Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Солнышко» с. Малая Сердоба

Пензенской области.

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности»

из опыта работы

музыкального руководителя Сайфуллиной Л.М.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, в режимных моментах, на праздниках и развлечениях.

Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным

средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей

в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства,

прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем

важная задача!

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности:

что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель не в воспитании отдельных

талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, музыку своего народа,

чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве,

никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.

Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже,

чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач

для меня, как музыкального руководителя, является воспитание

потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни

ребенка, его взаимоотношения в коллективе.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарт выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» и направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…»

Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собой

цель - заложить в детях основы духовно-нравственной личности через различные виды музыкальной деятельности.

Исходя из этого моя работа по музыкальной деятельности на основе русских традиций включает следующие задачи:

Приобщение

детей  к

культурному наследию родного края. 

Вовлечение

детей в

музыкально- театрализованное творчество.

Взаимодействие с родителями и социумом.

Для решения поставленных мной задач я использую все виды музыкальной деятельности и применяю такие формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно образовательная деятельность:

беседы-концерты;

музыкальные гостиные;

проектная деятельность;

совместные с родителями праздники и развлечения;

родительские собрания;

т

еатрализованная деятельность.

Мероприятия духовно-нравственной направленности строю на вариативной основе, используя методы и приемы конструктивного взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности. При проведении цикла занятий «О чём рассказал колокольчик», «Игрушки из корзинки», «Русская изба». ориентируюсь на интерес и любознательность детей, учитывая их точку зрения, чувства и эмоции.

В нашем детском саду проводится большая работа по ознакомлению с народными промыслами традициями, праздниками, фольклором, изобразительным и декоративно - прикладным искусством. В процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре Пензенского края дети узнали о старинных игрушках( куклах- пеленашках, глиняных игрушках из с. Абашево Спасского района, деревянных игрушках, фольклоре), которые потом успешно соединили с музыкальной деятельностью. Абашевские свистульки звонки звучали в оркестре, с тряпичными куклами играли в «Золотые ворота», а деревянные игрушки дети пригласили на танец.

Большое место в духовно - нравственном воспитании детей отводится народным играм, так как они формируют заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создают эмоциональную основу для развития нравственных чувств. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям и условиям игры. Дети, играя укрепляют мышцы, улучшают восприятие, овладевают новыми умениями, испытывают различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми А радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Наиболее эффективным методом работы в духовно-нравственном становлении дошкольников считается духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Жанр сказок всегда, во все времена имел огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых. В детском саду активно применяются формы театрализованной деятельности: инсценирование песен, сказок, организация праздников, развлечений, театрализованные шоу, игры в кукольный театр, настольный театр. Так в музыкально-театральной постановке «Каша из топора» с участием детей старшей группы, которую показывали на районном метод. объединении педагогов ДО, мы совместили театрализацию, художественное слово с музыкальными жанрами(хороводами, играми, песнями, закличками, дразнилками. т.е что мы называем малыми формами фольклора).

Духовно-нравственное воспитание осуществляется не только на занятиях, но и во время праздников и развлечений. По мимо основных праздников (Новый год, праздники к 8 Марта, осенних утренников) традиционными стали «Рождество», «Масленица», «Весенние посиделки», «Святки- колядки», праздник «Русской берёзки». На этих мероприятиях дети с удовольствием водят хороводы, играют в народные игры, поют песни.

Немаловажную роль в воспитании духовно-нравственных качеств играет семья. Они постоянные активные участники спортивных и развлекательных мероприятий детского сада. Для более тесного установления партнерских отношений между ДОУ и родителями проводятся семейно- музыкальные гостиные.

«С музыкой дружить – веселее жить!». Данный формат взаимодействия способствует сближению родителей и детей, демонстрации творческих способностей и укреплению семейных ценностей.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей для нас стали: РДК, краеведческий музей с. Малая Сердоба, (дети нашего детского сада являются желанными участниками концертных мероприятий), а также с ДШИ с преподавателями которой у нас сложились добрые тесные отношения.

Я считаю, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения дает импульс для духовного развития и обогащении личности ребенка.

Заключение. Последовательная, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает их творческую активность. Жизнь детей наполняется  радостью, открывает огромный мир добра, света и красоты.

Спасибо за внимание!