Оборудование: шнурки разного цвета, картинки

Ход: Педагог рассматривает с детьми картинки: «В домиках живут зайцы. Они хотят попасть домой, но отсутствуют дорожки для передвижения. Мальчик ловит рыбу, но у его удочки нет лески. Кораблик должен плыть, а моря нет».

Взрослый предлагает участникам игры помочь персонажам, дополнив картинки недостающими изображениями, выполненными при помощи шнуров. Педагог объясняет, как это сделать, конец веревки продевает в дырочку: «Вот и получилась дорожка к домику и хорошая леска к удочке, кораблик поплыл по морю». Педагог обращает внимание на то, что каждая веревка протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Дети выполняют задание по образцу. При затруднении взрослый помогает им.

Впоследствии можно предложить детям две одинаковые картинки для соревнования в продевании шнуровки. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.