Технологические карты уроков /Из опыта работы учителей начальной и основной школы/

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58 города Макеевки»

Методические материалы для учителей начальной школы "Смысловое чтение"

(мастер - классы и технологические карты уроков)

/Из опыта работы учителя начальных классов Сладковой Т.Л./

Макеевка - 2024

Мастер-класс

Тема: «Сотрудничество учителя и ученика при организации смыслового чте- ния текста»

Цель: ознакомление с некоторыми приѐмами смыслового чтения, которые помогут работу с текстом сделать более эффективной.

Проблема: вовлечение детей с низкой учебной мотивацией в работу с текстом.

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я предлагаю небольшой мастер-класс. Я опишу несколько приѐмов смыслового чтения, которые помогут Вам оживить урок и сделать его более эффективным.

Какие это приѐмы?

Тест – прогноз

. Выполняется до чтения текста. Дети отвечают на вопрос, кото- рые потом будут раскрыты в учебном тексте. Тем самым при прочтении текста у учеников появляется интерес:

«Как же на самом деле нужно было ответить?»

Чтение

 

текста

 

с

 

маркировкой

 

предложений. 3.Визуализация изучаемого материала.

Сегодня мы выполним задания к тексту учебного пособия «Практические задачи по математике 4 класс» О.А. Захаровой.

Перед прочтением ответьте на вопросы теста – прогноза.

Пресной

воды

на

нашей

планете

больше,

чем

солѐной.

(Да,

нет) 2.Предположите, сколько приблизительно воды человек тратит:

на

принятие

душа

(10л,50л

или

100л)

на

принятие

ванны

(40л,200л

или

300л)

на

чистку

зубов

в

течение

3

минут

при

открытом

кране (10л,20л

или

30л) Проверим, что у Вас получилось.

А сейчас прочитайте текст, делая пометки после каждого предложения. «+»ставите, если вы это знали и ранее, « - », если информация этого предложения Вам не из- вестна.

Сколько воды вытекает из крана?

Ты уже знаешь, что три четвѐртых части нашей планеты покрыты водой. Од- нако основную часть водного потенциала Земли составляет вода, которой не напь- ѐшься, не используешь ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в быту. Это солѐная вода. Пресная вода составляет не более трех сотых части всей воды. Причѐм, большая еѐ часть «законсервирована» в виде ледников. Поэтому воды при- годной для использования, на нашей планете совсем немного. И объѐм еѐ постоян- но сокращается.

Дома вода нам нужна для приготовления пищи, мытья посуды, стирки, водных процедур. Давай посчитаем ,сколько и на что мы расходуем воду: принятие душа- 50л,принятие ванны-200л,стирка белья в стиральной машине -свыше 100л.

Мытьѐ посуды в течение 15 мин под непрерывной струѐй-150л. А если чистить зубы в течение 3 минут и не закрывать кран, то утекает около 20 л питьевой воды.

-Что из того, что прочитали, Вам ранее было неизвестно? А что вы знали и ранее?

А теперь выполним задание, которое предлагают детям выполнить автор этого учебного пособия.

Задание: 1.Подсчитай, сколько примерно литров воды тратит твоя семья в сутки? Для этого я предлагаю Вам закрыть глаза и представить, что вы находитесь в кино- театре. Перед Вами большой «мысленный экран». Вам нужно подсчитать, какой примерно объѐм воды расходует ваша семья за сутки. Представьте на этом экране сначала себя и посчитайте, сколько раз вы принимаете душ (или ванну) в сутки, сколько раз чистите зубы. Теперь по очереди каждого члена своей семьи. Наверное, не меньше двух раз, утром и вечером, вы моете посуду. Откройте глаза - вы снова в

классе. Начертите таблицу и вычислите общий объѐм воды, который необходим твоей семье для выполнения всех этих процедур.

Проверим: сколько воды используют ваши семьи за сутки.

И последний вопрос из учебного пособия: 2.Как же экономить воду? Спасибо за активную работу на мастер-классе.

Мастер-класс

Тема: «Формирование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе»

Цель: создание условий для самосовершенствования участников по проблеме по- вышения читательской компетентности учащихся через использование стратегий смыслового чтения на уроке.

Задачи:

Определить

актуальность

использования

на

уроках

стратегий

смыслового

чтения.

Организовать

совместную

исследовательскую

работу

по

тексту.

Способствовать

продуктивному

взаимодействию

в

группах.

Организовать

рефлексию

участников

мастер-класса.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Мы предлагаем Вам подвести итоги нашего семинара по теме: «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития ме- тапредметных компетенций младших школьников» и быть активными участниками мастер-класса. Мы познакомим Вас с новыми приѐмами и актуализируем уже из- вестные приѐмы технологии развития критического мышления, которые помогут Вам сделать урок более продуктивным.

Посмотрите на слайд и определите тему мастер-класса с помощью приѐма «Обла- ко слов» (Формирование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной шко- ле).

А теперь ответьте на вопросы приѐма «Верю – не верю»:

Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом

чита- тельской компетентности?

Верите

ли

вы,

что

с

помощью

приемов

технологии

критического

мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

Верите ли вы, что по окончанию нашего семинара, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

Проверить свои ответы Вы сможете в течение нашего мастер-класса.

Свое выступление мы хотим начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной инфор- мации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразова- нию».

В своей практике учителя часто сталкиваются с такими проблемами как:

- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,

не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста,

выделить главное в прочитанном,

затрудняются

кратко

пересказать

содержание,

при

выполнении

самостоятельной

работы,

тестов

разного

уровня

обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания.

Возникает серьѐзное противоречие: с одной стороны, современный мир об- рушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информа- цией.

Проблемы далеко не новы: у многих детей недостаточно сформирована чи- тательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмысле- нию текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. Смысловое чтение отли- чается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осу- ществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учеб- ным действиям. Следовательно, это требование и новых образовательных стандар- тов.

Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чте- ния текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». У Вас на столах лежат листы, на которых выписаны «Планируемые результаты осво- ения ООП НОО» (если кто-то ещѐ не знаком, может ознакомиться).

Сейчас поработаем с текстом (раздаточный материал на столах у каждого Приложение), стараясь осмыслить его. Для этого прочитайте текст, а во время чте- ния прямо в тексте делайте пометки, такие как показаны на слайде: (используем приѐм «Инсерт»)

уже

знал

+ новое

? не понял, есть вопросы.

Сейчас Вам необходимо заполнить таблицу, систематизируя материал.

Уже знал

Узнал новое

Есть вопросы

Планируемые результаты ООП (Чтение. Работа с текстом)

В чѐм заключается необ- ходимость формирова- ния навыков смыслового чтения у детей?

