МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 им. СЕРГИЕНКО Н. Г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Шекспир – кто он?»

Работу выполнил(а):

Иванова Даяна Ивановна,

ученица 10 «А» класса

Руководитель:

Эрендженова Иляна Хонгоровна,

учитель английского языка

г. Элиста, 2023

Введение

Я рассматривала проекты именно по английскому языку, и выбирала между несколькими темами. После обсуждения с наставником мы остановились на теме «Шекспир – кто он?», и мне самой стало интересно это узнать.

На мой взгляд, эта тема позволяет познакомиться со многими теориями существования Шекспира, как человека, ведь это известная личность, а внезапно узнать, что его никогда не было (по гипотезам не менее известных людей) – неописуемое ощущение!

Актуальность.

Выбранная тема исследования актуальна, так как Уильям Шекспир является одной из наиболее ярких личностей Британской культуры, считается самым выдающимся в мире драматургом. Пьесы его переведены более чем на 70 различных языков. Он обогатил английский лексикон, введя в него 3200 - огромное количество - новых слов и фраз. Шекспир ввел в мировую литературу персонажей, которые до сих пор актуальны и популярны: Гамлет, Отелло, Ромео и Джульетта, Король Лир и т.д. Более того, Шекспир объединил литературу и психологию: в своих работах Шекспир старался проникнуть в глубины человеческой психологии. Однако после смерти драматурга появилось несколько теорий, поставивших под сомнение авторство произведений, традиционно считавшихся шекспировскими. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»

Проблемный вопрос: был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Гипотеза: если Шекспир является автором своих пьес и сонетов, то мы сможем найти в произведениях отражение его биографии;

Цель: провести анализ произведений Уильяма Шекспира и найти доказательства его авторства на основе сопоставления с фактами биографии.

Объект исследования: личность Уильяма Шекспира

Предмет исследования: проблема авторства творческого наследия Шекспира

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить биографию Шекспира;

2. Изучить творчество Шекспира;

3. Установить причины появления так называемого «Шекспировского вопроса»;

4. Изучить различные теории и научные позиции по вопросу существования Шекспира;

5. Сопоставить эти точки зрения и выделить главное противоречие;

6. Провести текстуальный анализ произведений и сравнить с фактами биографии драматурга.

Методы исследования:

1) Поисковый - сбор информации и литературы по исследованию биографии и творчества У.Шекспира, «шекспировского вопроса»;
2) Системный - систематизация материала по данной теме;
3) Описательный – описание жизни и творчества драматурга;
5) Исследовательский – текстуальный анализ произведений, обработка информации, формулировка выводов;

4) Сравнительно - сопоставительный – сравнение и сопоставление фактов биографии с произведениями драматург

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Биография Шекспира

Уильям Шекспир – выдающийся драматург, один из самых знаменитых в мире, поэт, - был уроженцем г. Стратфорд-на-Эйвоне. Здесь, в графстве Уорикшир, он появился на свет в 1564 г. Дата рождения его неизвестна. Принято считать, что это 23 апреля, зато день крещения, 26 апреля, установлен достоверно. В приходской книге этой церкви сохранилась запись о крещении «Уильяма, сына Джона Шекспира» (см. Приложение 1).

Семья была небогатой, но и нищей её назвать было нельзя: мать - дочь джентри (англ. Jentry- мелкопоместный дворянин) представительница старинного саксонского семейства, отец-зажиточный ремесленник, уважаемый в городе человек. Но после занял более высокую должность в суде. Также сохранился эскиз герба семьи, что говорит о состоятельности семьи (см. Приложение 2).

Считается, что на протяжении 1569-1571 гг Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ. grammarschool), где должен был получить хорошие знания по латыни: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни.( см. Приложение 3). Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились, и теперь ничего нельзя сказать наверняка.

Она отличалась приличным уровнем образования, однако доподлинно неизвестно, закончил ее Уильям или нет, – скорее всего, ему пришлось в связи с семейными финансовыми затруднениями оставить занятия и помогать отцу.

Возможно был католиком (отец не ходил в церковь и платил большие штрафы). Не мог поступить в университет, так как у католиков были ограниченные возможности и перспективы в Протестантской Англии.

18-летним юношей Уильям женился на забеременевшей Энн Хатауэй, которая была на 8 лет старше его (Приложение 4); заключив брак, молодые спаслись от бесчестия и наказания. В 1583 г. у четы Шекспиров появилась дочь, еще через 2 года - пара разнополых близнецов (Приложение 5). До наших дней дошли записи об их крещении.

