* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .c8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c10 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Тема: Синтезирование объекта: восстановление причинно-следственных зависимостей из частей текста на материале предметов естественно-научного и гуманитарного цикла.

Цель: Развитие мышления и других познавательных способностей.

Задачи:

Образовательная – формирование мыслительных операций (установление отношений между понятиями), интеллектуальных действий и речевых умений;

закрепление умения устанавливать причинно-следственные отношения между понятиями, упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

Коррекционно-развивающаяразвитие мышления, зрительно-пространственного восприятия, памяти, слухового внимания, воображения, развитие способности к самоанализу поведения.

Воспитательная - воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход занятия.

Орг. момент.

Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу

Сегодня на занятии мы будем учиться устанавливать причинно следственные связи. Развивать мышление и другие познавательные способности. Я уверена, что ты будешь внимательной, старательной.

Но для начала проведем небольшую разминку.

Разминка.

Рассказы загадки

«Экскурсия». 
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

«Экскурсия».
             «С экскурсии ребята пришли с красивыми букетами желтых и ярко красных листьев, с полными корзинами грибов. Их чуть не замочил холодный дождь». «Вот и осень наступила», - сказала Света. Как света догадалась, что осень наступила?»

  «Дождливая погода».
      «Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула, когда увидела дочку: «Ой, какой пошел сильный дождь!» мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?»

«Маленький Саша»

Саша проснулся утром не веселый, мам дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла. Почему Саша проснулся не веселый? Какая погода была на улице?

Основная часть.

Упражнения на установление причинно-следственны

х связей в парах слов.

Нож – сталь стол -? (дерево)

Школа – обучение больница -? (лечение)

Птица – гнездо медведь -? (берлога)

Хлеб – пекарь дом -? (строитель)

Собака- шерсть рыба -? (чешуя)

Электричество – провода пар-? (кипение)

2.Игра «Установи причину и следствие»

Цель: научить детей устанавливать причину и следствие.

Я сейчас прочту небольшие стихотворения, а ты найди и установи причину и назови следствие.

Авария.

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит.

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить.

Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

- Почему мальчик попал под машину? Почему машина не смогла затормозить? Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину? Назовите причину и следствие. (перебегал в неположенном месте -попал под машину)

Пожар.

Мальчик дома развлекался,

Спички чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол,

Не заметил её он.

И сгорел от этой спички

Деревянный старый дом.

- Почему сгорел дом? Почему нельзя играть со спичками?

Как надо обращаться с огнеопасными предметами? Назовите причину и следствие. (Игрался спичками – сгорел дом)

Засуха.

Всё лето не было дождя.

Трава вся пожелтела.

Потрескалась кругом земля.

И листья облетели.

- Почему пожелтела трава, и облетели листья? Почему потрескалась земля? Что ещё может случиться в засушливое лето? Назовите причину и следствие.

(была засуха – листья облетели, трава пожелтела)

Мороз

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

На улицу Наташа вышла

Без шапки, шарфа, нараспашку.

А вскоре Наташа заболела.

Лежит теперь, хрипит и кашляет.

-Почему Наташа заболела? Как надо одеваться в мороз? Назовите причину и следствие. (Одета была не по погоде - заболела)

3.Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений.

Подчеркни понятие, которое состоит в причинно – следственных отношениях с первым.

Например: игра – без чего не может обойтись игра (карточки, наказания, правила, фишки) – в каждой игре есть правила игры. Игра может быть без карточек, без фишек и т.д.

Дождь (снег, солнце, лужа)

Ветер (вода, север, волна)

Весна (деревья, таяние снега, лето)

Чтение (глаза, книга, очки, обложка)

Деление (класс, карандаш, делимое, сумма)

Умножение (частное, бумага, произведение, ручка)

Книга (рисунок, текст, правило, задания)

Сад (садовник, собака, забор, растение)

Река (лодка, тина, рыболов, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед)

Пение (звон, голос, искусство, аплодисменты)

Физ. минутка.

Формирование межполушарных связей.

Необходимо одновременно вслух называть число в фигуре и показывать на руке столько пальцев сколько у этой фигуры углов.

4. Назови причину следующих событий.

(Объясни возможные причины):

Наводнение -

(разлив реки, таяние снега).

Травма (перелом)-

(падение).

Гололед- (гололед после дождя)

Двойка- (невыученный урок)

Загар – (солнце)

Теперь найди следствие

болезнь- (лечение)

укол- (боль)

праздник- (радость)

авария – (травма, смерть)

оскорбление- (

о

бида, ссора)

5. Установи и подчеркни причину и следствие

1. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.

2. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Стволы яблонь оголяются. Они болеют и погибают.

3. Судно перевозило нефть. Произошла авария. Нефть растеклась по поверхности моря. Погибло много рыбы.

4. Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в ульи. Получился вкусный мед.

5. Из-за холодов птицам стало труднее добывать пищу. Птицы собрались в стаю. Они отправились в дальний перелет. Весной птицы прилетят вновь.

Итог занятия вот и закончилось наше занятие продолжи предложение

Мне понравилось-

Мне было сложно-

Я узнала-

У меня хорошее настроение потому что-