Понятие технологии

«Смысловое чтение»

Какие стратегии смысло- вого чтения можно ис- пользовать при работе с текстом (на разных эта- пах)

Данная работа позволит вам сделать вывод: какие темы у Вас ещѐ вызывают вопросы и над чем ещѐ следует поработать самостоятельно (может быть взять как тему для самообразования), чтобы в дальнейшем использовать в своей работе. На уроках при использовании приѐма «Инсерт» обычно следует повторное чтение тек- ста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

Теперь давайте поразмышляем, а чем работа с текстом в традиционном обуче- нии отличается от работы с текстом при использовании системно-деятельностного подхода. Предлагаем вам приѐм «Фишбоун». Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему,

предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между еѐ элемен- тами. В голове рыбы мы уже обозначили проблему. На верхних «косточках» Вам нужно отметить приѐмы работы с текстом в традиционном подходе (используя наш текст), а на нижних - выход из проблемы – приѐмы работы в системно-

деятельностном подходе. В хвосте рыбы постарайтесь сделать вывод.

Так же систематизировать знания по теме поможет приѐм Кластер. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех свя- зей.

А теперь вернѐмся к приѐму «Облако слов». Используя «Облако слов» со- ставьте определение понятия «Смысловое чтение» (Смысловое чтение – вид чте- ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста).

Такие облака можно составлять самим. Для этого нужно зайти на сайт: http://www.tagxedo.com. Это один из самых простых сервисов, который позволяет делать облако слов без регистрации из вводимого текста или ссылки. В настройках можно поменять шрифт, цвета слов и фона. Удобной является кнопка случайных настроек, с помощью которой можно генерировать разные вариан- ты. Плюс сервиса – правильное отображение кириллических шрифтов. После со- здания облака его можно скачать в виде изображения или поделиться с помощью ссылки.

Использовать этот приѐм можно на разных этапах урока. Например, ученики выбирают знакомые понятия и объясняют их значение. При такой работе все уча- щиеся участвуют в обсуждении (Окружающий мир 3 класс, тема «Знакомство со свойствами воды – три состояния воды в природе»). Используя облако, учащимся можно предложить составить определение изучаемого понятия. Если при создании облака использовались ключевые фразы, то учащиеся могут с его помощью создать свой текст (Например, Окружающий мир 3 класс, тема «Расширение знаний о ма- териках и океанах на глобусе»). В облаке можно использовать приѐм «Лови ошиб- ку», когда учащимся предлагается найти лишние слова, которые не относятся к изучаемой теме.

А в завершение мастер-класса на стадии рефлексии давайте составим синк- вейн к словосочетанию «Смысловое чтение». Подберѐм 3 прилагательных, 4 глаго- ла, фразу и вывод:

Смысловое чтение

осмысленное вдумчивое интересное

заставляет задуматься, учит, анализируем, интерпретируем

чтение – к мудрости движение умение работать с информацией

Закончить наш мастер-класс мы бы хотели притчей о мудром старце.

Притча о мудром старце

У одного богомудрого старца было несколько учеников. Как-то разгорелся между ними спор, который они сами никак не могли разрешить. Что труднее, – ре- шали иноки, – записать Божественное откровение, понять и осознать его или объ- яснить смысл другому. Решили спросить совета у старца.

Тот выслушал и ответил: – У меня для вас задача более сложная, нежели ваши три. – Какая же? – Помочь вам увидеть прежде простые вещи и научить воспринимать реальность в том виде, какой она есть на самом деле.

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в сво- ем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное. Спасибо за со- трудничество и понимание!

Приложение

Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе

Читается трояким образом: первое читать и не понимать,

второе читать и понимать, третье читать и понимать даже то, что не написано.

Я. Б. Княжнин В ФГОС НОО одним из требований к образовательному процессу в форми- ровании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с тек-

стом:

работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; работа с текстом: преобразование и интерпретация информации; работа с текстом: оценка информации.

Умение работать с текстом – самый главный интегративный продукт, ос- нова интеллектуальных умений человека.

Начальная школа призвана внести существенный вклад в процесс форми- рования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования чита- тельской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма лич- ностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретѐн- ных ребѐнком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки обучающихся, окан- чивающих начальную школу (общие учебные умения, способы деятельности) про- писаны в стандарте второго поколения: использовать приобретѐнные знания и уме- ния в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного

чтения

книг;

высказывания

оценочных

суждений

о

прочитанном

произведении;

там;

самостоятельного

выбора

и

определения

содержания

книги

по

еѐ

элемен-

работы

с

разными

источниками

информации

(словарями,

справочниками,

в том числе на электронных носителях).

А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:

правильно,

осознанно

читать

(про

себя)

художественный

и

научно-

популярный текст (независимо от скорости);

выделять

главную

мысль

текста;

описывать

устно

объект

наблюдения

и

т.д. Работа

с

любым

текстом

предполагает

три

этапа:

предтекстовая- до чтения текста (стадия вызова) текстовая - во время чтения текста (стадия осмысления)

послетекстовая - после чтения текста (стадия рефлексии)

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читаю- щим смыслового содержания текста. Смысловое чтение отличается от любого дру- гого чтения (например, «ознакомительное», «поисковое», «аналитическое», «выбо- рочное», «рефлексивное») тем, что при смысловом виде чтения происходят процес- сы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществля- ется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необхо- димо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, органи- зованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.

Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.

Стратегии предтекстовой деятельности

Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика тек- ста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание: «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного через словарную работу, вопросов по содержанию текста, составление плана, пересказа текста; то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают сле- дующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

Мозговой

штурм

Предваряющие

вопросы

Рассечение

вопроса

Соревнуемся

с

писателем

Дерево

предсказаний

Верю

не

верю,

верно -

неверно,

Составление

списка

известной

информации,

Маркировочная

таблица

(графа:

знаю).

Мозговой штурм

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

Сегодня

мы

будем

читать

и

обсуждать

тему:

Какие

ассоциации

возникают

у

вас

по поводу заявленной темы?

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при Мозговом штурме, тому, что мы узнали из текста.

Рассечение вопроса

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Ход работы:

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Соревнуемся с писателем Цель – мотивировать человека на прочтение книги.

Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Стратегии текстовой деятельности

Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельно- сти является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее мате- риал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению.

Стратегии

Чтение

про

себя

с

остановками.

Инсерт

(Чтение

про

себя

с

пометками).

Чтение

в

парах

обобщение

в

парах.

Кластер.

Маркировочная

таблица.

Дневники:

двухчастный

и

трѐхчастный,

бортовые

журналы.

Работа

с

вопросами

(толстые

и

тонкие

вопросы).

