Проект
«Создание развивающей
предметно-пространственной
среды в соответствии с ФГОС
дошкольного образования»
Старшая группа
Выполнил:
воспитатель
Некрасова А.Н.
Актуальность:
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Цель:
Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и требованиями образовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Привлечение родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Задачи:
Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы «
Воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);
Организовать развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов;
Создать
условия для физического развития
,
творческого самовыражения
,
проявления познавательной активности детей
,
благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки
;
Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
Разработать
рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей
.
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители
Обеспечение проекта:
- материально-техническое
- учебно-методическое
- информационное
Уголок природы
Материалы и оборудование:
комнатные
растения
:
бальзамин, герань, фиалка, фикус,
нефролепис
, примула,
хлорофитум
, камнеломка,
аспидистра
,
сансевьера
, примула, колеус
предметы по уходу за комнатными растениями (противень для установки растений, лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления, мягкие кисточки для очистки листьев от пыли, клеенчатые передники)
календарь погоды (где дет
и сами рисуют каждый день
)
календарь погоды на весь год
(отмечают стрелочками)
посевы семян и посадки луковиц (весной)
ветки деревьев (конец февраля): липа, осина, клен
альбомы: времена года, части суто
к, перелетные и зимующие птицы
наборы картин
«Части суток», «Грибы», «Дни недели»
плакат «Правила поведения в лесу»
дидактические игры
«Живая природа», «Свойства воды», лото «Животные разных климатических зон», домино «Домашние животные и их детеныши»
уголок дежурных с карточками на каждого ребенка
ваза с колосьями (осень)
, икебаны
детские поделки из природного материала
скворечник
коробки с природными материалами (шишки, желуди, крылатки)
картинки с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран
модель времени года
грибы – иллюстрации, муляжи
тестовые задания для
детей по
окружающему миру
Предполагаю дополнить:
глобус
среднего размера
схемы наблюдения за ростом растений
подставка
на роликах д
ля кашпо с цветами позволяющая
детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними
посадить комнатные растения: алоэ, комнатный виноград
Уголок экологии и экспериментирования
Материалы и оборудование:
приборы - помощники: лупа, компас, магниты
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), различного объема и формы
природный материал: коллекция камней, почвы, шишек, ракушек, семян, крылатки
технические материалы: гайки, шурупы, болты, гвозди, винтики, детали конструктора
утилизированный материал: пластиковые трубочки,
соломки для коктейля
, губки из поролона
разные виды бумаги: обычная, наждачная, картон, копировальная
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложечки, резиновые груши, перчатки
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, мука, свечи, сахар, пилки для ногтей
заводная лодочка для плавания по воде
, резиновые игрушки
ситечко
,
тазик
, ведерки
клеенчатые фартуки
щетка, совок, тряпки
альбом экологические сказки, сделанный родителями
в
ертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками)
демонстрационный материал, беседы по картинкам «Уроки экологии» (пословицы, поговорки, сти
хи, приметы, творческие задания)
Предполагаю дополнить:
песочные часы, весы
формы для льда, цветные прозрачные стекла
микроскоп
Уголок изобразительной деятельности
Материалы и оборудование:
трафареты, раскраски
краски,
гуашь,
кисти
: круглые, беличьи, щетинистые
карандаши, мелки, фломастеры
разной толщины
бумага: белая,
цветная
, тонированная
пластилин, салфетки
доски для лепки, стеки
губки, штампы, тампоны
ножницы
силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства
альбом «Алгоритмы рисования в старшей группе»
альбом «Алгоритмы лепки в старшей группе»
баночки для воды
доски для рисования мелом
,
магнитная доска
расписная посуда (хохлома, гжель)
демонстрационное пособие по лепке «Скотный двор
»
демонстрационное пособие по лепке «Жители луга»
палитры
цветные карандаши
шариковые ручки
,
мольберт
свободная стена для детских работ
о
бразцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных
Предполагаю дополнить:
мини-музей декоративно-прикладного искусства
наборы для детского творчества «Гипсовые барельефы»
портреты художников, архитекторов, скульпторов
скульптуры малых форм
Уголок книги и развития речи
Материалы и оборудование:
о
ткрытая витрина для книг
портреты писателей
книги, рекомендованные программой
энциклопедии
книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми
произведения народов других стран
методическое пособие «Герои русских народных сказок»
аудиозаписи разных сказок
картотеки произведений фольклора (песенки,
потешки
, пословицы, поговорки, небылицы, загадки)
дидактические игры (лото «Русские народные сказки», домино «Из к
акой сказки», дидактическая игра
«Кто потерял?»)
