Разработка   преподавателя теоретических
       и  этно-художественных      дисциплин   МБУ ДО ?ПДШИ?,
Кузнецовой Е.А.    по теме    ?Создание традиций во         взаимодействии образовательного учреждения и семьи?
                В Полазненской детской школе искусств с 2000 года  открыты фольклорные классы на отделении русских народных инструментов. Учебный план фольклорных классов включает следующие предметы:
Народное творчество
Традиционные ремесла  (изготовление глиняных игрушек, бисероплетение, вышивка, ручное и станочное ткачество),
Фольклорный ансамбль  (знакомство с образцами словесного, песенного и хореографического фольклора),
Музыкальный инструмент,
Сольфеджио,
Музыкальная  литература.
                Учащиеся  занимаются  русской  традиционной  культурой  в  комплексе.  Поскольку  русская  традиционная  культура  в  основе  своей  православна,  то  программа  обучения  выстроена  по  годовому  кругу  православных праздников.  Ежегодно   на  этом  отделении   организуются  и  проводятся  вечера для  родителей  и  детей,  называемые  ?Посиделки?.  Они  приурочены к  праздникам, особо чтимым  русским  народом,  это – ?Рождество?,  ? Крещение?,   ?Широкая  масленица?,  ?Сретение?,  ?Великая  Пасха?,  ?Покров – батюшка?.
               В  подготовку  и  действия  праздников  по  мере  возможности  включаются  и  родители, но  не  в  качестве  зрителей,  а  в  качестве  активных  участников.  Родители  совместно  с  детьми  готовят  реквизит  (кукол  для  вертепа, Рождественскую  звезду,  чучело  Масленицы),  помогают   готовить  традиционные  блюда  ( блины,  печенье  ?жаворонки? из  теста), красить  яйца.
               Во  время проведения  самих  праздников  родители  с  удовольствием   водят  традиционные  русские  хороводы,  играют  в  народные  игры,  принимают  участие  в  жюри. Особенно  папы  любят  оценивать  конкурсы:  ?На  самые  вкусные  блины?,  ?На  самое  оригинальное  печенье?.
                Предлагаю  познакомиться  со  сценарием,  разработанным   мною  к  проведению  традиционного  школьного  праздника  ?Рождество-Святки?, который  будет  проведен  7  января  2014 года.

                               ?РОЖДЕСТВО – СВЯТКИ?
 (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций Кузнецовой Е.А.)

                                     Действующие лица:
Старая  бабушка  ( родительница или преподаватель)
Гармонист (преподаватель)
Деревенские  дети:  1 девочка, 3 мальчика
Деревенские подростки:  2 мальчика, 4 девочки

                                  Декорации и  реквизит:
Фойе разделено  на  две  зоны – ?зимняя деревенская улица?  (на полу рассыпаны снежки из ваты)   и  ?деревенская изба бабушки?  (столы с угощениями) 

Реквизит:
Рождественская звезда на длинной палке, ухват, мешок для угощения.

Костюмы:
зимние тужурки, надетые на сарафаны; кафтаны;
головные платки  для девочек  и меховые шапки для мальчиков;
валенки и рукавицы;

Перед началом вечера  родители усаживаются за столы в  ?деревенской избушке?
Фоном  звучат  одновременно  4  колядки – из  четырех углов фойе  (создается впечатление, что по деревне ходят несколько групп колядовщиков)
На фоне песен по фойе проходят без слов:
- группа деревенских детей с рождественской звездой,
- парень и девушка, держась под руку.
Как только  песня  стихает,  встает  бабушка  (хозяйка дома)  и говорит:
- Вот и пост закончился, Рождество пришло.  Буду ждать колядовщиков.
Выходят  младшие дети с Рождественской звездой идут и поют:

Мать Мария по полю ходила,
Весть носила, у бога просила:
?Боже наш, божа!
Уроди нам роже, 
Ржички пашенички
В кажнем колосичке.
В доме добро,
В поле зерно.?
Меленьки ребятки
Стояли во градке,
Христа дожидались.
Христ народился,
Во граде явился.

Стучат в дверь  бабушкиной избушки.
1-я девочка:  У нас платочки тоненькие – у нас ушки зябнут.
1-й мальчик: У нас рукавички худенькие – у нас ручки зябнут.
2-й мальчик: У нас чеботы тоненькие – у нас ножки зябнут
Все хором:  А кафтан-то короток,  колядовщик  передрог.
3-й  мальчик: Славите, славите,  вы меня не знаете,
                        Я Романа Геннадьевича мужичек,
                        Мне дайте пятачок!
4-й мальчик: Славите, славите, вы меня не знаете.
                       Я наелся творогу, больше славить не могу!
Бабушка: Вот примите угощение, чем богаты, тем и рады.
Деревенские дети уходят.
Бабушка: Где же молодежь-то. Избу  у  меня  выкупили.  А  сами  не  идут.
Выходят подростки с песней:
Хожу гуляю по нову городу
Припев: Виноградье, красно-зеленое.
Да уж я ишшу-поишшу государев двор
Припев:
Да государев двор, да на семи столбах
Припев:
Да на семи столбах, да на восьми верстах
Припев:
Да мы зачем пришли, да сами знаете
Припев:
Да мы по масло, по сметану, по пресное молоко
Припев:
Да по пресное молоко, да по овсяно толокно
Припев:

1-я девушка:  Смотрите какая луна, яркая золотая!
2-я  девушка:  Там вдалеке звезды сверкают…
1-й парень: Ой, девчата, сколько наколядовали, тяжело нести.
3-я девушка: А снег-то как хрустит!
Парни кидают снежками в девчат, все смеются.
2-й парень: Хватит девки, не шумите
4-я девушка: Вот и последний дом остался, хозяйка нас наверное заждалась.
Стучат в дверь.
1-я девушка: Здравствуй хозяюшка, пусти колядовщиков в дом
4-я девушка: Пришла коляда, счастье в дом принесла. Вы уважьте коляду, будет у вас богатство в этом году.
Бабушка: Проходите, проходите я вас давно поджидаю.
1-й парень ставит на стол мешок с продуктами.  Бабушка выкладывает их на стол.
2-я девушка: Давай тебя уважим хозяюшка,  споем тебе песню веселую.
Запевают песню  ?Го-го-го коза?. Все пляшут.  3-я девушка выполняет роль козы. Пугает всех рогами.
Бабушка: Ну, что ж, оставайтесь здесь, я пойду к соседям.
Подростки снимают платки, шапки, тужурки и тулупы.
З-я девушка: А не сыграть ли нам в  ?Растяпу?!
Все вместе с родителями выходят играть в игру, гармонист играет.
Все встают по кругу парами, один человек – лишний находится в центре . Пока звучит музыка все приплясывают, как только музыка замолчала – встают парами, кто остался лишний – тот растяпа. Игра повторяется несколько раз.
2-й парень: А давайте  ?Тараканов морозить?
Все парни уходят в сторону.  Ведущая раздает девочкам имена парней.
Затем парни по одному подходят к девочкам и пытаются угадать, которой из них загадали его имя.
Бабушка: Ну вот и закончилось наше веселье. Давайте будем пить чай.

Спектакль окончен и начинается праздничное чаепитие.