Фишбоун.

Концептуальная

таблица.

Чтение с остановками

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Ход работы:

- Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз

содержания последующего отрывка.

Чтение в парах обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Ученики

про

себя

читают

выбранный

учителем

текст

или

часть

текста.

Учитель объединяет

учащихся в пары

и даѐт

чѐткий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли:

докладчик – читает

и

обобщает со- держание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задаѐт ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

Учитель

привлекает

всех

учащихся

к

обсуждению.

Чтение про себя с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, форму- лировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по сле- дующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование мате- риала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, бо- лее масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читатель- ской интерпретации авторским смыслом.

Стратегии послетекстовой деятельности:

1. Вопросы после текста.

2. Тайм-аут.

3. Проверочный лист.

4. Синквейн.

5. Незаконченные предложения.

6. Шесть шляп мышления.

7. Возврат к верным и неверным утверждениям. Тайм – аут

Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе

Прочитайте

самостоятельно

про

себя

1-й

абзац.

Дальше

работайте

в

парах.

Задайте

друг

другу

вопросы

уточняющего

характера.

Если

у

вас

нет

уверенности

в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Проделайте

ту

же

работу

со

всеми

абзацами.

Суммируйте

то новое,

что

вы

узнали из текста.

На этапе выполнения и проверки домашнего задания могут быть использованы сле- дующие приѐмы:

1. кластер,

2. ромашка Блума,

3. работа с вопросами,

4. эссе,

5. творческие работы,

6. сообщения (хочу узнать подробнее…).

Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепен- но завоѐвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений.

Для диагностики читательских умений, как правило, предлагаются информацион- ные блоки и задания к ним. Задания по работе с текстами ориентированы на про- верку трѐх групп умений:

общая

ориентация

в

тексте;

глубокое

понимание

текста;

применение

информации

из

текста

в

учебно-практических

задачах.

Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения.

Данный подход «учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя».

Наша задача - капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Название этапа

Описание содержания этапа

Тема урока: «Птицы»

Цель урока: знакомство с птицами как с представителями животного мира.

Задачи урока:

Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД). Учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать позна- вательные процессы (внимание, память, мышление , речь); учить оценивать свою работу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия, иллюстрации (презентация).

Структура и ход урока

В деятельности учителя

В деятельности обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1. Мотивационно- целевой

Цель этапа: проверка готовности к уроку, установление эмоци- онального контакта в классе.

Здравствуйте,

ребята!

Поприветствуем, друг друга улыбками и по- здороваемся с природой!

Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя.

Ребята,

потрите

свои

ладошки

и

поделитесь своим теплом друг с другом.

Приветствуют учителя, друг друга, природу. Проверяют го- товность к уроку.

Установление эмоционального контакта.

2. Этап повторения изученного.

Цель этапа: выявить знания детей по изу- ченным ранее темам

«Рыбы», «Насеко- мые», умение пользо- ваться содержанием учебника.

- Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакоми- лись? Откройте содержание учебника и прочи- тайте названия пройденных тем. Я проведу не- большой опрос. А вы будете мне отвечать с по- мощью сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказывани- ем, то поднимаете вверх красную карточку, если нет – то синюю.

а) Муравей, пчела, стрекоза насекомые. (Да) б) У насекомых три пары ног. (Да)

в) Акула речная рыба. (Нет) г) Рыбы живут в воде. (Да)

Находят содержание учебника, зачитывают названия пройден- ных тем.

«Насекомые»

«Рыбы»

«Земноводные»

«Пресмыкающиеся»

Умение отвечать на поставленные вопросы.

д) Паук это насекомое. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуѐй. (Нет)

– А у каких рыб тело не покрыто чешуѐй? (сом, налим, акула)

-Кто лишний? Почему? (иллюстрация с насекомыми)

-Как называют этих животных? (иллюстрации с рыбами)

Молодцы!

3. Актуализация знаний. Сообщение темы урока

Цель этапа: выявить первоначальные зна- ния детей по теме

«Птицы»; подгото- вить к восприятию новой темы; форму- лирование темы уро- ка.

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется ―Животный мир‖ и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

Мы вспомнили, какие группы животных уже изучили, вернитесь к содержанию учебника и скажите, какая сегодня тема нашего урока.

Какая цель урока?

-Какие учебные задачи мы ставим перед собой?

узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц.

Птицы. Что вы о них знаете?

«Птицы»

Узнать какие животные назы- ваются птицами.

Дети называют признаки птиц.

Постановка учебной

задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усво- ено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Актуализация знаний

4.Этап изучения но- вых знаний. Цель этапа: сравне-

ние признаков птиц с признаками других

Рассмотрите рисунок на стр.21. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, лебедь, пингвин)

Что

общего

у

всех

этих

животных?

(Они

умеют

летать)

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Выявление существенных признаков.

животных, выявление признаков, присущих только птицам, са- мостоятельное фор- мулирование вывода и проверка по учебнику

- Можно ли их отнести к одной группе? (Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (лебедь, пингвин)

-Но ведь пингвин не летает, а его ученые- орнитологи (учѐные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками)относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Прочитайте внимательно текст на стр. 21, найдите предложение, которое рассказывает об общем признаке всех птиц. (Это перья.)

-Давайте посмотрим, какие бывают птицы. Обобщение: Так какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

Постановка проблемного вопро- са.

Читают текст, отмечают пред- ложение, выделяют общий при- знак всех птиц.

Делают вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.

Сопоставление фактов.

Физкультминутка. Цель: реализация двигательной актив- ности.

5. Этап применения изученного.

Цель этапа: рас-

-Как вы думаете, зачем птицам перья?

-Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С

Варианты ответов детей.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого

ширение кругозора учащихся, умение до- бывать информацию из иллюстраций, тек- ста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мыс- ли слушать и допол- нять ответ товари- ща.

помощью клюва птицы добывают пищу, приводят свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

-Рассмотрите рисунок в учебнике стр.22

- Где расположены перья? Одинаковые ли они? Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие перья называются (ПОКРОВНЫЕ, ПУХОВЫЕ, МАХОВЫЕ, РУЛЕВЫЕ).

-Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

-Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

Птицы, как и все животные, питаются. И по способу питания делятся на разные группы. На какие, вы сейчас узнаете. Прочитаем текст на стр. 23.

А что помогает им добывать пищу?

Как отличаются когти и клюв у птиц разных групп?

Дети через лупу рассматривают иллюстрацию в учебнике.

Расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы

Зерноядные, насекомоядные, хищные.

Клюв и когти.

и поискового характера. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Применение зна- ний.

Цели этапа: прове- рить усвоенный ма- териал.

