Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Родничок»
Акбулакского района Оренбургской области
ПРОЕКТ
«Создание организационно-управленческих
условий для повышения качества
образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения»
Акбулак, 2023 г.
Проблематика и актуальность проекта
Быстро изменяющиеся экономические, социальные и психологические процессы, которые происходят в современном противоречивом мире, все чаще заставляют нас задумываться о том, в каком обществе будут жить сегодняшние дошкольники.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года говорится: «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России», а так же заявлено требование обеспечить «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».
Концепция национальной безопасности Российской Федерации обязывает государство обеспечить национальную безопасность РФ, включая защиту духовно-нравственного наследия, патриотических традиций и норм общественной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Воспитание патриота своей страны с высокими духовно-нравственными ценностями актуально, поскольку связано с восстановлением традиций и уклада жизни, исторической преемственностью поколений. Эта задача является одной из приоритетных задач воспитания и обучения всего дошкольного образования и в частности МБДОУ «Детский сад № 4 «Родничок». В детском саду разработана ООП ДО, часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальной программой «Родные просторы», реализация которой способствует патриотическому и духовно-нравственному воспитанию воспитанников.
После проведения в детском саду внутренней системной оценки качества образования, была выявлена проблема нехватки образовательного пространства для проведения образовательных и воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию, а также зафиксирован недостаточно высокий уровень методического сопровождения педагогов в этом аспекте. Для того чтобы получить изменения в инфраструктурном направлении было принято управленческое решение о реализации ряда проектов, среди которых проект по патриотическому воспитанию «Мини-музей».
Цели проекта:
Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
Создать в детском саду мини-музей; активизировать взаимодействие родителей, педагогов и детей в ходе реализации проекта; обобщить и распространить опыт работы среди дошкольных учреждений района.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется поэтапно (Приложение 1).
Начальный этап – организационно-управленческий – включает в себя разработку концепции музея, обсуждение целесообразности его создания, выбор месторасположения, создание эскизов будущей музейной площадки. На первом этапе создаётся творческая группа, которая занимается организационно-методической работой и привлекает к участию в подготовительных мероприятиях педагогов, родителей и т.д.
Основной этап – самый трудоёмкий, в течение которого идёт активный сбор, размещение и оформление экспонатов, изготавливаются стенды и витрины мини-музея, определяются темы экспозиций. В это же время начинается сбор методических ресурсов: пособий по патриотическому воспитанию дошкольников, наглядно-иллюстративного материала, этнографического материала, видео и аудиотеки, репродукций живописных и графических произведений, изделий декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, наполняемость мини-музея в детском саду комплексно решает многие задачи. В процессе проектной деятельности и педагоги, и родители, и дети расширяют свои знания, стараются принести свой вклад в общее дело.
Итоговый этап – аналитический – включает в себя интенсивное использование музея в работе педагогов, это этап анализа проделанной работы, и определение перспектив дальнейшей работы. На этом этапе исследуется результативность проекта, как работает мини-музей, каким материалом он наполнен, надо ли менять экспозиции и как часто.
Обязательным итоговым продуктом проекта для детей и родителей, а также всех участников создания мини-музея, является его торжественное открытие. Это важное мероприятие. Дети и родители чувствуют свою сопричастность к большому нужному делу, понимают, что их труд не пропал даром.
На заключительном этапе мини-музей начинает принимать первых посетителей, детей нашего сада. В этот же период проводиться корректировка экспозиции, и тематики занятий. Анализируется эффективность работы, наглядного материала, методического сопровождения. Приглашаются для экскурсий в мини-музей воспитанники других детских садов. Опыт по созданию мини-музея распространяется среди дошкольных учреждений района и в средствах массовой информации.
