Работа с молодыми педагогами.

Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогуЭто связано с тем, что начинающие педагоги дополнительного образования являются специалистами в какой-либо области знаний, но не все имеют базового педагогического образования. Поэтому начинающему педагогу следует оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь.

Методисты Дома детского творчества в работе с молодыми специалистами используют различные формы образования: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации, обсуждаются вопросы по методике планирования занятий.

Особое место уделяется организации очных и онлайн консультаций по:

- разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- разработке рабочих программ;

- разработке программ воспитательной работы;

формлению электронных журналов;

- проектированию методической структуры занятия;

- планированию учета знаний.

Для молодых специалистов подготовлены памятки и методические разработки по темам:

«Типы современных занятий»

«Подготовка педагога к занятию»

«Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»

«Примерное содержание разделов

занятия

»

«Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия»

(Приложение №1)

На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы, выясняются склонности и личные интересы, каким детским объединением мог бы он руководить.

Первые встречи - это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий; определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.

До начала занятий педагога знакомим с помещением, в котором он будет работать, с едиными требованиями, существующими в данном учреждении дополнительного образования, с традициями, с распорядком дня, с достижениями коллектива, с работой методических объединений, с оснащенностью учебных помещений.

Методист, заместитель директора по УВР и члены методического совета дают консультации начинающему педагогу по различным вопросам учебно-воспитательной работы. Обсуждаются вопросы:

-как подготовиться к занятиям, каковы дидактические требования к плану занятий;

-как осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

-как реализовать психолого-педагогические требования к современному занятию;

-критерии в оценке занятий.

Для начинающего педагога очень важно первое занятие.   Следует предоставить достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, узнать детей, привыкнуть к новой обстановке, найти себя и свое место в детском объединении.

На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педагогу надо заранее предложить несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанализу своего первого занятия.

Для такой беседы подготовлены, например, следующие вопросы:

Удалось ли осуществить намеченный план занятия?

В какой мере?

Насколько качественно?

Были ли отступления от плана?

Усвоили ли дети материал?

Как была организована деятельность педагога и детей на занятиях?

Кто работал интенсивнее — педагог или воспитанник?

Какие моменты занятия были самыми удачными?

Что было явно неудачным на занятии?

Полезно сначала предоставить начинающему педагогу возможность самому проанализировать свое занятие, самому оценить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволяет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.

В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок, именно таким должен быть каждый молодой педагог.

Шаг за шагом, посещая занятия, просматривая планы, проверяя знания детей, можно обеспечить индивидуальный рост педагога с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера. Только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству.

Организация изучения профессиональных потребностей молодых педагогов, помощь в самосовершенствовании.

1. Молодым педагогам оказывается теоретическая и практическая помощь по вопросам: саморазвития и организации образовательного процесса:

- работа с документацией, образовательными программами;

- современные подходы к занятию;

- культура анализа и самоанализа занятия, досугового мероприятия;

- диагностика обученности, реальных способностей обучающихся;

- рефлексия педагогической деятельности.

План  работы школы молодого педагога

(Приложение №2)

Занятие 1. Август - сентябрь

Собеседование с молодым специалистом. Основные проблемы начинающего     педагога. Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»».

Практикум: учебный план – программа – календарно-тематическое планирование. Выбор темы самообразования. Посещение молодыми педагогами вводных занятий педагогов высшей и первой квалификационной категории.

Консультации

Занятие 2.Октябрь

Использование новых педагогических технологий в учебном процессе. Семинар «Инновационные педагогические технологии».

Практикум: организация посещения занятий молодого специалиста методистом с целью оказания ему методической помощи. Посещение занятий молодого специалиста членами администрации.

Консультации

Занятие 3.Ноябрь

Информационно-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Изучение методических разработок.

Практикум: посещение занятий творчески работающих педагогов.

Консультации

Занятие 4.Декабрь

Психолого-педагогическая культура педагога – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса. Семинар с участием психолога «Психогигиена педагога. Способы преодоления стресса».

Практикум: проведение психогигиенических мероприятий.

Консультации

Занятие 5.Январь

Семинар «Имидж и репутация педагога».

Практикум: Обмен мнениями по текущим проблемам.

Консультации

Занятие 6. Февраль

Самоанализ занятия, типы занятий, формы занятий.

Практикум: составление самоанализа занятия.

Консультации

Занятие 7.Март

Изучение методической разработки «Использование информационных технологий в повышении методической грамотности».

Практикум: поиск информации в глобальной сети Интернет по теме самообразования.

Консультации

Занятие 8. Апрель

Семинар «Организация работы с родителями».

Практикум: участие в работе общего родительского собрания.

Консультации

Занятие 9. Май

Прогнозирование результатов педагогической деятельности педагога. Семинар «Аттестация педагогических кадров».

Подведение итогов работы «Школы молодого педагога».

Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу» (Приложение №3)

Введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

Психологические особенности вводного занятия:

-        преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);

-        создание имиджа педагога дополнительного образования;

-        определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;

-        предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;

-        создание атмосферы быстрого знакомства.

Организационные особенности:

-        быстрое включение детей в деятельность;

-        использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).

Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:

-        создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

-        познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

-        познакомить детей с учреждением и детским объединением;

-        выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

-        получить необходимую информацию друг о друге;

-        вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию

Структура вводного занятия

I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

— дети знакомы друг с другом,

— педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.

II этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

-разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,

-описание содержания и результатов первого года занятий,

-объяснение основных этапов овладения мастерством,

-рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,

-знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,

-рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

-выставка детских творческих работ;

-альбом-летопись детского объединения(если он есть);

-фотографии, слайды и видеоролики;

-награды детского объединения и его воспитанников;

-информационные стенды.

III этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

-тесты или тестовые задания;

-конкурсы и соревнования;

-познавательные игры;

-выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

-внесения корректив в образовательную программу;

-разработки индивидуальных заданий;

-объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

-выставочные стенды;

-кабинеты администрации;

-детские объединения сходного профиля;

-актовый зал.

Некоторые приемы оптимизации занятия

При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное

творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.

При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например:

домовенок

, зайчик, мишка.

О чем необходимо помнить при проведении занятия

Ошибки несоответствия.

-       Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.

-       Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.

-       Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.

Ошибки необеспеченности.

-       У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.

-       Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.

-       Недостаток, неверный расчет времени.

-       Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.

Методические ошибки проведения занятия.

-       Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.

-       Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.

-       Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.

-       Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.

Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.

Памятка

15 ошибок педагога (памятка молодому педагогу)

Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из учреждения дополнительного образования:

1)       монотонность при объяснении материала или наоборот, скороговорка и объяснение ключевых моментов темы с опущенной головой;

2)       плохая организация занятия;

3)       постоянное однообразие формы деятельности;

4)       отсутствие динамики действий, взаимодействия участников образовательного процесса;

5)       восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдельной личности;

6)       отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;

7)       использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);

8)       отсутствие в ходе занятия оценки детей;

9)       отсутствие оценки проведенного занятия;

10)   сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, трудно воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть понятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);

11)   простые вещи объясняются слишком долго;

12)   педагог кричит на детей;

13)   на занятии отсутствует практическое участие или творческая активность детей;

14)  педагог не придает значения своему внешнему виду;

15)  отсутствие динамики развития занятия.