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте

«Тетради» (Учитель читает задание, даѐт время на выполнение задания.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своѐ согласие или

Работают в тетрадях.

Взаимопроверка.

Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

несогласие с ответом товарища (+ или - ). Всех ли птиц мы можем увидеть зимой?

На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие)

Почему

их

так

называют?

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие не боятся холода и остаются здесь.

-Каких птиц вы видели у нас в Вологодской области?

-Сейчас у нас зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам

корм.

Дети высказывают свои мысли.

Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …

Ценностное отношение к природе.

8. Подведение ито- гов. Рефлексия. Цель этапа: вспом- нить, проанализиро- вать и оценить свою работу на уроке.

-Наше путешествие по царству природы завершается.

-Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.)

Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?

О

чем

вы

задумались?

- Как мы находили ответы на свои вопросы? Оцените свою работу на уроке, работу вашей группы и отметьте, понравился ли вам урок.

Если вам на уроке было интересно, то птичку

Слушали учителя, учащихся, сравнивали, исследовали.

прикрепите справа, а если нет - то слева.

Работа детей с самооценкой.

Технологическая карта занятия

Предмет: внеурочная деятельность Класс: 2

Тема занятия: «Формирование у обучающихся человеческих ценностей при чтении притчи «Осколки доброты» с использованием элементов технологии развития критического мышления».

Цель занятия: познакомить учащихся с притчей «Осколки доброты».

Задачи занятия:

Образовательные:

Учить

детей

вдумчивому

осмысленному

чтению;

Расширять

кругозор

учащихся,

актуализировать

знания,

полученные

ранее.

Коррекционно развивающие:

Развивать

речь

обучающихся

средствами

технологии

РКМЧП;

Развивать

умение

ориентироваться

в

тексте,

задавать

вопросы

по

содержанию

прочитанного

текста;

Развивать

умение

анализировать

информацию,

опираясь

на

собственный

жизненный

опыт;

Развивать

умение

высказывать

свои

чувства,

эмоции.

Воспитательные:

Воспитывать

интерес

к

чтению;

Воспитывать

чувство

сопереживания

к

героям

притчи;

Воспитывать

чувство

доброты,

отзывчивости,

бескорыстия

и

благодарности

к

окружающим

людям.

Используемое оборудование: текст притчи, разделѐнный на 3 части; мел, доска, ручки, карандаши, листочки с заданиями, выска- зывания русских писателей, «осколки сердца», музыкальное сопровождение.

Этапы занятия:

1.ВЫЗОВ 2. ОСМЫСЛЕНИЕ 3. РЕФЛЕКСИЯ

Цели каждого этапа:

ВЫЗОВ:

обеспечение

интеллектуального

«разогрева»

учащихся,

их

заинтересованности

предстоящим

чтением;

актуализация знаний, полученных ранее, мотивация к учебной деятельности.

ОСМЫСЛЕНИЕ:

получение

и

осмысление

новой

информации, развитие

навыков

сопоставления,

умения

прогнозировать,

разви- тие мышления.

РЕФЛЕКСИЯ:

обобщение

информации,

присвоение

нового

знания,

формирование

собственного

отношения

к

изучаемому

мате- риалу, побуждение к порождению собственного речевого высказывания.

Приемы, используемые на каждом этапе:

НА ЭТАПЕ ВЫЗОВА:

Смысловой

анализ

заголовка;

«Древо

предсказаний»

(прогнозирование

содержания

по

заголовку

текста); НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ:

Чтение

с

остановками;

 

2.

Приѐм

прогнозирования;

3. Самопостановка вопросов детьми; НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ:

Синквейн

 

2.

Психорисунок ЦЕЛИ КАЖДОГО ПРИЁМА:

Смысловой

анализ

заголовка –

выводит

учащихся

на

тему

текста,

обнаруживает

степень

понимания

текста;

проверяет

словарный запас учащихся о предмете речи.

«Древо

предсказаний»

-

развивает

прогностические

умения,

логическое

мышление

детей.

Чтение

с

остановками -

воспитывает

умение

размышлять

над

лексическим

значением

слова,

фиксировать

движение

сюжета,

кри- тически осмысливать поступки персонажей.

Самопостановка

вопросов

детьми

вскрывает

степень

проникновения

учащимися

в

ткань

текста,

позволяет

выявить

непонятое

и осмыслить его.

Приѐм

прогнозирования

развивает

исследовательские

навыки,

демонстрирует

творческий

потенциал

учащихся.

Составление

синквейна

-

позволяет

описать

суть

понятия

и

осуществлять

рефлексию

на

основе

полученных

знаний.

Структура и ход занятия

Название этапа

Описание содержания этапа

Формируемые универ- сальные учебные дей- ствия

В деятельности учителя

В деятельности обучающихся

1. Мотивационно- целевой.

Цель этапа: обеспече- ние интеллектуального

«разогрева» учащихся, их заинтересованности предстоящим чтением;

Здравствуйте,

ребята!

Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодня беседа наших сердец началась с одной по- пулярной детской песни «Доброта» Барбари- ки. Эта красивая песня поможет вам ответить на вопрос:

Как вы думаете, о

чѐм

мы будем говорить на занятии?

Приветствуют учителя, друг дру- га, слушают песню. Проверяют готовность к работе.

Установление эмоцио- нального контакта.

2. Постановка темы занятия. Самоопреде- ление к учебной дея- тельности.

Цель этапа:

актуализация знаний, полученных ранее, мо- тивация к учебной дея- тельности.

Давайте поговорим о доброте. Что такое доброта?

Назовите как можно больше хороших, по- ложительных качеств, которые

можно объединить таким простым и в тоже время ѐмким словом доброта.

-Доброта это отзывчивость, стремление делать добро.

-Милосердие - это готовность помочь из чув- ства сострадания.

знаете ли вы значение этих слов?

Великий русский писатель

Л.Н. Толстой писал:

«Доброта

это

отзывчивость,

сочув- ствие, сопереживание, внимание к людям; всѐ положительное, хорошее, полезное».

П: Расскажите о добром человеке. За что вы считаете его добрым?

Называют словосочетания со сло- вом добро, доброта.

Терпение, милосердие, неосуж- дение, благородство

Высказывания детей.

Умение отвечать на по- ставленные вопросы.

Давайте назовем тему, цель и задачи

занятия.

-Сегодня мы будем читать притчу «Осколки доброты».

Что такое притча? В словаре С.И.Ожегова притча – иносказательный рассказ, в словаре В.Даля – поучение в примере. Притча – ко- роткий поучительный рассказ.

Как вы думаете, о чѐм пойдѐт речь в прит-

че?

(параллельно провести словарную работу: осколки остатки, кусочки стекла) Рисуем «Древо предсказаний».

