БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «СТОЛИЧНЫЙ ЛИЦЕЙ»

________________________________________________________________________

Социальный проект

«Твори добро»

Автор:

Микрюкова Эвелина, ученица 8 А класса

Руководитель

Корепанова М.А.

г. Ижевск, 2023

Паспорт проекта ученицы 8А класса 2023-2024 учебный год

1

Тема проекта

Твори добро

2

Тематическая область проекта

Педагогика

3

Руководитель проекта

Консультант проекта

Корепанова М.А, учитель истории.

Микрюкова А.И., замав. ВМР МБДОУ №14

4

Целевая аудитория / заказчик

Дети дошкольного возраста.

5

Цель проекта

Апробация волонтерской практики, направленной на ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного края. Создание настольной игры.

6

Объект

Волонтерское движение

7

Предмет

Работа с детьми старшего дошкольного возраста группы «Веснушка» МБДОУ №14 г. Ижевск

8

Задачи проекта

Создать волонтерской практики

.

Собрать

информацию об истории и культуре

Удмуртии.

Обработать собранный материал

Познакомить детей дошкольного возраста с историей и культурой Удмуртии, через

проведение

мастер-классов,

познавательных

бесед.

Создать настольную игру «Мой край родной».

9

Проблемное поле (актуальность)

Согласно указу президента РФ главная концепция патриотического воспитания в соответствии с федеральной образовательной программой как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны.

Волонтерство становится популярным среди молодого поколения. Является новым способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей активной гражданской позиции (осознанного участия человека в жизни общества).

10

Компетенции

Способность организовать познавательную и игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста

11

Образ продукта

Настольная игра-бродилка «Мой край родной».

12

Сроки реализации

Ноябрь – январь

13

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

Человеческие: педагоги ДОУ, дети старшого дошкольного возраста

Финансовые: печать готовой продукции

Информационные, время: ноябрь - январь

Оборудование, материалы: бумага, краски, соленое тесто, презентация, проектор, компьютер

Сетевые и социальные партнеры: МБДОУ №14

14

Возможные риски / Пути их преодоления

Внутренние: болезнь автора проекта

Внешние: низкая посещаемость детей ДОУ, вследствие чего невозможность провести мероприятие

Технические: неисправность оргтехники

Организационные: задержка печати настольной игры, вследствие большой загруженности печатного салона

15

Этап

Подготовительный

Основной

Заключительный

Срок

Ноябрь

Декабрь

Январь

Содержание

Разработка темы проекта, определение цели и задач

Реализация проекта, сбор и анализ информации, проведение мастер-класса и познавательных бесед, изготовление игры-

бродилки

«Мой край родной»

Защита проекта

16

Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди

Опыт организации деятельности детей дошкольного возраста. Новые познания в истории и культуры Удмуртии.

17

Прямая ссылка(и) на ресурсы с информацией о проекте (сайты, социальные сети)

18

Ссылка на НПК, конкурс всероссийского, международного уровня, в котором вы приняли участие. Электронный или бумажный документ об участииС

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………5

Глава

I

Волонтерсво

……………………….

………………

…………….6

Понятие «

Волонтерство

»………

……………………………………..6

Нравственно-патриотическое воспитание

…………………

….……..7

Сбор и

нформации ……………………………………………………..9

Глава

II

Практиче

ская часть ……………………………………………..10

I

этап исс

ледования ………………………………………………….10

II

этап исследования …………………………………………………17

Список литературы ……………………………………………………..18

Введение

В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир становится тесней и сложней и добровольчество – это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализация прав и обязанностей граждан путем осознания полного человеческого потенциала. Движение добровольцев (волонтеров) привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости.

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе.

В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года указывается, что «добровольчество (волонтерство) является созидательной и социально значимой формой самореализации личности, проявления гуманизма, гражданской активности, обеспечивает возможность социального творчества и созидательной инициативы. Добровольчество выступает важным фактором и ресурсом общественного развития, решения социальных задач, в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды…».

Цель: Апробация волонтерской практики, направленной на ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного края. Создание настольной игры.

Задачи:

Создать волонтерское движение.

Собрать информацию об истории и культуры Удмуртии.

