Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Ручеёк» в п. Красный Гуляй»

Социальная программа «Поверь в себя»

Социальный педагог ОГКУСО СП «Ручеёк:

Канина Александра Вадимовна

2024 год

1. Паспорт социальной программы.

Наименование социальной программы: Социальная программа «Поверь в себя».

Разработчик социальной программы: Канина Александра Вадимовна социальный педагог ОГКУСО СП «Ручеёк».

Цель социальной программы: профилактика социальных отклонений несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте.

Задачи социальной программы:

1. Снижение уровня агрессии у детей находящихся в социальном приюте;

2. Снижение уровня конфликтности у детей находящихся в социальном приюте;

3. Повышение уровня сформированности семейных ценностей у детей, находящихся в социальном приюте.

Индикативные показатели:

1. Уровень агрессии у детей, находящихся в социальном приюте.

2. Уровень конфликтности у детей, находящихся в социальном приюте;

3. Уровень сформированности семейных ценностей у детей, находящихся в социальном приюте.

Этапы реализации социальной программы:

Подготовительный (организационно-диагностический);

Основной (практический);

Заключительный (контрольный).

Ожидаемые результаты:

1. Снижение уровня агрессии у детей находящихся в социальном приюте на 10-15 %;

2. Снижение уровня конфликтности у детей находящихся в социальном приюте на 10-15 %;

3. Повышение уровня сформированности семейных ценностей у детей, находящихся в социальном приюте на 10-15 %.

Объект социальной программы: несовершеннолетние, склонные к социальным отклонениям, находящиеся в ОГКУСО СП «Ручеёк» р.п. Красный Гуляй.

Сроки реализации социальной программы: июль 2024 г. – декабрь 2024 г.

Территориальный охват: Российская Федерация, Ульяновская область, Сенгилеевский район, ОГКУСО СП «Ручеёк» р.п. Красный Гуляй.

2. Основная часть.

Актуальность: Социальный заказ профессиональной деятельности, его результаты определяют качество жизни несовершеннолетних с социальными отклонениями. Таким образом, нужно изучить проблему социальных отклонений у несовершеннолетних для того, чтобы своевременно выявлять и проводить профилактику беспризорности у детей.

О необходимости исследования в этой области свидетельствует следующие документы: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, а также его здоровой социализации в обществе.

По данным ЕМИСС на 2008 год численность беспризорных детей составила 93,9 тыс. чел., в 2011 году их численность уменьшилась до 55,3 тыс. чел., в 2020 до 30,8 тыс. чел., а к 2022 году их численность снова возросла до 31,7 тыс. чел. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области численность беспризорных детей увеличивается в последние годы. В 2020 году количество беспризорных детей составляло 229 чел., в 2021 году 232 чел., а к 2022 году их численность увеличилась до 302 чел.

Исходя из этого мы понимаем, что проблема беспризорных детей существует и нуждается в разрешении. Чтобы избежать увеличения количества беспризорных детей нужно проводить профилактику делинквентного поведения.

Наличие у детей отклонений в поведении может привести к девиациям.

Данная программа направлена на профилактику социальных отклонений несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте.

Разработанная социальная программа по профилактики социальных отклонений несовершеннолетних средствами патриотического воспитания «Поверь в себя» реализовывалась на базе ОГКУСО СП «Ручеёк» в р.п. Красный Гуляй, объектом социальной программы являлись несовершеннолетние, склонные к социальным отклонениям, находящиеся в ОГКУСО СП «Ручеёк» в р.п. Красный Гуляй.

Цель социальной программы звучит так: профилактика социальных отклонений несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте.

Основной задачей социальной программы изменение в лучшую сторону результатов, полученных после вторичной диагностики индикативных показателей, а именно:

1. Снижение уровня агрессии у детей находящихся в социальном приюте на 10-15 %;

2. Снижение уровня конфликтности у детей находящихся в социальном приюте на 10-15 %;

3. Повышение уровня сформированности семейных ценностей у детей, находящихся в социальном приюте на 10-15 %.

Для постановки конкретной задачи социальной программы, в качестве основных параметров, индикативных показателей, после тщательного теоретического анализа педагогической, психологической и социологической литературы были подобраны следующие компоненты:

Уровень агрессии.

Агрессия – желание ребенка причинить физический или вербальный вред другому человеку. Агрессия является признаком социальных отклонений у ребенка. Своевременное выявление уровня агрессии позволяет специалистам вовремя начать профилактическую работу с ребенком, склонным к социальным отклонениям. В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, соперничество. В подростковом возрасте у мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Уровень конфликтности.

