* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Cambria'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .listparagraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Emphasis {font-style: italic;}

Проект

«Создание развивающей

предметно-пространственной

среды в соответствии с ФГОС

дошкольного образования»

Старшая группа

Выполнил:

воспитатель

Некрасова А.Н.

Актуальность:

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Цель:

Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и требованиями образовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Привлечение родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Задачи:

Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы «

Воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);

Организовать развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов;

Создать

условия для физического развития

,

творческого самовыражения

,

проявления познавательной активности детей

,

благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки

;

Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;

Разработать

рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей

.

Вид проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители

Обеспечение проекта:

 - материально-техническое

 - учебно-методическое

 - информационное


Уголок природы

Материалы и оборудование:

комнатные

растения

:

бальзамин, герань, фиалка, фикус,

нефролепис

, примула,

хлорофитум

, камнеломка,

аспидистра

,

сансевьера

, примула, колеус

предметы по уходу за комнатными растениями (противень для установки растений, лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления, мягкие кисточки для очистки листьев от пыли, клеенчатые передники)

календарь погоды (где дет

и сами рисуют каждый день

)

календарь погоды на весь год

(отмечают стрелочками)

посевы семян и посадки луковиц (весной)

ветки деревьев (конец февраля): липа, осина, клен 

альбомы: времена года, части суто

к, перелетные и зимующие птицы

наборы картин

«Части суток», «Грибы», «Дни недели»

плакат «Правила поведения в лесу»

дидактические игры

«Живая природа», «Свойства воды», лото «Животные разных климатических зон», домино «Домашние животные и их детеныши»

уголок дежурных с карточками на каждого ребенка

ваза с колосьями (осень)

, икебаны

детские поделки из природного материала

скворечник

коробки с природными материалами (шишки, желуди, крылатки)

картинки с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран

модель времени года

грибы – иллюстрации, муляжи

тестовые задания для

детей по

окружающему миру

Предполагаю дополнить:

глобус

среднего размера

схемы наблюдения за ростом растений

подставка

на роликах д

ля кашпо с цветами позволяющая

детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними

посадить комнатные растения: алоэ, комнатный виноград

Уголок экологии и экспериментирования

Материалы и оборудование:

приборы - помощники: лупа, компас, магниты

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), различного объема и формы

природный материал: коллекция камней, почвы, шишек, ракушек, семян, крылатки

технические материалы: гайки, шурупы, болты, гвозди, винтики, детали конструктора

утилизированный материал: пластиковые трубочки,

соломки для коктейля

, губки из поролона

разные виды бумаги: обычная, наждачная, картон, копировальная

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложечки, резиновые груши, перчатки

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, мука, свечи, сахар, пилки для ногтей

заводная лодочка для плавания по воде

, резиновые игрушки

ситечко

,

тазик

, ведерки

клеенчатые фартуки

щетка, совок, тряпки

альбом экологические сказки, сделанный родителями

в

ертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками)

демонстрационный материал, беседы по картинкам «Уроки экологии» (пословицы, поговорки, сти

хи, приметы, творческие задания)

Предполагаю дополнить:

песочные часы, весы

формы для льда, цветные прозрачные стекла

микроскоп


Уголок изобразительной деятельности

Материалы и оборудование:

трафареты, раскраски

краски,

гуашь,

кисти

: круглые, беличьи, щетинистые

карандаши, мелки, фломастеры

разной толщины

бумага: белая,

цветная

, тонированная

пластилин, салфетки

доски для лепки, стеки

губки, штампы, тампоны

ножницы

силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства

альбом «Алгоритмы рисования в старшей группе»

альбом «Алгоритмы лепки в старшей группе»

баночки для воды

доски для рисования мелом

,

магнитная доска

расписная посуда (хохлома, гжель)

демонстрационное пособие по лепке «Скотный двор

»

демонстрационное пособие по лепке «Жители луга»

палитры

цветные карандаши

шариковые ручки

,

мольберт

свободная стена для детских работ

о

бразцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных

Предполагаю дополнить:

