муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ?Центр детского и юношеского творчества будЁнновского района города донецка? Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования – руководителей танцевальных коллективов ?Сопровождение творчески одарённых детей в детском хореографическом коллективе? Разработала: Педагог дополнительного образования хореографической студии ?Коктейль? Передера Татьяна Владимировна Донецк – 2019 Пояснительная записка Целью дополнительного образования детей является оказание педагогической поддержки учащимся в их самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере. Развитие системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач современной педагогической деятельности. Индивидуально-личностная основа деятельности Центра творчества детей и юношества позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их профессионального самоопределения в соответствии со способностями, поощрения и развития мотивации дальнейшего профессионального обучения. Современные психологи отмечают, что одаренный ребенок не просто опережает своих сверстников по ряду параметров развития, но и качественно отличается от сверстников. Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, способствует самореализации учащихся, но в тоже время не подчиняет динамику и уровень их развития стандартам. Она направлена на восприятие как результата, самого процесса совершенствования и развития творческого потенциала. Стоит заметить, что выявление одаренных детей на уроках хореографии – продолжительный процесс, связанных с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе обучения в системе дополнительного образования. Цель: Рассмотреть условия для выявления, поддержки и развития одарённых и мотивированных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их способностями в области хореографии.? Задачи: 1.?Рассмотреть благоприятные условия для полноценного воспитания и образования детей с повышенными творческими способностями. 2.?Выделить педагогические технологии работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми. 1.?Общие положения об одарённости. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными способностями или имеет внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть направленной к одному виду деятельности, и общей – то есть направленной на разные виды деятельности. Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Наличие одаренности в определенном виде деятельности может привести к высоким показателям, а может и не привести. Педагогическая задача – выявить своеобразие этой одарённости и создать условия для ее развития и реализации. Модель работы с талантливыми детьми Выявление и диагностика одаренных детей. Разработка специализированной или индивидуальной программы, а также программно-методического обеспечения для ее реализации. Консультация для родителей по вопросам развития одаренности ребенка. Поддержка высокой самооценки и мотивации ребенка на творчество. Формирование системы самообучения одаренного ребенка Демонстрация творческих достижений учащихся. Условия успешности модели: - безусловное понимание и уважение личности ребенка; - личностное и профессиональное самосовершенствование педагога. 2.?Определение одаренности в сфере хореографии. Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию художественного материала, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению определенных художественных образов в сценических условиях. Работа с одаренным ребёнком в хореографии заключается в том, что она направлена на подготовку его к выступлениям перед зрителями. В ходе постановочной работы учащийся осваивает музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива, воображение, умение передавать музыку и содержание образа движения. Это обеспечивается специальными образовательными услугами; богатой развивающей средой, включающей увлекающую ребенка деятельность; мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей. Поведенческие признаки одаренности Мотивационные: -?переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности хореографией; -?ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований педагога-хореографа; -?высокая требовательность к результатам собственного труда, настойчивость, стремление к совершенству исполнения танцевального движения или танцевальной композиции в целом. Поведенческие признаки одаренности Инструментальные: -?быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; -?использование и изобретение новых способов деятельности (импровизация) в условиях заданной ситуации; -?выдвижение новых целей деятельности за счет глубокого овладения хореографическим материалом, ведущих к новому (например: сольные партии; участие в номерах малой формы; дуэтное исполнение). 3.?Критерии выявления одаренных детей в хореографии. Критерии выявления хореографических способностей детей гибкость корпуса; эластичность стопы (подъем); танцевальный шаг; выворотность; прыжок; музыкальный слух; артистичность; работоспособность; выносливость как физическая, так и психологическая; медицинские показания. Для выявления одаренных детей в хореографии используют следующие критерии, формы выявления и диагностические задания. Критерии отбора Проверка действий Пояснения и рекомендации 1 этап. Хореографические данные 1. Подъем стопы Вытягивание и сокращение стопы, круговые движения стопой. Не развитая стопа будет сковывать амплитуду прыжка и других движений. Для развития гибкости ступни необходимо выполнять специальные упражнения 2. Выворотность в стопе Показать 1,4,5 позиции ног, выполнить battement tendu Отсутствие выворотности, неподвижность голеностопного сустава может привести к травме. При выполнении позиций все пальцы должны плотно прилегать к полу 3. Выворотность в колене Выполнить demi plie, grand plie, retere Невыворотность колена при исполнении прыжков ведет к травме. Развивается специальными упражнениями 4. Выворотность в бедре Выполнить demi plie, grand plie, rond de jambe par terre, ?лягушка?, лежа на животе и спине Упражнение ?