«Современные подходы к закреплению навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта»
В современной лингвистике, психологии, психолингвистике, общей педагогике овладение детьми словообразованием родного языка признается весьма важным и рассматривается в свете развития языковой способности и речевой коммуникации ребенка в целом.
Леонтьев отмечает, что словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Являясь составной частью общей языковой способности человека, при онтогенетическом развитии речи словообразование формируется спонтанно, по принципу саморазвития в дошкольном возрасте и, далее, совершенствуется в школьном периоде.
Исследования специалистов и мой опыт в данном направлении позволяют утверждать, что механизм саморазвития словообразования не функционирует у детей с нарушением интеллекта. Доказано, что несформированность словообразования оказывает негативное влияние на овладение устной и письменной речью, существенно снижает успешность в усвоении учебных знаний, умений и навыков в процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.
Результаты исследования функции словообразования у детей с нарушением интеллекта показывают, что дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: кроватночка, кукленька, ключонок. При образовании названий детенышей животных дети часто называют уменьшительно-ласкательную форму названий взрослого животного: белик, свиник, гуська, лошадик, вместо щенок – собачка. Затрудняются в образовании прилагательных: вместо маленький – помалюскин, бумагный, мехная шапка, стекловая, деревкин стул. При выполнении задания на префиксальное образование глаголов неправильно употребляют приставки, путают их, употребляют глагол без приставки: вместо переходит – идет, вместо пришивает – шьет.
Овладение словообразованием младшими школьниками с нарушением интеллекта находится на гораздо низшем уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Дети с нарушением интеллекта испытывают серьёзные затруднения в словообразовании.
Наиболее лёгким и доступным для младших школьников с нарушением интеллекта является образование приставочных глаголов, тогда как продуцирование производных существительных и, тем более прилагательных, сопровождается большим разнообразием и числом ошибочных действий.
Словообразовательная деятельность младшими школьниками с нарушением интеллекта характеризуется рядом специфических особенностей: случаи успешного образования слов возможны лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных словообразовательных моделей и соответствующих им аффиксов. Необходимость переноса навыков словообразования на новый, менее употребляемый в разговорной практике лексический материал вызывает грубую «поломку» в уже казалось бы сформированных умениях и навыках. В преобладающем большинстве случаев степень овладения ими словообразовательными умениями и навыками не зависит впрямую от их возраста.
Основные задачи коррекционного обучения:
расширение пассивного словаря (на основе знакомства с окружающей действительностью);
развитие понимания изменений форм слов и значения грамматических категорий;
активизацию накапливаемого словаря и практическое овладение наиболее простыми формами словоизменения и словообразования.
Формирование умения образовывать и изменять слова у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
Учет структуры дефекта.
Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей школьников.
Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.
Разнообразие используемых методов и приемов по формированию умений образовывать и изменять слова.
Для более успешного формирования навыка словообразования необходима поэтапность и преемственность в работе по годам обучения.
Имя существительное:
1 класс:
понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности –
ласкательности
,
увеличительности
(существительные с суффиксами
-
и
к
, -
ек
, -к, -чек, -
очк
, -
ечк
, -
ищ
);
понимание и правильное употребление слов обозначающих детенышей животных (существительных с суффиксом
–
о
нок
, -
енок
);
понимание и правильное употребление лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксом
–
и
ст
, -
щик
–чик, -ниц(а), -
тель
, -ар).
Глагол:
2 класс:
правильное употребление слов, обозначающих действия предметов, с наиболее распространенными приставками (в,
во
, вы);
правильное употребление слов, обозначающих действия в значении движения внутрь или изнутри: (
при
, у, от, под, до)
в значении удаления или отсутствия (пере,
про
, до)
в значении перемещения.
3 класс:
правильное употребление слов, обозначающих действия предметов с приставками (ра
з-
/рас, с - /со, за)
в значении направления действия в разные стороны, сближения, соединения;
в значении движения вниз, вверх, по поверхности;
в значении движения вокруг предмета;
сопоставление слов, обозначающих незавершенное действие и завершенное.
4 класс:
употребление слов, обозначающих завершенное действие (глаголы совершенного вида с приставками).
Имя прилагательное:
2 класс. Понимание и употребление слов, обозначающие признаки предметов по материалу, из которого он сделан (резиновый, металлический).