Конфликтность – частота вступления ребенка в межличностные конфликты с окружающими его людьми. Дети, склонные к социальным отклонениям, часто вступают в конфликты, чтобы просто развлечься. Исходя из этого, важно выявить уровень конфликтности у детей, находящихся в социальном приюте и определить стратегию их поведения в конфликтных ситуациях. К. Томас выделил пять стратегий поведения ребенка в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

3. Уровень сформированности семейных ценностей.

Высокий уровень знаний о семейных ценностях благотворно влияет на формирование поведения и нравственных ориентиров ребенка. Заложенные в семье традиции и обычаи определяют дальнейшее развитие личности ребенка. Важно заложить в ребенка базовые ценности, такие как: любовь, здоровье, активная деятельная жизнь, познание и др. Придерживаясь правильных жизненных ориентиров, личность ребенка будет развиваться достойно и благополучно.

После определения цели, задач и индикативных показателей социальной программы были подробно описаны этапы реализации социальной программы:

1. Подготовительный этап (организационно-диагностический).

Первый этап разработанной социальной программы реализуется в июль-август 2024 г. и включает в себя обоснование актуальности, постановку цели, задач, определение индикативных показателей, подбор соответствующих диагностических методик, выбор подходящих способов, комплекса профилактических мероприятий для проведения профилактики социальных отклонений несовершеннолетних в условиях социального приюта, а также первичную диагностику индикативных показателей и обработку полученных результатов.

Также, для определения эффективности разработанной социальной программы нами были сформированы две группы участников: контрольная, состоящая из детей, которые являются клиентами ОГКУСО СП «Ручеёк в р.п. Красный Гуляй, и экспериментальная, состоящая также из детей в возрасте 11-16 лет, находящихся в ОГКУСО СП «Ручеёк в р.п. Красный Гуляй.

Первичная диагностика включает в себя проведение следующих мероприятий:

а) Определение уровня агрессии у несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте.

Для определения уровня агрессии у несовершеннолетних, склонных к социальным отклонениям была выбрана методика А. Басса и А. Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии» (Приложение А). Данная диагностика направлена на выявление уровня агрессии у несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте. Тест состоит из 75 вопросов, но которые нужно отвечать «да» если согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны, долго не раздумывая над ответами.

б) Определение уровня конфликтности у несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте.

В качестве диагностического инструментария для определения уровня конфликтности участников нашего эксперимента, детей из контрольной и экспериментальной групп, была выбрана методика Д.М. Рамендика «Определение уровня конфликтности индивида» (Приложение А). Данная методика поможет выявить уровень конфликтности у детей, находящихся в социальном приюте.

Для оценки уровня конфликтности детям предлагалось пройти тест, состоящий из 14 вопросов, каждый из которых с тремя вариантами ответа. Каждый ответ оценивается баллами, представленными в таблице.

в) Определение уровня сформированности семейных ценностей у несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте.

Для изучения уровня знаний о семейных ценностях у детей была выбрана анкета «Я и моя семья», разработанная Министерством образования Республики Беларусь (Приложение А).

Детям была предложена анкета, состоящая из 9 вопросов. В каждом вопросе было по 3 варианта ответа. Количество баллов по каждому ответу суммировалось.

2. Основной этап (практический).

Основной (практический) этап реализации социальной программы реализуется в период с сентябрь – ноябрь 2024 г. и включал в себя реализацию подобранного комплекса профилактических мероприятий для улучшение показателей. Данный этап проводился с участниками экспериментальной группы.

Определенные упражнения и методы были сформированы в общую программу мероприятий по профилактики социальных отклонений несовершеннолетних в условиях социального приюта средствами патриотического воспитания.

Программа мероприятий была разделена на три блока, соответствующих каждому индикативному показателю.

Каждый блок состоял из двух занятий, включавших в себя мероприятия на развитие того или иного индикативного показателя.

1 блок – Познавательный.

Занятия блока снижения уровня агрессии были направлены на диагностику и повышение знаний о патриотизме среди детей, принявших участие в реализации социальной программы.

2 блок – Информационный.

Занятия блока снижения уровня конфликтности были направлены на повышение уровня знаний о террористических актах, а также разъяснение, как себя вести в случае террористической опасности.

3 блок – Творческий.

Занятия данного блока были направлены на повышение знаний у детей об участии города Ульяновска в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

4 блок – Без срока давности.

Всероссийский проект, направленный на сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.

В таблице 4 представлено краткое описание занятий, соответствие с ними блоков и индикативных показателей.

Таблица 4

Соответствие программных блоков и социально-психологических мероприятий

Блок

Мероприятия

п/п

Название

Цель

Индикативный показатель

Познавательный

1

Авторская анкета «Юный патриот».

Знакомство с участниками социальной программы и диагностика уровня патриотизма у воспитанников

ОГКУСО СП «Ручеёк» р.п. Красный Гуляй.

Уровень агрессии

2

Творческий конкурс «Памятники Великой Победе».

Повышение уровня знаний о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Уровень агрессии

Информационный

3

Просмотр фильма «Беслан: три дня в сентябре».

Формирование представлений у детей о террористических организаций

Уровень конфликтности

4

Проведение лекции «Действия при угрозе совершения террористического акта».

Совместное создание плана-маршрута поведения в случае террористической угрозы.

Уровень конфликтности

Творческий

5

Просмотр видео и создание по нему стенгазеты «Ульяновск – город трудовой доблести».

Повышение уровня знаний об участии города Ульяновска в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Уровень сформированности семейных ценностей

6

Видео-флешмоб «Я патриот»

Закрепление знаний, полученных в ходе реализации социальной программы «Поверь в себя».

Уровень сформированности семейных ценностей

Без срока давности

7

Видео-квест «Битва за Ленинград»

Получение новых знаний у участников социальной программы о мужестве и стойкости людей, принимавших участи в Битве за Ленинград.

Уровень агрессии, уровень конфликтности, уровень сформированности семейных ценностей

8

Семейная вахта «Без срока давности»

Сохранение памяти о геноциде советского народа в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Уровень агрессии, уровень конфликтности, уровень сформированности семейных ценностей

Подробное описание мероприятий Приложение Б.

Подведение итогов занятий.

Участники письменно или устно делятся своими чувствами и впечатлениями, связанными с эффективностью профилактической работы. Эти вопросы могут быть следующими: что было наиболее полезным и интересным в мероприятиях (просмотр фильма, творческий конкурс, создание стенгазеты, лекция, видео-флешмоб, видео-квест, семейная вахта); на какие вопросы получили ответы; какие вопросы остались неразрешенными; над какими вопросами хотели бы дополнительно поработать в группе?

Продолжительность каждого занятия составила от 1 до 3 часов.

3. Заключительный этап (контрольный).

Третий этап, заключительный, разработанной социальной программы реализуется в декабре 2024 г. и включает в себя проведение вторичной диагностики индикативных показателей (на всех участниках социальной программы), определение результатов разработанной программы, проведение анализа эффективности реализованного комплекса мероприятий, описание выводов и рекомендаций по результатам работы.

По окончанию проведения комплекса мероприятий и проведения вторичной диагностики ожидались следующие результаты:

Снижение уровня агрессии у детей находящихся

в социальном приюте

на 10-15 %;

Снижение уровня конфликтности у детей находящихся

в социальном приюте

на 10-15 %;

Повышение уровня

сформированности семейных ценностей

у детей, находящихся

в социальном приюте

на 10-15 %.

Поисковый прогноз: если не предпринимать никаких действий, то есть не реализовывать представленную социальную программу, не осуществлять грамотную профилактику социальных отклонений несовершеннолетних, то:

1. Уровень агрессии у несовершеннолетних останется на прежнем уровне, что будет препятствием для адекватного формирования личности ребенка;

2. Уровень конфликтности у несовершеннолетних останется на высоком уровне, что будет являться негативным фактором и препятствием для организации их жизнедеятельности;

3. Уровень сформированности семейных ценностей останется прежними, что способствует неправильному формированию нравственных ориентиров личности ребенка.

Нормативный прогноз: возможные результаты поискового прогноза можно избежать, если реализовать разработанную социальную программу по профилактики социальных отклонений несовершеннолетних в условиях социального приюта средствами патриотического воспитания «Поверь в себя».

3. План мероприятий (июль - декабрь 2024 г.)

Таблица 5

План мероприятий (июль - декабрь 2024 г.)

№п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Источник финансирования

1.

Обоснование актуальности социальной программы

Июль 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

2.

Определение цели и задач, индикативных показателей

Июль 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

3.

Подбор соответствующего диагностического инструментария

Июль 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

4.

Определение территориального охвата и объектов социальной программы

Июль 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

5.

Разработка комплекса социально-психологических мероприятий

Июль 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

6.

Первичная диагностика индикативных показателей объектов социальной программы

Июль 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

7.