сезонная литература
детские журналы
, газеты
детские рисунки
сюжетные
и предметные
картинки
азбука в картинках
альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года
», «
Азбука»
, «Детский сад»
картотека для сюжетно-ролевой игры «Хочу все знать» (библиотека
, с формулярами на каждого ребенка
)
схемы для составления рассказа
Предполагаю дополнить:
наборы картин для установления
родовидовых
отношений
серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий
новыми журналами и энциклопедиями
магнитная азбука
схемы для пересказа произведений
Уголок сюжетно-ролевых игр
Материалы и оборудование:
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Парикмахерская - Ветерок»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Почта»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Семья»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Школа»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Пограничники»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Больница
Доктора Айболита
»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Юный пешеход»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Строители
»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Магазин»
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Библиотека»
тележка продовольственная для магазина
коляски для кукол
, качели для кукол средняя, сумка-переноска для кукол
кухонный гарнитур (
плита, мойка, стиральная машина)
гладильная доска с утюгами
диван, дамский столик
кухонный столик
кукольная кровать, горшок
комод с вещами для кукол
, телефон
игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний)
куклы в одежде мальчиков и девочек (средние)
комплекты
одежды
и
постельных принадлежностей для кукол
контейнер с
бросовым материалом, предметами – заместителями
набор овощей и фруктов (объемные муляжи)
сумки, корзинки, рюкзаки
Предполагаю дополнить:
ширма двухс
творчатая (высота 70см.)
контейнер с сюжетно-ролевой игрой
«Ателье - Золушка»
наборы столовой посуды (большого размера)
Уголок ряженья и музыкальный уголок
Материалы и оборудование:
накидки
,
юбки, платки
костюмы разных персонажей
головные уборы (фуражки, бескозырки, пилотки, каски, шляпы)
стойка-вешалка для вещей
бусы разных размеров
шапочки, ленты, кокошники, короны, колпаки
м
узыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пиа
нино, бубен, губная гармошка
картотека
попевок
,
распевок
, частушек, песенок
демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»
магнитофон
музыкаль
ные игрушки самоделки (шумовой о
ркестр)
атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу
», «Ворон», «Кот и мыши» и др.)
атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки,
цветы
и т. д.)
атрибуты для детского танцевального творчества, элементы
костюмов
к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы)
разноцветные перча
тки,
султанчики,
платочки
или
шарфы
, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций
а
удиокассеты с записью детских песенок, музыки
М.Глинки
,
П.Чайковского
,
Р.Шумана
,
В.Моцарта
,
С.Прокофьева
,
Л.Бетховена
,
С.Рахманинова
и др.