В возрасте 23 лет Шекспир внезапно покинул Стратфорд, присоединился к труппе бродячих артистов и обосновался в Лондоне. Он мечтал работать в театре, однако был плохим актером (это подтверждали его современники). Однако Шекспир не сдался, и успешно проявил себя в качестве драматурга. Таким образом, в период с 1587 до 1592 Шекспир работал на труппу артистов, показывавших его пьесы при дворе Елизаветы Первой. К концу 1592 года Шекспир написал три части «Генриха VI» и стал известным драматургом. Об этом свидетельствует запись в счетной книге Хенсло относительно мартовской постановки в «Розе» «Геарри VI» (первая часть Генриха VI». Сбор был самый большой за весь сезон – 3 фунта 16 шиллингов 8 пенсов (100 фунтов) (Приложение 5).

На протяжении 1592-1594 гг. театры английской столицы были закрыты в связи с эпидемией чумы. Чтобы заполнить образовавшуюся паузу, Шекспир пишет пьесы, в частности, «Укрощение строптивой», трагедию «Тит Андроник», поэмы «Лукреция» и «Венера и Адонис».

Когда театры открылись, в 1594 г. Шекспир входит в новый состав - т.н. труппу слуги лорда-камергера, названную в честь ее покровителя. Шекспир являлся не только актером, но и пайщиком. Однако в 1596 году, во время вспышки чумы, умер его одиннадцатилетний сын Хэмнет. Шекспир вернулся на родину. В это время он, предположительно, начал работу над «Венецианским купцом». Атмосфера пьесы губительно-бездушна – отражается психологическое состояние драматурга. Он не спешил уезжать из Стратфорда, однако все - лорд-камергер.

В 1599 г. происходит еще одно значимое событие в биографии Шекспира – открытие театра «Глобус», в котором он был актером, главным драматургом и одним из владельцев. С тех пор Шекспир писал пьесы для него. В целом, за всю свою карьеру Шекспир написал 37 пьес и 154 сонета. Через год после этого увидел свет знаменитый «Гамлет», открывающий период «великих трагедий», к которым относятся «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Комедии, написанные в это время, также имели гораздо более серьезное, а порой и пессимистичное содержание. В этот же период жизни Шекспир стал дворянином, приобрел в Стратфорде большой, второй по площади в городе, дом.

После смерти в 1603 г. королевы Елизаветы и прихода к власти Якова I король сам становится покровителем труппы лорда камергера. 1606 год стал точкой отсчета для последнего периода в литературной деятельности Шекспира, ознаменованного, в частности, созданием трагедий на основе сюжетов античности («Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), а также романтических трагикомедий «Буря», «Зимняя сказка» и др. Примерно в 1612 г. Шекспир, чья карьера развивалась весьма удачно, неожиданно для всех уехал из столицы и возвратился в Стратфорд, к семье. Исследователи предполагают, что причиной столь кардинального шага была тяжелая болезнь.

В марте 1616 г. Шекспир составляет свое знаменитое завещание, впоследствии создавшее почву для шекспировского вопроса, рассматривающего проблему авторства его произведений и самой его личности. 23 апреля 1616 г. в свой 52-ой День Рождения один из величайших драматургов мира скончался; его похоронили на окраине родного города в церкви св. Троицы. Могила известного У. Шекспира много лет волнует исследователей.

Есть много теорий смерти Шекспира: наиболее распространенная из них – лихорадка, однако современные технологии позволили сделать анализ предположительного почерка Шекспира и показали, что он умер от рака сетчатки глаза.

С одной стороны, учёные хотели исследовать останки классика, чтобы узнать подробности его жизни и смерти. С другой стороны, они всегда опасались «проклятия», которое поэт наложил на тех, кто тронет его прах. «Друг, ради господа, Не рой останков, взятых сей землёй; Не тронувший блажен в веках, И проклят — тронувший мой прах», — гласит эпитафия на могиле драматурга. Считается, что её автором был сам Шекспир, который боялся осквернения своей могилы больше, чем самой смерти.

Представленные в работе биографические данные документально подтверждены. Однако можно заметить, что все эти документы характеризуют Уильяма Шекспира как гражданина и семьянина. Литературная же карьера никак в них не отражается. Это позволяет сделать вывод о существовании Шекспира как личности, но не подтверждает непосредственно его авторство. Именно поэтому со временем стали возникать сомнения о существовании Уильяма Шекспира как драматурга.