Обработка и описание полученных результатов первичной диагностики

Июль 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

8.

Реализация комплекса профилактических мероприятий

Сентябрь – ноябрь 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

9.

Проведение вторичной диагностики

Декабрь 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

10.

Обработка и описание полученных результатов вторичной диагностики

Декабрь 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

11.

Определение и описание полученных результатов по итогам реализации социальной программы

Декабрь 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

12.

Проведение анализа эффективности реализованного комплекса мероприятий

Декабрь 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

13.

Составление рекомендаций по результатам работы

Декабрь 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

14.

Описание выводов

Декабрь 2024 г.

Канина А.В.

Не требует финансирования

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки адаптации А.К. Осницкого.

Вопросы методики

Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

Не всегда получаю то, что мне положено.

Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

Часто бываю не согласен с людьми.

Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

В раздражении хлопаю дверьми.

Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

Меня немного огорчает моя судьба.

Думаю, что многие люди не любят меня.

Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

Я не способен на грубые шутки.

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

Довольно многие завидуют мне.

Требую, чтобы люди уважали мои права.

Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

От злости иногда бываю мрачным.

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

Когда кричат на меня, кричу в ответ.

Неудачи огорчают меня.

Дерусь не реже и не чаще других.

Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

Ругаюсь только от злости.

Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

Часто думаю, что живу неправильно.

Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Не огорчаюсь из-за мелочей.

Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

В последнее время я стал занудой.

В споре часто повышаю голос.

Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Таблица 2

Ключ к методике А. Басса и А. Дарки

Реакция

«Да»

«Нет»

Числовой коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

11

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

8

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

13

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

20

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

9

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

11

Вербальная агрессия

7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

13

Угрызения совести,
чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

11

Сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале (табл.1), умноженная на числовой коэффициент позволяет получить удобные для сопоставления, нормированные стандартизированные показатели по каждой шкале.

Суммарные показатели:

Физическая агрессия + Косвенная агрессия + Раздражение = ИА - индекс агрессивности;

Подозрительность + Вербальная агрессия = ИВ — индекс враждебности.

Текст методики Д.М. Рамендик «Определение уровня конфликтности индивида»

Инструкция: При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его.

1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

2.Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

3.Кто вы в большей степени?

а) пацифист

б) принципиальный

в) предприимчивый

4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6.В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

9.Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

10.Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

11.Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

12.С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

13.Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

14.Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования уровня конфликтности

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

Таблица 3

Таблица для подсчета общей суммы баллов в соответствии с выбранными ответами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 - 17 баллов - Очень низкий.

18 - 20 баллов Низкий.

21 - 23 балла - Ниже среднего.

24 - 26 баллов - Ближе к среднему.

27 - 29 баллов Средний.

30 - 32 баллов - Ближе к среднему.

33 - 35 баллов - Выше среднего.

36 - 38 баллов Высокий.

Уровни конфликтности:

14-23 балла – Низкий.

24-32 балла – Средний.

33-38 баллов – Высокий.

Анкета «Я и моя семья», разработанная Министерством образования Республики Беларусь.

Цель: предназначена для изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника 

Инструкции: предлагается ответить на 9 вопросов. 

Тебе нравиться твоя семья?

а) нравиться

б) не очень нравиться

в) не нравиться

2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

3. Тебя часто наказывают за проступки?

а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

4. Тебе нравиться ухаживать или помогать младшим братьям или сёстрам?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь.

   а) хотел бы

   б) не знаю точно

   в) не хотел бы

6. Тебе нравиться делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

   а) да, делаю сам, без просьб

   б) не всегда

   в) нет

7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

   а) часто

   б) иногда

   в) почти никогда

8. Ели родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке

   а) всегда

   б) иногда

   в) почти никогда 

Обработка результатов 

Ответ а) – 3 балла

Ответ б) – 2 балла

Ответ в) – 1 балл 

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей) 

Высокий уровень (22-27 баллов) – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям. 

Средний уровень(15-21 баллов) – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию. 

Низкий уровень (9-14 баллов) – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, не охотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

1 блок – Познавательный.

Занятие №1. Авторская анкета «Юный патриот».

Цель - Знакомство с участниками социальной программы и диагностика уровня патриотизма у воспитанников ОГКУСО СП «Ручеёк» р.п. Красный Гуляй.

Ход работы: детям из экспериментальной группы была предоставлена анкета, состоящая из 5 вопросов. На один вопрос были даны варианты ответа, на остальные вопросы нужно было дать свой ответ.