Предполагаю дополнить:
звуки леса, природы
нотный стан
музыкально-дидактические игры
Уголок развивающих игр
Материалы и оборудование:
л
ото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир»
, «Мы играем в магазин»
дидактические
игры
:
«Мы похожи», «Ребятам о зверях»
,
«Расскажи свою сказку»
,
«В мире профессий», «Изучаем цвета»
,
«Времена года», «Сложи картинку»
,
«Части суток»
, «Ассоциации»
, «Сложи картинку». «Учимся сравнивать», «Наведи порядок
», «
Что, откуда, почему», «Сколько не хватает», «Время», «Во саду ли в огороде», «Чей это домик»
, «Уроки этикета», Что такое хорошо и что такое плохо»
кубики (16 частей
)
«Любимые герои сказок», «Животные»
, «
Лунтик
», «Маша
и медведь
»
п
азлы
(крупные, средние, мелкие), «Любимые мультфильмы»
,
«Логика», «Говорящие картинки»
,
«Геометрические формы», «Контрасты»
домино «Я считаю», «Цифры», «
Игрушки»
, «Овощи, фрукты», Мой домик»
магнитная мозаика (2 вида)
мозаика обыкновенная (4 вида)
рабочие тетради по математике
, шариковые ручки, карандаши
наборы геометрических фигур и
букв для
поролонового полотна
счеты настольные
,
счетные палочки
блоки «
Дьенеша
»
счетный материал: игрушки, мелкие предметы, матрешки, елочки
часы, модель дней недели, месяцев
логические кубы
Предполагаю дополнить:
весы
рычажковые
равноплечные
(балансир) с набором разновесов
шашки, шахматы
дидактическими играми-путешествиями на 5 и более человек
Театральный уголок
Материалы и оборудование:
шкаф для выставки различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами
теневой театр («Три поросенка», «Морозко»,
«Динозавры»)
театр
на
фланел
еграфе
(«Колобок», «Рукавичка», «Курочка ряба», «Зимовье»)
настольный
театр
по
сказкам
(конусный, деревянный): «М
аша и медведь
», «С
негурочка
», «К
олобок
», «Т
еремок
», «Б
ременские музыканты
», «Т
ри поросенка
», «
З
аюшкина
избушка
», «В
олк и семеро козлят
», «Р
епка
»
,
«П
етушок бобовое зернышко
», «К
от в сапогах
», «К
расная шапочка
»
игрушки для настольного театра (кров
атки, коврики, стульчики, посуд
а, ширма мини комнаты, шкафчики)
д
ля театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений
театр масок (маски перечисленных сказок)
театр шапочек-масок (красная шапочка, белочка, лисичка, волк, заяц, пират, бабочка, джин, индеец)
стенд в приемной Театр с мамами, показ русской народной сказки «Теремок»
Предполагаю дополнить:
ширма
трансф
ормер
(высота 30см.
)
вязаный театр «Н
аперстки»
театр ложек
Уголок по ПДД
Материалы и оборудование:
дидактические игры «Дорожная азбука
», «
Основы безопасности во дворе и на улице», «Это я, это я…», домино «Дорожные знаки», «Каждый знак на свое место», «Специальный транспорт»
наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями)
настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами)
настольный перекресток (
набор маленьких дорожных знаков
, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей)
атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка,
форма полицейского,
дородные знаки: наглядные и переносные, модель светофора)
детская художественная литература по тематике дорожного движения
конструкторы
пособия и игры по обучению детей ПДД
детские рисунки по данной тематике
Предполагаю пополнить:
безопасные маршрут
ы «Дом – детский сад»
стойка с рулем/штурвалом
дорожные знаки на подставке (большого размера)
Уголок двигательной активности
Материалы и оборудование:
мячи для метания, резиновые мячи
обручи малого диаметра
,
палки гимнастические
скакалки
,
бубен
флажки
,
мешочки с песком
(горохом)
ленточки
, косички, платочки
медал
и
и
шапочки
для подвижных игр
кегли
,
кубики
тренажеры
кольцеброс
напольный (жираф)
бадминтон
клюшки и шайбы
дорожка здоровья гусеница для прыжков (с чередованием одной и двух ног)
дартц
на липучке
настольный теннис
игра «Ловушка»
дорожка для профилактики плоскостопия «Палочки-пуговицы», «Ладошки-коленки»
конусы для эстафет
ростомер
«Жираф»
консультации для родителей
«Здоровый образ семьи», «Выходные со своим ребенком», «Игры во время болезни»
плакат «Части тела»
картотека утренней гимнастики, подвижных игр
Предполагаю дополнить:
массажные рукавички
детские гантели
«летающие тарелки»
мешочки с горохом для профилактики плоскостопия
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды:
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.