Е.Ю. Пасека,     
                учитель       начальных классов  МБОУ ? Средняя  общеобразовательная школа №1?,
                г. Мирный
Системно-деятельностный подход при работе со словами с непроверяемыми     безударными гласными.
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание?основной цели?образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания.
В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная работа.
Мною была выбрана проблема -Системно-деятельностный подход при     работе со словами с непроверяемыми безударными гласными, именуемыми ? словарными?.
Актуальность данной проблемы обусловлена  тем, что на уроках русского языка и чтения я часто встречаюсь с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.
Актуальность проблемы определила цель.
Цель: : способствовать обогащению словарного запаса и формированию орфографического навыка у учащихся у процессе работы над словами с непроверяемой безударной гласной.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

-развивать все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную;
- учить работе со словарями ( орфографический,толковый, этимологический,  фразеологический)
-обогатить активный словарь ученика образными словами и выражениями;
- укреплять навыки мыслительной деятельности (анализ, сравнение, составление словосочетаний, предложений, абстрагировать и обобщать)
Работу со словами с непроверяемыми написаниями провожу в три этапа:
Iэтап. Предъявление нового слова.
1)Предлагаю учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета. Ученики называют предмет словом, осознают его значение.
а) читаю загадку, учащиеся отгадывают слово-отгадку
Стоит Алёна –
платок зелёный,
тонкий стан,
белый сарафан?. ( Берёза)


?Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:











?Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
Каждому числу соответствует определенная буква:
1       2       3       4       5       6       7       8       9       10       11       12       13
А       Г      К      О      Р      У      Ф       Ь      Л       Е        П         С        Т

?Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке? (искомое слово берёза):


Упражнения, предусматривают  работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова.
IIэтап. Работа над слуховым образом слова.  
2).Берёза. Учащиеся сами проговоривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём ?трудное место?. Таким образом учащиеся сами ставят орфографическую задачу.
Что это? Каково родовое понятие слова ?берёза??
- Берёза – это дерево.
- Но ель, сосна – тоже деревья. Чем же они отличаются?
- Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные деревья.
- Назовите существенные признаки берёзы?

-У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.
-Итак, что же обозначает слово ?берёза??
- Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
Работают  над выделением существенных признаков предмета: сравнивают, анализируют, группируют.
3). Прикрепляю на доску карточку с написанным на ней словом. 


Учащиеся читают его по слогам, устанавливают разницу в произношении и написании.
4). Предлагаю учащимся решить орфографические задачи:
- Можно ли проверить букву, подобрав проверочное слово?
Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют букву, которую нужно запомнить при письме.
Для развития орфографического навыка учащихся, учу выполнять задания исследовательского характера.  Они побуждают детей обращаться к различным словарям: этимологическому, морфологическому и орфографическому, толковому, что, безусловно, очень важно. Эти задания требуют от учеников проведения лингвистических исследований: выяснения значения слов, определения способа их образования, выделения орфограммы. Дети активно включаются в исследование, приучаясь обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, осознавая правописание слов, что, безусловно, влияет на орфографическую грамотность. Примеры исследовательских заданий:
1. Определи, на какой признак предмета указывают названия: веснушка, горбушка, метель, пятница, старшина, холодец, часовой.
2. Определи, почему эти предметы так названы. Животные: дикобраз, косуля, лягушка, медведь. Птицы: малиновка, петух, синица, снегирь. Растения: гвоздика, лебеда, одуванчик.
3. Попытайся в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок.


Обговариваем, где можно искать материал, как работать со словарями.
Первые работы были сделаны с моей помощью. Дети сами  находят материал в интернете, в энциклопедиях. Для повышения мотивации я приглашала детей самим провести словарную работу на уроках, подбирая нужное слово под тему урока.
Дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, сравнивать значения синонимов и антонимов.
Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе является использование этимологической справки. Элементы этимологического анализа  использую уже в первом классе по окончании периода обучения грамоте. Позднее, после того, как дети познакомятся с термином ? корень слова? , даю понятие ? исторический корень слова?.
Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит ?светлый, ясный, белый?, от которого образовалась берза, а потом -  берёза.
На основе материала ?Словаря? использую серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания:
- вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением (забежать в лес – убежать из леса),
- подобрать антонимы (старый – новый, мелкий – крупный),
- сравнить слова (по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку);
- закончить предложение;
- найти общее и различное в словах;
- найти часть слова, которая вносит противоположное значение данному слову (грамотный – безграмотный, друг – недруг, прибывать – отбывать);
Дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, сравнивать значения синонимов и антонимов.
Включение  нового слова в активный словарь.
а) подбор синонимов и антонимов; ( уже в первом классе знакомлю, что синонимы – это слова-друзья, слова- братья, а антонимы- слова –враги, слова-противники,т.е противоположные по смыслу. С антонимами происходит знакомство так:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь НИЗКО,
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь …
Скажу тебе я слово ТРУС,