мини-музей декоративно-прикладного искусства

наборы для детского творчества «Гипсовые барельефы»

портреты художников, архитекторов, скульпторов

скульптуры малых форм


Уголок книги и развития речи

Материалы и оборудование:

о

ткрытая витрина для книг

портреты писателей

книги, рекомендованные программой

энциклопедии

книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми

произведения народов других стран

методическое пособие «Герои русских народных сказок»

аудиозаписи разных сказок

картотеки произведений фольклора (песенки,

потешки

, пословицы, поговорки, небылицы, загадки)

дидактические игры (лото «Русские народные сказки», домино «Из к

акой сказки», дидактическая игра

«Кто потерял?»)

сезонная литература

детские журналы

, газеты

детские рисунки

сюжетные

и предметные

картинки

азбука в картинках

альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года

», «

Азбука»

, «Детский сад»

картотека для сюжетно-ролевой игры «Хочу все знать» (библиотека

, с формулярами на каждого ребенка

)

схемы для составления рассказа

Предполагаю дополнить:

наборы картин для установления

родовидовых

отношений

серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий

новыми журналами и энциклопедиями

магнитная азбука

схемы для пересказа произведений


Уголок сюжетно-ролевых игр

Материалы и оборудование:

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Парикмахерская - Ветерок»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Почта»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Семья»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Школа»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Пограничники»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Больница

Доктора Айболита

»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Юный пешеход»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Строители

»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Магазин»

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Библиотека»

тележка продовольственная для магазина

коляски для кукол

, качели для кукол средняя, сумка-переноска для кукол

кухонный гарнитур (

плита, мойка, стиральная машина)

гладильная доска с утюгами

диван, дамский столик

кухонный столик

кукольная кровать, горшок

комод с вещами для кукол

, телефон

игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний)

куклы в одежде мальчиков и девочек (средние)

комплекты 

одежды

  и

постельных принадлежностей для кукол

контейнер с

бросовым материалом, предметами – заместителями

набор овощей и фруктов (объемные муляжи)

сумки, корзинки, рюкзаки

Предполагаю дополнить:

ширма двухс

творчатая (высота 70см.)

контейнер с сюжетно-ролевой игрой

«Ателье - Золушка»

наборы столовой посуды (большого размера)


Уголок ряженья и музыкальный уголок

Материалы и оборудование:

накидки

,

юбки, платки

костюмы разных персонажей

головные уборы (фуражки, бескозырки, пилотки, каски, шляпы)

стойка-вешалка для вещей

бусы разных размеров

шапочки, ленты, кокошники, короны, колпаки

м

узыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пиа

нино, бубен, губная гармошка

картотека

попевок

,

распевок

, частушек, песенок

демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»

магнитофон

музыкаль

ные игрушки самоделки (шумовой о

ркестр)

атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу

», «Ворон», «Кот и мыши» и др.)

атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки,

 

цветы

 

и т. д.)

атрибуты для детского танцевального творчества, элементы

 

костюмов

 

к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы)

разноцветные перча

тки,

султанчики,

платочки

или

 

шарфы

, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций

а

удиокассеты с записью детских песенок, музыки

М.Глинки

,

П.Чайковского

,

Р.Шумана

,

В.Моцарта

,

С.Прокофьева

,

Л.Бетховена

,

С.Рахманинова

и др.

Предполагаю дополнить:

звуки леса, природы

нотный стан

музыкально-дидактические игры


Уголок развивающих игр

Материалы и оборудование:

л

ото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир»

, «Мы играем в магазин»

дидактические

игры

:

«Мы похожи», «Ребятам о зверях»

,

«Расскажи свою сказку»

,

«В мире профессий», «Изучаем цвета»

,

«Времена года», «Сложи картинку»

,

«Части суток»

, «Ассоциации»

, «Сложи картинку». «Учимся сравнивать», «Наведи порядок

», «

Что, откуда, почему», «Сколько не хватает», «Время», «Во саду ли в огороде», «Чей это домик»

, «Уроки этикета», Что такое хорошо и что такое плохо»

