ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОО: МБОУ СОШ с. Богородское

Учитель: Вайзгун Наталья Николаевна

Дата проведения: 16.05.2025 г.

Класс: 7 Б

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем обученности.

Предмет: Литература

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Внеклассное чтение

Тема урока:«Родина в искусстве: как художники и поэты воспринимают свое отечество»

Цель: формирование понятия синтеза искусств, формирование у учащихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны (на примере взаимообогащения русской культуры и культуры малых народов Приамурья).

Планируемыерезультаты:

Личностные:

• формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Метапредметные:

• развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; анализировать, сравнивать, делать выводы; развитие навыков смыслового чтения.

Предметные:

• знакомство с основными этапами жизни и творчества дальневосточных писателей, осмысление проблематики и идейной сущности стихотворения П.Комарова «Приамурье»; совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙБЛОК

Задачи урока:

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с пейзажной лирикой на примере заявленного стихотворения;

- формировать понятие синтеза искусств;

- развивать умение анализа художественного текста, настроения автора, понимание значения художественной детали;

- формировать умение находить в поэтическом произведении средства выразительности;

- расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.

2.Развивающие:

- развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста), декламации;

- развивать навык выразительного чтения лирических произведений;

- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

3.Воспитательные:

- воспитание культуры общения, умения работать в парах, самостоятельно;

- воспитание интереса к предмету, к классическому наследию русской литературы;

- прививать и воспитывать интерес к предмету «литература» посредством использования на уроке учебного оборудования.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

презентация «Родина в искусстве», выполненная в программе PowerPoint, фрагмент видеофильма «Брат2» (ссылка на ресурс: https://youtu.be/0A9FlXr9phg), ноутбук, мультимедиа, экран, карточка с таблицей для работы в паре.

ОРГАНИЗАЦИОННО –ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Образовательные технологии: технологии развития критического мышления (приём «Незаконченное предложение», приём «Синквейн»).

Межпредметные связи (при наличии): киноискусство, изобразительное искусство, скульптура, декоративно-прикладное и монументальное искусство.

Этап урока

Содержание урока Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Мотивационно- целевой

Приветствие. Проверка готовности к уроку, организация внимания детей. Создание эмоционального настроя на работу.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок внеклассного чтения из цикла «Дальневосточная литература».

- Для того чтобы определить тему занятия, давайте посмотрим видеофрагмент.

Слайд1_Видео_Я узнал, что у меня…):

- Ребята, скажите, какова тема нашего занятия?

(Пишу на доске их ответы).

- Видеофрагмент чего мы посмотрели? (фильма, кино «Брат 2» (2000 год), режиссер Алексей Балабанов, в главной роли Сергей Бодров-младший)

- Совершенно верно! Кино! Как говорил вождь мирового пролетариата, создатель нашего государства Владимир Ильич Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

- Значит, кино – это часть чего?

- Какие виды искусства вы знаете?

- Верно, ребята.

Слайд2_Виды искусства.

- Скажите, все эти виды искусства обособленны или могут интегрировать, взаимодействовать друг с другом?

- Приведите примеры…

Слайд 3,4,5_Взаимодействие культур

- Ребята, скажите, так о чём мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего занятия.

- Совершенно верно! Тема нашего занятия «Родина в искусстве». Но сегодня мы поговорим не только о синтезе искусств, т.е. взаимосвязи видов искусства, но и о том, как люди искусства воспринимают свою Родину, своё Отечество.

Слайд 6. Работа с картой народов России.

- Ребята! Давайте посмотрим на карту народов России, где проживают более 180 народов. Наша малая родина – Хабаровский край, это один из субъектов Российской Федерации. Население многонационально, как везде в России (русские, украинцы, корейцы), около 1 миллиона 300 тысяч. Из них 20 тыс. – малые народности Севера, представители коренных народов: нанайцы, эвенки, ульчи, удэгейцы, нивхи, орочи, негидальцы и эвены. У каждого народа есть свой язык и культура. Без них нет народа. Каждый народ – хранитель уникальных традиций, культуры, языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке. А всех нас объединяет наш общий дом – Россия.

Слайд 7. В нашей стране очень много делается для сохранения языка, истории, культуры, например, 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России.

Слайд 8. И сегодня мы поговорим о роли культуры и искусства в жизни народов нашей многонациональной страны. Тема занятия – «Родина в искусстве: как художники и поэты воспринимают свое отечество».

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

(смотрят фрагмент)

(ответы учащихся: Родина…)

-Фильма.

- Искусства

- Да, взаимодействуют

- Литературное произведение экранизируют; литературным героям ставят памятники, рисуют, ставят оперу или балет и т.д.

Осуществляют целеполагание.

-Родина, искусство.

Выполнение задания

Отвечают на поставленные вопросы, обсуждение проблемы

Записывают тему урока

Личностные УУД

• Установление связи между целью деятельности и ее мотивом Познавательные УУД

• Структурирование знаний Коммуникативные УУД • Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

• Целеполагание

2.Основной

- Ребята! Назовите мне известного художника, который прославил Хабаровский край.

(Слайд 9. Геннадий Дмитриевич Павлишин. Краткий рассказ о художнике: Родился 27 августа 1938 года в Хабаровске. С раннего детства увлекался рисованием. Первую свою настоящую картину «На Амуре» (холст, масло) написал в кружке юных художников при Дворце пионеров[3].