1.2. Творчество Шекспира

Творчество Шекспира делится на 3 периода: первый период: 1590 - 1594 годы. По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни.

В это время были созданы хроники: «Генрих VI» и «Ричард III» (тетралогия); «Ричард II», «Генрих IV» (2 части), «Генрих V» (цикл); «Король Джон». Шекспир в хрониках выявляет исторические противоречия. Земная история не заканчивается и неизвестно, когда закончится. Время реализует цели через противодействия, борьбу. Хроники не о короле (именем которого названа хроника), а о времени его правления. Шекспир первого периода не трагичен, все противоречия Шекспира – часть гармоничного и осмысленного мира. Наиболее характерным для этого периода жанром явилась веселая, светлая комедия: Комедии: «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».

В комедиях первого периода есть свой магистральный сюжет: любовь – часть природного целого. Природа является владыкой, она одухотворена и прекрасна. В ней нет ничего безобразного, она гармонична. Человек ее часть, значит, он тоже прекрасен и гармоничен. Комедия не привязана ни к какому историческому времени. В своих комедиях Шекспир использует не сатиру (осмеяние социальных пороков), а юмор (смех над комическими противоречиями, возникающими из-за неоправданных претензий на значительность в частной, а не в гражданской жизни). В его комедиях зла нет, есть лишь отсутствие гармонии, которая восстанавливается всегда.

Трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта». В трагедии «Тит Андроник» Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом.

Жанр хроники возник до Шекспира. Это пьеса на сюжет из национальной английской истории. Англия – безусловный лидер Европы, происходит рост национального самосознания, пробуждается интерес к прошлому. Шекспир в хрониках выявил закономерности движения истории. Его пьесы нельзя представить вне хода исторического времени.

Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых популярных своих трагедий — «Ромео и Джульетту», — историю развития человеческой личности в борьбе с внешними обстоятельствами за право на свободную любовь. Это трагедия особого типа, лирическая, оптимистичная, несмотря на гибель главных героев в финале. Их имена стали нарицательным обозначением высшей поэзии страсти.

Второй период: 1594 - 1601 годы. Трагедии: «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский». Трагикомедии: «Мера за меру», «Троил и Крессида», «Конец – делу венец». Трагедии имеют свой магистральный сюжет: герой испытывает потрясение, он делает для себя открытие, которое меняет его представление о мире. В трагедиях возникает зло как активная самостоятельная сила. Это ставит героя перед выбором. Схватка героя – борьба со злом.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета». Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время: Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество.

Третий период: 1600—1609 годы. Фантастические драмы: «Перикл», «Цимбелин», «Буря», «Зимняя сказка». Хроника: «Генрих VIII». В пьесах последнего периода тяжёлые испытания сопровождаются радостью избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке.

Сонеты Шекспира.

Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшей вехой в истории мировой поэзии явились сонеты Шекспира (1592-1598, опубликованы в 1699 г.). Исследователи сонетов распадаются на два главных направления: одни всё в них считают автобиографическим, другие, напротив того, видят в сонетах чисто литературное упражнение в модном стиле, не отрицая, впрочем, автобиографического значения некоторых подробностей.

В основе автобиографической теории лежит совершенно правильное наблюдение, что сонеты — не простое собрание отдельных стихотворений. Каждый сонет заключает в себе, конечно, нечто законченное, как цельное выражение одной какой-нибудь мысли. Но если читать сонет за сонетом, то несомненно видно, что они составляют ряд групп и что в пределах этих групп один сонет как бы является продолжением другого.

Сонет — стихотворение из 14 строк. В сонетах Шекспира принята следующая рифмовка три катрена на перекрестные рифмы, и одно двустишие. В трех катренах дано драматическое развитие темы, часто с помощью контрастов и антитез и в форме метафорического образа; заключительный дистих представляет собой афоризм, формулирующий философскую мысль темы.

Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и большая их часть была создана в 1592-1599 годах. Впервые они были напечатаны в 1609 году.

Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы: Сонеты, посвящённые другу и сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной. Так, первые 26 сонетов убеждают какого-то молодого, знатного и очень красивого юношу жениться, чтобы его красота не пропала и продолжала жить в его детях. Ряд сонетов прославляет этого юношу за то, что он оказывает поэту просвещённое покровительство, в другой группе идут горькие сетования на то, что другие поэты завладели покровительством высокого патрона. В отсутствие поэта покровитель завладел его возлюбленной, но он это ему прощает. Обращение к знатному юноше заканчивается в 126-м сонете, после чего начинает фигурировать смуглая дама, с чёрными как смоль волосами и чёрными глазами. Эта бездушная кокетка изменила поэту и завлекла его друга. Но кто же такой вельможный юноша и кто бездушная кокетка? Тут-то и начала работать фантазия исследователей и, перемешивая достоверное с полнейшим произволом.