Обработать собранный материал

Познакомить детей дошкольного возраста с историей и культурой Удмуртии, через проведения мастер-классов, познавательных бесед.

Создать настольную игру «Мой край родной».

Глава I Волонтерство

1.1.Понятие «волонтерство»

Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение. Таким образом, волонтерами становятся не из финансовых побуждений, а ради помощи другим и приобретения бесценного жизненного опыта. Ведь волонтерство дает много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то, получить знакомства.

Наиболее популярными видами волонтерской деятельности являются:

Охрана окружающей среды: отслеживание браконьеров, благоустройство территорий заповедников, учет популяций редких животных.

Оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях: психологическая поддержка, обеспечение продовольствием, приготовление пищи, восстановление поврежденных объектов, поиск пропавших людей, медицинская помощь.

Наблюдение за природными стихиями и техногенными производствами: преждевременное оповещение населения, если есть опасность.

Развитие образования, инноваций, науки; популяризация спорта и активного досуга: труд в школах, детских садах, училищах, университетах, различных профильных клубах.

Сохранение памятников истории и культуры: ремонтные работы, связанные с реконструкцией объектов.

Организация массовых мероприятий: спортивных, культурных, образовательных, религиозных.

Создание возможностей для раскрытия творческого потенциала, в том числе для людей с физическими особенностями: про

ведение выставок, мастер-классов

, лекций.

1.2. Нравственно-патриотическое воспитание

Большое значение для познавательного, социально-личностного нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, родным городом, с историей родного края, с его достопримечательностями и известными людьми.

Поэтому в рамках данного проекта нами был выбран такой вид волонтерской деятельности, как помощь в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (группа «Веснушка» МБДОУ №14).

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:

Познакомить детей

группы «Веснушка» с историей родного края, достопримечательностями и культурой.

Развивать интерес к удмуртской культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям своего народа.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решаются в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Решением данной проблемы стала реализация проекта.

Для решения данных задач нами были разработаны тематические беседы, разделенные на блоки:

Г

ород

а родного края

.

 Дети получают краеведческие сведени

я о родном городе

, об истории его возникновения, его

достопри

мечательностях

, п

ромышленности,

городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Родная природа

.

Любовь к родной природе - одно из проявлений

патриотизма. При ознакомлении с

родной природой дети подготовительной группы получают

знания о природе родного края

. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура.

 Очень важно при

вить детям чувство любви и

 ува

жения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомят

ся с национальными костюмами, праздниками и обрядами, оберегами, национальной кухней. Таким образом, у детей формируется

общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Сбор информации

Для работы над проектом мы использовали литературу, приложенную ниже.

Глава II Практическая часть

2.1. I этап

Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей, культурой, достопримечательностями, традициями родного края.

Нами были проведены две тематические беседы и мастер-класс:

Беседы

Г

ород

а родного края

Все мы с вами живем на одной земле, родниковой земле, земле, которой родились и живем, по-другому ее называю «малая родина». Может быть, кто-нибудь назовет нашу малую родину? (Удмуртия).

А сейчас давайте вспомним основные государственные символы нашей Республики? (Флаг и герб УР).

Флаг Удмуртии трехцветный. Он состоит из трех вертикальных полос – черной, белой и красной. В центре белой полосы изображён восьмиконечный солярный знак красного цвета – толэзе. Черный цвет является символом земли и стабильности; красный - цветом солнца и символом жизни; белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев. Восьмиконечный солярный знак – знак оберег– по преданию оберегает человека от несчастий.

Герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красной, белой и черного цвета. Образ белого лебедя является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак толэзе.

А теперь давайте вспомним города Удмуртии. Кто-нибудь из вас знает эти города?

Воткинск был основан в 1759 году. Одними из главных достопримечательностей являются: Музей-усадьба П. И. Чайковского и памятник «Якорь».

Глазов был основан в 1678 году. Достопримечательности: Музей Иднакар, Дом культуры Россия.

Можга основана в 1835 году. Достопримечательности: Историко-краеведческий музей, памятник «Линейка»

Сарапул основан в 1579 году. Достопримечательности: Дача П. Башенина, дом П. Башенина.

Знаете ли вы, какой город является столицей Удмуртии? (Ижевск)

Ижевск является столицей Удмуртской республики.

