Место проведения: групповая комната
Возрастная группа : средняя
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды;
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
- Активизировать словарь (лаборатория, эксперимент, лаборант)
- Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
Материал:
-Конверт с письмом от капелек. - Глобус, - Яблочный сок, молоко. - Пластиковые стаканчики (большие и маленькие), одноразовые ложки, трубочки ,бумажные салфетки - Соль, сахар - Разноцветные пуговицы.(камушки)
Ход экспериментирования:
Приветствие
Скажем «Здравствуйте» руками (машут руками из стороны в стороны) Скажем «Здравствуйте» глазами (моргают) Скажем «Здравствуйте» мы ртом (улыбаются всем) Станет радостно кругом (руки в сторону ладонями)
В: - Сначала маленькая разминка для ума))Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: - Это глобус.
В: - Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: - Синего, голубого.
В. - Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети: - Животным, растениям, человеку.
В: -Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: - Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
В:Ребята, знаете, кого я встретила сегодня утром? Нашего проказника Зайку. Как мы и думали ,он убежал на помощь жителям сказочной страны, где случилась беда. Там он встретил маленькую Капельку ,которая искала помощи.
?Что такое капелька ,где она живёт и где живёт вода?
И знаете, что мне рассказала капелька?
Ребята, в сказочной стране, где я жила со своими подружками, поселился Злой волшебник, он спрятал воду под кодовый замок. Мне чудом удалось убежать оттуда И я прошу освободить моих подружек Капелек ,ведь без воды животные из этой сказочной страны могут погибнуть. Я подслушала Злого волшебника, он говорил ,что помочь смогут только дети, которые смогут назвать 4 свойства воды. Вот я и не знаю ,к кому обратиться
В.: Поможем вернуть воду животным из сказочной страны? Как вы думаете, ребята ,у нас получится помочь жителям сказочной страны?
Дети : ДА
В.: другого ответа я и не ожидала от вас
А чтобы освободить капельки, нам необходимо узнать четыре свойства воды. А чтобы нам это узнать, нам надо немного поэкспериментировать. (Что это значит? Где проводят эксперименты ?Кто этим занимается?) Представьте себе ,что вы находитесь в волшебной лаборатории. Нам надо надеть спец.одежду. (Какую?) (фартуки, колпаки)
- А чтобы всё получилось, даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
Смотрим схему на экране.
Первый опыт.(Форма)
В:Ребята,что у меня в бутылке?(вода) Какую форму она имеет? А если её переместить в стакан, кружку, контейнер? Ребята, что я сейчас сделала с водой?(перелила её) Почему она переливается? (потому что жидкая) ВЫВОД: Значит ,она не имеет форму (она принимает форму того предмета, в котором находится )
Мы сделали первый вывод ,и ,как вы думаете, у нас что-то получилось? Ура, мы освободили первую капельку! МЫ Молодцы.
Второй опыт.(Запах)
В: - Ребята, когда у вашей мамы на кухне убежит молоко, вы почувствуете ЧТО?- неприятный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём ещё один опыт:
Возьмите стакан с жёлтой жидкостью. Понюхайте. Как вы думаете, что это? Какой это сок? (Яблочный) .
- Как вы догадались, что сок – яблочный? (пахнет яблоком) .
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)
- Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды).
Вывод: у воды нет запаха! Открываем второй код и освобождаем ещё одну капельку.
Пришло время немного размяться
Физминутка «Капельки»
Капля - раз, капля - два, (прыжки на носочках, руки на поясе).
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (бег на месте на носочках).
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны),
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).
Третий опыт(Вкус)
Воспитатель: - Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (Вкус яблочный) .
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .
Воспитатель: - Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: что-то лежит. Теперь то, что у вас на тарелочке, высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого). Почему?
- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .Ура ,мы освободили ещё одну капельку!
Воспитатель: - Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет освободить ещё одну капельку, давайте поиграем:
Пальчиковая гимнастика
С крыши капает капель пальцы левой руки стучат по правой Это к нам пришёл апрель пальцы правой руки стучат по левой Солнце припекло сильней солнышко из пальцев рук И быстрей звенит капель хлопаем в ладоши
Четвертый опыт.(Цвет)
Воспитатель: -Продолжаем. Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?
Дети: - Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо узнать четыре свойства воды.
Но остался ещё один неразгаданный код. Мы провели три опыта, и нам осталось узнать ещё одно свойство воды.
- Посмотрите, ребята, что налито в мой стакан? Молоко. А какого цвета молоко? (И как вы думаете, у меня на дне стакана лежит что-нибудь? Почему не знаете?(Молоко белое и нам не видно)
-А что вы можете сказать про воду? Она какого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода?
Погрузите эти пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная) .
Вывод :вода не имеет цвета ,она бесцветная ,прозрачная.
-Совершенно верно.
- Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, узнали четыре свойства воды.
- Сегодня мы помогали животным вернуть воду, которую заколдовал злой волшебник . Что нового узнали о свойствах воды?
(Описательный рассказ по схеме: Вода имеет четыре свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным). Животные очень рады, что вы помогли им вернуть воду и у них хорошее настроение.
Ребята, поскольку исследователи немного волшебники ,которые показывают фокусы ,я предлагаю вам самим на минуточку стать волшебниками.
Перед вами баночки с водой. Сейчас вы поднимите баночки ,и сильно их потрясёте.
Трясём.…..
Что мы видим ? Изменился цвет воды. Почему?(Детям даётся возможность подумать, почему вода изменила цвет. Можно отдать эти баночки домой, чтобы они вместе с родителями подумали над этим вопросом)
Всем большое спасибо.
Если вам понравилось проводить опыты ,покажите солнышко руками, а если нет-сделайте грустное личико.
???Ребята, как вы думаете, почему мы справились с трудным заданием?(Мы умные и ,самое главное, дружные)Давайте все обнимемся.