Анкета на выявление уровня патриотизма у воспитанников

ОГКУСО СП «Ручеёк» р.п. Красный Гуляй

«Юный патриот»

1. Патриотизм – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.​ В чем проявляется патриотизм?

Готов встать на защиту Родины.

Хорошо учится.

Занимается спортом.

Любит животных.

Не слушается своих родителей.

Любит то место, где родился и вырос.

Любит и не забывает своих родителей, свой дом.

Гордится своей страной.

Знает государственные символы.

Знает историю своей страны.

Хороший друг.

3. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? Почему вы так считаете?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое «Родина»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

5.​ Считаете ли Вы себя патриотом? Почему вы так считаете?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 2. Творческий конкурс «Памятники Великой Победе».

Цель - повышение уровня знаний о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Ход работы: детям, находящимся в социальном приюте была показана презентация. В этой презентации были представлены памятники, ордена и символы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг: «Героям Сталинградской битвы», Мамаев курган, Волгоград, «Брестская крепость-герой», Брест, Мурманский «Алеша» - памятник «Защитникам советского Заполярья», «Курган Славы», Минская область, «Прохоровское поле», Белгородская область, Памятник-обелиск, стела, «созданный к 30-летию Победы – памятник Вечной Славы» в г. Ульяновск, Орден «Победа», Орден Отечественной войны, плакат «Родина-мать зовёт!». Также была рассказана история создания данных  памятников, орденов и символов.

После просмотра презентации детям предлагалось нарисовать либо раскрасить памятники, ордена и символы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

По результатам конкурса создатели лучших творческих работ были награждены сладкими призами.

2 блок – Информационный.

Занятие №3. Просмотр фильма «Беслан: три дня в сентябре».

Цель - формирование представлений у детей о террористических организаций.

Ход работы - совместно с детьми был просмотрен фильм «Беслан: три дня в сентябре». В ходе просмотра фильма детям задавались вопросы о том, что они знают о террористических организациях, какие террористические акты им известны, как нужно поступать в случае террористической опасности.

После просмотра фильма дети делились своими чувствами, эмоциями, переживаниями, которые возникли у них в ходе просмотра фильма.

Занятие №4. Проведение лекции «Действия при угрозе совершения террористического акта».

Цель - совместное создание плана-маршрута поведения в случае террористической угрозы.

Ход работы: после просмотра фильма «Беслан: три дня в сентябре» детям, находящимся в социальном приюте была прочитана лекция о том, какие действия нужно предпринимать в случае возникновения террористической угрозы. Совместно с детьми, на карточках, был составлен план-маршрут действий, в случае возникновения террористической угрозой.

В ходе составления плана-маршрута дети делились своими предположениями о ходе действий при возникновении террористической угрозой. Совместно с детьми был выбраны правильные действия. Они были записаны на карточку-памятку.

3 блок – Творческий.

Занятие №5. Просмотр видео и создание по нему стенгазеты «Ульяновск – город трудовой доблести».

Цель - повышение уровня знаний об участии города Ульяновска в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Ход работы: совместно с детьми было просмотрен видеоролик по присвоению г. Ульяновску звания города трудовой доблести. После просмотра видеоролика, в ходе открытого обсуждения с детьми были выявлены основные направления участия города Ульяновска в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Данные направления вместе с вырезками оборонных предприятий были занесены на стенгазету «Ульяновск – город трудовой доблести».

Занятие №6. Видео-флешмоб «Я патриот».

Цель - закрепление знаний, полученных в ходе реализации социальной программы «Поверь в себя».

Ход работы: каждому ребенку, принимавшему участие в социальной программе «Поверь в себя» предоставлялась возможность высказать знания, которые были получены им в ходе реализации программы. После было создано видео, содержащее высказывания каждого ребенка. Данное видео было опубликовано социальным педагогом на сайте ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» в г. Ульяновске».

4 блок – Без срока давности.

Занятие №7. Видео-квест «Битва за Ленинград».

Цель - получение новых знаний у участников социальной программы о мужестве и стойкости людей, принимавших участи в Битве за Ленинград.

Ход работы: совместно с детьми был просмотрен видеоролик «Битва за Ленинград». После просмотра видеоролика детям было предложено сыграть в викторину, состоявшую из 12 вопросов.

Занятие №8. Семейная вахта «Без срока давности».

Цель - сохранение памяти о геноциде советского народа в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Ход работы: каждому ребенку, принимавшему участие в мероприятие, предоставлялась возможность рассказать о его родственниках, участвовавших в годы Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. После открытого обсуждения детям был показан видеоролик о проекте «Без срока давности».