Окончил художественное училище во Владивостоке (1964). Пять лет работал в лаборатории этнографии ДВО АН СССР (Владивосток). Много ездил по Дальнему Востоку, изучая быт, нравы и культуру коренных народов, делая многочисленные рисунки, эскизы, наброски, на основе которых впоследствии создавались его картины. С 1965 года активно сотрудничал с Хабаровским книжным издательством. Его книги издавались в США, Греции, Франции, Японии и других странах[4]. В последние годы работает по созданию мозаичных панно-икон для РПЦ.

Член СХ СССР с 1973 года[5].)

Работы Геннадия Павлишина:

Слайд 10.

-мозаИчное  панно  «Поэма о Приамурье», совместно с Валерием Геннадьевичем Рюминым — художником-камнерезом (1979; Дом официальных приемов Правительства Хабаровского края, Хабаровск)

Слайд 11.

- Иллюстрации произведений дальневосточных писателей Всеволода Петровича Сысоева, автора «Золотой Ригмы» (родился в Харькове, жил в Крыму, переехал на ДВ, трудился в Хабаровске).

Слайд 12.

- Дмитрия Дмитриевича Нагишкина (портрет) (Родился в Чите, жил в Николаевске-на-Амуре, Владивостоке,Хабаровске, затем в Риге,Москве. Серьёзно интересовался устным творчеством малых народов Приамурья Дмитрий Нагишкин говорил:

«Герои моих книг и мои дети родились на Дальнем Востоке, где я прочитал первую книгу и написал свою первую книгу. Дальний Восток занимает в моей душе то особое место, которое принадлежит первой любви…»).

Слайд 13-14. «Амурские сказки».

Знаменитая иллюстрация к знаменитой сказке «Айога».

Помимо этого есть и другие произведения Дмитрия Нагишкина.

Слайд 15. – Геннадий Павлишин иллюстрировал поэтические произведения дальневосточного поэта Петра Степановича Комарова.

Слайд 16. - Посмотрите иллюстрации Геннадия Павлишина к сборнику Петра Комарова «На краю России»

-Посмотрите, скажите, кто изображен на иллюстрациях?

Слайд 17.– «Лесная музыка»

Слайд 18.– «Зима»

Слайд 19.– «Золотая просека»

Слайд 20. Иллюстрация к стихотворению «Приамурье»

Послушайте стихотворение.

РАБОТА В ПАРАХ. ТАБЛИЦА. Слайд 21.

- Ребята, найдите картины предметов удивительного, поэтического прочувствования, значимости в жизни человека такого понятия как малая родина.

- Глаголы какого наклонении я использует поэт?

- С какой целью их использует автор?

- Найдите строчки, в которых заключена основная мысль стихотворения.

- О чем нам сказал поэт этими строчками?

- Ребята, призываю вас перечитать или прочитать стихотворения нашего земляка Петра Комарова. И вы по-новому увидите красоту нашего с вами края.

Слушают сообщение о жизни и творчестве Г.Д.Павлишина

Просматривают презентацию, составляют тезисы.

Слушают сообщение об истории картин, панно, составляют тезисы сообщения.

Просматривают презентацию, составляют тезисы.

Слушают сообщение о жизни и творчестве В.П.Сысоева

Слушают сообщение о жизни и творчестве Д. Д. Нагишкина

Слушают сообщение о жизни и творчестве Г.Д.Павлишина

Слушают сообщение о жизни и творчестве П.С.Комарова

Просматривают презентацию, составляют тезисы.

Участвуют в аналитической беседе, отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы других учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с таблицей. Заполняют таблицу. (Небеса с

колдовскими закатами,                     

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И вечерний туман над рекой

Журавлей вереница, голубые глаза озёр, березка, птичий щебет, шагающий лось.)

(условного наклонения:

Я бы ветры вдохнул, Я бы выпил ручьи,

Я тропинку бы выходил)

(чтобы выразить свое огромное желание, получше узнать, изучить свой родной край).

(Только в песне да в сказке уместится

 Приамурье моё!)

(О своей огромной любви к родному краю).

Делают вывод. Демонстрация полученных результатов.

Личностные УУД

• Личностное, жизненное самоопределение

•Нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания Познавательные УУД

• Структурирование знаний

3.Рефлексивно- оценочный

Давайте составим СИНКВЕЙН по теме нашего занятия. Слайд 22.

Приём «Незаконченное предложение». Слайд 23.

- Ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте подведём итоги.

О чём, о ком мы с вами сегодня говорили? (ответы учащихся)

Выберите и закончите по одному предложению:

- Я уже знал ...

- Я узнал ...

- Мне было интересно ...

- Мне понравилось …

Слайд 24. Песня в исполнении С. Яковлева «Приамурье».

- Предлагаю послушать музыкальное произведение и назвать автора слов.

5. Заключительное слово учителя.

- Ребята! Мы живём в такой большой многоязычной стране, но все же мы понимаем друг друга. Что нас объединяет?

Слайд 25. Карта России

Верно, нас объединяет наша культура, история, уважение к языкам и культурам народов России. Важно понимать и помнить о том, что нам нужно беречь эти ценности, объединяющие нас.

Даю словесную оценку деятельности учащихся на уроке.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: выучить стихотворение П.Комарова «Приамурье».

Слайд 26. Молодцы! Спасибо за внимание!

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с таблицей «Я уже знал / Я узнал / Мне было интересно/ Мне понравилось»

ответы учащихся

Слушают песню в исполнении композитора

Отвечают на вопрос

Делают вывод.

Записывают в дневник

Регулятивные УУД

• Оценка результата деятельности