* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Семейное чтение - залог успешного развития ребенка.

Соловьева Н.В. МБДОУ 140, г. Мурманск

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающих. Детская книга традиционно рассматривается педагогами как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности. Она будит мысль дошкольника, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дети начинают видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замеченные ими качества, воспринимают предметы и явления в их внутренней связи.

Содержание художественного произведения расширяет кругозор маленького читателя, выводит его опыт за рамки личных наблюдений, рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах.

Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, а также выражая отношение автора к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют дошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Они помогают формировать умение давать нравственные оценки, оказывают влияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, рассматривать иллюстрации, слушать чтение взрослого. С появлением интереса к картинкам начинает возникать интерес к тексту. При соответствующей работе уже на третьем году жизни можно вызвать у малыша интерес к судьбе героя повествования, заставить его следить за ходом событий и переживать новые для него чувства.

Что же волшебного в семейном чтении? Все просто: в процессе чтения книг родители учат ребенка вступать в правильные взаимоотношения с миром, слушать и слышать других. А значит, когда он вырастет, ему будет легче справляться с трудностями и находить выход из сложных ситуаций.
Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома - все зависит от графика и возможностей родителей. Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком - вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.
Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. И расстроится, если по какой-либо причине семейное чтение сорвется. К тому же вечером даже самым занятым родителям проще выделить время, чтобы провести его вместе с малышом.
Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые - родители, бабушки или дедушки. Для этого надо выбирать книги, которые в том числе интересны взрослому. Тогда выше шансы, что они принесут удовольствие и ребенку. А еще благодаря семейному чтению взрослые и сами ненадолго возвращаются в собственное детство.
Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителям перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым. В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.
Многие родители стараются «убить двух зайцев» и заменить чтение аудиокнигами. Да, ребенок слышит хороший постановочный текст с голосами актеров и музыкальным сопровождением. Но этот текст для него обезличен, поэтому назвать это семейным чтением никак нельзя.
Ребенок не видит носителей этих голосов, он не может вступить с ними в контакт, чтобы обсудить услышанное. В то время как семейное чтение - это и тактильные ощущения, и возможность сразу же получить обратную связь от значимого взрослого. И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.