Город был основан в 10 апреля 1760 года П. И. Шуваловым.

Герб Ижевска имеет четыре цвета, которые сочетаются между собой. Клещи – символ крупного промышленного города;

Стрела – символизирует собой человека, стремление вверх;

Гроздь рябины – символизирует природу.

Какие достопримечательности города вы знаете?

В нашем городе есть много интересных и памятных мест.

Одно из популярных мест отдыха города Ижевска – набережная, расположенная на берегу Ижевского пруда. Набережная служит местом отдыха, как для горожан, так и для туристов. Периодически здесь проходят различные акции и мероприятия. Любители активного отдыха также здесь могут найти занятие по душе. В летнее время открыт прокат различного спортинвентаря, который подойдет как для взрослых, так и для детей.

Одной из гордостей Ижевска является Центральная площадь города. Именно она является главной площадью, одним из центров культуры, политической и социальной жизни. Располагается площадь в самом центре. Появилась она относительно недавно – уже после Великой Отечественной войны.

Величественный монумент «Дружбы народов» - символ дружбы русского и удмуртского народов. Расположен монумент на берегу Ижевского пруда, к которому спускается широкая вымощенная желтым камнем лестница. В городе его больше знают, как «Лыжи Кулаковой».

Ижевский зоопарк в рейтинге лучших зоопарков России занимает почетное 3-е место и считается одним из лучших зоопарков в Европе. Животные в зоопарке живут в условиях, старательно приближенных к естественным - просторные вольеры с деревьями и растущей травой, укрытиями и норами, рвами, водоемами и водопадами, внутри вольеров находится множество природного материала для игр животных.

Свято-Михайловский собор располагается в центре Ижевска и является лицом города и символом возрождения духовной жизни Удмуртии и всей России.

«Ижик» появился в Ижевске 4 ноября 2010 года. Задорный и обаятельный мальчик-кафтанщик уже давно воспринимается как талисман города, и сейчас скульптура – неотъемлемая часть центральной площади. Фигурку Ижика сделали из старых ключей. Во многих организациях были установлены места для сбора ключей. Благодаря общим усилиям горожан набралось столько ключей, что получилось около 200 кг металла. Так, отслужившие свой срок металлические предметы, получили новую жизнь.

Необычная скульптура – вилка с насаженным на нее пельменем – появилась в Ижевске по итогам конкурса «Современная городская скульптура». Памятник открылся в октябре 2004. Он находится около кафе «Позимь».

Знаете ли вы растения символы Удмуртии?

Италмас считается символом Удмуртии. Этот цветок занесен в Красную книгу республики. В Удмуртии это растение почитали как символ любви и грусти, верности и разлуки, надежды и радости.  В народе о цветке сложили легенду. Италмас — это было имя девушки, чья красота не оставляла равнодушным никого. Однажды к ней посватался старый вдовец Байтуган и предложил отцу девушки простить долги в обмен на дочь. Отец героини отказал Байтугану, и тот ушел ни с чем. Однажды Италмас ушла в лес собирать ягоды и повстречала там Камаша — юношу из другого поселения. Молодые люди сразу влюбились друг в друга. В течение года ни один из них не мог признаться другому в чувствах, а когда влюбленные наконец объяснялись друг с другом, Камаша поразила стрела, выпущенная Байтуганом. Старый вдовец решил поджечь лес и деревню, но сам в результате погиб в огне. А Италмас, пытаясь потушить огонь и спасти людей, превратилась в желтый цветок — италмас.

Рябина - священное дерево удмуртов. При закладке дома удмурты втыкали от порчи особую рябиновую палку, а во время эпидемических заболеваний на воротах или дверях развешивали рябиновые ветки. В удмуртских деревнях встречается обычай втыкать в матицу в хлеву и около стойла веточки рябины, которые должны оберегать скот от всяких колдовских напастей и порчи. Гроздья рябины развешивали над входом в дом не только в декоративных целях, но и ради ее магических свойств. Считается, что она развивает интуицию, предвидение, делает более тонким восприятие. Рябина помогает контролировать чувства. Само дерево иногда высаживали у ворот дома, это должно было уберечь хозяйство и жителей от дурного глаза. Ягоды рябины содержат в себе много полезных веществ. Удмурты знали о полезных свойствах рябины, а потому делали заготовки этих ягод на зиму.

