Тема «Слуховое восприятия детей с ОВЗ на музыкальных занятиях».

Слуховое восприятие - способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить: громкость, высоту, тембр.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов, а с другой стороны развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух.

У детей с интеллектуальной недостаточностью различение разных звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. Вследствие общей патологической инертности нет интереса к звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка. Дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Работа по развитию слухового восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. Специально подобранные игры и упражнения развивают у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Впервые этот термин был введен Л.В.Выготским.

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Позже ученные обратили внимание на то, что для овладения чтением и письмом одного фонематического слуха недостаточно. Был введен термин «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции:

Умение определять линейную последовательность звуков в слове;

Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

Осознание или подсчет количества звуков в слове.

А затем из фонематического восприятия выделили фонемный анализ и синтез.

Фонемный анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет

их количества, классификация. Он включает в себя:

Выяснение порядка следования фонем в слове;

Установление различительной функции фонем;

Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Фонематический синтез- умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Несформированность одного из фонематических процессов приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребенок отстает от нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.

Только при планомерной работе по развитию всех фонематических процессов дети начинают воспринимать и различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для обучения грамоте.

Все названные фонематические процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому работу необходимо вести комплексно.

Фонематическое недоразвитие слуха у детей проявляется:

В затруднениях дифференциации акустически близких звуков (в-вь-п,з-ж);

Неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

Невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком.

Это приводит к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

Обследование учащихся второго класса позволило выявить наиболее типичные ошибки при чтении:

Трудности слияния звуков в слоги и слова;

Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих-шипящих, твердых-мягких);

Искажение слоговой структуры слов;

Нарушение понимания прочитанного.

К типичным недостаткам письма относятся:

Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

Пропуски гласных;

Пропуски согласных в их стечении;

Слияние слов на письме;

Раздельное написание частей одного слова и т.д.

Так как у детей отмечаются отклонения в развитии фонематического слуха, то этим и объясняются затруднения в овладении чтением и письмом.

Возникает вопрос, что можно сделать, чтобы скорректировать возникшие нарушения?

Прежде всего, следует начать работу по развитию неречевого слуха. Я подобрала специальные игры и упражнения и использовала их в 1 классе на уроках развития речи, рисования, изо, а так же на классных часах. Эти упражнения способствовали развитию слуховой памяти и слухового внимания. Упражнения включали задания на распознание:

звучащих инструментов;

звучащих предметов;

действий предметов.

Без этих навыков невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

Во втором классе на уроках чтения, русского языка, развития речи, я использовала игры и задания на развитие речевого слуха и навыка звукового анализа и синтеза:

различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

различение слов, близких по звуковому составу;

дифференциация слогов;

дифференциация фонем;

определение количества слогов в словах разной сложности;

выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;

выделение из слога гласного, затем согласного звука;

выделение первого и последнего звука в слове;

выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;

определение места, количества, последовательности звуков в слове;

творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

Использование этих заданий позволило к концу четвертой четверти немного сократить ошибки у обучающихся при написании и чтении предложений.

Конечно, для достижения некоторого положительного результата необходимо создание единого коррекционно-образовательного пространства, когда будет работать коллектив единомышленников (логопед-родитель-учитель), каждый из которых будет заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии остальными.

В следующем году я планирую продолжить работу по данной теме. Пополнить папку необходимыми играми и упражнениями и по возможности привлечь родителей к данной проблеме.

Список литературы

Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2004.

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.:Библиополис, 1996.

Городилова В.И. Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: Учпедгиз, 1952.

Дефектология: Словарь-справочникод ред. Б.П.Пузанова. М.: Новая школа, 1996.

Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Феникс, 2006.

Логопедия: Учебник для вузов/ Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение: Гуманит. Издентр ВЛАДОС, 1995.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Гуманитзд. центр ВЛАДОС, 1994.