План работы

методического объединения

учителей русского языка и литературы

на 2023-2024 учебный год

Методическая тема ШМО учителей русского языка и литературы: совершенствование профессионализма учителя в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями обновленного ФГОС.

Цель: организовать непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя, чтобы улучшить ВСОКО достижения учеников на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в рамках подготовки к реализации требований ФГОС ООО третьего поколения

Задачи:

1.Изучить нормативно-правовую базу ОО в условиях перехода на новые ФГОС

2.Совершенствовать предметные и меиапредметные компетенции педагога.

3. Формировать единый подход к решению актуальных педагогических проблем, стоящих перед учителем в рамках реализации ФГОС, в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации.

4. Создавать благоприятные условия для проявления педагогической инициативы учителя.

5. Осуществлять информационную, учебно-методическую поддержку учителей на основе диагностики и мониторинга.

6.Способствовать построению индивидуальных маршрутов непрерывного развития и профессионального мастерства педагогических работников

7. Совершенствовать систему внутришкольного контроля и мониторинга – ВСОКО (построить модель работы с низкомотивированными обучающимися, чтобы повысить результаты ВПР; участие во внешних оценочных процедурах).

8. Выявить, обобщить и транслировать педагогического опыта в условиях подготовки к реализации ФГОС.

9. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в педагогическую практику современных методик и технологий (технологии формирующего оценивания и дистанционные технологии)

10. Освоить работу электронного ресурса «Конструктора рабочих программ» в соответствии с ФООП.

11. К 1 сентября 2023 года обновить программы по русскому языку, литературе под требования ФООП, утвержденным 1 января 2023 года: изучить законодательство и новые учебно-методические документы; принять участие в рабочей группе; начать составлять новые общеобразовательные программ в соответствии с федеральными ООП.

12. Формировать единый подход к решению актуальных педагогических проблем, стоящих перед учителем в рамках реализации ФГОС, в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации.

13. Создавать благоприятные условия для проявления педагогической инициативы учителя.

14. Осуществлять информационную, учебно-методическую поддержку учителей на основе диагностики и мониторинга.

Направления деятельности МО

1. Изучение нормативных документов и рекомендаций.

2. Использование новых образовательных технологий и методик обучения с целью повышения качества образования.

3. Выявление профессиональных затруднений педагогических работников

4. Организация работы по обобщению и распространению опыта

5. Диагностика уровня профессиональной компетенции и методической подготовки педагогов.

Организационные формы работы:

1. заседания методического объединения;

2. методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания русского языка и литературы, организации внеклассной деятельности;

3. взаимопосещение уроков педагогами;

4. выступления учителей ШМО на практико-ориентированных семинарах, педагогических советах;

5. анализ занятий, выявление и трансляция продуктивного педагогического опыта в области реализации ФГОС ООО СОО;

6. повышение квалификации педагогов по вопросам внедрения ФГОС ООО, СОО, прохождение аттестации педагогических кадров;

7. прохождение конкурсов и тестирований по теме «Предметная компетентность учителя русского языка и литературы»;

8.участие в семинарах, вебинарах, мастер – классах, круглых столах, межкурсовых конференциях по вопросам реализации ФГОС ООО, СОО;

9. тематические доклады по проблемам реализации ФГОС ООО и СОО в предметной области «Русский язык и литература»

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний учащихся;

- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с ФОП ООО, СОО;

- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.

Направления работы :

1. Аналитическая деятельность:

- знакомство со структурой современного урока;

- анализ методической деятельности за 2022-2023 учебный год и планирование на 2023-2024 учебный год;

- изучение направлений деятельности педагогов;

- анализ работы педагогов с целью оказания помощи;

- выявление образовательных потребностей и профессиональных затруднений учителей

2. Информационная деятельность:

- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;

- пополнение тематической папки-копилки «Методическое объединение учителей МО».

3. Консультативная деятельность:

- консультирование педагогов по вопросам тематического планирования;

- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;

- консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС ООО СОО;

- наставничество;

- методическая помощь учителям по созданию системы уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Кадровый состав ШМО:

ФИО

Стаж работы

Квалификационная

категория, год присвоения, дата и номер приказа

Классы

Тема по самообразованию

1

Сидорова

Людмила Александровна

32

Высшая кв. кат.в 2019 г

Приказ: № 19-Д от 09.01.2020

5 «В»- русский язык

6 «Б» -русский язык, литература,

10 «А» - русский язык, литература,

11 «А» -русский язык, литература, родной русский язык (русский) и родная литература,

русское правописание: орфография и пунктуация (10 - 11)

Роль критериального подхода в повышении эффективности обучения

2

Селиверстова Виктория Викторовна

37

высшая кв. кат.в 2020 г.

