Тренинг общения для разновозрастной группы детей

с использованием социально – ориентированных технологий.

Сказка «Маленький Медвежонок»

Цель: научить взаимодействовать разновозрастных детей друг с другом; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развивать у детей способности понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Материалы и оборудование: кукольный театр: ширма, игрушки из кукольного театра: медвежонок, белочка, зайчик; аудиозапись звуков природы, леса, веселая динамическая музыка; разрезные карточки.

Ход занятия.

Педагог: Детки, сегодня к нам пришли ребята из средней группы. Давайте познакомимся и лучше узнаем друг друга, чтобы дружить дальше.

Педагог: Давайте поприветствуем друг друга миганием глаз. Сейчас каждый из вас подходит друг к другу и мигаете глазками. Как только вы утвердились, что уже поздоровались «мигалками» то меняетесь местами.

Педагог: Дети, посмотрите, сегодня у нас в гостях маленький медвежонок, давайте и с ним поздороваемся. Сейчас каждый из вас подойдет к медвежонку, и прикоснется к нему одним пальчиком, любым, и тогда мы попадем в сказку, которую нам дарит медвежонок.

Когда все поздоровались с медвежонком, то садятся на стульчики и слушают сказку.

Эта история произошла в лесном детском саду. В него ходили разные зверята. Каждое утро лес просыпался от теплых солнечных лучиков, согревающих землю, а песни птичек будили лесных зверей, и они вели своих деток в детский садик.

Упражнение «Волшебный лес»

Цель: научить детей овладеть элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой, голосом.

Дети, мы с вами попали в волшебный лес, тут живут самые резные звери, птицы, насекомые. Сейчас каждый из вас сможет изобразить какое-нибудь животное, а мы постараемся угадать кто это.

Дети делятся на 2 команды (старшие и младшие). Сначала старшие под музыку леса показывают фигуры лесных жителей и замирают на месте. Младшие детки пытаются угадать, что за животное застыло на месте, если угадали, то «животное» оживает. Потом дети меняются ролями.

Педагог: Недалеко от лесного садика жил Медвежонок, никто из зверят с ним не хотел дружить, потому что он со всеми дрался.

Медвежонок: никто не хочет со мной дружить, только могут обидеть. Мне надо защищаться, поэтому я буду драться. Медвежонок очень сильно грустил.

Упражнение «Собери чувство»

Цель: помочь детям лучше видеть эмоцию другого человека, понимать что она изображает; научиться действовать сообща.

Педагог: дети, а вы знаете какие существуют эмоции?

- Грусть, страх, радость, удивление, смех

Давайте покажем медвежонку как эмоции выглядят.

Детки делятся по парам (младший-старший). Каждой паре выдается разрезанная на несколько частей карточка с изображением эмоционального лица (грусть, страх, радость, удивление, смех). Детки договариваются, как они будут собирать, и собирают карточку. Затем каждая команда показывает ту эмоцию, которую они собирали.

Однажды Медвежонок пошел гулять, и пришел к детскому садику.

Белочка: смотрите, к нам идет медвежонок! Давайте с ним подружимся?

Зайчик: Ой, посмотрите! Медвежонок сжал кулаки! Он собирается с нами драться!

Белочка и Зайчик: мы хотели с ним дружить, а он хочет с нами драться, нет! Давайте защищаться!

Педагог: Дети, почему зверята подумали, что Медвежонок хочет с ними драться?

- Потому что он сжал кулаки?

- Правильно. А еще почему? Как мы узнаем, что как-то злится и хочет ударить?

- дети отвечают.

- а давайте побудем волчатами, которые живут в волшебном лесу.

Упражнение «Волчата»

Цель: развивать мимические и пантомические способности детей.

Дети делятся на пары (младший старший)

Дети, представьте, что сейчас вы маленькие волчата. Волчата любят играть, в игре они часть показывают, как они будут нападать. Сейчас определитесь, кто из вас будет волчонком, а кто зеркалом. Волчонок будет показывать свою готовность напасть. Волк показывает зубы, выгибает спину, машет хвостом, громко рычит. Зеркало точно копирует, что показывает волк.

Играет динамичная музыка 1-2 минуты, затем ненадолго музыка стихает, и дети меняются ролями.

Тем временем, зверята подбежали к Медвежонку и сказали:

- Эх, ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться. Мы надеялись, что ты станешь нашим новым другом, а ты.

- Мы с тобой не будем дружить! – сказали звери хором и ушли.

- Что же я наделал? Оказывается зверята хотели со мной дружить, а я их обидел….Эх… мне так стыдно и печально. Что же мне делать, как подружиться со зверушками?

Педагог: медвежонку стало так грустно, что он заплакал. А как мы успокаиваем друг друга? Давайте покажем?

Упражнение «грусть Медвежонка»

Цель: научить детей видеть печаль другого и поддержать в трудную минуту.

Детки сидят полукругом, лица грустные и по очереди гладят и успокаивают соседа.

Педагог: Молодцы, дети, а давайте скажем Медвежонку как ему лучше поступить.

- Дети предлагают варианты решения проблемы.

Медвежонок: Я понял, мне надо разжать кулаки и улыбнуться. Ведь из-за кулаков и от моего хмурого вида зверята подумали, что я хочу с ними драться! Спасибо детки, что помогли мне. Вы сегодня показали мне, какие бывают эмоции, и какие эмоции хорошие.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в лесной детский садик, он улыбнулся и разжал кулачки. И звери увидели, какой он хороший. С тех пор, Медвежонок и зверята дружат и играют в разные игры.

Педагог: Дети, давайте поиграем в игры, в которые играют зверята?

Упражнение «Звериные игры»

Цель: дать детям разнообразную физическую нагрузку, научить детей фиксировать внимание на своих ощущениях и сравнивать их.

Закончи фразу: - в центр выходит каждый ребенок и изображает смелое животное и говорит: «Я смелый как (лев, тигр, орел, собака и т. д., а затем издает звук выбранного животного. Остальные должны понять кто это.

Физкультминутка «Сидели два медведя»

Сидели два медведя на тоненьком суку (дети приседают)

Один читал газету (вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево)

Другой месил муку (прижимают кулачки друг к другу и делают вращательные движения)

Раз ку-ку, два ку-ку, Оба шлепнулись в муку (падают на ковер)

«Счастливый танец» - каждый из нас выражает счастье по своему, и поэтому, мы попробуем каждый придумать свой танец и покажет его. Дети разбиваются по парам (младший –старший). В центр выходит пара, и танцуют танец под веселую ритмичную музыку. Остальные детки хлопают в такт.

Медвежонок: как хорошо, что вы, дети, помогли мне понять свою ошибку. Я больше никогда не буду без причины сжимать кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали со мной драться. Плохо быть драчуном, с тобой никто не хочет дружить.

Педагог: А сейчас ребята, мы по прощаемся с нашим Медвежонком. Он нас многому научил. Каждый ребенок подходит и дотрагивается до медвежонка, а затем ручки прикладывают сердцу.

Педагог: вот мы и вернулись из волшебного леса. Детки, а что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?

-Ответы детей.

- Что бы каждый из вас еще мог ему посоветовать.

-Ответы детей.

- Давайте, дети, запомним эти советы, и сами постараемся им следовать.