Е.Ю. Пасека, учитель начальных классов МБОУ ? Средняя общеобразовательная школа №1?, г. Мирный Системно-деятельностный подход при работе со словами с непроверяемыми безударными гласными. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание?основной цели?образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания. В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная работа. Мною была выбрана проблема -Системно-деятельностный подход при работе со словами с непроверяемыми безударными гласными, именуемыми ? словарными?. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на уроках русского языка и чтения я часто встречаюсь с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся. Актуальность проблемы определила цель. Цель: : способствовать обогащению словарного запаса и формированию орфографического навыка у учащихся у процессе работы над словами с непроверяемой безударной гласной. Для достижения поставленной цели я определила ряд задач: -развивать все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную; - учить работе со словарями ( орфографический,толковый, этимологический, фразеологический) -обогатить активный словарь ученика образными словами и выражениями; - укреплять навыки мыслительной деятельности (анализ, сравнение, составление словосочетаний, предложений, абстрагировать и обобщать) Работу со словами с непроверяемыми написаниями провожу в три этапа: Iэтап. Предъявление нового слова. 1)Предлагаю учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета. Ученики называют предмет словом, осознают его значение. а) читаю загадку, учащиеся отгадывают слово-отгадку Стоит Алёна – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан?. ( Берёза) ?Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова: ?Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. Каждому числу соответствует определенная буква: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т ?Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке? (искомое слово берёза): Упражнения, предусматривают работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. IIэтап. Работа над слуховым образом слова. 2).Берёза. Учащиеся сами проговоривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём ?трудное место?. Таким образом учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Что это? Каково родовое понятие слова ?берёза?? - Берёза – это дерево. - Но ель, сосна – тоже деревья. Чем же они отличаются? - Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные деревья. - Назовите существенные признаки берёзы? -У берёзы белая кора и листья в виде сердечка. -Итак, что же обозначает слово ?берёза?? - Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. Работают над выделением существенных признаков предмета: сравнивают, анализируют, группируют. 3). Прикрепляю на доску карточку с написанным на ней словом. Учащиеся читают его по слогам, устанавливают разницу в произношении и написании. 4). Предлагаю учащимся решить орфографические задачи: - Можно ли проверить букву, подобрав проверочное слово? Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют букву, которую нужно запомнить при письме. Для развития орфографического навыка учащихся, учу выполнять задания исследовательского характера. Они побуждают детей обращаться к различным словарям: этимологическому, морфологическому и орфографическому, толковому, что, безусловно, очень важно. Эти задания требуют от учеников проведения лингвистических исследований: выяснения значения слов, определения способа их образования, выделения орфограммы. Дети активно включаются в исследование, приучаясь обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, осознавая правописание слов, что, безусловно, влияет на орфографическую грамотность. Примеры исследовательских заданий: 1. Определи, на какой признак предмета указывают названия: веснушка, горбушка, метель, пятница, старшина, холодец, часовой. 2. Определи, почему эти предметы так названы. Животные: дикобраз, косуля, лягушка, медведь. Птицы: малиновка, петух, синица, снегирь. Растения: гвоздика, лебеда, одуванчик. 3. Попытайся в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок. Обговариваем, где можно искать материал, как работать со словарями. Первые работы были сделаны с моей помощью. Дети сами находят материал в интернете, в энциклопедиях. Для повышения мотивации я приглашала детей самим провести словарную работу на уроках, подбирая нужное слово под тему урока. Дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, сравнивать значения синонимов и антонимов. Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе является использование этимологической справки. Элементы этимологического анализа использую уже в первом классе по окончании периода обучения грамоте. Позднее, после того, как дети познакомятся с термином ? корень слова? , даю понятие ? исторический корень слова?. Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит ?светлый, ясный, белый?, от которого образовалась берза, а потом - берёза. На основе материала ?Словаря? использую серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания: - вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением (забежать в лес – убежать из леса), - подобрать антонимы (старый – новый, мелкий – крупный), - сравнить слова (по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку); - закончить предложение; - найти общее и различное в словах; - найти часть слова, которая вносит противоположное значение данному слову (грамотный – безграмотный, друг – недруг, прибывать – отбывать); Дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, сравнивать значения синонимов и антонимов. Включение нового слова в активный словарь. а) подбор синонимов и антонимов; ( уже в первом классе знакомлю, что синонимы – это слова-друзья, слова- братья, а антонимы- слова –враги, слова-противники,т.е противоположные по смыслу. С антонимами происходит знакомство так: И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру "Наоборот". Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь НИЗКО, Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь … Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты ХРАБРЕЦ, Теперь НАЧАЛО я скажу, - Ну, отвечай ..! б) подбор однокоренных слов ( берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый, березняк) в) составление словосочетаний и сочетаемость слов (берёза высокая, берёза тонкая, берёза ветвистая, берёза молодая ; за берёзу спрятаться, на берёзу влезть, под берёзой сесть и т.д.; берёза растёт, берёза цветёт, берёза сбросила листву, берёза гнётся) г) составление предложений (Огромную пользу приносит?берёза. Белые?берёзы?трогают душу иностранцев.) Для упражнений с изучаемым словом использую пословицы, загадки, предложения, тексты.(Берёза не угроза: где стоит, там и шумит. И с берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут. Берёзой обогреешься, но не оденешься. На уроках использую фразеологизмы, включаю их в словарную работу. И даю название ? крылатые выражения?: ?дать берёзовой каши?, что означает ?наказать розгами, высечь, выпороть?. Для меня важно, чтобы дети не только умели записывать и запомнить фразеологическое сочетание, но и правильно использовали в своей речи. Слово ?берёза? и однокоренные слова рассматриваются в предложениях или тексте, сравниваются в написании. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин.) Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. (С.Есенин.) Солнце спускается за знакомый березняк. (И.Гончаров.) III этап. Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Конечно, мне важно знать, как же усвоили мои ученики написания изучаемых слов. С целью проверки написания слов в своей работе я использую перфокарты, на которых учащиеся работают с большим интересом и увлечением. Провожу различные виды диктантов: - картинный диктант –показываю карточку, дети выполняют действия в определённой последовательности: называют изображённый предмет, объясняют правописание слова, записывают слово, обозначают ударение,выделяют безударную гласную. -слова с ? окошками? - показываю карточки со словами, с пропущенной орфограммой : Г. РОЙ, АДР. С, Р . КЕТА, ЯБЛ . К ., П .НАЛ. - выборочный диктант – читаю несколько слов, учащиеся выписывают только слова по заданному признаку: женского рода (капуста,огурец,помидор) единственного числа ( коньки, хоккей,лыжи) первого склонения (запад, сирень, осина) Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной. (По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костёр. Дежурный следит за порядком в классе.) - зрительный диктант – этапы: 1) слова записываются на доске; 2) выделяются орфограммы; 3) проговариваются несколько раз; 4) записываются по памяти; подбор слов: 1) слова группируются по определённой тематике ( карандаш, пенал, тетрадь); 2) слова группируются по определённой орфограмме ( безударная гласная Я заяц, язык, земляника). - разгадывание и составление кроссвордов - творческий диктант – предлагаю учащимся заменить определение одним словом : главный город России ….( Москва); инструмент, которым забивают гвозди …(молоток); диван, кровать – это?... (мебель). - найди ошибки в словах.ВОГЗАЛ, ВАСКРЕСЕНЕ, ВПИРЕДИ, ВЧИРА, ГАРЯЧИЙ, ДОСВЕДАНИЕ, ЖОЛТЫЙ. В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных провожу игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?", "Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее? 1. "Кто больше?" К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь. Герой, комбайн, желтый, песок, осина … . 2. "Кто больше?" К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы). Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … . 3."Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) словарное слово. Белый - … , юг - … , запад - … , грустно - … , медленно - … , прощай - … ,?плохо - … , друг - … . 4. "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят. Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … . 5. "Кто больше?" Вспомните загадки, отгадками к которым являются словарные слова. Загадайте их товарищам. Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух. Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения. По опросу детей, какой предмет считаете любимым - 1.русский язык возглавил первую тройку любимых предметов, набрав56 %; 2.речевой потенциал учащихся возрос на 50 %; 3.усложнилась фразовая организация высказываний: 4.увеличилась длина предложений (5-7 слов), повысился показатель лексического разнообразия: 5.мониторинг орфографической грамотности показал такие результаты: второй класс- 81 %, третий класс-90%, четвертый класс-90%. Заключение. Исходя из практики моей работы я считаю что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка и во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках.На практике видно: если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас.?Следовательно, словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости. Выводы. 1.?Словарная работа должна быть строго продуманной и системной. 2.Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. 3.Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. 4.Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим. 5.Основным приемом словарной работы, расчитанным на осознанное ?понимание значения и орфографии слова, должно быть использование этимологии. 6.Знакомство со словом как лексической единицей, с элементами лексической системы должно начинаться в первом классе и происходить в процессе различных наблюдений над языком. 7.Лексико-орфографические упражнения должны иметь место на каждом уроке русского языка, четко вплетаясь в канву урока и участвуя в решении его задач. 8.Наряду с толкованием затруднительных для понимания слов и отработкой правописания учитель должен также проводить работу по включению подобных слов в активный словарь школьников, приучая детей к осмысленному употреблению названных слов в речи. Список информационных источников Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка. – Тула, 2005. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-Пресс, 2009. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. – 2007. –ГордеевЭ.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2011. – № 1 Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2003. -№1 Климанова С.Х. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011. Л Е Т Ь Ч У И Б Е Р Ё З А
Системно-деятельностный подход при работе со словами с непроверяемыми безударными гласными