Приказ: № 21-Д от 19.01.2021

5 «В»- литература

9 «А» - русский язык, родной язык (русский), литература,

6«А» - русский язык, литература,

8 «В», - русский язык, литература,

Развитие читательской грамотности как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы

3

Голдырева Наталья Ивановна

25

1 кв. кат.в 2020 г.

Приказ: № 904-Д от 10.12.2020

5 «Б» и «В» - русский язык, литература, ОЧГ

9 «Б» - русский язык, литература, родной язык (русский)

8 «А» - русский язык, литература,

Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках русского языка через различные технологии в условиях обновленных ФГОС.

4

Козулина Наталья Михайловна

21

высшая кв. кат, 2019 г.

Приказ: 117-Д от 11.03.2019

АТТЕСТУЕТСЯ в 2024 г

5 ,7,8 классы - русский язык, литература, основы читательской грамотности

9 «Г»- русский язык, литература, родной русский язык и родная литература

Реализация технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

5.

Бочкарева Анна Павловна

43

соответствие з.д.

Приказ: № 125 от 03.12.2019

8 «Г»,9 «Д» - русский язык, литература

6

Иванова Ольга Леонидовна

3

1 кв. кат.в 2020 г.

06.11.2021

Приказ:

6 «В»- русский язык, литература , ОЧГ

8 «А»- русский язык, литература, ОЧГ 8 «Б» - русский язык, литература, ОЧГ

9 «В» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

8 «В»- домашнее обучение

Формирование читательской грамотности как средство создания ситуации успешности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

7

Хайдаршина Юлия Эдуардовна

1

Нет

АТТЕСТУЕТСЯ в 2023 г

6 «Б»- русский язык, литература

6 «В» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

8 «Е» - русский язык, литература

Проектная деятельность обучающихся как средство формирования ключевых компетенций

План — график работы МО учителей русского языка и литературы

Сроки

Тема

Содержание

Ответственные

Август 2023

Заседание ШМО

Тема: «Подготовка к новому 2023– 2024 учебному году».

1. Обсуждение плана работы МО на 2023 – 2024 учебный год, основных направлений работы:

2.Корректировка и утверждение методической темы и плана работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2022-2023 учебный год.

3.Изучение нормативных, программно – методических документов.

4. Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.

5.Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году.

Руководитель ШМО Завуч по УВР Учителя-предметники

Сентябрь 2023г

1. Заседание ШМО: Тема: «Планирование и организация методической работы учителей русского языка и литературы на 2023- 2024 учебный год». Цель: обсудить план работы ШМО на 2023 – 2024 уч. год, основные направления работы.

1. Анализ деятельности ШМО учителей русского языка и литературы за 2022-2023 учебный год и утверждение плана работы ШМО на 2023-2024 учебный год.

2. Анализ качества знаний обучающихся (итоговой аттестации) по результатам ОГЭ и ЕГЭ . Утверждение графиков консультаций по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

3. Корректировка и утверждение методической темы и плана работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2023-2024 уч. год.

4. Утверждение тем по самообразованию учителей русского языка и литературы.

5. Согласование рабочих программ по предметам гуманитарного цикла на 2023-2024 учебный год, составление тематического планирования.

6. Подготовка обучающихся к школьному и муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

7. Утверждение КИМов для входной диагностики по русскому языку в 5-классах

8. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.

9. Организация внеурочной работы. Работа с одаренными и высокомотивированными детьми.

10. Система мер по устранению мер пробелов в знаниях обучающихся, организация работы с отстающими обучающимися.

Руководитель ШМО Завуч по УВР Учителя-предметники

Октябрь 2023

Заседание ШМО

Тема: «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы. Адаптация пятиклассников».

1.Обмен опытом в использовании наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.

2.Результаты стартовой диагностики;

3.Проведение контрольных работ за первую четверть;

4. Выявление расхождений в программе;

5.Посещение уроков в 5 классах (Цель- выявление особенностей учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене);

6.ассмотрение Положения об аттестации педагогических кадров.

7. Проверка выполнения программ за 1 четверть, анализ работы учителей.

8.Проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады

9. Рассмотрение и утверждение текстов промежуточного контроля за 1 полугодие.