Ответишь ты ХРАБРЕЦ,
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай ..!
б) подбор однокоренных слов  ( берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый, березняк)
в) составление словосочетаний и сочетаемость слов (берёза высокая,  берёза тонкая, берёза ветвистая,  берёза молодая ; за берёзу спрятаться,   на берёзу влезть, под берёзой сесть и т.д.; берёза растёт,  берёза цветёт, берёза сбросила листву, берёза гнётся)
г) составление предложений (Огромную пользу приносит?берёза. Белые?берёзы?трогают душу иностранцев.)
Для упражнений с изучаемым словом использую пословицы, загадки, предложения, тексты.(Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
И с берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Берёзой обогреешься, но не оденешься.
На уроках использую фразеологизмы, включаю их в словарную работу. И даю название ? крылатые выражения?: ?дать берёзовой каши?, что означает ?наказать розгами, высечь, выпороть?. Для меня важно, чтобы дети не только умели записывать и запомнить фразеологическое сочетание, но и правильно использовали в своей речи.
Слово ?берёза? и однокоренные слова рассматриваются в предложениях или тексте, сравниваются в написании.
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин.)
Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. (С.Есенин.)
Солнце спускается за знакомый березняк. (И.Гончаров.)
III этап.  Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми   орфограммами.
Конечно, мне важно знать, как же усвоили мои ученики написания изучаемых слов. С целью проверки написания слов в своей работе я использую перфокарты, на которых учащиеся работают с большим интересом и увлечением.
Провожу различные виды диктантов:
- картинный диктант –показываю карточку, дети выполняют действия в определённой последовательности: называют изображённый предмет, объясняют правописание слова, записывают слово, обозначают ударение,выделяют безударную гласную.
-слова  с ? окошками? - показываю карточки со словами, с пропущенной орфограммой : Г. РОЙ, АДР. С, Р . КЕТА, ЯБЛ . К ., П .НАЛ.
-  выборочный диктант – читаю несколько слов, учащиеся выписывают только слова по заданному признаку:
женского рода (капуста,огурец,помидор)
единственного числа ( коньки, хоккей,лыжи)


первого склонения (запад, сирень, осина)
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
(По шоссе едет автомобиль. Ребята развели  у реки костёр. Дежурный следит за порядком в классе.)
- зрительный диктант – этапы: 1) слова записываются на доске; 2) выделяются орфограммы; 3) проговариваются несколько раз; 4) записываются по памяти; подбор слов: 1) слова группируются  по определённой тематике ( карандаш, пенал, тетрадь); 2) слова группируются по определённой орфограмме ( безударная гласная Я заяц, язык, земляника).
- разгадывание и составление  кроссвордов
- творческий диктант – предлагаю учащимся заменить определение одним словом : главный город России ….( Москва); инструмент, которым забивают гвозди …(молоток); диван, кровать – это?... (мебель).
- найди ошибки в словах.ВОГЗАЛ, ВАСКРЕСЕНЕ, ВПИРЕДИ, ВЧИРА, ГАРЯЧИЙ, ДОСВЕДАНИЕ, ЖОЛТЫЙ.
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных провожу игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?", "Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?
1. "Кто больше?" К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.
Герой, комбайн, желтый, песок, осина … .
2. "Кто больше?" К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … .
3."Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) словарное слово.
Белый - … , юг - … , запад - … , грустно - … , медленно - … , прощай - … ,?плохо - … , друг - … .
4. "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят.
Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … .
5. "Кто больше?"
Вспомните загадки, отгадками к которым являются словарные слова. Загадайте их товарищам.
Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух.
Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения. По опросу детей, какой предмет считаете любимым -
1.русский язык возглавил первую тройку любимых предметов,
набрав56 %;
2.речевой потенциал учащихся возрос на 50 %;
3.усложнилась фразовая организация высказываний:
4.увеличилась длина предложений (5-7 слов),
повысился показатель лексического разнообразия:
5.мониторинг орфографической грамотности показал такие результаты:
второй класс- 81 %,
третий класс-90%,
четвертый класс-90%.
                                                 

                                               Заключение.
Исходя из практики моей работы я считаю что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка и во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках.На практике видно: если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас.?Следовательно, словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.
                                                         Выводы.
1.?Словарная работа должна быть строго продуманной и системной.
2.Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся.
3.Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.
4.Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.
5.Основным приемом словарной работы, расчитанным на осознанное ?понимание значения и орфографии слова, должно быть использование этимологии.
6.Знакомство со словом как лексической единицей, с элементами лексической системы должно начинаться в первом классе и происходить в процессе различных наблюдений над языком.
7.Лексико-орфографические упражнения должны иметь место на каждом уроке русского языка, четко вплетаясь в канву урока и участвуя в решении его задач.
8.Наряду с толкованием затруднительных для понимания слов и отработкой правописания учитель должен также проводить работу по включению подобных слов в активный словарь школьников, приучая детей к осмысленному употреблению названных слов в речи.

                                      Список информационных источников
Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми   написаниями на уроках русского языка. – Тула, 2005.
Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-Пресс, 2009.
Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. – 2007. –ГордеевЭ.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2011. – № 1
Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2003. -№1  Климанова С.Х. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011.














Л

Е

Т

Ь

Ч

У

И

Б Е Р Ё З А