Сонет 126 нарушает канон — в нём всего лишь 12 строк и иной рисунок рифмы. Иногда его считают разделом между двумя условными частями цикла — сонетов, посвящённых дружбе (1—126) и обращённых к «смуглой леди» (127—154).

К концу XVI в. сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. Шекспировские сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизму чувства и музыкальности занимают выдающееся место в развитии искусства сонета того времени.

Сонеты Шекспира - это лирическая исповедь; герой повествует о жизни своего сердца, о своих противоречивых чувствах; это - страстный монолог, гневно обличающий лицемерие и жестокость, царившие в обществе, и противопоставляющий им непреходящие духовные ценности - дружбу, любовь, искусство. В сонетах раскрывается сложный и многогранный душевный мир лирического героя, живо откликающегося на проблемы своего времени. Поэт возвеличивает духовную красоту человека и вместе с тем изображает трагизм жизни в условиях того времени.

Мастерством правдивого лирического портрета отличается изображение смуглой леди в 130-м сонете. Шекспир отказывается от манерных сравнений, стремясь нарисовать реальный облик женщины (Пер. С. Маршака):

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Любовь раскрывается как реальное чувство, поэтому отношения любящих сравниваются с социально-политическими отношениями того времени. В 26-м сонете появляются понятия вассальной зависимости (vassalage) и посольских обязанностей (ambassage); в 46-м сонете - юридические термины: «ответчик отвергает иск» (thedefendantdoththatpleadeny); в 107- м сонете- образ, связанный с экономикой: «любовь, как аренда» (theleaseofmytruelove); во 2-м сонете - военные термины: «Когда сорок зим поведут осаду твоего чела и пророют глубокие траншеи через поле твоей красоты...» (When forty winters shall besiege thy brow, And dig deep trenches in the beauty's field...).

Сонеты Шекспира музыкальны. Весь образный строй его стихов близок музыке. Поэтический образ у Шекспира близок также образу живописному.

1.3 Теории авторства произведений У.Шекспира

В вопросе о том, был ли Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне истинным автором его произведений, шекспироведы разделились на традиционалистов (или стратфордианцев) и нестратфордианцев.

Теория стратфордианцев.

Об авторстве Шекспира свидетельствует главный аргумент: при его жизни вышел в свет ряд произведений под его именем, прежде всего, две поэмы в 1593-м и 1594 году, пьесы, некоторые из которых издавались неоднократно, сонеты. Эти «вещественные доказательства» сохранились, и они общедоступны. Британская библиотека (ранее библиотека Британского музея) в 2004 году выложила в интернете 93 электронные копии 21 прижизненных изданий произведений Шекспира. Это были недорогие издания формата «кварто» (четверть печатного листа), которые продавались по окончании театральных представлений. В их числе были исторические хроники, комедии «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы», «Венецианский купец», трагедии «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет» и «Отелло». Имя Шекспира как автора пьес в первый раз появилась лишь в 1597 г на титульном листе издания комедии «Бесплодные усилия любви». В 1598 году ФрэнсисМерес назвал Шекспира драматургом и поэтом в своей книге «PalladisTamia»; он говорит о Шекспире как об одном из авторов, которые «сильно обогатили английский язык». Он называет 12 пьес, написанных Шекспиром, четыре из которых не были опубликованы inquarto: «Два веронца», «Комедия ошибок», «Бесплодные усилия любви» и «Король Иоанн»; также он приписывает Шекспиру несколько пьес, опубликованных анонимно до 1598 года, а именно пьесы «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта» и «Генрих IV».

Авторство Шекспира при его жизни никто не оспаривал. Как отметил С. Шенбаум, о Шекспире при его жизни писали современники: Д. Девис, Г. Харви, Д. Марстон, Р. Грин, Д. Уивер, Ф. Мерез, – а всего упоминаний современников насчитывают более полусотни. Отзывы о его работах были преимущественно одобрительные и даже восхищенные. Ограничимся немногими отзывами и начнем с единственного критического, даже злого, выпада Роберта Грина против Шекспира. Роберт Грин принадлежал к группе «университетских умов» и был не очень даровитым писателем. Грин все же считал Шекспира и актером, и драматургом. Бен Джонсон был человеком острого ума, большим эрудитом, университетов не кончал, но был удостоен почетной степени доктора наук, был в то же время соперником Шекспира в драматургии. Он делал записи для себя, а не для печати, поэтому его нельзя заподозрить в неискренности перед самим собой. Джонсон говорит о сочинениях Шекспира без тени сомнений в том, кому они принадлежали.

