Работа с молодыми педагогами.
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Это связано с тем, что начинающие педагоги дополнительного образования являются специалистами в какой-либо области знаний, но не все имеют базового педагогического образования. Поэтому начинающему педагогу следует оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь.
Методисты Дома детского творчества в работе с молодыми специалистами используют различные формы образования: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации, обсуждаются вопросы по методике планирования занятий.
Особое место уделяется организации очных и онлайн консультаций по:
- разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- разработке рабочих программ;
- разработке программ воспитательной работы;
-оформлению электронных журналов;
- проектированию методической структуры занятия;
- планированию учета знаний.
Для молодых специалистов подготовлены памятки и методические разработки по темам:
«Типы современных занятий»
«Подготовка педагога к занятию»
«Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»
«Примерное содержание разделов
занятия
»
«Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия»
(Приложение №1)
На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы, выясняются склонности и личные интересы, каким детским объединением мог бы он руководить.
Первые встречи - это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий; определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.
До начала занятий педагога знакомим с помещением, в котором он будет работать, с едиными требованиями, существующими в данном учреждении дополнительного образования, с традициями, с распорядком дня, с достижениями коллектива, с работой методических объединений, с оснащенностью учебных помещений.
Методист, заместитель директора по УВР и члены методического совета дают консультации начинающему педагогу по различным вопросам учебно-воспитательной работы. Обсуждаются вопросы:
-как подготовиться к занятиям, каковы дидактические требования к плану занятий;
-как осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
-как реализовать психолого-педагогические требования к современному занятию;
-критерии в оценке занятий.
Для начинающего педагога очень важно первое занятие. Следует предоставить достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, узнать детей, привыкнуть к новой обстановке, найти себя и свое место в детском объединении.
На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педагогу надо заранее предложить несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанализу своего первого занятия.
Для такой беседы подготовлены, например, следующие вопросы:
Удалось ли осуществить намеченный план занятия?
В какой мере?
Насколько качественно?
Были ли отступления от плана?
Усвоили ли дети материал?
Как была организована деятельность педагога и детей на занятиях?
Кто работал интенсивнее — педагог или воспитанник?
Какие моменты занятия были самыми удачными?
Что было явно неудачным на занятии?
Полезно сначала предоставить начинающему педагогу возможность самому проанализировать свое занятие, самому оценить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволяет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.
В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок, именно таким должен быть каждый молодой педагог.
Шаг за шагом, посещая занятия, просматривая планы, проверяя знания детей, можно обеспечить индивидуальный рост педагога с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера. Только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству.
Организация изучения профессиональных потребностей молодых педагогов, помощь в самосовершенствовании.
1. Молодым педагогам оказывается теоретическая и практическая помощь по вопросам: саморазвития и организации образовательного процесса:
- работа с документацией, образовательными программами;
- современные подходы к занятию;
- культура анализа и самоанализа занятия, досугового мероприятия;
- диагностика обученности, реальных способностей обучающихся;
- рефлексия педагогической деятельности.
План работы школы молодого педагога
(Приложение №2)
Занятие 1. Август - сентябрь
Собеседование с молодым специалистом. Основные проблемы начинающего педагога. Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»».
Практикум: учебный план – программа – календарно-тематическое планирование. Выбор темы самообразования. Посещение молодыми педагогами вводных занятий педагогов высшей и первой квалификационной категории.
Консультации
Занятие 2.Октябрь
Использование новых педагогических технологий в учебном процессе. Семинар «Инновационные педагогические технологии».
Практикум: организация посещения занятий молодого специалиста методистом с целью оказания ему методической помощи. Посещение занятий молодого специалиста членами администрации.
Консультации
Занятие 3.Ноябрь
Информационно-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Изучение методических разработок.
Практикум: посещение занятий творчески работающих педагогов.
Консультации
Занятие 4.Декабрь
Психолого-педагогическая культура педагога – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса. Семинар с участием психолога «Психогигиена педагога. Способы преодоления стресса».
Практикум: проведение психогигиенических мероприятий.
Консультации
Занятие 5.Январь
Семинар «Имидж и репутация педагога».
Практикум: Обмен мнениями по текущим проблемам.
Консультации
Занятие 6. Февраль
Самоанализ занятия, типы занятий, формы занятий.
Практикум: составление самоанализа занятия.
Консультации
Занятие 7.Март
Изучение методической разработки «Использование информационных технологий в повышении методической грамотности».
Практикум: поиск информации в глобальной сети Интернет по теме самообразования.
Консультации
Занятие 8. Апрель
Семинар «Организация работы с родителями».
Практикум: участие в работе общего родительского собрания.
Консультации
Занятие 9. Май
Прогнозирование результатов педагогической деятельности педагога. Семинар «Аттестация педагогических кадров».
Подведение итогов работы «Школы молодого педагога».
Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу» (Приложение №3)
Введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.
Психологические особенности вводного занятия:
- преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
- создание имиджа педагога дополнительного образования;
- определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
- предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
- создание атмосферы быстрого знакомства.
Организационные особенности:
- быстрое включение детей в деятельность;
- использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).
Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:
- создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
- познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
- познакомить детей с учреждением и детским объединением;
- выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
- получить необходимую информацию друг о друге;
- вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию
Структура вводного занятия
I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
— дети знакомы друг с другом,
— педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
II этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
-разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
-описание содержания и результатов первого года занятий,
-объяснение основных этапов овладения мастерством,
-рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,
-знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,
-рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
-выставка детских творческих работ;
-альбом-летопись детского объединения(если он есть);
-фотографии, слайды и видеоролики;
-награды детского объединения и его воспитанников;
-информационные стенды.
III этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
-тесты или тестовые задания;
-конкурсы и соревнования;
-познавательные игры;
-выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
-внесения корректив в образовательную программу;
-разработки индивидуальных заданий;
-объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.
IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
-выставочные стенды;
-кабинеты администрации;
-детские объединения сходного профиля;
-актовый зал.
Некоторые приемы оптимизации занятия
При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.
Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.
Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное
творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.
Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.
При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например:
домовенок
, зайчик, мишка.
О чем необходимо помнить при проведении занятия
Ошибки несоответствия.
- Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.
- Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.
- Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.
Ошибки необеспеченности.
- У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.
- Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.
- Недостаток, неверный расчет времени.
- Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.
Методические ошибки проведения занятия.
- Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.
- Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.
- Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.
- Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.
Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.
Памятка
15 ошибок педагога (памятка молодому педагогу)
Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из учреждения дополнительного образования:
1) монотонность при объяснении материала или наоборот, скороговорка и объяснение ключевых моментов темы с опущенной головой;
2) плохая организация занятия;
3) постоянное однообразие формы деятельности;
4) отсутствие динамики действий, взаимодействия участников образовательного процесса;
5) восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдельной личности;
6) отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;
7) использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);
8) отсутствие в ходе занятия оценки детей;
9) отсутствие оценки проведенного занятия;
10) сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, трудно воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть понятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);
11) простые вещи объясняются слишком долго;
12) педагог кричит на детей;
13) на занятии отсутствует практическое участие или творческая активность детей;
14) педагог не придает значения своему внешнему виду;
15) отсутствие динамики развития занятия.