Создание «Ленты времени» по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» с использованием STEAM подхода.
Власенко Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЛНР «Комиссаровская средняя школа №31»
В рамках уроках русского языка и литературы технология STEAM базируется на применении междисциплинарного и прикладного подхода. И связана, прежде всего, с созданием обучающимися материального объекта (модели), в которую комплексно вложены их знания по S – science (наука); T – technology (технология); E – engineering (инженерия); А– art (искусство, гуманитарные науки); M – mathematics (математика).
Алгоритм работы над «Лентой времени» пьесе «Вишнёвый сад». Проводится на обобщающих-уроках, предполагает дополнительную подготовку обучающихся и работу учителя в качестве наставника.
Шаг.
Поиск проблемы - Что означает фраза
А.П.Чехова
«Вся Россия - наш сад»?
Цель:
проанализировать значение фразы в контексте пьесы (и творчества писателя) с точки зрения литературы, истории.
Задачи:
проанализировать образы главных героев; выявить характерные особенности представителей прошлого, настоящего и будущего, а также значение «вишнёвого сада» для каждого из этих времён, найти сходства и отличия»; проанализировать историческую обусловленность жизни представителей каждого времени, их взаимовлияние; проанализировать планы спасения «сада», найти сходства и отличия, выявить наиболее благоприятный план; вывести обобщённую формулировку значения фразы.
Интегрированный поиск информации
(библиотеки, архив, интернет и т.д.)- под руководством учителя.
Работа с источниками, оценка результатов поиска
- под руководством учителя.
Разработка и реализация проекта, его защита
– в мини-группах под руководством учителя.
Использование данной технологии позволяет формировать у обучающихся навык работы с текстом разного уровня. Так, ученик обрабатывает информацию с разных источников, анализируя, синтезируя, обобщая и систематизирую полученную информацию, при этом он адаптирует её под свою учебную задачу, а значит получает уже свой «новый» продукт деятельности, который он пропустил через свой опыт.
Что означает фраза А.П.Чехова «Вся Россия - наш сад»?
САД – ЭТО ___________________________________
Настоящее БудущееПрошлое
Литература+психология
Краткая литературно-психологическая характеристика представителей каждого времени. Что символизирует «вишнёвый сад» для каждого героя
1.В какой период истории представлены?2.Какой слой общества представляют?3.Какие взаимоотношения с другими слоями общества?4.Какие изменения могут быть в будущем?1.В какой период истории представлены?2.Какой слой общества представляют?3.Какие взаимоотношения с другими слоями общества?4.Какие изменения могут быть в будущем?Литература +история
1.В какой период истории представлены?2.Какой слой общества представляют?3.Какие взаимоотношения с другими слоями общества?4.Какие изменения могут быть в будущем?
Литература+ математика + история
Краткий обобщённый анализ планов спасения «сада», сходства и отличия, наиболее благоприятный план в контексте исторического развития страны
План спасения сада:«+»\ «-»План спасения сада:«+»\ «-»План спасения сада:«+»\ «-»
Обобщённая формулировка значения фразы
«Вся Россия - наш сад»= __________________________________________________
Рисунок1. Рабочий лист «Что означает фраза А.П.Чехова «Вся Россия - наш сад»?