Стратфордианцы не ставят авторство Шекспира под сомнение. Они опровергают теории своих противников следующими контраргументами:

В завещании Шекспира не упомянуты его работы, так как он написал их для определенн

ого театра, а, согласно

обычаям

того

времени, тексты работы становились собственностью театра.

В рукописях Шекспира были найдены разные варианты почерков, так как они принадлежали определенному театру и определенной группе артистов, и любой член театра или труппы, будь то артист, костюмер или сценарист, мог исправить текст по своему усмотрению.

Так как мало кто уважал его как автора пьес, его знали только в узком кругу работников театра. Кроме того, он вернулся в Стратфорд за три года до своей смерти, и в этот период не написал ни одной пьесы. Поэтому далеко не все в Лондоне знали о его смерти, и поэты не написали элегий.

Когда в 1623 году друг Шекспира Бен Джонсон опубликовал первый полный сборник произведений Шекспира «Первое Фолио», он ничуть не сомневался, что публиковал пьесы и сонеты, написанные самим Шекспиром.

О Шекспире при его жизни писали современники, а всего упоминаний насчитывают более полусотни. Отзывы о его работах были преимущественно одобрительные и даже восхищенные.

Объяснение столь обширным знаниям Шекспира было найдено очень просто: Шекспир был гением.

Теория нестратфордианцев

Ученые Шекспироведы не прекращают дискуссии о том, кто мог скрываться под этим знаменитым именем. Сторонники отрицания авторства Шекспира, нестратфордианцы, считали, что Уильям Шекспир был малограмотен, поскольку сведения об его образовании нигде не сохранились. Таким образом, Шекспир не мог иметь такой словарный запас, каким богаты его произведения. Кроме того, не существует ни одной рукописи, написанной рукой Уильяма Шекспира. Сохранившиеся на официальных документах его подписи нестратфордианцы назвали каракулями и посчитали очередным доказательством неграмотности Шекспира. Нестратфордианцы не пришли к одной точке зрения относительно того, кто является настоящим автором шекспировских пьес. По одной из самых распространённых версий, под псевдонимом Уильям Шекспир писала группа лиц. Некоторые варианты предполагали, что в такой группе мог участвовать и сам Уильям Шекспир, но не в качестве драматурга, а в качестве менеджера. И как результат было выдвинуто несколько кандидатов на роль автора шекспировских произведений. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство лучших драматических произведений мира.

В данной работе я рассмотрела трех наиболее известных и оправданных «Шекспиров».

Фрэнсис Бэкон

 – английский философ, историк, политический деятель. Он был первым и наиболее оправданным претендентом на роль автора шекспировских произведений. Авторы гипотезы: Джеймс Уилмот (1785),

Делия

Бэкон (1857).

Во-первых, у него было блестящее образование, что объясняет столь широкие знания, проявленные автором произведений. А в 1772 году Герберт Лоренс сказал, что «Бэкон сочинял пьесы. Нет надобности доказывать, насколько он преуспел на этом поприще».

Во-вторых, в статье "Бэкон, Шекспир и Розенкрейцеры" говорится о явном сходстве портрета Бэкона и портрета Шекспира.

Однако авторство Бэкона отвергалось исследователями, так как в "Первом фолио", вышедшем в 1623 году, все хвалебные стихотворения поэтов говорили о посмертном издании пьес, а Фрэнсис Бэкон был ещё жив.

Кристофер Марло

 

 талантливый поэт и драматург. Автор гипотезы:

УилбурЦейглер

(1895). Впервые гипотеза о его авторстве была выдвинута в 1895 году и была основана на следующих доводах.

Во-первых, считается, что Марло создал псевдоним "Шекспир", чтобы после своей инсценированной смерти (он был завербован королевской разведкой) продолжать творить как драматург

Во-вторых, после "стилеметрического" анализа словарей Шекспира и Кристофера Марло, ученые пришли к выводу, что количество односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов у Шекспира и Марло в написанных ими пьесах в огромной степени совпадают.

Но в этой гипотезе остаются непонятными слова в стихотворении "Памяти моего любимого автора мастера Уильяма Шекспира и о том, что он оставил нам", написанным Беном Джонсоном для Первого фолио: "... я сравнил бы тебя с самыми великими и показал бы, насколько ты затмил нашего Лили, смелого Кида и мощный стих Марло". Бен Джонсон, игравший ведущую роль в составлении Первого фолио, как никто другой знал имя автора работ. Тогда почему он, восхваляя Шекспира, пишет о мощном стихе Марло?

Роджер

Мэннерс

 - 5-й граф

Рэтленд

. Авторы гипотезы: Карл

Блейбтрей

,

Дамблон

.

Во-первых, в архиве родового замка РэтлендовБельвуар, была обнаружена рукопись песни из пьесы "Двенадцатая ночь" Шекспира, написанной рукою Рэтленда.

Во-вторых, считается, что Роджер Мэннерс писал под псевдонимом, чтобы таким образом вести романтическую переписку со своей женой.

Теория нестратфордианцев отвергает авторство Шекспира и аргументирует свою позицию с помощью следующих фактов:

В своем знаменитом завещании он очень тщательно распределил все свое имущество среди членов семьи. Однако в нём нет ни единого слова о его литературном достоянии: пьеса и сонетах. Это выглядело, как если бы умирал обыкновенный горожанин Стратфорда, но не известный поэт.

Завещание написано очень серьезно (по справедливому замечанию И.

Гилилова

, известны духовные завещания, написанные в ином, возвышенном ключе, однако, как правило, они составлялись задолго до смерти и являлись плодом литературного творчества - "искусства умирать"; завещание же Шекспира, по-видимому, составлялось в момент серьезной болезни, поэтому и написано рукой клерка, и едва ли в этой ситуации у него был бы духовный подъем.

В рукописях Шекспира было найдено несколько вариантов почерка.

Шекспир никогда не посещал Университет, однако в своих произведениях он показывает энциклопедические знания из разных сфер: истории, физики, химии, астрономии, астрологии, геометрии и

т.д

Когда Шекспир умирал, не было сочинено ни единой элегии или поэмы, хотя в те времена это было традицией.

При жизни работы Шекспира не были опубликованы.

Однако большинство учёных шекспироведов не разделяют теорию нестратфордианства. Они не видят причины считать имя «Шекспир» псевдонимом и считают, что пафос многих нестратфордианцев продиктован банальной завистью к достижениям «неотёсанного провинциального гения». И, конечно, самой популярным «Шекспиром» нашего времени является сам драматург.

Глава II. Практическая часть

Текстуальный анализ произведений У. Шекспира

Первые тексты для исследования – его сонеты. За всю литературную карьеру Шекспир написал 154 сонета.

1.Несколько сонетов содержат отсылку к имени Шекспира – Уильяму, сокращенно – Уилл (Will). Например:

В 135 сонете:

Недобрым "нет" не причиняй мне боли. Желанья все в твоей сольются воле (см. Приложение 7).

С английского языка имя драматурга, Уильям (Will), переводится как «желание».

В 136:

Ты полюби сперва мое прозванье, Тогда меня полюбишь. Я - желанье! (см. Приложение 7).

2.Один сонет (145-ый), по мнению ученых, содержит указание на Энн Хэтеуэй (AnneHathaway) – жену Шекспира:

"Я ненавижу", - но тотчас Она добавила: "Не вас!" (см. Приложение 7).

Следующие тексты для исследования - пьесы Шекспира:

1.Единственный сын Шекспира Хэмнет умер в возрасте 11-ти лет. Шекспир был убит горем и долгое время не мог найти утешения. Одна из самых мрачных трагедий Шекспира называется «Гамлет» («Hamlet») – и это предположительно отклик на горе самого автора.

2.В одной из своих исторических драм «Генрих IV» Шекспир очень тщательно описал процесс застройки и проектирования дома. Согласно историческим параллелям, примерно в это же время Шекспир купил в Стратфорде новый дом «Новое Место» и был очень занят обустройством дома. И как ответная реакция на этот опыт в исторической драме можно найти следующие строки:

«Пред тем как мы возьмемся строить дом,

Мы тщательно осматриваем место,

Готовим смету, составляем план

И, увидав, что стоимость постройки

Нам не по средствам, строимся скромней,

А то и вовсе ничего не строим.

Все надо делать осмотрясь(см. Приложение 8)

3. Ответ на вопрос, был ли Шекспир счастлив в браке, также может быть найден в его работах: в исторической драме «Генрих VI» можно найти строки «Поспешный брак редко оканчивается хорошо» (см. Приложение 8). И можно вспомнить, что Уильям Шекспир и Энн Хэтуэй поженились в спешке, потому что готовились стать родителями. Шекспиру тогда было 18 – и в своей комедии «Все хорошо, что хорошо кончается» («Конец – делу венец») он написал об этом следующим образом: «Женившийся юноша осквернен этой женитьбой» (см. Приложение 8).

