Конспект
культурной практики «Ситуации общения и накопления
положительного социально - эмоционального опыта по нравственно -
патриотическому воспитанию» на тему
«Земляки-герои города Лабинска»
в рамках проекта «Наши земляки - герои современной России»
Цель: формирование у детей патриотических качеств и чувства причастности к истории страны на основе ознакомления с жизнедеятельностью земляков – героев
Задачи:
Обучающие продолжать знакомить детей с земляками - героями, защищавшими нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны и в наши дни; закреплять знания о памятных местах Лабинска, местах поклонения, расширять знания детей о наградах Российской армии, формировать умение структурировать знания о службе в армии отцов, дедушек, братьев
Развивающие : развивать морально - нравственные качества воспитанников, их чувство гордости за отвагу и подвиг российского солдата, совершенствовать эмоциональную сторону детей путем выполнения сенсорно -чувственного задания «Закрой глаза и ответь ... »
Воспитательные : воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые защищают нашу Родину; формировать уважительное отношение к героям-землякам, стремление быть похожими на них, уважение к защитникам Отечества и к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам, чтить их подвиг)
Активизация словаря: фашизм, герои - земляки, санитарный инструктор, военная присяга, долг, честь, храбрость, представлен к награде, опорный пункт, противник, почетный караул, наградная подушечка; совершенствование диалогической речи и умение владения связной
Оборудование: проектор и интерактивная доска, ноутбук, карта-план Лабинска с тематическими карточками, бизиборд, звезды двух цветов - золотые и красные, фломастеры в разных локациях группового пространства
Основная локация - от «зоны ближайшего развития» - через «зону активного развития» - как итог «пространство детской реализации, где дети создают свой продукт и он востребован сверстниками»
Зрительный ряд: лэп-бук «Земляки - герои Россию>, методическое пособие «Их именами названы улицы Лабинска», пособие - карточки « Главные награды России»
Звуковой ряд : песня «Журавли» , слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля
Предшествующая работа педагога по подготовке к занятию: подготовка материала к оформлению лэп-бука, пособий «Главные награды Россию>, «Карта-план Лабинска», материалов для работы с бизибордом
Предварительная работа с детьми:
проведение бесед «Герои земли Лабинской», «0 героях ВОВ», «Оккупация фашистами города Лабинска» , «Герои современной России», «Герои, кто они?» с показом хроники и старинных фотографий - слайдов времен ВОВ
толкование пословиц и поговорок о воинской службе (например, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», «Трудно в ученье-легко в бою», «Щи да каша-пища наша>>, «Один в поле не воию>, казачьи пословицы «Сам пропадай, а товарища выручай», «Кровь казачья не водица», «Не всяк казак, кто фуражку набекрень носит»)
совместное с воспитанниками изготовление лэп-бука «Земляки - герои России», выставка «Их именами названы улицы родного города», просмотр фильма о героях –земляках
Предполагаемый ход деятельности :
1. Организационный момент Звучит музыка «Журавли» Дети на ковре. На экране изображение ордена «Золотая Звезда». На столе перед экраном лежат карточки с Орденами и Медалями России . Внос портрета дедушки и медалей
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках . Что вы видите на экране и столе ?
Дети: (ордена и медали) предположение детей
В: - Правильно, ребята. Максим, после рассмотрения плаката с медалями, вспомни, какой вопрос ты мне задал? (попросил , чтобы я принесла в группу настоящие медали своего дедушки - реальная инициатива ребенка)
2. Рассказ педагога о своем дедушке с итоговым вопросом « Так кому и за что вручают награды?» (спонтанные ответы детей)
3. Деятельность по рассматриванию медалей:
В: - Мы с вами уже рассматривали ордена на плакате, но интерес к этой теме у вас
велик, вы постоянно задаете разнообразные вопросы, как Максим . У меня есть
карточки с наградами, чтобы вы лучше рассмотрели понравившийся орден или
медаль и уточнили для себя все, что интересно. И как раз мы с вами рассмотрим
некоторые из них более подробно
3. Рассматривание медалей на наградной подушечке и ситуативное общение :
- Как вы думаете, чьи они?
- Кому бы могли принадлежать?
- А как вы думаете, кто может получить орден или медаль и за что?
Ответы детей (солдаты, герои)
В: - Как говорится в кубанских пословицах о качествах бойца или казака? (варианты ответов). В кубанских поговорках говорится:
«Сам пропадай, а товарища выручай»
«Кровь казачья не водица»
«Не всяк казак, кто фуражку набекрень носит»
- А какими качествами, по - вашему мнению, должен обладать герой?
Кто это такой? (варианты ответов).
Герой - это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженно совершающий подвиги .
У каждого героя, если он не носит медали, то они хранятся на наградной подушечке. Интересно, можно ли из данных материалов сделать в нашей группе лэп-бук об орденах. Ответы детей и дети разбирают карточки
4. Изготовление лэп-бука <<Наградная подушечка»
В: - Какие вы молодцы, замечательная работа получилась.
- Максим, какая твоя самая любимая награда? Покажи ее на лэп-буке
(показ и объяснение ребенка)
- Посмотрите, ребята, Максим вырезал золотые звезды. Давайте представим, что каждое качество героя - это золотая медаль. Предлагаю написать в каждой звезде качество героя и прикрепим на бизиборд, как вам такая идея? (выслушивает мнения детей)
5. Дети пишут и приклеивают, работа с бизибордом
6. Совместное познавательное общение о земляках - героях с мотивационно -
воспитательным компонентом. Предполагаемые вопросы :
- Наши ветераны говорили: «Мы защищали Родину, стоя на ногах с оружием в руках, чтобы вы не стояли на коленях. Помните о нас!» . Это их завет всем нам , ради кого они сражались за мирное небо над головой
- Ребята, а от кого вы узнаете о войне и ее героях? Ответы детей( от взрослых, из интернета, книг, на занятиях".)