Формулируют тему, цель и задачи занятия (задачи на доске), распре- деляют по порядку.

Тема урока: Чтение и обсуждение притчи «Осколки доброты»

Цель: Умение видеть в людях доб- ро и отвечать на добро добром.

Задачи:

Выяснить,

что

такое

притча.

Научиться

прогнозировать.

Работать

с

текстом.

Уметь ставить вопросы. 5.Оценивать

поступки

людей.

Постановка учебной за- дачи на основе соотнесе- ния того, что уже знают и того, что еще неизвестно.

Актуализация знаний.

Прогнозируемая оценка.

3. Открытие новых знаний. Работа над текстом.

Цель этапа: получение и осмысление новой ин- формации, развитие навыков сопоставления, умения прогнозировать, развитие мышления.

-Притча, которую мы будем читать, разделе- на на три части. Каждая часть напечатана на отдельном листке. Это сделано для того, что- бы вы не смогли сразу узнать сюжет. В про- цессе чтения я буду обращаться к вам с просьбой, предсказать, угадать развитие со- бытий, так что прошу вас быть активными и помогать мне.

Чтение с остановками.

Читаем

I

часть:

-Кто появился на пляже? Найдите в тексте описание старушки.

Какие

чувства у

вас вызывает

старушка? Почему?

(«старушка»

-

авторское

отноше-

ние)

Осмысление содержания прочи- танного.

Читают текст, отвечают на вопро- сы.

Умение размышлять над лексическим значением слова, фиксировать дви- жение сюжета, критиче- ски осмысливать поступ- ки персонажей.

Как

вы

думаете,

что

подбирала

старушка? Зачем она собирала эти предметы?

Спрогнозируйте,

как

дальше

будут

разви- ваться события.

Внимание!

Читаем

II

часть!

Физкультминутка. Цель этапа: реализация двигательной активно- сти.

Физминутка Вот мы руки развели, Словно удивились.

И друг другу до земли В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.

4. Применение знаний. Цель этапа:

Выведение обучащихся на тему текста, умение обнаруживать степень понимания текста; развитие словарного запаса и речи,

умение выражать свои мысли слушать и до- полнять ответ това- рища.

Почему родители велели детям держаться подальше от старушки?

П: Почему никто из семьи не ответил на улыбку старушки?

П: Что можно сказать о старушке, если она улыбнулась незнакомым людям?

П: Спрогнозируйте, чем закончится притча? Чтение III части.

Что

чувствуете

сейчас?

Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещѐ не всѐ поте-

ряно.

Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей?

(Дети называют все негатив- ные

качества,

а

учитель

выкладывает

из

Варианты ответов детей.

Стыдно, совестно.

Извлечение необходимой информации при работе с текстом.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации.

осколков сердце)

- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своѐм серд- це старушка. Вот только еѐ сердце не озлоби- лось в ответ, не стало чѐрствым. Какое оно?

: Как вы думаете, если бы люди сразу знали, чем занимается старушка, что бы они сделали?

П: Вернѐмся к «древу предсказаний», которое мы составили в начале занятия. Что нам удалось угадать? В чѐм мы ошиблись?

белое, чистое, светлое, доброе

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Цель этапа: обобщение информации, присвое- ние нового знания, фор- мирование собственно- го отношения к изучае- мому материалу, по- буждение к порожде- нию собственного рече- вого высказывания.

Нарисуйте словесный портрет старушки (одежда, лицо, глаза, голос, походка)

Чем

хорошо,

что

на

земле

живѐт

доброта?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился человек, а потом вы узнали

о

нѐм

что-то

хорошее?

Расскажите.

Оценив поведение семьи, над

чем мы мо- жет задуматься? (формулируем тему произ-

ведения)

Нельзя судить о человеке поверхностно. На добро

всегда

нужно

отзываться

добром.

Не суди людей по внешности. Отвечай доб- ром на добро. Будь внимателен к другим лю- дям. Если дело твоѐ доброе, не обращай вни- мания

на

презрительные

взгляды.

Что

бы

вы

хотели

сказать

бабушке?

Семье?

Работают на листочках, составляют синквейн.

Синквейн. Старушка

Добрая, заботливая,

собирает, помогает, оберегает Добро не лихо, ходит тихо. Свет.

Проверка.

Дети высказывают свои мысли.

Слушают учителя, обучащихся,

Позволяет описать суть понятия и осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

- Вернѐмся к слову «доброта». Какого цвета доброта? Какая она на вкус? С каким предме- том (образом) можно сравнить человеческое качество «доброта»?

Перед окончанием урока, педагог благодарит детей за работу и дарит символические

«осколки доброты», призывая каждому оста- ваться добрым, что бы ни случилось.

сравнивают, делают выводы.

Работа детей с самооценкой.

6. Домашнее задание. Цель этапа: усвоение смысла абстрактных

понятий.

Нарисовать рисунок «Что такое доброта?»

Рисуют.

Позволяет глубже понять смысл абстрактных понятий.

Приложение

ПРИТЧА « Осколки доброты»

часть

Семья проводила выходной день на пляже. дети купались в море и строили замки на песке. вдруг вдалеке показалась малень- кая старушка. еѐ седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

часть

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, что- бы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

часть

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 А

Тема урока: Сергей Козлов «Красота»

Цель урока: познакомиться с содержанием произведения С.Козлова «Красота», формировать первичные исследовательские умения у младших школьников при работе с художественным произведением.

Обучающие задачи урока: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом, за развитием чувств и переживаний; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать собственную точку зрения, отстаивать еѐ с помощью тек- ста.

Воспитательные задачи урока: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Развивающие задачи урока:

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; Осуществлять актуализацию жизненного опыта;

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Рефлексивные УУД (самоконтроль и самооценка).

Обосновывать своѐ мнение;

Учиться творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свою работу.

Логические универсальные действия:

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

Личностные:

Учить самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Учить передавать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориенти- роваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

Учиться согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятель- ности;

Учиться учитывать мнения других;

Уметь работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Критерии достижения цели урока:

ученик должен ЗНАТЬ:

краткие

сведения

из

биографии

С.

Козлова

правила

работы

в

микрогруппах

правила

составления

синквейна.

