* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .c22 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Место проведениягрупповая комната

Возрастная группа : средняя

Ведущая образовательная область«Познавательное развитие».

  Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое.

   Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.

   Задачи:

- Познакомить детей со свойствами воды;

- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

- Активизировать словарь (лаборатория, эксперимент, лаборант)

- Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Материал:

-Конверт с письмом от капелек. - Глобус, - Яблочный сок, молоко. - Пластиковые стаканчики (большие и маленькие), одноразовые ложки, трубочки ,бумажные салфетки - Соль, сахар - Разноцветные пуговицы.(камушки)

Ход экспериментирования:

Приветствие

Скажем «Здравствуйте» руками (машут руками из стороны в стороны) Скажем «Здравствуйте» глазами (моргают) Скажем «Здравствуйте» мы ртом (улыбаются всем) Станет радостно кругом (руки в сторону ладонями)

   В: - Сначала маленькая разминка для ума))Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

   Дети: - Это глобус.

  В: - Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

   Дети: - Синего, голубого.    

В. - Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

   Дети: - Животным, растениям, человеку.

  В: -Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

   Дети: - Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

   В:Ребята, знаете, кого я встретила сегодня утром? Нашего проказника Зайку. Как мы и думали ,он убежал на помощь жителям сказочной страны, где случилась беда. Там он встретил маленькую Капельку ,которая искала помощи.

?Что такое капелька ,где она живёт и где живёт вода?

И знаете, что мне рассказала капелька?

  Ребята, в сказочной стране, где я жила со своими подружками, поселился Злой волшебник, он спрятал воду под кодовый замок. Мне чудом удалось убежать оттуда И я прошу освободить моих подружек Капелек ,ведь без воды животные из этой сказочной страны могут погибнуть. Я подслушала Злого волшебника, он говорил ,что помочь смогут только дети, которые смогут назвать 4 свойства воды. Вот я и не знаю ,к кому обратиться

В.: Поможем вернуть воду животным из сказочной страны? Как вы думаете, ребята ,у нас получится помочь жителям сказочной страны?

Дети : ДА

В.: другого ответа я и не ожидала от вас

А чтобы освободить капельки, нам необходимо узнать четыре свойства воды. А чтобы нам это узнать, нам надо немного поэкспериментировать. (Что это значит? Где проводят эксперименты ?Кто этим занимается?)   Представьте себе ,что вы находитесь в волшебной лаборатории. Нам надо надеть спец.одежду. (Какую?) (фартуки, колпаки)

- А чтобы всё получилось, даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

Смотрим схему на экране.

Первый опыт.(Форма)

В:Ребята,что у меня в бутылке?(вода) Какую форму она имеет? А если её переместить в стакан, кружку, контейнер? Ребята, что я сейчас сделала с водой?(перелила её) Почему она переливается? (потому что жидкая) ВЫВОД: Значит ,она не имеет форму (она принимает форму того предмета, в котором находится )

Мы сделали первый вывод ,и ,как вы думаете, у нас что-то получилось? Ура, мы освободили первую капельку! МЫ Молодцы.

Второй опыт.(Запах)

   В: - Ребята, когда у вашей мамы на кухне убежит молоко, вы почувствуете ЧТО?- неприятный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём ещё один  опыт:

Возьмите стакан с жёлтой жидкостью. Понюхайте. Как вы думаете, что это? Какой это сок? (Яблочный) .

- Как вы догадались, что сок яблочный? (пахнет яблоком) .

А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды).

Вывод: у воды нет запаха! Открываем второй код и освобождаем ещё одну капельку.

Пришло время немного размяться

Физминутка «Капельки»

 

Капля - раз, капля - два, (прыжки на носочках, руки на поясе).                                          

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (бег на месте на носочках).

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны),

От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом). 

 

Третий опыт(Вкус)

Воспитатель: - Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (Вкус яблочный) .

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .

Воспитатель: - Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: что-то лежит. Теперь то, что у вас на тарелочке, высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого). Почему?

   - Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .

Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .Ура ,мы освободили ещё одну капельку!

   Воспитатель: - Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет освободить ещё одну капельку, давайте поиграем:

 

Пальчиковая гимнастика

С крыши капает капель пальцы левой руки стучат по правой Это к нам пришёл апрель пальцы правой руки стучат по левой Солнце припекло сильней солнышко из пальцев рук И быстрей звенит капель хлопаем в ладоши

Четвертый опыт.(Цвет)

   Воспитатель: -Продолжаем. Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?

   Дети: - Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо узнать четыре свойства воды.

   Но остался ещё один неразгаданный код. Мы провели три опыта,  и нам осталось узнать ещё одно свойство воды.

- Посмотрите, ребята, что налито в мой стакан? Молоко. А какого цвета молоко? (И как вы думаете, у меня на дне стакана лежит что-нибудь? Почему не знаете?(Молоко белое и нам не видно)

-А что вы можете сказать про воду? Она какого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода?

Погрузите эти пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная) .

Вывод :вода не имеет цвета ,она бесцветная ,прозрачная.

-Совершенно верно.

- Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, узнали четыре свойства воды.

- Сегодня мы помогали животным вернуть воду, которую заколдовал злой волшебник . Что нового узнали о свойствах воды?

(Описательный рассказ по схеме: Вода имеет четыре свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным). Животные очень рады, что вы помогли им вернуть воду и у них хорошее настроение.

Ребята, поскольку исследователи немного волшебники ,которые показывают фокусы ,я предлагаю вам самим на минуточку стать волшебниками.

Перед вами баночки с водой. Сейчас вы поднимите баночки ,и сильно их потрясёте.

Трясём...

Что мы видим ? Изменился цвет воды. Почему?(Детям даётся возможность подумать, почему вода изменила цвет. Можно отдать эти баночки домой, чтобы они вместе с родителями подумали над этим вопросом)

Всем большое спасибо.

Если вам понравилось проводить опыты ,покажите солнышко руками, а если нет-сделайте грустное личико.

???Ребята, как вы думаете, почему мы справились с трудным заданием?(Мы умные и ,самое главное, дружные)Давайте все обнимемся.