10.Работа с демоверсиями по подготовке 9,11 классов к ОГЭ, ЕГЭ.

Руководитель ШМО Учителя-предметник

Ноябрь 2023

Заседание ШМО Тема : «Создание профессионального роста учителя. Перспективы развития». Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей

1.Анализ деятельности ШМО за I четверть.

2.«Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку» (Обмен опытом)

3.Выработка программы целенаправленной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

4.Анализ входного мониторинга по русскому языку в 5-х классах. 5.Подготовка учащихся к всероссийским школьнымолимпиадам. 6.Подготовка к написанию итогового сочинения обучающимися 11-х классов. Изучение нормативных документов. Организация работы с обучающимися.

7.Изучение методических рекомендаций по подготовке к написанию итогового сочинения.

8. Выступление - отчет по теме самообразования «Культурологический аспект преподавания русского языка и литературы как фактор развития культурного опыта обучающихся». (Обмен опытом)

9.Доклад с презентацией по теме: «Применение интернет ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества учащихся».

Руководитель ШМО Учителя-предметник

Декабрь 2023

Заседание ШМО

Тема: «Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся».

Цель: активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ.

Выступления

1.Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся:

Доклады с презентацией по теме: «Применение интернет - ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества учащихся»

«Проектная и исследовательская деятельность: педагогические основы применения в условиях реализации ФГОС ООО и СОО»

2.Взаимопосещение уроков учителей (обмен опытом)

3. Анализ работы педагогов МО по подготовке обучающихся к участию в научно-исследовательских конференциях по РЯ и Л;

4.Промежуточная экспертиза исследовательских проектов обучающихся, коррекция работы с мотивированными и одарёнными детьми в подготовке к научно-практической конференции.

5. Пополнение банка заданий для проведения пробных экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах

Руководитель ШМО Учителя-предметник

Январь 2024г

Заседание ШМО

Тема: «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы». Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.

1.Анализ деятельности ШМО за II четверть.

2.Анализ контрольной работы по русскому языку за I полугодие (9,11 классы).

3. Анализ работы педагогов ШМО по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, научно – исследовательских конференциях по предмету.

4. Пополнение банка заданий для проведения пробных экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах.

5.Подготовка к устной апробации выпускников 9 классов.

6.Анализ итогового сочинения.

7.Анализ уровня подготовки выпускников 9,11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

8.Планирование и проведение диагностического тестирования по русскому языку 9,11 классах в форме ОГЭ и ЕГЭ на второе полугодие. 9.Взаимопосещение уроков с целью повышения эффективности преподавания и обмена опытом преподавания с последующим анализом. 10.Проведение пробного экзамена в форме ЕГЭ в 11 классах и экзамена по новой форме в 9 классах.

11.Работа с одарѐнными детьми. Участие в разных конкурсах и олимпиадах.

12.Выступление по теме : «Формирование развитие читательской компетенции на уроках литературы и во Руководитель ШМО Завуч по УР Учителя-предметники внеурочное время».

13.Организация и проведения месячника по русскому языку и литературе. 14.Проведения Всероссийского конкурса «Живая классика». 15.Подготовка к ВПР.

16. Промежуточная экспертиза исследовательских проектов обучающихся. Коррекция работы с мотивированными и одарѐнными детьми в подготовке к научно-практической конференции

Руководитель ШМО Завуч по УВР Учителя-предметники

Февраль 2024

Заседание ШМО

Тема: «Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации основной образовательной программы. Воспитательный потенциал ФГОС ООО, СОО»

1.Работа над развитием монологической речи.

Семинар-практикум «Работа с текстом как один из путей повышения лингвистической, литературоведческой и коммуникативной компетенции обучающихся».

Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС ООО, СОО(обмен опытом)

2. Подготовка к устной апробации выпускников 9 классов

3.Требования к современному уроку, формирование УДД как условие реализации системнодеятельностного подхода в обучении школьников.

4. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

5.Подготовка к защите ИП учащихся старшего звена (10 кл.)

6. Формы и методы работы с обучающимися группы риска (обобщение опыта)

11.Анализ уровня подготовки выпускников 9, 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

12.Планирование и проведение диагностического тестирования по русскому языку в 9,11 классах в форме ЕГЭ и ОГЭ на второе полугодие.

Руководитель ШМО Учителя-предметник

Март 2024

Заседание ШМО

Тема: «ФГОС. Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся». Игра как одна из здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Цель: активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ.

