* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Конспект

культурной практики «Ситуации общения и накопления

положительного социально - эмоционального опыта по нравственно -

патриотическому воспитанию» на тему

«Земляки-герои города Лабинска»

в рамках проекта «Наши земляки - герои современной России»

Цель: формирование у детей патриотических качеств и чувства причастности к истории страны на основе ознакомления с жизнедеятельностью земляков – героев

Задачи:

Обучающие продолжать знакомить детей с земляками - героями, защищавшими нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны и в наши дни; закреплять знания о памятных местах Лабинска, местах поклонения, расширять знания детей о наградах Российской армии, формировать умение структурировать знания о службе в армии отцов, дедушек, братьев

Развивающие : развивать морально - нравственные качества воспитанников, их чувство гордости за отвагу и подвиг российского солдата, совершенствовать эмоциональную сторону детей путем выполнения сенсорно увственного задания «Закрой глаза и ответь ... »

Воспитательные : воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые защищают нашу Родину; формировать уважительное отношение к героям-землякам, стремление быть похожими на них, уважение к защитникам Отечества и к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам, чтить их подвиг)

Активизация словаря: фашизм, герои - земляки, санитарный инструктор, военная присяга, долг, честь, храбрость, представлен к награде, опорный пункт, противник, почетный караул, наградная подушечка; совершенствование диалогической речи и умение владения связной

Оборудование: проектор и интерактивная доска, ноутбук, карта-план Лабинска с тематическими карточками, бизиборд, звезды двух цветов - золотые и красные, фломастеры в разных локациях группового пространства

Основная локация - от «зоны ближайшего развития» - через «зону активного развития» - как итог «пространство детской реализации, где дети создают свой продукт и он востребован сверстниками»

Зрительный ряд: лэп-бук «Земляки - герои Россию>, методическое пособие «Их именами названы улицы Лабинска», пособие - карточки « Главные награды России»

Звуковой ряд : песня «Журавли» , слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля

Предшествующая работа педагога по подготовке к занятию: подготовка материала к оформлению лэп-бука, пособий «Главные награды Россию>, «Карта-план Лабинска», материалов для работы с бизибордом

Предварительная работа с детьми:

проведение бесед «Герои земли Лабинской», «0 героях ВОВ», «Оккупация фашистами города Лабинска» , «Герои современной России», «Герои, кто они?» с показом хроники и старинных фотографий - слайдов времен ВОВ

толкование пословиц и поговорок о воинской службе (например, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», «Трудно в ученье-легко в бою», «Щи да каша-пища наша>>, «Один в поле не воию>, казачьи пословицы «Сам пропадай, а товарища выручай», «Кровь казачья не водица», «Не всяк казак, кто фуражку набекрень носит»)

совместное с воспитанниками изготовление лэп-бука «Земляки - герои России», выставка «Их именами названы улицы родного города», просмотр фильма о героях –земляках

Предполагаемый ход деятельности :

1. Организационный момент Звучит музыка «Журавли» Дети на ковре. На экране изображение ордена «Золотая Звезда». На столе перед экраном лежат карточки с Орденами и Медалями России . Внос портрета дедушки и медалей

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках . Что вы видите на экране и столе ?

Дети: (ордена и медали) предположение детей

В: - Правильно, ребята. Максим, после рассмотрения плаката с медалями, вспомни, какой вопрос ты мне задал? (попросил , чтобы я принесла в группу настоящие медали своего дедушки - реальная инициатива ребенка)

2. Рассказ педагога о своем дедушке с итоговым вопросом « Так кому и за что вручают награды?» (спонтанные ответы детей)

3. Деятельность по рассматриванию медалей:

В: - Мы с вами уже рассматривали ордена на плакате, но интерес к этой теме у вас

велик, вы постоянно задаете разнообразные вопросы, как Максим . У меня есть

карточки с наградами, чтобы вы лучше рассмотрели понравившийся орден или

медаль и уточнили для себя все, что интересно. И как раз мы с вами рассмотрим

некоторые из них более подробно

3. Рассматривание медалей на наградной подушечке и ситуативное общение :

- Как вы думаете, чьи они?

- Кому бы могли принадлежать?

- А как вы думаете, кто может получить орден или медаль и за что?

Ответы детей (солдаты, герои)

В: - Как говорится в кубанских пословицах о качествах бойца или казака? (варианты ответов). В кубанских поговорках говорится:

«Сам пропадай, а товарища выручай»

«Кровь казачья не водица»

«Не всяк казак, кто фуражку набекрень носит»

- А какими качествами, по - вашему мнению, должен обладать герой?

Кто это такой? (варианты ответов).

Герой - это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженно совершающий подвиги .

У каждого героя, если он не носит медали, то они хранятся на наградной подушечке. Интересно, можно ли из данных материалов сделать в нашей группе лэп-бук об орденах. Ответы детей и дети разбирают карточки

4. Изготовление лэп-бука <<Наградная подушечка»

В: - Какие вы молодцы, замечательная работа получилась.

- Максим, какая твоя самая любимая награда? Покажи ее на лэп-буке

(показ и объяснение ребенка)

- Посмотрите, ребята, Максим вырезал золотые звезды. Давайте представим, что каждое качество героя - это золотая медаль. Предлагаю написать в каждой звезде качество героя и прикрепим на бизиборд, как вам такая идея? (выслушивает мнения детей)

5. Дети пишут и приклеивают, работа с бизибордом

6. Совместное познавательное общение о земляках - героях с мотивационно -

воспитательным компонентом. Предполагаемые вопросы :

- Наши ветераны говорили: «Мы защищали Родину, стоя на ногах с оружием в руках, чтобы вы не стояли на коленях. Помните о нас!» . Это их завет всем нам , ради кого они сражались за мирное небо над головой

- Ребята, а от кого вы узнаете о войне и ее героях? Ответы детей( от взрослых, из интернета, книг, на занятиях".)