- Как вы думаете, помнить о войне, о людях, кто защищал Родину и героически погиб важно и почему? Обоснованные ответы детей
- Как , по-вашему, мы можем увековечить память героев, чтобы следующие поколения помнили об их подвигах? Ответы детей ( варианты ответов: сочинить стихотворение, написать песню, снять фильм, поставить памятник, назвать именелt героя школу, улицу, город)
- Скажите, ребята, а в Лабинске есть такие места? Ответы детей
- Давайте посмотрим на экран и сравним все ли ответы мы подобрали правильно
Просмотр части фильма о героях - лабинцах
- Ну, что, ребята, кто услышал ответ в фильме и каков он? Как же увековечить память о героизме русского солдата? Ответы детей
- Все верно, есть в нашем городе Площадь Победы. У обелиска замер почетный караул. Там горит…
Дети: - Вечный огонь
- Почему, зачем его зажгли и что он символизирует и почему так называется? (Его зажгли, чтобы люди навсегда пшлнили о тех, кто сражался и погиб в годы войны за нашу родину - Россию)
- На площади Победы есть ... (Аллея Героев с пшлятными досками). Этой зимой открыли новую доску с именем нашего земляка-героя, ведь даже в наше время идут войны и земляки-лабинцы защищают границы Родины в современное время, а значит - наш покой. Хотите я вам расскажу о нем? (обращает внимание на фото)
Ответы детей
В: - «Всегда был лидером» - так говорили друзья Героя России Александра Мальцева о нем и его подвиге . «Мы много чего вместе делали в юношестве, рассказывали они . - Потом подросли и остепенились, но Сашка будто почти не изменился. Оставался таким же находчивым, решительным и смелым. Начатое дело всегда доводил до конца. В этот раз он выполнил боевое задание, совершив подвил>. По словам лучшего друга погибшего, Александр участвовал в Чеченском и Азербайджанском конфликтах. И то, что он не отступит и в этот раз – было ожидаемо, судя по его характеру.
Воинский подвиг жителя Лабинска, героя Александра Мальцева стал примером мужества и бесстрашия. 47-летний командир взвода с позывным «Кубань» во время проведения СВО в одиночку захватил опорный пункт противника, уничтожил трех солдат и остальных бойцов ВСУ взял в плен. Он погиб в схватке ... За свой подвиг, за проявленное мужество и решительность Мальцева представили к званию Героя России. К сожалению, в очередном бою Александр получил смертельное ранение и погиб. Теперь в честь Александра Мальцева названа школа № 4 города Лабинска мимо которой некоторые из вас проходят домой и скоро будут там учиться. Ребята, 11· а вы от родителей слышали об этом герое? Ответы детей
В: - «Кровь казака не водица» - так гласит кубанская поговорка, которую вы вспомнили. Настя приготовила для нас красные звездочки, как кровь, давайте напишем на них способы увековечивания памяти о героях
Дети подходят к столу, берут фломастеры, пишут и прикрепляют на бизиборд.
Педагог берет в руки фото героев, чьими именами названы улицы города
7. Выполнение дидактических заданий : моделирование - игра с картой «Найди улицу герою»
В: - Ребята, вспомните, кто эти люди. Их лица вам знакомы? Ответы детей
- Правильно, ребята, это наши земляки, самые простые люди, кто жил на лабинской земле, растил хлеб, работал в поле, выращивая овощи, в садах собирал урожай фруктов и ягод, растил детей. Но пришла война и самые обыкновенные люди взяли в руки оружие, чтобы спасти свои семьи, свой народ, свой дом, Родину. Теперь их имена носят улицы нашего города. Давайте подойдет к карте города о попробуем найти на карте эти улицы
8. Рефлексия. Сенсорно - чувственное задание «Закрой глаза и ответь ... »
В: - Подвиг .... Что же это такое? Закройте глаза .... Какие ассоциации у вас возникают , когда я проговариваю это слово? Дайте свое определение этому понятию. Варианты ответов:
Подвиг - доблестный поступок
Подвиг - пример для многих людей
Подвиг - поступок ради блага многих людей ,
Подвиг - героизм в трудных условиях
Подвиг совершает человек особенный, не любой
Подвиги совершались на протяжении всей истории и они становились легендами и былинами
- Если человек делает доброе дело, как его благодарят? Дети: - говорят «Спасибо»
- А как можем мы отблагодарить героев-земляков? Каким образом мы можем сказать «Спасибо» павшим бойцам-героям? (варианты ответов)
Дети: - Принести цветы к вечному огню и на аллею героев, зажечь свечу памяти, склонить голову, почтить память молчанием , поклониться . Скажите, это трудно сделать?
9. Итоговая часть. Предполагаемые вопросы :
Что вы узнали такого, что очень удивило /поразило вас?
Что то, чему мы научились?
Есть ли место подвигу в наши дни?
Есть ли герои среди нас? Как это можем узнать?
Как награждают героя за его подвиг?
С кем вы можете поделиться знаниями, событиями, которые мы сегодня обобщили?
Добавочные или наводяшие вопросы:
Ребята, о ком мы сегодня говорили?
Какими качествами должен обладать герой?
Как мы можем увековечить память о героях земляках?
Как можно поблагодарить героя?