Пиронко С.П.
Урок внеклассного чтения
4 класс
Тема: Лариса Клевцова «Сказка о принцессе Каше и принце Молоко».
Цель: учить детей слушать и читать внимательно, вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение читать выразительно; прививать любовь к чтению.
Задачи:
Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного приема пищи, горячем питании в школе, в том числе употребления каши - здоровой пищи для всей семьи, соблюдения режима питания;
Закрепить знания о законах здорового, рационального питания, учить детей выбирать самые полезные продукты;
Воспитывать бережное отношение к здоровью как дару природы.
Ход урока
1.Организационный момент
- У человека нет возможности всем делать добро, но у него всегда есть возможность всем желать добра. Начнем наш урок с того, что пожелаем друг другу здоровья.
Хором: «Будьте здоровы!»
2.Актуализация знаний.
- Что необходимо делать человеку, чтобы быть здоровым?
-Как вы думаете: с чего начинается день? (зарядка, умывание, завтрак и т.д.)
- Очень важно, чтобы день начинался с завтрака. Ночной перерыв в приёме пищи самый длительный, поэтому, как только организм пробуждается, ему сразу требуется большое количество энергии.
- Расскажите: что вы любите есть на завтрак. (Масло, хлеб, сыр, творог, молоко, каша)
- Я заметила, что почти никто не упомянул о каше (мало, кто говорил о каше)
- Как вы считаете, какое блюдо наиболее подходящее для завтрака? (горячая каша)
- А почему каша? (она содержит необходимое количество питательных веществ, легко усваивается организмом)
- Что же мы с вами выберем для завтрака? (кашу)
3. Формулировка целей и задач урока
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Постановка проблемного вопроса: «Почему я выбрала девизом нашего урока пословицу «Каша – мать наша!»?
4. Работа по теме урока.
Рассказ учителя. Показ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Каша – исконно русское блюдо. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе, она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей.
Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша»
-А как вы думаете, откуда пошло это слово «КАША»?
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли «кашей». А ещё у русских князей существовал странный обычай - в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили «С ним каши не сваришь». С тех пор это выражение дошло и до наших дней.
О физически слабом человеке до сих пор часто говорят, что он мало каши ел, указывая тем самым на важность ее употребления для силы и выносливости. Англичане вообще не представляют свой рацион без каш, на весь мир известна их традиционная овсянка на завтрак.
Диетологи называют кашу лучшим вариантом полезного завтрака, который во много раз лучше привычных нам с утра бутербродов с колбасой и сыром. Польза каш очень велика благодаря наличию в их составе целого комплекса полезных витаминов и микроэлементов, а также клетчатки и сложных углеводов. Съедая на завтрак тарелку каши, человек получает надолго чувство сытости и энергию на весь день. Недаром в школьной столовой очень часто на завтрак вам дают разнообразные каши.
- Какой путь проделала каша, прежде чем попасть на стол?
- Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок, в котором собирается много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали из них зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.
-А что нужно зернышкам для прорастания?
Работа над загадками
Продолжаем разговор о каше.
Сейчас я предлагаю загадки:
Зернышки белы, черны,
А сваришь вкусны (крупа)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест, похвалят (гречка)
В поле метелкой.
В мешке жемчугом (пшеница)
Вот ещё загадки наши:
Что всегда поверх каши (масло)
Как во поле на кургане.
Стоит курица с серьгами (овес)
Сейчас мы встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка
Облако, облако!
Белое, хорошее!
Подари нам, облако, капельку дождя (руки вверх)
Маленькое зернышко,
Нами в землю брошено
(дети изображают сеятелей)
Маленькому зернышку
Без воды нельзя
(через стороны руки вверх)
Работа с текстом сказки Ларисы Клевцовой «Сказка о принцессе Каше и принце Молоко».
1) Чтение учителем.
Сказка о принцессе Каше и принце Молоко
Лариса Клевцова
В одном сладком королевстве, где жили тортики, эклеры и пончики, вдруг, совершенно неожиданно, родилась принцесса каша.
Обыкновенная каша, но очень капризная.
- Дайте мне другую кастрюлю, эта для меня маловата! Мне холодно, немедленно подогрейте меня! – кричала принцесса, и придворные торопились выполнять все ее прихоти.
- Добавьте немного соли!
- Мало сахара! Побольше, побольше, не жалейте!
Я, все-таки, принцесса сладкого королевства! – пыхтела и раздувалась принцесса.
- Эй, ты, подойди ко мне! – приказывала каша, когда уже не могла удержать свое пышное тело, и оно начинало переливаться из кастрюли, - Съешь немного моей кашки! Ну, хотя бы лизни!
Умоляла принцесса жителей королевства, но все отказывались, есть, лизать, даже нюхать не хотели, из-за ее вредности.