Планируемые результаты проекта
В ходе реализации проекта у детей активно формируется реалистические представления об окружающем мире, об историческом прошлом нашей страны; развивается способность детей демонстрировать накопленные знания о своей семье, её истории, своём посёлке; дети проявляют живой интерес к своей малой родине, стране в целом, к семейным ценностям, традициям предков; достигается взаимопонимание между педагогами и родителями; предметно-пространственная среда ДОУ становится более насыщенной и содержательной; в детском саду совместными действиями коллектива ДОУ и родителей при участии детей создана новая интересная локация, с большими образовательными возможностями; взаимодействие участников в рамках реализации проекта способствует формированию детско-взрослых сообществ, становятся крепче семейные узы; повышена профессиональная компетентность педагогов, участвующих в проекте, используются инновационные методы и приемы музейной педагогики, инновационные активные формы работы (выставки, образовательные диалоги, игровые квесты, и т.д.).
Идею создания мини-музея поддержали родители, так как в семьях хранилось много вещей, принадлежавших старшему поколению и передававшихся из поколения в поколение, и хотелось их показать детям, поделиться своими воспоминаниями, рассказать о традициях семьи. В результате совместных обсуждений была выделена пустующая комната на первом этаже площадью 18 кв. м. В ней совместными с родителями усилиями был произведен ремонт, а затем создано несколько экспозиций: «Уголок русской избы», «Уголок казахского жилища», «Акбулак в годы Великой Отечественной войны», «Хлеб всему голова», «Акбулакские мастера», «Достопримечательности нашего края».
Уникальность проекта заключается в том, что мы, досконально разобравшись в причинах нашей проблемы, понимая важность патриотического и нравственного воспитания, подобрали набор методик и технологий, подходящий именно для нашего детского сада, учитывающий наши инфраструктурные, социальные, кадровые особенности и возможности, учли пожелания и интересы всех заинтересованных сторон и приняли эффективные управленческие меры по реализации намеченных мероприятий.
Особенности проведения мероприятий
Образовательные мероприятия проводятся в различных формах: обзорные экскурсии для группы детей, тематические занятия для подгруппы детей 10-12 человек, индивидуальные беседы для гостей. В соответствии с тематическим планом «Родные просторы» 1 раз в неделю проводятся занятия по 25-30 минут, их тоже можно проводить в музее или с использованием экспонатов. Есть возможность продлить встречу из-за высокого интереса, или по просьбе детей связать её с продуктивной деятельностью в свободное время.
Деятельность, организованная при посещении мини-музея, носит познавательно-исследовательский характер. У детей, педагогов, родителей есть уникальная возможность прямо в детском саду прийти в музей, узнать, как жили в прежние годы русские, казахи, украинцы (основные составляющие национального состава Акбулакского района), увидеть и подержать в руках книги, фотографии, предметы быта, которые уже не купишь в магазине, и даже использовать некоторые в действии, например, в железной ступке истолочь зерно, изготовить куклу из сена или из домотканной материи.
План тематических посещений очень гибкий, дает возможность педагогам пойти за инициативой детей.
Устойчивость проекта и управление рисками
Риски
Управление рисками
Санитарно-эпидемиологические требования во время повышения уровня заболеваемости
Возможность осуществления деятельности в дистанционной форме в социальных сетях
Низкая мотивация педагогов
Использование материального и нематериального стимулирования
Низкая профессиональная компетентность
Самообразование, семинары, курсы повышения квалификации
Риски реализации проекта «Создание в ДОУ условий для патриотического воспитания через организацию проекта «Мини-музей» существуют. Для того чтобы риски не переросли в проблемы, препятствующие успешной реализации проекта необходимо четко следить за исполнением мероприятий плана работы, проводить анализ и самоанализ и вовремя принимать управленческие решения по корректировке действий. Но при соблюдении всех этапов и тщательной подготовительной работы во взаимодействии проектной группы с родителями и педагогами риски нивелируются, и успех проекта будет несомненным.
Проект «Мини-музей» для воспитания патриотических чувств и нравственно-духовных ценностей можно и нужно реализовывать в ДОО, т. к. помимо его значимости в образовательном плане, финансово не требуется больших вложений, и, также, в каждой организации имеются кадровые и управленческие ресурсы.
Важным условием для осуществления изменений и достижения устойчивого результата является обеспечение организационно-управленческих условий.
По завершении проекта, его результаты необходимо проанализировать, подготовить методические рекомендации. Успешные практики должны быть распространены посредством выступления на различных методических площадках района.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Безрукова, М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/335/