УМЕТЬ:

анализировать

смысл

названия

произведения

устно

выражать

своѐ

отношение

к

содержанию

прочитанного

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом» и сравнивать их с художественными

произведениями с точки зрения в них мыслей, чувств, переживаний

устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живо- писных произведений

-эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественное произведение

самостоятельно

прогнозировать

содержание

текста

по

заглавию

ВЛАДЕТЬ:

умением

чтения «про

себя», в

ожидании

своей

очереди

в

ходе

чтения

по цепочке; на

основе

перечитывания

текста

в ходе

его

ана-

лиза

умением

свободного

высказывания

в

устной

форме

Тип урока: изучение нового материала

Используемое оборудование: аудиозапись Вивальди «Времена года. Осень, ноябрь», репродукции картин Левитана. «Осень. Усадьба», Альбрехта Дюрера «Травы».

Структура и ход урока

Название этапа

Описание содержания этапа

Формируемые универсальные учебные действия

В деятельности учителя

В деятельности

обучающихся

1. Мотивационно-целевой Цель этапа:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоцио- нальную обстановку на уроке.

Здравствуйте,

ребята.

Оскар

Уайльд сказал: «Для меня красота – чудо из чудес». Как вы понимаете это выска- зывание? Что такое чудо на ваш взгляд? Как вы думаете, красота это чудо? А как понять выражение чудо из чудес? Как вы считаете, почему Оскар Уайльд считал красоту чудом из чудес?

Как вы понимаете выражение «кра- сота в простом»?

А

что

такое

красота?

Попробуйте

подобрать

синонимы

к

этому слову.

Приветствуют учи- теля.

Отвечают на во- просы учителя; размышляют над смыслом эпиграфа

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жиз- ненного опыта; (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникатив- ные УУД).

2. Операциональный

Цель этапа: Создать творческую и в то же время деловую атмо- сферу с элементами поиска, раз-

мышления на

- Какая тема нашего урока и о чем мы сегодня будем говорить? Верно, мы будем говорить о красоте и по- знакомимся с произведением Сергея

Козлова «Красота»

Отвечают на во- просы.

С помощью учите- ля формулируют тему урока и ставят

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регу- лятивные УУД).

этапе определения темы, цели урока и задач.

- Какие задачи мы можем поставить на урок?

-познакомиться с произведением Сергея Козлова «Красота»

-узнать, что такое красота

-научиться видеть красоту в простом

цель, определяют задачи.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить пред- ставление учащихся о явлениях, событиях, изображѐнных в про- изведении, сообщить новые све- дения, чтобы содействовать со- знательному восприятию текста.

Вы

уже

знакомы

с

произведениями Сергея Козлова? С какими?

Что

вы

знаете

о

нем?

Скажите,

что

для

вас

красота?

Какая

бывает

красота?

В

чем

может

быть

красота?

Как

определить,

красив

ли

чело-

век?

Красота бывает только внешней? Как вы понимаете выражение красивый внутренний мир?

Что

такое

внутренняя

красота?

В

чем

вы

видите

красоту?

Посмотрите, пожалуйста, картину Исаака Ильича Левитана

«Осень. Усадьба»

Видите

ли

вы

красоту

в

это

кар-

тине?

Что

вам

кажется

красивым?

Что вам больше всего нравиться в этой картине?

Как

вам

кажется,

какие

деревья

красивее?

Сядьте,

пожалуйста,

поудобней,

Отвечают на во- просы учителя, высказывают свою точку зрения.

Слушают музы- кальное произведе- ние и просматри- вают репродукцию картины

Уметь выделять существенную информацию; осуществлять акту- ализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отече- ственной художественной куль- турой (Личностные УУД)

представьте себя в центре данной картины в этом вам поможет произ- ведение Вивальди «Времена года. Осень, ноябрь»

Видите ли вы красоту в данном музыкальном произведении?

Что

вы

чувствовали,

когда слуша- ли мелодию?

Красива

ли

эта

мелодия?

Что

красивого

вы

в

ней

услышали?

Почему для вас эта мелодия пока- залась красивой?

Помогла ли она погрузиться в кар-

тину?

Давайте

посмотрим,

что

о

красоте пишет Сергей Козлов.

Обеспечить целостное восприя- тие текста; выразительность чте- ния как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

-Сейчас мы прослушаем рассказ Сер- гея Козлова «красота», а вы закройте глазки, внимательно послушайте и представьте картину, которую опи- сывает автор.

(Читает учитель)

Понравилось ли вам данное произ-

ведение?

Чем?

Что больше всего вас тронуло, уди- вило или рассмешило?

Какой отрывок больше всего понра- вился? Почему?

Слушают рассказ

Отвечают на во- просы учителя

Понимать на слух содержание произведения; уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД);

принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

чем это произведение?

-Какую картину вы представили во время прослушивания?

-Какие чувства возникли у вас?

Как вы считаете, как относится автор к красоте?

Формировать навыки правильно- го, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чте- ния;

первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять обра- зовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Давайте прочитаем рассказ и просле- дим, как относятся к красоте заяц, ѐжик и медвежонок. Читать будем по цепочке, а вы внимательно следите за текстом. При чтении не забывайте следить за знаками препинания, об- ращая внимание на интонацию, не забывайте о критериях оценивания, которые представлены на доске.

Остановитесь после слов: «А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать»

Что могут делать Ёжик с Медве- жонком, когда «неожиданно приле- тел теплый ветер»?

Остановитесь после слов: «А что с ними делать»?

Что можно сделать с голыми веточ-

ками?

Дочитываем текст.

-Как вы думаете, понимает ли заяц истинный смысл красоты.

А

ѐжик

с

медвежонком?

Кого

бы

в

этой

истории

вы

назвали

Читают произведе- ние

Отвечают на во- просы учителя, анализируют, обобщают ответы товарищей

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своѐ мне- ние; осуществлять анализ объек- тов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познава- тельные УУД);

поэтом?

Как вы

считаете, что сложнее: уви- деть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках?

А вы видите красоту в голых ве-

точках?

Почему, на ваш взгляд, они так

красивы?

Как часто вы замечаете красоту вокруг себя?

В

чѐм

вы

еѐ

видите?

Посмотрите на картину

Альбрехта Дюрера «Травы».

Какие

травы

вам

здесь

знакомы?

Кажутся

ли

они

вам

красивыми?

Что именно вам кажется красивым в этой картине?

Когда Дюрер изобразил это перепле- тение трав, одуванчиков и подорож- ника, подобные картины были еще совершенной новинкой в искусстве. До тех пор никто не осмеливался обратить внимание на столь повсе- дневное, обыкновенное зрелище, как дикорастущие травы.

Как вы думаете, чем привлекли вни- мание художника эти травы?

Как вы считаете, а художник умеет видеть красоту – в простом?

Анализируют ре- продукцию карти- ны

Допускать возможность суще- ствования у людей различных точек зрения, в том числе не сов- падающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодей- ствии;

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Альбрехт Дюрер очень любил при- роду. Он считал, что в мире нет ни- чего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни оду- хотворена и полна смысла.

