Попова Полина Петровна
Учитель-логопед д/с «Чуораанчык»
Коррекционная работа с детьми ОВЗ.
Создание мультфильмов и постановка сказок в работе с детьми ОВЗ.
Использование пальчикового театра, лепки и рисования в работе с детьми, имеющими особенности психоречевого развития – это отличный способ организовать их логопедические занятия по другому направлению качественно и нестандартно. Так как пальчиковый театр не просто игра, лепка не просто умение творить, рисование не только творчество, а еще и эффективный способ для коррекционного развития, и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления.
Простота использования такой работы в том, что для того, чтобы организовать представление, сказку, мультик не требуется больших качественных дополнительных атрибутов. В нем есть самое главное – это его герои: пальчиковые игрушки, рисунки детей, пластилиновые поделки детей со своими характерами и своей речью.
Создание мультфильмов с рисунков и лепки детей - это новый универсальный многогранный способ развития ребёнка в современном мире. Оживление собственных рисунков, аппликаций, пластилиновых персонажей, игрушек помогает развернуть комплексный образовательный, развивающий процесс с малой группой детей с разными способностями и умениями. Это деятельность, которая объединяет и «затягивает». Это полноценный педагогический процесс, соответствующий деятельному подходу, согласно ФГОС ДО. За время создания мультфильма ребёнок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера, то есть, знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой информации.
Мультипликация в коррекционной педагогике - интересная форма работы с детьми, имеющими проблемы в развитии коммуникативных навыков. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Процесс создания мультфильмов значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть правильной и понятной для зрителей. Дети очень стараются говорить правильно, следят за своей речью, озвучивая героев, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков, делает речь детей более правильной с грамматической точки зрения.
А насчет пальчикового театра – это волшебный мир для детей. Участвуя в спектакле, ребенок не просто играет, он в этот момент проживает жизнь со своим маленьким героем, познает окружающий его мир. И эти маленькие пальчиковые помощники смогут быстрее и точнее донести до ребенка понятия о добре и зле, правде и справедливости; подсказать как необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации; заставят волноваться и сопереживать, радоваться и огорчаться. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, а вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.
Такая методика работы используется для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения: позволяет расширять кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию; способствует развитию у детей креативности, оригинальности мышления, что в итоге повышает уверенность в себе; позволяет гармонизировать эмоциональное состояние детей; обеспечивает развитие детского коллектива.
Речевая деятельность детей в такой работе, способствует обогащению их опыта знанием народных сказок с доступным содержанием, с понятными им образами сказочных героев, стимулирует интерес к литературным произведениям. Через сказки и мультики дети учатся видеть и понимать семиотическое значение, выраженное в обобщенных образах. Дружба героев сказок с животными, с существами, населяющими окружающую природу, помощь, которую они получают от «умных зверей», отражают осознание родства человека с природой.
Используемые в процессе речевой деятельности детей с ОВЗ являются решаются такие задачи, как
1) открытие мира словесного искусства;
2) воспитание интереса и любви к книге;
3) формирование умения слушать, понимать содержание сказок и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям;
4) формирование навыков ритмической организации речи, ее интонационной выразительности.
Работа по формированию речевой деятельности у детей с ОВЗ осуществляется в двух направлениях:
а) знакомство с народными сказками;
б) формирование способности к самостоятельному пересказу сказок, рассказов.
Таким образом, использование и постановка мультфильмов и сказок в работе с детьми ОВЗ являются перспективным средством коррекционной работы с детьми имеющими речевые проблемы. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ.