Работа со словами на уроках русского языка.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую активность. Известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то что учащиеся учат правила, а учителя используют различные приёмы и методы. И каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остается задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия, будут иметь здоровьесберегающий контекст. На основе изучения психолого- педагогической и методической литературы и многолетнего собственного педагогического опыта нами разработана и апробирована технология словарно- орфографической работы, которая интегрирует эффективные приёмы традиционного обучения с элементами педагогических инноваций ( коллективные способы обучения В.П. Дьяченко. Методика формирования общеучебных умений и навыков В.Н. Зайцева, методика применения фиксированных приёмов В.Н. Макаровой).

Предлагаемая нами методика работы по изучению непроверяемых написаний опирается на закономерности процесса усвоения, диагностику особенностей памяти младших школьников с учетом возрастных особенностей учащихся и включает использование игровых приёмов, что позволит учителю создать гибкую систему мотивации и облегчить усвоение трудных слов. Порядок работы над трудными словами состоит из нескольких этапов.

1 этап. Подготовительная работа учителя.

Учитель: группирует слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом. Группировка слов в блоки по усмотрению учителя может проводиться в различных вариантах- в алфавитном порядке, по тематическому или морфологическому признаку и т.д. Можно использовать группировку слов по методике С.Н. Лысенковой. Такой подход к формированию блоков позволит решить развивающую задачу, т.е. создается возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и темп продвижения каждого ученика. В итоге создаются блоки слов, которые могут быть сгруппированы по различным признакам ( ударение, слоги); классифицированы по видам, образу существования и др. Например, слова суббота, русский, здравствуй, скоро, быстро, вдруг, весело, класс выносятся в отдельный блок и отрабатываются в течение восьми дней.

Подбирает дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы, поговорки, тексты диктантов с изучаемыми словами, задания. Готовит демонстрационный и раздаточный материал.

2 этап. Совместная деятельность учителя и психолога.

Психолог проводит диагностику уровня развития памяти, определяет ведущий вид памяти у каждого школьника и информирует учителя

Учитель подбирает специальные упражнения на развитие памяти в соответствии с рекомендациями психолога.

3 этап. Самостоятельная деятельность ученика.

Ученик готовит карточки на слова изучаемого блока. Составляет индивидуальные карточки на слова, в которых допущены ошибки при контроле, оформляет творческий словарик.

4 этап. Совместная деятельность учителя и ученика.

Учитель с помощью учеников готовит демонстрационный и раздаточный материал.

Ученики работают над изучением словарных слов по определенной системе под руководством учителя.

В течение недели ежеурочно от 3 до 7 минут учитель проводит работу с учащимися по ознакомлению с правописанием изучаемых слов одного из блоков.

Алгоритм работы над словарными словами.

В первый день происходит ознакомление с семантикой и орфографией трех слов из шести слов блока, трехкратное орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики цветными ручками (твёрдые согласные – синим цветом, мягкие – зелёным, гласные- красным), выделение орфограмм и расстановка ударения, знакомство с этимологией и др. Запись слов цветными ручками, с одной стороны, замедляет процесс письма, но с другой – позволяет более чётко воспринять зрительный образ слова. Дома каждый ученик в тетради составляет творческий словарик, в котором самостоятельно или с помощью родителей подбирает к словарным словам картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из текстов детских книг и т.д.

Во- второй день идет аналогичная работа, проводится по второй части блока.

Третий день закрепление правописания словарных слов блока. Проводится аудирование: каждое слово учитель проговаривает трижды орфографически, учащиеся только слушают и вспоминают правописание этих слов ( записывать и проговаривать вслух слова в этот момент не рекомендуется). Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (если возможно), составление предложений. Работа с творческими словариками, из слов блока. Диктанты с последующей самопроверкой или взаимопроверкой этих слов. Приведу пример карточки для работы в парах на уроке.

Сторона А

Сторона Б

Ворона собака

В…рона с…бака

Воробей заяц

В..робей за..ц

Сорока корова

С…рока к…рова

Карточка для индивидуальной работы выглядит таким образом.

Взаимодиктанты проводятся в статичных парах учащихся. Алгоритм работы выглядит таким образом:

А) Один ученик из пары читает текст карточки из творческого словарика, другой пишет.

Б) Смена ведущего ученика( тот, кто перед этим читал, пишет, кто писал, читает)

В) Каждый берет тетрадь своего партнера и по памяти проверяет написанный им диктант.

Г) Открывают карточки и проверяют вторично ( но уже вместе, сначала один диктант, потом второй).

Д) Допустивший ошибки делает устный разбор своих ошибок.

Е) Снова берут тетради друг у друга, ещё раз просматривают и ставят знак о том, что диктант проверен.

Проверяя работу партнера. Ученик опирается на «контрольный тест» чувствует себя уверенно и комфортно; имеет возможность целенаправленного запоминания изучаемых слов; развивает навык чтения и правописания. Ученики меняются ролями через 30 секунд.

Четвёртый день – закрепление правописания словарных слов блока. Зрительная фиксация и трехкратная запись слов учащимися ( слова записаны на доске, каждое слово открывается на время, достаточное для одного прочтения, затем слово стирается или закрывается, учащиеся записывают каждое слово три раза). Затем проводится проверка: сигнальной карточкой учащиеся показывают проверяемую орфограмму. Игра «Лото» возможно письмо слов блока по памяти ( по традиционной методике).

