Тренинг общения для разновозрастной группы детей
с использованием социально – ориентированных технологий.
Сказка «Маленький Медвежонок»
Цель: научить взаимодействовать разновозрастных детей друг с другом; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развивать у детей способности понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Материалы и оборудование: кукольный театр: ширма, игрушки из кукольного театра: медвежонок, белочка, зайчик; аудиозапись звуков природы, леса, веселая динамическая музыка; разрезные карточки.
Ход занятия.
Педагог: Детки, сегодня к нам пришли ребята из средней группы. Давайте познакомимся и лучше узнаем друг друга, чтобы дружить дальше.
Педагог: Давайте поприветствуем друг друга миганием глаз. Сейчас каждый из вас подходит друг к другу и мигаете глазками. Как только вы утвердились, что уже поздоровались «мигалками» то меняетесь местами.
Педагог: Дети, посмотрите, сегодня у нас в гостях маленький медвежонок, давайте и с ним поздороваемся. Сейчас каждый из вас подойдет к медвежонку, и прикоснется к нему одним пальчиком, любым, и тогда мы попадем в сказку, которую нам дарит медвежонок.
Когда все поздоровались с медвежонком, то садятся на стульчики и слушают сказку.
Эта история произошла в лесном детском саду. В него ходили разные зверята. Каждое утро лес просыпался от теплых солнечных лучиков, согревающих землю, а песни птичек будили лесных зверей, и они вели своих деток в детский садик.
Упражнение «Волшебный лес»
Цель: научить детей овладеть элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой, голосом.
Дети, мы с вами попали в волшебный лес, тут живут самые резные звери, птицы, насекомые. Сейчас каждый из вас сможет изобразить какое-нибудь животное, а мы постараемся угадать кто это.
Дети делятся на 2 команды (старшие и младшие). Сначала старшие под музыку леса показывают фигуры лесных жителей и замирают на месте. Младшие детки пытаются угадать, что за животное застыло на месте, если угадали, то «животное» оживает. Потом дети меняются ролями.
Педагог: Недалеко от лесного садика жил Медвежонок, никто из зверят с ним не хотел дружить, потому что он со всеми дрался.
Медвежонок: никто не хочет со мной дружить, только могут обидеть. Мне надо защищаться, поэтому я буду драться. Медвежонок очень сильно грустил.
Упражнение «Собери чувство»
Цель: помочь детям лучше видеть эмоцию другого человека, понимать что она изображает; научиться действовать сообща.
Педагог: дети, а вы знаете какие существуют эмоции?
- Грусть, страх, радость, удивление, смех
Давайте покажем медвежонку как эмоции выглядят.
Детки делятся по парам (младший-старший). Каждой паре выдается разрезанная на несколько частей карточка с изображением эмоционального лица (грусть, страх, радость, удивление, смех). Детки договариваются, как они будут собирать, и собирают карточку. Затем каждая команда показывает ту эмоцию, которую они собирали.
Однажды Медвежонок пошел гулять, и пришел к детскому садику.
Белочка: смотрите, к нам идет медвежонок! Давайте с ним подружимся?
Зайчик: Ой, посмотрите! Медвежонок сжал кулаки! Он собирается с нами драться!
Белочка и Зайчик: мы хотели с ним дружить, а он хочет с нами драться, нет! Давайте защищаться!
Педагог: Дети, почему зверята подумали, что Медвежонок хочет с ними драться?
- Потому что он сжал кулаки?
- Правильно. А еще почему? Как мы узнаем, что как-то злится и хочет ударить?
- дети отвечают.
- а давайте побудем волчатами, которые живут в волшебном лесу.
Упражнение «Волчата»
Цель: развивать мимические и пантомические способности детей.
Дети делятся на пары (младший старший)
Дети, представьте, что сейчас вы маленькие волчата. Волчата любят играть, в игре они часть показывают, как они будут нападать. Сейчас определитесь, кто из вас будет волчонком, а кто зеркалом. Волчонок будет показывать свою готовность напасть. Волк показывает зубы, выгибает спину, машет хвостом, громко рычит. Зеркало точно копирует, что показывает волк.
Играет динамичная музыка 1-2 минуты, затем ненадолго музыка стихает, и дети меняются ролями.
Тем временем, зверята подбежали к Медвежонку и сказали:
- Эх, ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться. Мы надеялись, что ты станешь нашим новым другом, а ты.
- Мы с тобой не будем дружить! – сказали звери хором и ушли.
- Что же я наделал? Оказывается зверята хотели со мной дружить, а я их обидел….Эх… мне так стыдно и печально. Что же мне делать, как подружиться со зверушками?
Педагог: медвежонку стало так грустно, что он заплакал. А как мы успокаиваем друг друга? Давайте покажем?
Упражнение «грусть Медвежонка»
Цель: научить детей видеть печаль другого и поддержать в трудную минуту.
Детки сидят полукругом, лица грустные и по очереди гладят и успокаивают соседа.
Педагог: Молодцы, дети, а давайте скажем Медвежонку как ему лучше поступить.
- Дети предлагают варианты решения проблемы.
Медвежонок: Я понял, мне надо разжать кулаки и улыбнуться. Ведь из-за кулаков и от моего хмурого вида зверята подумали, что я хочу с ними драться! Спасибо детки, что помогли мне. Вы сегодня показали мне, какие бывают эмоции, и какие эмоции хорошие.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в лесной детский садик, он улыбнулся и разжал кулачки. И звери увидели, какой он хороший. С тех пор, Медвежонок и зверята дружат и играют в разные игры.
Педагог: Дети, давайте поиграем в игры, в которые играют зверята?
Упражнение «Звериные игры»
Цель: дать детям разнообразную физическую нагрузку, научить детей фиксировать внимание на своих ощущениях и сравнивать их.
• Закончи фразу: - в центр выходит каждый ребенок и изображает смелое животное и говорит: «Я смелый как (лев, тигр, орел, собака и т. д., а затем издает звук выбранного животного. Остальные должны понять кто это.
• Физкультминутка «Сидели два медведя»
Сидели два медведя на тоненьком суку (дети приседают)
Один читал газету (вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево)
Другой месил муку (прижимают кулачки друг к другу и делают вращательные движения)
Раз ку-ку, два ку-ку, Оба шлепнулись в муку (падают на ковер)
• «Счастливый танец» - каждый из нас выражает счастье по своему, и поэтому, мы попробуем каждый придумать свой танец и покажет его. Дети разбиваются по парам (младший –старший). В центр выходит пара, и танцуют танец под веселую ритмичную музыку. Остальные детки хлопают в такт.
Медвежонок: как хорошо, что вы, дети, помогли мне понять свою ошибку. Я больше никогда не буду без причины сжимать кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали со мной драться. Плохо быть драчуном, с тобой никто не хочет дружить.
Педагог: А сейчас ребята, мы по прощаемся с нашим Медвежонком. Он нас многому научил. Каждый ребенок подходит и дотрагивается до медвежонка, а затем ручки прикладывают сердцу.
Педагог: вот мы и вернулись из волшебного леса. Детки, а что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?
-Ответы детей.
- Что бы каждый из вас еще мог ему посоветовать.
-Ответы детей.
- Давайте, дети, запомним эти советы, и сами постараемся им следовать.