Лягушка? следует выполнять осторожно с нажимом на колени. Отсутствие выворотности в бедре не позволит правильно и красиво выполнять позы классического танца. Развивается с помощью специальных упражнений 5. Величина шага Выполнить relevelent во всех направлениях, удерживая ногу на максимальной высоте Нога должна идти свободно без усилий и боли, связки должны эластично растягиваться. Развивается с помощью спец.упражнений 6. Гибкость Выполнить перегибы корпуса во всех направлениях Верхняя часть корпуса перегибается легко и свободно, с устойчивым равновесием в нижней части корпуса. Идеальная гибкость не обязательна 7. Прыжок Выполнение прыжков на двух ногах на максимальную высоту Необходимо добиваться вытягивания корпуса и коленей в воздухе, полного опускания пяток на пол при приземлении, отталкивание производить всей ступней 2 этап. Музыкальные данные 1. Музыкальный Исполнись песню громкого и тихого звучания Отсутствие слуха затруднит обучение хореографическому искусству 2. Ритм Выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, выполнение движения с музыкой и изменением темпа Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, развитию не поддается 3 этап. Артистичность и выразительность 1. Мимика лица. Эмоции Выполнение образных движений, выражение чувств лицом. Все дети естественны и непосредственны. Это необходимо сохранять и развивать выражением 2. Выразительность Импровизация на заданную тему, выполнение поклона на ?бис? Внутреннее раскрепощение ребенка – основная задача педагога для развития выразительности Медицинские показания Хорошее физическое здоровье Функциональные возможности тела Симметричные черты лица Удлиненная подвижная шея, красивая линия плеч предплечий Удлиненные руки, тонкая кисть и длинные пальцы Прямой позвоночный столб с нормальными физиологическими изгибами Симметричная грудная клетка Красивая форма ног с продолговатыми мышцами Особое строение стопы Предъявляется медицинская справка от врача-терапевта о состоянии здоровья ребенка на основании заключений врачей-специалистов. 4.?Методы и приемы для развития творческой одаренности на занятиях хореографии. Формы работы с одарёнными и мотивированными к обучению учащимися. Первая ступень обучения выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по развитию способностей на занятиях и во внеурочное время; привитие навыков концертной деятельности; поддерживание тесной связи с родителями учащихся. Вторая ступень обучения широкое привлечение учащихся к концертной деятельности; развитие инициативы и самостоятельности; формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации; участие в районных, городских, республиканских, международных конкурсах. Третья ступень обучения индивидуальная работа на занятиях и во внеурочное время с одарёнными и мотивированными к обучению детьми; оказание помощи в выборе профессии; участие в? конкурсах различного уровня; обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю. Принципы работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми Индивидуализация обучения (осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе занятий и внеурочной деятельности, наличие индивидуального плана обучения учащихся). Принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала дополнительными заданиями творческого характера). Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Принцип развивающего обучения. Для развития творческой одаренности на занятиях хореографии применяется целый комплекс приемов. 1.?Диагностические средства, позволяющие выявить потенциал творческих способностей воспитанника. В первую очередь это просмотр учащихся и выявление их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, наблюдение в процессе творческого задания. 2.?Прием сотворчества (учащийся + педагог, учащийся + учащийся, работа группами). Прием является как диагностическим, где хорошо видны индивидуальные особенности детей, так и развивающим, так как учащиеся естественным образом обогащают художественный опыт друг друга (а часто и опыт педагога), умение слышать друг друга, с уважением принимать идеи других, воплощать их в готовый совместный продукт. 3.?Технологии формирования определенных психофизических состояний. В современной хореографии активно используются средства из арсенала практической психологии: приемы релаксации, умение адекватно реагировать на раздражающие факторы. Невозможно долго находится в состоянии повышенного напряжения – и способность расслабиться, ?отпустить? чрезвычайно важна для умения в нужный момент достичь уровня высокой работоспособности. 4.?Технология творческого раскрепощения и снятия зажимов. Включают в себя комплексы упражнений и этюдов, игровую деятельность, определенным образом организованную. Учащиеся свободно творчески взаимодействуют друг с другом, находясь при этом в комфортном эмоциональном состоянии. 5.?Методы и приемы на развитие пластических характеристик. Стретчинг (растяжка) представляет собой пластические упражнения и задания, ставящие целью раскрепощение тела и повышения вследствие этого его возможностей. 6.?Технологии создания художественного образа. Фантазирование и развитие творческого воображения средствами хореографии. Работа над созданием образа позволяет в первую очередь выразить свою индивидуальность. Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, необходимо указать на сочетание в хореографии трех начал: - музыка, физическое воплощение, психоэмоциональное выражение сути художественного образа. В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование. Таким образом, на занятиях по хореографии дети приобщаются к миру прекрасного; воспитывают художественный вкус; учатся слушать, воспринимать, оценивать музыку; раскрывают свои индивидуальные возможности. Список использованных источников. 1.?Выготский?Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии – 2003. 2.?Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А.М.?Матюшкина – М. 3.?Бахтин?М.М. Одарённые дети. – М.: Прогресс, 1991. 4.?Одаренность //Словарь-справочник по педагогике/Авт,-сост. В.А.?Мижериков. – М.:ТЦСфера,2004.-С.249-250. 5.?Ю.П.?Семянникова ?Выявление и развитие одаренных детей? [текст] Ю.П.?Семянникова. М.: Педагогика 2003, – 115 с.
Сопровождение творчески одарённых детей в детском хореографическом коллективе