ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эффективной организации экологического образования дошкольников, в частности элементарной исследовательской деятельности экологической направленности. Автор аргументирует целесообразность использования исследовательских методов в экологическом образовании дошкольников, раскрывает особенности применения элементов исследования для различных возрастных групп дошкольников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, исследовательская деятельность, эксперимент, методика исследовательской деятельности в ДОУ.
В условиях современной реальности одной из наиболее актуальных проблем остается вопрос рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Призывая взрослых граждан к сохранению природы, требуя соблюдения норм экологического законодательства от физических и юридических лиц, все же в первую очередь необходимо помнить и понимать, что истоки осознания ценности окружающей среды, каждого живого и неживого ее объекта, закладываются в детстве.
Известный писатель К. Паустовский справедливо утверждал, что «понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения». Как известно, основы становления личности ребенка, его миропонимания и мировоззрения формируются в процессе социализации начиная с самого раннего возраста. В связи с этим сохраняется важность для современного социума верно организованной и построенной системы экологического образования дошкольников в ДОУ.
Система экологического образования дошкольников обширна и разнообразна, включает в себя множество компонентов, направленных на достижение главной цели – формирование осознанного понимания взаимосвязей объектов, явлений неживой и живой природы, уяснение ценности каждого данного объекта и утверждение моральной и нравственной ответственности человека за сохранение и развитие окружающей среды.
Выделяют следующие компоненты экологического воспитания дошкольников: создание условий для экологического воспитания детей (живой уголок в группе, организация различных по сроку наблюдения за объектами живой и неживой природы); формирование системы знаний о природе (целенаправленная деятельность – во время специализированных занятий и в повседневной жизни); элементарная поисковая и 47 Научный руководитель - Зебзеева Валентина Алексеевна, кандидат пед. наук, доцент (ФГБОУ ВО «ОГПУ», Оренбург) 264 исследовательская деятельность детей (простейшие целенаправленные эксперименты, исследование, проекты); нетрадиционные формы работы (экологические квесты, экологические тропы, игры, экскурсии); моделирование экологической направленности (использование «комплекса моделей: предметных – позволяющих воспроизвести структуру, особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений природы; предметно - схематических – позволяющих выделить признаки, связи и отношения объектов природы, помогающих понять значение покровительственной окраски животных; графических моделей, передающих признаки, связи и отношения природных явлений» [1, с. 83]; кружковая и совместная работа с родителями.
Подбор наиболее эффективных средств экологического воспитания осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее востребованными становятся методы, соответствующие внутренней сущности дошкольников как маленьких почемучек и изобретателей, а именно поисковые методы, лежащие в основе элементарной исследовательской деятельности. Каждый день ребенок открывает для себя мир, интересуется причинно-следственными связями между отдельными событиями и явлениями природы и общества, тем самым являясь органично подготовленным к реализации задач собственного исследования. Исходя из вышесказанного, хочется подтвердить актуальность проблематики данной статьи, рассматривающей основные способы организации элементарной исследовательской деятельности дошкольников как одной из эффективных форм экологического образования.
Сегодня, опираясь на данные исследований авторитетных современных психологических и педагогических специалистов (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина) мы имеем все основания утверждать, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами [3, с. 23]. В ходе экспериментальнопознавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Цель исследовательской деятельности экологической направленности в дошкольной образовательной организации - формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления. Являясь подготовительным этапом для дальнейшего развития исследовательской деятельности ребенка, элементарная исследовательская деятельность дошкольников зачастую связана с проведением опытов, экспериментов. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление [2, с.34]. Главным лозунгом для организации исследовательской деятельности экологической направленности, на наш взгляд, должны стать слова В. А. Сухомлинского «К ребѐнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» [4, с. 346].