1. Анализ деятельности ШМО за 3 четверть.

2. «Отличительные особенности ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе».

3.Анализ открытых уроков.

4.Оценка результатов устного собеседования учащихся 9 классах. 5.Посещение уроков русского языка в 9-11-х классах с целью выявления подготовленности учащихся к итоговой аттестации.

6.Посещение уроков русского языка и литературы в 4-х классах. 7.Монитормнг успешности в подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. 8.Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке г государственной итоговой аттестации и ВПР. 9. Доклад с презентацией по теме: Организационно – деятельностные игры на уроках русского языка и литературы

Руководитель ШМО Учителя-предметник

Апрель 2024

Заседание ШМО

Тема: «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся».

1.Диагностика «Выявление трудностей и положительного опыта в работе педагогов»

2. Обмен опытом: «Эффективные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы»

3.Анализ банка педагогических технологий, используемых на уроках учителями русского языка и литературы

4. Посещение уроков русского языка в 9-11-х классах с целью выявления подготовленности учащихся к итоговой аттестации

5. Посещение уроков русского языка и литературы в 4-х классах

6.Мониторинг успешности в подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

7. Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР

Руководитель ШМО Учителя-предметник

Май 2024

Заседание ШМО

Тема: «Формирование и развитие читательской компетенции на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

1.Выступления по темам: «Формирование и развитие читательской компетенции на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время» и «Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

2. Анализ деятельности МО за год: прохождение программного материала, выполнение практической и контрольной частей

3. Обсуждение и утверждение УМК на следующий учебный год

4. Оценка результатов апробации ФООП.

5.Организационно – деятельностные игры на уроках русского языка и литературы.

6. Анализ открытых уроков в рамках школьного фестиваля педагогического мастерства

Руководитель ШМО Учителя-предметник

Июнь 2024

Заседание ШМО: Тема: Подведение итогов работы МО учителей русского языка и литературы в 2022-2023 учебном году. Планирование работы МО на 2023-2024 учебный год. Цель: проанализировать результаты деятельности МО, западающие проблемы иопределить пути их коррекции.

1. Анализ результатов пробных экзаменов в 11 классах в форме ЕГЭ и ГИА в 9 классах.

2. Анализ итоговых контрольных работ и промежуточной аттестации в 5-8 классах и в 10 классе.

3. Определение проблем, требующих решения в новом учебном году.

4. «Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 9 классе в условиях реализации ФГОС». (Обмен опытом).

5. Мониторинг качества обучения и образования

6. Выполнение практической и теоретической части рабочих программ.

7. Подведение итогов по результатам участия одарѐнных детей в олимпиадах, конкурсах и др.

8. Обобщение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы ШМО учителей русского языка и литературы.

9. Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. (Отчѐты по темам самообразования).

10. Планирование работы на новый 2024-2025 уч. Г

Руководитель ШМО Учителя-предметник

План работы с одарѐнными детьми

Цель: уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарѐнных (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарѐнности, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребѐнок от природы одарѐн по своему

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарѐнных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарѐнным детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях)

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственные

1

Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Заседание ШМО

Август

Рук. ШМО

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование

Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Сентябрь

Рук ШМО

Кл. рук.,

учителя РЯ и Л

3

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Практические занятия

Сентябрь

Рук ШМО

Кл. рук.,

учителя РЯ и Л

4

Подготовка к участию в муниципальной предметной олимпиаде

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

Ноябрь

Рук ШМО

Кл. рук.,

учителя РЯ и Л

5

Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных и муниципальной предметных олимпиад.

Бюллетень

Декабрь

Рук ШМО

6

Начало оформления творческих работ. Практическое занятие литературы «Требования к оформлению исследовательских работ

Круглый стол

Январь

Рук ШМО

Кл. рук.,

учителя РЯ и Л

7

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований.

Заседание ШМО

Февраль

учителя РЯ и Л

8

Межсекционное занятие «Методика защиты исследовательских работ».

Учебное занятие

Март

Рук. ШМО

9.

Презентация работы с одаренными детьми

Месячник

Апрель

Рук ШМО, учителя РЯ и Л

10

Школьный интеллектуальный марафон. Интеллектуальные игры, викторины Участие одаренных в конкурсах, проектах различных направлений и уровней.

Работа факультативов, элективных курсов.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.

Марафон

В течение года

Рук ШМО

Кл. рук.,

учителя РЯ и Л

01.09.2023 Руководитель ШМО: Скороход Д.О.