Так что же такое красота в простом?

Почему, по-вашему мнению, Сер- гей Козлов назвал свой рассказ именно так?

Придумайте

другой

заголовок.

-Так о чѐм всѐ-таки это произведе- ние?

-Какой вывод сделаем?

Придумывают свое название рассказу, делают вывод по прочитанному.

Высказывают свою точку зрения.

Развивать творческие способно- сти.

Сейчас мы с вами будем работать в микрогруппах, давайте вспомним правила работы в микрогруппах.

Я раздам вам карточки с заданиями.

Карточка №1

Нарисуйте на листочке мир глазами Зайца. Как, по-вашему мнению, он смотрит на мир? В каких красках видит его? Постарайтесь в своѐм ри- сунке отобразить, как Заяц видит красоту.

Карточка №2

Нарисуйте на листочке мир глазами Ёжика. Как, по-вашему мнению, он смотрит на мир? В каких красках

видит его? Постарайтесь в своѐм ри- сунке отобразить, как Ёжик видит

Обговаривают пра- вила работы в мик- рогруппах

Работают в микро- группах, совеща- ются, обсуждают, приходят к общему выводу и решению

Школьники учатся творчески мыслить

(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, догова- риваться и приходить к общему мнению в совместной деятельно- сти; учитывать мнения других; работать в команде, выступать

перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (комму-

красоту.

Карточка №3

Нарисуйте на листочке мир глазами Медвежонка. Как, по-вашему мне- нию, он смотрит на мир? В каких красках видит его? Постарайтесь в своѐм рисунке отобразить, как Мед- вежонок видит красоту.

Карточка №4

Нарисуйте на листочке осенний лес, постарайтесь изобразить всю его красоту, в чѐм вы еѐ видите.

Карточка №5

Нарисуйте на листочке зимний лес, постарайтесь изобразить всю его красоту, в чѐм вы еѐ видите.

Карточка №6

Нарисуйте на листочке весенний лес, постарайтесь изобразить всю его

красоту, в чѐм вы еѐ видите.

Выступление микрогрупп.

никативные УУД)

Обобщить полученные школьни- ками знания и закрепить.

Какое открытие сегодня вы сдела- ли на уроке?

Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать откры-

тие?

О чем бы вы могли рассказать сво- им родителям дома после нашего

урока?

Отвечают на во- просы

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, делать вывод (Познавательные УУД)

Домашнее задание.

Составьте дома синквейн на тему

«Красота»

Вспомните правила составления син- квейна.

Вспоминают пра- вила составления синквейна.

3. Рефлексивно-оценочный

Цель этапа:

Мотивировать учащихся к оце- ниванию своей работы на уроке.

Оцените свою работу на уроке: Я

Узнал… Запомнил… Научился… Повторил…

Затрудняюсь…

Оценивают свою работу на уроке.

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: Ознакомление с разными типами текстов: с описанием и повествованием.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация.

Обучающие задачи урока:

Сформировать

представление

детей

о

разных

видах

текстов.

Выявить

особенности

построения

текста-описания

и

текста

-

повествования

.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся самостоятельно анализировать содержание текста; делить текст на смысловые части и определять их последовательность.

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Структура и ход урока

Название этапа

Описание содержания этапа

Формируемые универсаль- ные учебные действия

В деятельности учителя

В деятельно- сти обучаю- щихся

1.Мотивационно- целевой

Цель: «погруже- ние» ребѐнка в проблемную си- туацию

-Добрый день, ребята! Сегодня я Вас приветствую на уроке развития речи. Давайте проверим нашу готовность к уроку.

Итак, у нас всѐ готово.

теперь посмотрите сюжет.

-Ребята, что здесь произошло?

-Что вы почувствовали, посмотрев сюжет?

- Что бы вы посоветовали хозяину питомца?

Мальчик, у которого пропала собака, написал два объявления. Но не знает, какое из них наклеить. Кто хочет помочь найти малыша?

Я предлагаю вам их прочитать и подумать, по какому объявлению можно быстрее найти питомца. Работать будем так: закройте синей закладкой 2 объявление и прочитайте сначала только 1 объявление. Представьте, что всѐ, о чѐм вы читаете, вы видите на своѐм мысленном экране.

-Какие слова показались непонятными? Что это слово обозначает?

-Что вы представили?

-Теперь прочитайте 2 объявление. И постарайтесь мысленно увидеть всѐ, о чѐм вы читаете.

-Что вы представили?

-Ребята, как вы думаете по какому объявлению можно быстрее найти дру-

Дети смотрят фрагмент клипа «Про- пала собака»

-Потерялся щенок

-Нам стало жалко и соба- ку и мальчика

-Написать и наклеить объ- явление.

Личностные УУД

(Организация участия детей в действиях интриги, ори- ентирующей младшего

школьника помогать ге- роям интриги с целью ре- шить интел- лектуальные

задачи)

Познаватель- ные УУД (Обучение

га? Покажите карточкой 1или 2?

-Почему вы так решили?

-Что вас не устроило во втором объявлении?

-Спасибо все за помощь, я обязательно порекомендую хозяину собаки развесить первое объявление.

-Ребята, эти объявления являются текстами?

-Докажите.

-Сравните эти два текста.

-Чем они похожи?

чѐм каждый текст

чем отличаются?

-Да ,перед нами два вида текстов.

И мы будем эти два вида текстов сегодня на уроке изучать. Ребята, а как вы думаете, почему на одном уроке мы будем изучать сразу два вида текстов? А не один вид текста на одном уроке, а другой вид на другом уроке? (мо- жет быть для того, чтобы сравнить их)

Открытие нового знания

- Откройте учебник на странице 74.Прочитайте тему урока Значит, как будет называться один вид текста?

другой вид текста?

-А как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Какая цель наше- го урока?

-Проверьте, как сформулирована цель урока на слайде? Теперь определим задачи, которые нам помогут добиться цели.

Давайте их прочитаем и подумаем, все ли нам подходят.

Узнавать

текст

-

описание.

Узнавать

текст

-

повествование.

Найти

отличие

текста-описания

от

текста–повествования.

Дети получа- ют карточку, на которой написаны два объявления.

1.

Потерялась маленькая собачка.

Окрас белый с рыжими пятнами. Чѐр- ный хвост. Всех, кто ви- дел, прошу сообщить по телефону…

2.

Вчера в парке потерялась собака. Мы долго еѐ иска- ли, но не нашли. Помо-

гите найти

работе с раз- ными видами информации)

Регулятивные УУД(целепола гание, плани- рование, про-

гнозирование)

4.Узнать, что такое текст и тема текста. 5.Поупражняться в определении вида текста.