- Как вы думаете, помнить о войне, о людях, кто защищал Родину и героически погиб важно и почему? Обоснованные ответы детей

- Как , по-вашему, мы можем увековечить память героев, чтобы следующие поколения помнили об их подвигах? Ответы детей ( варианты ответов: сочинить стихотворение, написать песню, снять фильм, поставить памятник, назвать именелt героя школу, улицу, город)

- Скажите, ребята, а в Лабинске есть такие места? Ответы детей

- Давайте посмотрим на экран и сравним все ли ответы мы подобрали правильно

Просмотр части фильма о героях - лабинцах

- Ну, что, ребята, кто услышал ответ в фильме и каков он? Как же увековечить память о героизме русского солдата? Ответы детей

- Все верно, есть в нашем городе Площадь Победы. У обелиска замер почетный караул. Там горит…

Дети: - Вечный огонь

- Почему, зачем его зажгли и что он символизирует и почему так называется? (Его зажгли, чтобы люди навсегда пшлнили о тех, кто сражался и погиб в годы войны за нашу родину - Россию)

- На площади Победы есть ... (Аллея Героев с пшлятными досками). Этой зимой открыли новую доску с именем нашего земляка-героя, ведь даже в наше время идут войны и земляки-лабинцы защищают границы Родины в современное время, а значит - наш покой. Хотите я вам расскажу о нем? (обращает внимание на фото)

Ответы детей

В: - «Всегда был лидером» - так говорили друзья Героя России Александра Мальцева о нем и его подвиге . «Мы много чего вместе делали в юношестве, рассказывали они . - Потом подросли и остепенились, но Сашка будто почти не изменился. Оставался таким же находчивым, решительным и смелым. Начатое дело всегда доводил до конца. В этот раз он выполнил боевое задание, совершив подвил>. По словам лучшего друга погибшего, Александр участвовал в Чеченском и Азербайджанском конфликтах. И то, что он не отступит и в этот раз – было ожидаемо, судя по его характеру.

Воинский подвиг жителя Лабинска, героя Александра Мальцева стал примером мужества и бесстрашия. 47-летний командир взвода с позывным «Кубань» во время проведения СВО в одиночку захватил опорный пункт противника, уничтожил трех солдат и остальных бойцов ВСУ взял в плен. Он погиб в схватке ... За свой подвиг, за проявленное мужество и решительность Мальцева представили к званию Героя России. К сожалению, в очередном бою Александр получил смертельное ранение и погиб. Теперь в честь Александра Мальцева названа школа № 4 города Лабинска мимо которой некоторые из вас проходят домой и скоро будут там учиться. Ребята, 11· а вы от родителей слышали об этом герое? Ответы детей

В: - «Кровь казака не водица» - так гласит кубанская поговорка, которую вы вспомнили. Настя приготовила для нас красные звездочки, как кровь, давайте напишем на них способы увековечивания памяти о героях

Дети подходят к столу, берут фломастеры, пишут и прикрепляют на бизиборд.

Педагог берет в руки фото героев, чьими именами названы улицы города

7. Выполнение дидактических заданий : моделирование - игра с картой «Найди улицу герою»

В: - Ребята, вспомните, кто эти люди. Их лица вам знакомы? Ответы детей

- Правильно, ребята, это наши земляки, самые простые люди, кто жил на лабинской земле, растил хлеб, работал в поле, выращивая овощи, в садах собирал урожай фруктов и ягод, растил детей. Но пришла война и самые обыкновенные люди взяли в руки оружие, чтобы спасти свои семьи, свой народ, свой дом, Родину. Теперь их имена носят улицы нашего города. Давайте подойдет к карте города о попробуем найти на карте эти улицы

8. Рефлексия. Сенсорно - чувственное задание «Закрой глаза и ответь ... »

В: - Подвиг .... Что же это такое? Закройте глаза .... Какие ассоциации у вас возникают , когда я проговариваю это слово? Дайте свое определение этому понятию. Варианты ответов:

Подвиг - доблестный поступок

Подвиг - пример для многих людей

Подвиг - поступок ради блага многих людей ,

Подвиг - героизм в трудных условиях

Подвиг совершает человек особенный, не любой

Подвиги совершались на протяжении всей истории и они становились легендами и былинами

- Если человек делает доброе дело, как его благодарят? Дети: - говорят «Спасибо»

- А как можем мы отблагодарить героев-земляков? Каким образом мы можем сказать «Спасибо» павшим бойцам-героям? (варианты ответов)

Дети: - Принести цветы к вечному огню и на аллею героев, зажечь свечу памяти, склонить голову, почтить память молчанием , поклониться . Скажите, это трудно сделать?

9. Итоговая часть. Предполагаемые вопросы :

Что вы узнали такого, что очень удивило /поразило вас?

Что то, чему мы научились?

Есть ли место подвигу в наши дни?

Есть ли герои среди нас? Как это можем узнать?

Как награждают героя за его подвиг?

С кем вы можете поделиться знаниями, событиями, которые мы сегодня обобщили?

Добавочные или наводяшие вопросы:

Ребята, о ком мы сегодня говорили?

Какими качествами должен обладать герой?

Как мы можем увековечить память о героях земляках?

Как можно поблагодарить героя?