Такое же негативное отношение к женитьбе прослеживается в следующих его произведениях:

Но что есть брак, как не ад?

Время разногласий и постоянной борьбы

В то время, как обратное приносит счастье

И являет собой образец вселенского мира. (ГенрихVI) (см. Приложение 8).

Если бы люди хотели быть теми, кто они есть на самом деле, они бы не боялись брака. (Всё хорошо, что хорошо кончается) (см. Приложение 8).

Проклятье брака состоит в том, что мы можем назвать это утонченное существо своим, но не своим желанием. (Отелло) (см. Приложение 8).

Таким образом, биографические факты Шекспира отражены в его произведениях тем или иным способом. Это позволяет нам рассматривать Уильяма Шекспира как автора своих произведений.

Заключение

Существование У. Шекспира является спорным вопросом уже почти пять столетий. До сих пор ученые пытаются выяснить: был ли такой человек, или это только образ, за которым скрывались многие известные личности, такие как: философ и ученый Фрэнсис Бэкон, драматург Кристофер Марло, др.

В процессе изучения теоретического материала и проведения практической части, мы пришли к следующим выводам в соответствии с поставленными во введении задачами.

Человек по имени У.Шекспир действительно

существовал (

прин

ято считать, что это 23 апреля- день рождения драматурга,

зато день крещения, 26 апреля, установлен достоверно.

В приходской книге этой церкви сохранилась запись о крещении «Уильяма, сына Джона Шекспира»)

.

С

охранился эскиз герба семьи, что говорит о

состоятельности семьи

.

Семья была небогатой, но и нищей её назвать было нельзя: мать - дочь джентри (англ.

Jentry

- мелкопоместный дворянин)

представительница старинного саксонского семейства

, отец-

зажиточный ремесленник, уважаемый в городе человек.

Но после занял более высокую должность в суде

.

Получил хорошее образование для того времени (

на протяжении

1569-1571

гг

Шекспир учился в

стратфордской

«грамматической школе» (англ.

grammarschool

), где по

лучил хорошие знания по латыни (

стратфордский

учитель латинского языка и сл

овесности писал стихи на латыни

)

.

У Шекспира была семья (сохранились записи

о регистрации брака и крещении детей

)

.

В

период с 1587 до 1592 Шекспир работал на труппу артистов, показывавших его пьесы при дворе Елизаветы Первой. К концу 1592 года стал известным драматургом (об этом свидетельствует запись в счетной книге

Хенсло

относительно мартовской постановки в «Розе» первой части Генриха VI». Сбор был самый большой за весь сезон – 3 фунта 16 шиллингов 8 пенсов (100 фунтов)

.

Сформулированы причины появления Шекспировского Вопроса – вопроса авторства произведений, известных

нам под именем Уильяма Шекспира.

Существует две основные научные позиции на вопрос о существовании У. Шекспира:

стратфордианцы

и

нестратфордианцы

). Некоторые ученые утверждают, что такой человек действительно был и творил, а другие – отрицают как существование У. Шекспира, так и его авторство на известные всему миру произведения.

После анализа данных материалов мною выбрана позиция

стратфордианцев

.

На основе полученных теоретических знаний проведен текстуальный анализ произведений Шекспира. В результате можно отметить, что факты биографии Уильяма Шекспира хронологически совпадают с их отражениями в его работах

,

и это может быть рассмотрено как один из главных принципов доказательства авторства Шекспира.

И

сторически сложные произведения

(например, трилогия "Ричард

III

","Генрих

IV

"-"Генрих

V

") были заказаны придворным вельможей для сглаживания слухов о нел

егитимности королевы Елизаветы

I

. Это можно понять по нескольким простым вещам.

Во-первых, точно можно сказать, что доступа к архивам или библиотекам у Шекспира не было. Но исторические сведения переданы достаточно точно. Во-вторых,

Шекспир

мастерски читал настроение народа и городских жителей, так как был к ним очень близок (сказалось участие в постановках). В связи с этими факторами напрашивается один вывод - заказ. К тому же уже тогда произведения могли писать на заказ.

Те же исторически сложные произведения были написаны другим автором, когда Шекспир был известен как поэт и драматург.