кубики (16 частей

)

«Любимые герои сказок», «Животные»

, «

Лунтик

», «Маша

и медведь

»

п

азлы

(крупные, средние, мелкие), «Любимые мультфильмы»

,

«Логика», «Говорящие картинки»

,

«Геометрические формы», «Контрасты»

домино «Я считаю», «Цифры», «

Игрушки»

, «Овощи, фрукты», Мой домик»

магнитная мозаика (2 вида)

мозаика обыкновенная (4 вида)

рабочие тетради по математике

, шариковые ручки, карандаши

наборы геометрических фигур и

букв для

поролонового полотна

счеты настольные

,

счетные палочки

блоки «

Дьенеша

»

счетный материал: игрушки, мелкие предметы, матрешки, елочки

часы, модель дней недели, месяцев

логические кубы

Предполагаю дополнить:

весы

рычажковые

равноплечные

(балансир) с набором разновесов

шашки, шахматы

дидактическими играми-путешествиями на 5 и более человек


Театральный уголок

Материалы и оборудование:

шкаф для выставки различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами

теневой театр («Три поросенка», «Морозко»,

«Динозавры»)

театр

на

фланел

еграфе

(«Колобок», «Рукавичка», «Курочка ряба», «Зимовье»)

настольный

театр

по

сказкам

(конусный, деревянный): «М

аша и медведь

», «С

негурочка

», «К

олобок

», «Т

еремок

», «Б

ременские музыканты

», «Т

ри поросенка

», «

З

аюшкина

избушка

», «В

олк и семеро козлят

», «Р

епка

»

,

«П

етушок бобовое зернышко

», «К

от в сапогах

», «К

расная шапочка

»

игрушки для настольного театра (кров

атки, коврики, стульчики, посуд

а, ширма мини комнаты, шкафчики)

д

ля театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений

театр масок (маски перечисленных сказок)

театр шапочек-масок (красная шапочка, белочка, лисичка, волк, заяц, пират, бабочка, джин, индеец)

стенд в приемной Театр с мамами, показ русской народной сказки «Теремок»

Предполагаю дополнить:

ширма

трансф

ормер

(высота 30см.

)

вязаный театр «Н

аперстки»

театр ложек


Уголок по ПДД

Материалы и оборудование:

дидактические игры «Дорожная азбука

», «

Основы безопасности во дворе и на улице», «Это я, это я…», домино «Дорожные знаки», «Каждый знак на свое место», «Специальный транспорт»

 

наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями)

настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами)

настольный перекресток (

набор маленьких дорожных знаков

, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей)

атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка,

форма полицейского,

дородные знаки: наглядные и переносные, модель светофора)

детская художественная литература по тематике дорожного движения

конструкторы

пособия и игры по обучению детей ПДД

детские рисунки по данной тематике

Предполагаю пополнить:

безопасные маршрут

ы «Дом – детский сад»

стойка с рулем/штурвалом

дорожные знаки на подставке (большого размера)


Уголок двигательной активности

Материалы и оборудование:

мячи для метания, резиновые мячи

обручи малого диаметра

,

палки гимнастические

скакалки

,

бубен

флажки

,

мешочки с песком

(горохом)

ленточки

, косички, платочки

медал

и

и

шапочки

для подвижных игр

кегли

,

кубики

тренажеры

кольцеброс

напольный (жираф)

бадминтон

клюшки и шайбы

дорожка здоровья гусеница для прыжков (с чередованием одной и двух ног)

дартц

на липучке

настольный теннис

игра «Ловушка»

дорожка для профилактики плоскостопия «Палочки-пуговицы», «Ладошки-коленки»

конусы для эстафет

ростомер

«Жираф»

консультации для родителей

«Здоровый образ семьи», «Выходные со своим ребенком», «Игры во время болезни»

плакат «Части тела»

картотека утренней гимнастики, подвижных игр

Предполагаю дополнить:

массажные рукавички

детские гантели

«летающие тарелки»

мешочки с горохом для профилактики плоскостопия

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды:

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.