Разработка преподавателя теоретических и этно-художественных дисциплин МБУ ДО ?ПДШИ?, Кузнецовой Е.А. по теме ?Создание традиций во взаимодействии образовательного учреждения и семьи? В Полазненской детской школе искусств с 2000 года открыты фольклорные классы на отделении русских народных инструментов. Учебный план фольклорных классов включает следующие предметы: Народное творчество Традиционные ремесла (изготовление глиняных игрушек, бисероплетение, вышивка, ручное и станочное ткачество), Фольклорный ансамбль (знакомство с образцами словесного, песенного и хореографического фольклора), Музыкальный инструмент, Сольфеджио, Музыкальная литература. Учащиеся занимаются русской традиционной культурой в комплексе. Поскольку русская традиционная культура в основе своей православна, то программа обучения выстроена по годовому кругу православных праздников. Ежегодно на этом отделении организуются и проводятся вечера для родителей и детей, называемые ?Посиделки?. Они приурочены к праздникам, особо чтимым русским народом, это – ?Рождество?, ? Крещение?, ?Широкая масленица?, ?Сретение?, ?Великая Пасха?, ?Покров – батюшка?. В подготовку и действия праздников по мере возможности включаются и родители, но не в качестве зрителей, а в качестве активных участников. Родители совместно с детьми готовят реквизит (кукол для вертепа, Рождественскую звезду, чучело Масленицы), помогают готовить традиционные блюда ( блины, печенье ?жаворонки? из теста), красить яйца. Во время проведения самих праздников родители с удовольствием водят традиционные русские хороводы, играют в народные игры, принимают участие в жюри. Особенно папы любят оценивать конкурсы: ?На самые вкусные блины?, ?На самое оригинальное печенье?. Предлагаю познакомиться со сценарием, разработанным мною к проведению традиционного школьного праздника ?Рождество-Святки?, который будет проведен 7 января 2014 года. ?РОЖДЕСТВО – СВЯТКИ? (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций Кузнецовой Е.А.) Действующие лица: Старая бабушка ( родительница или преподаватель) Гармонист (преподаватель) Деревенские дети: 1 девочка, 3 мальчика Деревенские подростки: 2 мальчика, 4 девочки Декорации и реквизит: Фойе разделено на две зоны – ?зимняя деревенская улица? (на полу рассыпаны снежки из ваты) и ?деревенская изба бабушки? (столы с угощениями) Реквизит: Рождественская звезда на длинной палке, ухват, мешок для угощения. Костюмы: зимние тужурки, надетые на сарафаны; кафтаны; головные платки для девочек и меховые шапки для мальчиков; валенки и рукавицы; Перед началом вечера родители усаживаются за столы в ?деревенской избушке? Фоном звучат одновременно 4 колядки – из четырех углов фойе (создается впечатление, что по деревне ходят несколько групп колядовщиков) На фоне песен по фойе проходят без слов: - группа деревенских детей с рождественской звездой, - парень и девушка, держась под руку. Как только песня стихает, встает бабушка (хозяйка дома) и говорит: - Вот и пост закончился, Рождество пришло. Буду ждать колядовщиков. Выходят младшие дети с Рождественской звездой идут и поют: Мать Мария по полю ходила, Весть носила, у бога просила: ?Боже наш, божа! Уроди нам роже, Ржички пашенички В кажнем колосичке. В доме добро, В поле зерно.? Меленьки ребятки Стояли во градке, Христа дожидались. Христ народился, Во граде явился. Стучат в дверь бабушкиной избушки. 1-я девочка: У нас платочки тоненькие – у нас ушки зябнут. 1-й мальчик: У нас рукавички худенькие – у нас ручки зябнут. 2-й мальчик: У нас чеботы тоненькие – у нас ножки зябнут Все хором: А кафтан-то короток, колядовщик передрог. 3-й мальчик: Славите, славите, вы меня не знаете, Я Романа Геннадьевича мужичек, Мне дайте пятачок! 4-й мальчик: Славите, славите, вы меня не знаете. Я наелся творогу, больше славить не могу! Бабушка: Вот примите угощение, чем богаты, тем и рады. Деревенские дети уходят. Бабушка: Где же молодежь-то. Избу у меня выкупили. А сами не идут. Выходят подростки с песней: Хожу гуляю по нову городу Припев: Виноградье, красно-зеленое. Да уж я ишшу-поишшу государев двор Припев: Да государев двор, да на семи столбах Припев: Да на семи столбах, да на восьми верстах Припев: Да мы зачем пришли, да сами знаете Припев: Да мы по масло, по сметану, по пресное молоко Припев: Да по пресное молоко, да по овсяно толокно Припев: 1-я девушка: Смотрите какая луна, яркая золотая! 2-я девушка: Там вдалеке звезды сверкают… 1-й парень: Ой, девчата, сколько наколядовали, тяжело нести. 3-я девушка: А снег-то как хрустит! Парни кидают снежками в девчат, все смеются. 2-й парень: Хватит девки, не шумите 4-я девушка: Вот и последний дом остался, хозяйка нас наверное заждалась. Стучат в дверь. 1-я девушка: Здравствуй хозяюшка, пусти колядовщиков в дом 4-я девушка: Пришла коляда, счастье в дом принесла. Вы уважьте коляду, будет у вас богатство в этом году. Бабушка: Проходите, проходите я вас давно поджидаю. 1-й парень ставит на стол мешок с продуктами. Бабушка выкладывает их на стол. 2-я девушка: Давай тебя уважим хозяюшка, споем тебе песню веселую. Запевают песню ?Го-го-го коза?. Все пляшут. 3-я девушка выполняет роль козы. Пугает всех рогами. Бабушка: Ну, что ж, оставайтесь здесь, я пойду к соседям. Подростки снимают платки, шапки, тужурки и тулупы. З-я девушка: А не сыграть ли нам в ?Растяпу?! Все вместе с родителями выходят играть в игру, гармонист играет. Все встают по кругу парами, один человек – лишний находится в центре . Пока звучит музыка все приплясывают, как только музыка замолчала – встают парами, кто остался лишний – тот растяпа. Игра повторяется несколько раз. 2-й парень: А давайте ?Тараканов морозить? Все парни уходят в сторону. Ведущая раздает девочкам имена парней. Затем парни по одному подходят к девочкам и пытаются угадать, которой из них загадали его имя. Бабушка: Ну вот и закончилось наше веселье. Давайте будем пить чай. Спектакль окончен и начинается праздничное чаепитие.
Создание традиций во взаимодействии школы и семьи