Посудите сами, человеку, получившему образование в грамматической школе, не будут доступны знания по геометрии, химии, истории, королевскому теннису и

т

.

Зато они будут до

ступны аристократу. Но Шекспира, человека

невысокого происхождения

,

не будут осуждать за такое "низкое" занятие, а у дворянина может пошатнуться репутация.

С нашей точки зрения, главное противоречие в исследуемом вопросе состоит в том, что людям трудно поверить в то, что обычный актер из Стратфорда написал гениальные произведения, в то время как практически все претенденты на авторство пьес принадлежали к высшему свету, были аристократами. Таким образом, сомневающиеся в авторстве произведений Шекспира исследователи, считают, что их мог создать только высокоинтеллектуальный человек, при этом высокопоставленный и хорошо образованный. В то же время авторитетные исследователи, изучающие творчество писателя и драматурга, настаивают на том, что все 80 произведений принадлежат именно Уильяму Шекспиру.

Проанализировав все теории и все точки зрения на вопрос существования У. Шекспира, мы пришли к выводам, которые не противоречат друг другу:

1) драматург существовал и все произведения принадлежат ему;

2) драматург существовал, но исторические хроники написаны другим человеком.

Список использованной литературы

1. Комарова В. П. Творчество Шекспира. – СПБ.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. 2001. – 256 с.

2. Морозов М. Статьи о Шекспире / Вступ. ст. Р.Самарина.— М.: Худож. лит.,1964.— 311 с.

3. Поттер Л. Жизнь Уильяма Шекспира: Критическая биография. (ориг. Potter Lois. The Life of William Shakespeare: A Critical Biography) - Wiley-Blackwell, 2012 – 496 с.

4. Краткая биография Уильяма Шекспира (26 апреля 1564 - 3 мая 1616) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.wisdoms.ru/biografiya_uilyam_shekspir.htmlhttp://www.stratford.ru/

5. Феномен Шекспира: тайны жизни и смерти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/fenomen-shekpira-tajny-zhizni-i-smerti-99017874/

6. Шекспировский вопрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шекспировский_вопрос

7. Шекспир, правда или вымысел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/356903/shekspir-pravda-ili-vymysel

8. Уильям Шекспир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://velchel.ru/?cnt=20

9. Творческий путь Шекспира делится на три периода. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/13-26468.html

10. Шекспиру приписали соавтора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2009/10/13_a_3272485.shtml?updated

11. https://www.bbc.co.uk/teach/william-shakespeare-the-life-and-legacy-of-englands-bard/zfw6d6f

Приложение 1

Запись в приходской книге церкви св. Троицы о крещении

«Уильяма, сына Джона Шекспира» (26 апреля 1564 года). Отмечена тремя крестами.

Приложение 2

Приложение 3

Details of Shakespeare’s schooling are unknown. It is likely that he began his education at the age of six or seven.

As his father was now a bailiff, young William probably attended the local grammar school. Its curriculum emphasised Greek classics and pupils also learned plays in Latin. Religious education was also important, and Shakespeare drew on these sources in his later work with classical and religious allusions. Shakespeare probably attended school until about age 15. There is no record of him going to university.

Приложение 4

Запись о выдаче лицензии на брак между «Уильямом Шекспиром (Saxpere) и Энн Уэтли из Графтона».

Приложение 5

Записи о крещении детей Шекспира: Сусанна (26 мая 1583 года)и близнецы Гамнет и Джудит (2 февраля 1585 года).

Приложение 6

Запись в счетной книге Ф. Хенсло (1591—1592): «За Гарри VI 3 фунта 16 шиллингов 8 пенсов». Это первое документальное свидетельство о постановке шекспировской пьесы («Генрих VI», часть 1).

Приложение 7

1 .Let no unkind no fair beseechers kill; Think all but one, and me in that one—Will.

Make but my name thy love, and love that still, And then thou lovest me—for my name is Will.

3.'I hate' from hate away she threw, And saved my life, saying 'not you.'

Приложение 8

2. «When we mean to build, We first survey the plot, then draw the model; And when we see the figure of the house, Then must we rate the cost of the erection»

«Hast ymarriageseldomproveth well»

«A young man married is a man that's marr' d»

 

3. «For what is wedlock forced but a hell, An age of discord and continual strife? Whereas the contrary bringeth bliss, And is a pattern of celestial peace» (HenryVI)

«If men could be contented to be what they are, there were no fear in marriage (All's Well That Ends Well).

«The curse of marriage That we can call these delicate creatures ours And not their appetites! » (Othello)