-Все задачи нам подходят?

На странице 75 найдите плакат летучей мыши. Прочитайте и подумай- те, чем текст описание отличается от текста повествования.

-Расскажите нам своими словами, чем текст описания отличается от текста – повествования.

-Ребята, давайте, вновь посмотрим на наши тексты - объявления.

Покажите карточкой, под каким номером будет находиться текст – описа- ние. Почему вы так думаете?

под каким номером текст повествование? Почему? Найдите упражнение 45.Прочитайте задание.

Кто уже догадался о ком эти тексты? Что вам помогло?

Посмотрите в этом упражнении 2 текста. Я вам сейчас прочитаю первый текст. А вы закройте синей закладкой первую иллюстрацию, и постарай- тесь мысленно представить, о чѐм мы будем читать, а потом мы сравним ваше представление с тем как это изобразил художник. (Учитель читает текст).

-Какие слова были непонятны?

-Получилось у вас представить кота? Какой он? Посмотрите изображение кота на рисунке. Соответствует ли рисунок вашей мысленной картинке? Как вы думаете, какой это вид текста? Почему? Художник описал кота красками, а писатель описал кота словами, так, чтобы мы могли его пред- ставить. Найдите в тексте слова, которые помогли нам представить, опи- сать кота. Прочитайте эти слова. Посмотрите на слова, описывающие ко- та на слайде. Вы согласны со всеми из них. К какой группе относятся эти

выводы. Давайте сделаем вывод каких слов много в тексте описании?

друга. Всех,

кто видел, прошу позво- нить по теле- фону…

-Мы не смог- ли предста- вить собаку.

- Да.

каждому тексту можно придумать название.

Определить тему, основ-

ную мысль.

Все предло- жения связа-

Познаватель- ные УУД

Операциональ- ный

Цель: на материа- ле учебника предоставить де- тям возможность проанализировать языковой матери- ал.

(слов - признаков)

-Теперь найдите второй текст. Закройте иллюстрацию к этому тексту. Прочитайте сами и постарайтесь представить кота. (Дети читают)

-Удалось представить, как выглядит кот? (Нет)

- Какой он?

что вам удалось представить? (Что делает кот)

-Как вы думаете, какой это текст? (Повествование)

-Давайте посмотрим на иллюстрацию. А почему художник изобразил кота сереньким? А мог он нарисовать его рыжим? А чѐрным?

Посмотрите, ребята. К тексту описанию художник сделал только одну картинку. А к тексту повествованию серию картинок.

-Ребята, а как вы думаете можно по этому тексту сделать физминутку? Да- вайте проведѐм и немного отдохнѐм.

-Данил нам будет читать не торопясь, а мы будем выполнять движения ко- та.

Физминутка

-Теперь посмотрите на этот текст ещѐ раз и назовите слова, которые нам помогают представить, как ведѐт себя кот.

(Считать, выдумал, протирать, протѐр, уселся, принялся, водить) Проверьте эти слова на слайде.

какой группе относятся эти слова? (слова действия)

-Итак, что мы узнали о тексте описании и о тексте повествовании? Помогите закончить схему.

Промежуточная рефлексия

Давайте посмотрим, какие задачи мы уже выполнили.

Узнавать

текст

-

описание.+

Узнавать

текст

-

повествование.+

ны по смыслу друг с другом.

-Оба текста о собаке.

-По первому тексту можно представить собаку, а по второму нель- зя. В нѐм отображена последова- тельность со- бытий.

-Описание и повествова- ние.

-Описание.

- Повествова- ние.

3.Найти отличие текста-описания от текста – повествования.+ 4.Поупражняться определять вид текста.

Как вы думаете этого достаточно? Нет. Поэтому сейчас мы поупражняемся определять вид текста. Сейчас, я вам буду читать и показывать на слайдах хорошо известные вам тексты. А вы должны будете определить их вид. И записать в таблицу под соответствующей цифрой ответ. Если это будет текст - описание, то поставьте те букву о, если повествование – букву-п. Работать будем в группах. Объединитесь для работы. Прежде, чем начнѐм работать поставим своей группе оценку –прогноз на волшебной линеечке. Советуйтесь друг с другом, но не громко, чтобы не подсказывать другим группам и не отвлекать от работы.

1

Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф! О-ѐ-ѐй!

Убегает зайчик мой.

2

Ослик был симпатичный, серенький, с беленькими мягкими ушками. На конце хвостика у него была пушистая кисточка.

3

Влезть на подоконник. Нос прижать к стеклу. Выглянуть во дворик Из окна люблю.

4

-Сравнение текста - опи- сания с тек- стом- повествовани- ем.

- Нет. Четвѐр- тая задача не

Коммуника- тивные УУД

Мы с братом весь день собираем ракушки.

«Гляди, что нашѐл я»- Кричим мы друг дружке.

Не спим, не едим, не играем, Ракушки весь день собираем. 5

Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

-Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Он сидел передо мной, такой шоколадный, но здорово облезлый….

Теперь выполним взаимопроверку. Поменяйтесь карточкой с соседней группой. Посмотрите на доске слайд с правильными ответами. Если верно снизу поставьте плюс, чтобы потом посчитать баллы.

-Оцените на второй волшебной линеечке работу группы. Верните карточки.

Ребята, давайте посмотрим результаты. У кого оценка-прогноз совпала со второй оценкой? А у кого вторая оценка оказалась выше?

подходит. Мы уже знаем, что такое текст и тема текста

Регулятивные УУД

Рефлексивно- оценочный

Цель: анализ учебной деятель- ности, подведение итогов.

-Ребята, давайте посмотрим все ли теперь мы задачи выполнили?

Узнавать

текст

-

описание.+

Узнавать

текст

-

повествование.+

Найти

отличие

текста-описания

от текста – повествования.+

Поупражняться

определять

вид

текста.+

Достаньте из файла маленькую табличку. Давайте подведѐм итог нашей работы. Каждая строка таблицы соответствует задаче урока.

Ребята,

пожалуйста,

честно

отметьте

свою

работу

знаками.

Если

вы

хорошо

выполнили

поставленную

задачу,

поставьте

себе

+,

а если ещѐ есть затруднения?

Какие задачи вызвали затруднения? Над ними вы ещѐ будете работать на последующих урока.

Итог урока

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Назовите цель нашего урока. Выполнили мы еѐ? Домашнее задание

А теперь послушайте, что вам нужно сделать дома.

Дома, вы должны придумать и записать текст – описание своей любимой игрушки так, чтобы у вас получилась загадка. Игрушку не называть. На следующем уроке вы прочитаете текст классу, а дети отгадают.

Урок закончен. Спасибо за сотрудничество.