3 класс:
понимание и употребление слов, обозначающие признаки предметов по принадлежности (лисий, медвежий);
по степени сравнения качеств предметов (
белый
, белее);
по уменьшительно – ласкательному названию каче
ств пр
едметов (новенький, голубенький).
4 класс. Употребление слов, указывающих на степень качества предмета (сравнительная и превосходительная степень прилагательных).
Следуя поэтапности формирования навыка словообразования, закладываются основы словообразования уже в первом классе, но формируются они на материале имен существительных, при этом целенаправленно отрабатывается только суффиксальный способ словообразования. Во втором классе суффиксальный способ реализуется уже на материале имен прилагательных. Причем часть словообразовательных форм имеет семантику предыдущего года, например, значение уменьшительности. «Изюминкой» второго класса оказывается освоение префиксального способа на материале глаголов. Работа над глагольным словообразованием требует особого внимания, поскольку проблема различения предлогов и приставок является одной из острейших проблем в письменных работах учащихся.
Для того чтобы сформировать у детей с нарушением интеллекта навыки словообразования, появилась необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных путей развития словообразования у детей с нарушением интеллекта.
Один из наиболее успешных подходов к закреплению навыков словообразования – это приёмы моделирования слов.
Этот подход позволяет определить словообразовательные модели, характерные для слов того или иного словообразовательного типа, помогает понять закономерности образования слов определённого типа, устанавливать правила, согласно которым вторичные наименования объединяются в ту или иную словообразовательную модель. Что способствует формированию словообразовательных умений младших школьников с нарушением интеллекта, даёт первоначальное представление о словообразовательных процессах языка.
Прием накопления групп одноструктурных слов
Заключается он в том, что постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.
Начинается такая работа с анализа таблицы, которую предлагает логопед:
во-первых, нужно внимательно рассмотреть словообразовательную модель и попробовать отгадать слова, которые «спрятаны» в этой записи;
во-вторых, нужно соотнести словообразовательную модель с перечисленными корнями, что помогает ученику увидеть в словообразовательной модели зашифрованные слова;
третье — это запись зашифрованных слов с указанием их морфемного состава.
В результате проделанной работы в тетради оформляется такая запись:
Коле-чк-о
Ове-чк-а
Шапо-чк-а
Пугови-чк-а
Дево-чк-а
Скамее-чк-а
Со временем перечень слов, соответствующих одной словообразовательной модели, ученики дополняли другими примерами. В результате ученики запоминают морфемное строение слов одной словообразовательной модели.
Прием образование слов,
соответствующих одной словообразовательной модели
На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов.
Зайчата, медвежата, лисята, волчата.
Формулировка заданий к таким упражнениям звучит, например, так:
- от данных слов образуйте имена существительные (прилагательные, глаголы) по указанной модели.
Выполнение подобных заданий способствует: обогащению словарного запаса учащихся, как при образовании слов по моделям дети не только узнают новые для них слова, но и уточняют значение слов известных; запоминанию строения слов и их написания.
Благодаря поэтапной и систематической работе по формированию навыков словообразования и подбору материала по формированию словообразования в системе коррекционно-логопедической работы можно не только успешно решать вопросы развития словообразования, но и получить огромное удовольствие от интересной творческой работы.
Список использованных источников и литературы
Алентьева Е. А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. 2017.
С. 24-32.
Андрусева
И. В. Формирование системы словообразования как основа обогащения лексического запаса младших школьников с умственной отсталостью //
Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. 2017. С. 19-21.
Гаврилушкина
, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П.
Гаврилушкина
, Н.Д. Соколова. – Москва
:
Просвещение, 1995.
Кощеева О. В. Психолингвистические и логопедические принципы изучения словообразования у детей // Проблемы речевого онтогенеза и
дизонтогенеза
. 2017. С. 29-38.
Крылова Е. В. Развитие лексической системы языка у детей с нарушением интеллекта // Педагогика и современность. 2016. № 3-4 С. 87-89.
Лалаева
Р. И. Нарушение устной речи и система коррекц
ии у у
мственно отсталых школьников: Кн. для логопеда. М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 2008. С. 184.
Максимова, М.О. Приемы формирования навыков морфемного и словообразовательного анализа у учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и на логопедических занятиях / Специальное образование. – 2008. – № 11.