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Методические рекомендации, способствующие эффективному развитию исследовательских умений и навыков у дошкольников могут быть представлены следующим образом: тщательный подбор материала для обучения, для исследовательской 265 и экспериментальной деятельности, обусловленный возрастными, психологическими и индивидуальными возможностями дошкольников; создание положительной эмоциональной атмосферы при организации исследовательской деятельности, направленной на перспективу успеха каждого ребѐнка, на предотвращение «страха ошибки»; активное включение детей в реальную практическую исследовательскую, экспериментальную, трудовую деятельность, в поиск решения проблемных ситуаций; регулярное проведение тренингов по развитию умений определять цель и этапы исследования, выдвигать гипотезы и прогнозы, формулировать выводы и вносить предложения; базирование исследовательской деятельности на природоведческом материале, на доступных объектах живой и неживой природы; активная совместная деятельность педагога с родителями, направленная на развитие исследовательских умений и навыков, поисковой активности не только у детей, но и у родителей; полноценное информирование родителей об особенностях исследовательского поведения детей на разных возрастных этапах, о важности исследовательской деятельности для развития ребѐнка, о правильной организации исследовательской, экспериментальной деятельности, исследовательского поиска решения проблемы; обеспечение развивающей среды для детского экспериментирования и исследовательской деятельности и еѐ постоянное развитие, обновление; использование личного примера; регулярная организация совместной деятельности детей и родителей: исследовательские проекты, творческие работы, конкурсы, выставки, праздники, экскурсии, «Дни открытых дверей».
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп заинтересованно проводят доступные им исследования экологической направленности: уже в младшей группе можно проводить эксперимент, направленный на исследование условий, необходимых для прорастания семян: часть семян увлажняют в земле, а другую – оставляют без полива. Дети наблюдают разное состояние емкостей с землей: при регулярном поливе появляются всходы, семена без полива не прорастают. С возрастом данный элементарный эксперимент можно усложнять, вводя новые условия. С детьми средней группы опыт можно провести иначе: обе емкости с посеянными в землю семенами регулярно поливают, но одна расположена в темном месте, а другая оставлена на подоконнике.
Наблюдения и сравнение всходов покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света. В старшей группе можно поставить три емкости с высаженными семенами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост растений. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени. Исследование в данном случае обеспечит крепкое усвоение потребности растений в совокупности комплекса условий для роста за счет доступности, простоты и осмысленности опыта, поскольку дети видят то, что им легко понять и осмыслить. С детьми более старшего возраста есть возможность организовать «минилаборатории», в которых собраны различные объекты для исследования и постоянно дополняются новыми, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.
Таким образом, подводя итог изучению возможностей использования исследовательских приемов в экологическом образовании дошкольников, следует сделать ряд выводов: элементарная исследовательская деятельность является природосообразной, соответствующей потребностям и процессу развития дошкольников и весьма актуальной и продуктивной в вопросах реализации задач экологического воспитания в ДОУ; исследовательская деятельность экологической направленности имеет у дошкольников ряд особенностей, обусловленных спецификой возрастного и интеллектуального развития: 266 предметность, склонность к элементарным опытам, изучение конкретных объектов либо явлений; при организации исследовательской работы экологической направленности необходима помощь педагога, родителей на всех ее этапах: как постановки проблемной задачи и целеполагания, так и на этапах реализации исследования, фиксации результатов и рефлексии. Только верно организованная совместная деятельность педагогов и родителей, ставящая целью всестороннее развитие экологически грамотной и компетентной личности, принесет результаты.
Широкое использование исследовательской деятельности в экологическом образовании способствует развитию у дошкольников познавательного интереса, мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), которые сформулированы как взрослыми, так и самостоятельно. Соответственно, именно исследовательская деятельность экологической направленности в совокупности с другими приемами нацелена на обеспечение сохранности окружающей среды, роста компетентности дошкольников в вопросах экологии и заслуживает широкого применения в методике экологического образования.
Список литературы
1. Зебзеева, В.А. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста. // Современное образование. - 2017. № 4. [электронный ресурс] – Режим доступа. - https://cyberleninka.ru/article/n/ ispolzovaniemodeley-i-modelirovaniya-v-ekologicheskom-obrazovanii-detey-doshkolnogo-vozrasta] (Дата обращения: 31.03.2022)
2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издат. центр "Академия". 2002. - 336 с.
3. Педагогика в афоризмах и изречениях (составители Чечет В.В., Чечет В.В.). Минск. 2013 г. – 447 с.
4. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Издательство «Учебная литература». 2007. - 32 с