Синтаксический разбор предложения в 6 классе
Методические рекомендации для учеников 6 класса.
Синтаксический разбор предложения это рассказ о нем. Чтобы произвести этот разбор под цифрой 4 нужно сначала найти главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – грамматическая основа.
Подлежащее чаще всего выражено имением существительным, местоимением или числительным. Отвечает на вопросы кто? и что?. Реже глаголов в инфинитиве – неопределённая форме без наклонения, числа, лица, и рода. Например, в предложении «Курить – здоровью вредить!» слово «курить» является подлежащим, об это мы будем говорить более подробно в 8 классе. Подчеркивается одной линией.
Сказуемое же бывает выражено глаголом или кратким прилагательным. Отвечает на вопросы что делает?, что сделает? и каков? предмет. Но бывает и именем существительным. В предложении «Знание – сила!» слово «знание» - это подлежащее, «сила» - сказуемое. Сказуемое подчеркивается двумя линиями.
Предложения бывают распространенными и нераспространенными. Если в них нет второстепенных членов предложения – они нераспространенные. Например, «Солнце светит» - это нераспространенное предложение, а если мы напишем «Солнце светит всем одинаково» - это предложение распространено. В нем появилось обстоятельство – «одинаково».
После того как мы нашли главные члены предложения, мы ищем второстепенные члены предложения, если они есть. Помним, что предложение может и не иметь их.
К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство.
Дополнение выражается в предложении именем существительным или местоимением. Отвечает на вопросы косвенных падежей. В предложении «Писатель пишет книгу» слово «книга» - это дополнение. Подчеркивается пунктиром.
Определение чаще всего выражается прилагательными или местоимением, и поясняет подлежащее, признак предмета. Определение отвечает на вопросы какой? и чей?. В предложении «Писатель пишет интересную книгу» слово «интересную» является определением. Подчеркивается волнистой линией.
Обстоятельство – тоже второстепенный член предложения, который выражается именем существительным, наречием. Обозначает время, место, образ действия, причину. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? и как? В предложении «Писатель пишет увлеченно в кабинете книгу» слова «увлеченно» и «кабинете» - дополнения, которые подчеркиваются пунктир точка.
При синтаксическом разборе нужно также учитывать, что в предложениях могут быть две и более грамматические основы. Такие предложения называются сложными. С одной грамматической основой – простыми. Грамматические основы бывают односоставными (с одним главным членом предложения) и двусоставными (с подлежащим и со сказуемым).
Предложения в составе сложного соединяются при помощи союзов и без них. Если два предложении в составе сложного независимы, и между ними можно поставить точку – это сложносочиненные предложения. Если между ними нельзя поставить точку, и одно предложение зависит от другого – это сложноподчинённые предложения. В них от главного предложения можно задать вопрос к зависимому.
В конце синтаксического разбора мы даём характеристику предложения по цели высказывания, является ли предложение восклицательным, сложное оно или простое, союзное или бессоюзное, распространенное или нет, имеет ли осложнения. Шестиклассники знают, что предложения могут быть осложнены однородными членами и обращениями. Если предложение сложное и чем-либо осложнено, то тогда составляют схему.