Родная культура

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Костюм северных удмуртов содержит три цвета: черный, белый и красный. Одежду шили из белого льняного холста и украшали вышивкой красного цвета. Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи (дэрем) со съемным вышитым нагрудником (кабачи), поверх рубахи – кафтан или холщовый белый халат (шортдэрем) с поясом, передник (азькышет).

Южные удмурты отличались костюмами яркими, многоцветными. Сюда входили белые, красные, зеленые, коричневые цвета. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык).

Обереги – магические предметы, которые могут охранять и оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, куклы.

Знаете ли вы какие-нибудь традиционные удмуртские праздники?

Каждое лето в Удмуртии празднуется Гербер. Праздник проводится в честь окончания полевых работ. В этот день удмурты благодарили бога за удачно проведенные весенние земледельческие работы и просили хорошего урожая. В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку. Центральным звеном праздника были песни, хороводы, танцы, народные забавы и обряды. 

Пӧртмаськон – удмуртский обряд, который является завершением осенних полевых работ. Осеннее ряженье проходило с 7 по 9 ноября. Обряд начинался на исходе дня и продолжался до утра, до тех пор, пока не обходили все дома в деревне. Длился он три ночи. Хозяева каждого дома готовились к встрече праздничной процессии, накрывали богатый стол.

Акашка – один из главных праздников народного календаря удмуртов, посвященный началу весеннего сева. В этот день красили яйца и складывали их в лукошко вместе с зерном. Эти яйца вместе с зерном разбрасывали по полю и просили у бога хорошего урожая, зерен величиной с яйцо.

Какие национальные блюда вы знаете?

Перепечи – это открытые пирожки из ржаной муки с разнообразными начинками. Перепечи подавались на встрече с важным гостем в знак уважения. Начинки могут быть самыми разными: от грибов и мяса до сладкого варенья.

Табани - Лепёшки из кислого дрожжевого теста выпекаются на углях. Можно сказать, что это очень большие оладушки. Раньше это было ритуальное блюдо, символизировавшее солнце — круглое, оранжевое и горячее. При подаче табани смазывают топлёным сливочным маслом и густым молочным соусом – зырет.

Пельмени – это блюдо из пресного теста с начинкой из рубленного мяса или рыбы. Оно образовано с помощью двух основ – «пель» и «нянь», которые означают «ухо» и «хлеб», так что дословно пельмени можно перевести как «хлебные ушки». (Спасибо за внимание)

На этом у меня все: о чем мы с вами сегодня разговаривали? (города, достопримечательности, природа, культура). Какие достопримечательности вы запомнили? МОЛОДЦЫ!

Вам понравилось?(ответы детей)

А для того чтобы вы могли закрепить и пополнить свои знания и родном, я хочу вам подарить настольную игру.

Мастер-класс «Изготовление солярного знака из соленого теста

»

.

Вывод: теперь дети старшего дошкольного возраста группы «Веснушка» МБДОУ №14 г. Ижевск знают чуть больше о родном крае.

II

этап

Цель: создание настольной игры «Мой край родной».

Для создания игры нам понадобилось:

Бумага

Краски

Кисточки

Мы попробовали создать собственную модель настольной игры, которая поможет нам познакомить детей с особенностями культуры, истории, традиций удмуртов.

Вывод: изучение родного края

Список литературы

1. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1991. – 159 с.

2. Волкова Л. А. История Удмуртии. – Глазов: Государственный педагогический институт, 2008. – 222 с.

3. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 38 с.

4. Удмуртская республика: Энциклопедия / Гл. ред. В. В. Туганаев. – Ижевск: Удмуртия, 2000. – 800 с.

5. Гедугова, Д.А. Волонтерские практики в современной России как маркер уровня развития гражданского общества [Текст] / Д. А. Гедугова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016 - №4. - С.21-23.

6. Стеблина, И.Б. Волонтерское движение - наш стиль жизни [Текст] / И. Б. Стеблина // Региональная школа управления. - 2016 - №1. - С.66-69.

7. Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022 - №5. - С.77-83.