И королю Сахару стали жаловаться, что, дескать, у каши не закрывается рот, она ест с утра до вечера.
- Будем принимать решительные меры! – сказал король, и отказал каше сначала в завтраке, потом в обеде. А от ужина принцесса сама отказалась, и заточила себя в башню.
Проходит день, неделя, месяц, а принцесса не просит прощения. Сидит в своей башне молчит, и никого не пускает.
Король был в отчаянии, насколько проще ему было договориться с пончиками, или мармеладками. Но каша? Она ведь запросто может затопить кашей все королевство!
Думал король. Думали советники. Но ничего придумать не смогли.
Тогда король издал указ, и послал гонцов ознакомить с ним всех жителей королевства:
- Отдам в жены строптивую и непокорную дочь, да еще и полцарства в придачу тому, кто уговорит принцессу выйти из башни!
И повалили женихи со всех сторон, собрались вокруг башни и думают, как принцессу оттуда выманить. А она сидит возле круглого окошечка и посмеивается.
Но вдруг ее внимание привлек всадник на белом коне. Сердце принцессы затрепетало.
- Неужели это мой принц? – подумала она и побежала по ступенькам вниз.
Возле двери принцесса остановилась, чтобы немного отдышаться, и открыла дверь. Перед ней на одном колене стоял прекрасный принц Молоко.
- Согласны ли вы, принцесса Каша, стать моей женой и отправится в мое Молочное королевство? – спросил юноша.
- Да! Да! Да! Я согласна! – воскликнула принцесса.
- А согласны ли вы, дорогая принцесса, накормить весь мой народ вашей вкусной ароматной кашей с нашим молоком?
- Я согласна накормить не только ваш народ, но и всех жителей своего сладкого королевства! Прямо сейчас! – радостно сказала принцесса и стала раздавать кашу с молоком всем людям, которые прибежали посмотреть на строптивую принцессу.
- А вы знаете, очень даже вкусная каша получилась! – облизывая ложку, сказал главный повар королевства, и добавил, - Приятного аппетита!
А затем, был пир горой! И я там была!
Кашку пробовала,
Молочком запивала,
Силы прибавляла.
Аппетита всем желала!
2) Беседа о прочитанном в виде игры «Что в кастрюльке?»
- Почему принцесса Каша вредничала?
- Кто уговорил принцессу покинуть башню?
- Какое предложение сделал принц Молоко?
3) Работа над выразительным чтением сказки учащимися.
Дидактическая игра «Знатоки»
Сегодня на нашем уроке собрались любители и знатоки каш. Сейчас я предлагаю посоревноваться. Разделимся на 2 команды. Ваша задача: выбрать кашу, назвать растение и крупу, из которой варится каша. ( По очереди выбирают кашу)
растение
зерно, крупа
каша
просо
пшено
пшенная
пшеница
манная крупа
пшеничная
манная
пшеничная
ячмень
перловая
перловая
овес
овсяная крупа
овсяные хлопья
овсяная
кукуруза
кукурузная
кукурузная
гречиха
гречка
гречневая
рис
рис
рисовая
Работа пословицами в парах
- В русском народном творчестве есть много пословиц и поговорок. Продолжите:
Щи да каша – пища наша.
Сам кашу заварил, сам её и расхлебывай.
Когда каша в печи стоит, не страшен и мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь – здоровым будешь.
Без каши обед – не обед.
- Молодцы.
Любую кашу можно сделать вкусной. Слышали поговорку: «Кашу маслом не испортишь»?
- Что можно добавить в кашу, чтобы улучшить её вкус, изменить цвет, сделать внешний вид более привлекательным. (Изюм, орехи, ягоды, варенья, фрукты)
5. Рефлексия
- Продолжите мысль:
- Я понял (а), что …
- Я узнал (а), что …
- Мне было интересно …
- Теперь я буду …
6.Итог урока
-Какой полезный продукт нужно употреблять на завтрак?
И по будням утром в шесть
Начинайте кашу есть.
В восемь продолжайте,
Чаем запивайте.
В десять можно отдышаться,
Чтоб в двенадцать вновь приняться
Кашу с маслом уплетать.
В два часа пора опять.
Кашей подзаправиться,
Той, что больше нравиться.
А в четыре или в пять
Снова порцию принять
Чтоб желудок не страдал,
Соблюдайте интервал.
До семи часов терпите
И на кашу не глядите
В семь просите у бабули
Каши полную кастрюлю
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети,
Что вы каши мало ели
И растете еле – еле
На прощание, друзья,
Пожелать хочу вам я!
Каждый будь и ввысь
И вширь
Настоящий богатырь!
Спасибо за работу.
«Будьте здоровы».