Приём зрительной фиксации побуждает детей как можно внимательнее прочитывать слово, а приём многократной записи основан на моторной ( рукодвигательной памяти).

Дома: составление связанного рассказа из трех- четырех предложений с данными словами по сюжетной картинке или на основе воображения, озаглавливание своего текста. На следующий день проводится отбор лучших текстов.

Игра «Лото» изготавливается карточка – поле размером 10Х12см, фишки пяти цветов и наборы карточек со словами, в которых пропущена безударная гласная.

Методика работы: учитель называет слово, написанное на одной из карточек, а ученикам предлагается закрыть поле фишкой того цвета, которым обозначается в игре пропущенная буква: а- красный, о- синий, и- зелёный, е- желтый, я- коричневый. Причём последовательность расстановки фишек будет зависеть от последовательности диктуемых слов. Например, дается слово «весело». Ученик ставит фишку желтого цвета на первую строку под буквой «е», второе слово «урожай» ученик ставит фишку синего цвета на вторую строку во второй ряд и т.д.

А

О

И

Е

Я

0

0

Пятый день – проверка уровня обученности. Словарный диктант или работа по перфокартам. Словарный диктант на последнем уроке является диагностическим, и по его результатам составляется схема анализа, которая покажет, как работать дальше: фронтально или индивидуально.

№ п/п

Фамилия учащегося

берёза

быстро

вдруг

весело

ветер

воробей

1

Аржанухин иван

-

+

-

+

+

+

2

Ассудулаева Дарья

+

+

+

+

+

+

3

Асташкина Елена

+

+

+

+

+

+

4

Борисова Снежана

+

+

--

-

+

+

5

Жильцова Карина

+

-

+

+

-

+

6

Игошина Ульяна

+

+

+

+

+

-

7

Калмыков Максим

+

+

+

+

+

+

Ученик, проведя анализ своей работы, выписывает последнюю страницу рабочей тетради те слова, в которых допустил ошибки, чтобы ежедневно прочитывать их и выполнять с ними задания в домашней работе. Для учеников с ослабленной памятью, т.е. допустивших две и больше ошибок, рекомендуется увеличить частоту упражнений с помощью карточек. Отработка навыка правописания слов, в которых были допущены ошибки, идет индивидуально и параллельно изучению слов следующего блока. Контрольные диктанты или вторичный контроль проводятся один раз в две недели по мере изучения каждой пары блоков. Результаты контрольных диктантов- основание для продвижения на более высокий уровень работы( например, работа с художественными текстами на основе словарных слов) либо продолжение изучения неусвоенных слов из соответствующего блока. Дальнейшая работа над словарными словами предполагает систематическое включение изученных слов в различные ситуации уроков русского языка и чтения, а также использование различных упражнений на развитие всех видов памяти

В систему обычной домашней работы, целесообразно включать комбинированные задания (т.е. кроме написания, заучивания школьники передают своё восприятие словарного слова через художественный образ).

Предложенная нами методика носит развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возник интерес, чувство удовлетворенности, желание работать. А диагностика видов и уровня развития памяти каждого из учеников дает возможность осуществлять их индивидуально- дифференцированное обучение.

Безусловно, освоение нового- сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными. Когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты и прочувствованы учителем, проверившим на практике и убежденным, что данная методика даст высокий результат и в плане обучения, и в плане развития. И в плане психологически комфортного состояния ребенка в школе.

В этой статье я описала методику изучения словарных слов. Которые, успешно апробированы в процессе поисково-исследовательской экспериментальной работы учителями начальных классов. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность изучения словарных слов блоками на основе осознанного запоминания в комплексе с орфографическим проговариванием и другими приёмами «включения» различных видов памяти. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки. Развивается логическое мышление, что в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

Приведу прием методики ознакомления учащихся со словарными словами.

«Ворона»- 1) птица с чёрным или серым опереньем. Только серые вороны расшумелись на снегу. С. Есенин.

2)Разговорный – о рассеянном, невнимательном человеке. Прилагательное – вороний, воронья. Вороний крик. Воронья стая. Воронье гнездо.

«Ворон» - крупная птица с блестящим чёрным оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах. Названия птиц родственны слову «Вороной»- «чёрный». Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение. Однокоренные слова: ворона, воронушка, воронёнок, вороньё, вороний. воронить. Сочетаемость слов : чёрная серая, крикливая. Молодая. Старая. Большая, учёная, глупая, хитрая …ворона. В ворону попасть, за вороной наблюдать, следить. К вороне подкрасться, приблизиться. Подойти. На ворону напасть, броситься. От вороны убежать, отлететь. Ворона живёт, летит, каркает, строит (гнездо). Тащит (добычу), выводит (птенцов), кричит.

Когда так говорят? «Считать ворон».

Глазеть по сторонам, ротозейничать.

Проводить время в праздности, бездельничать.

«Ворона в павлиньих перьях»: говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно пытается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

«Белая ворона»: говорят о человеке, резко выделяющемся чем- либо, не похожем на них.

Пословицы и поговорки: «Куда ворона летит, туда и глядит», «Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает», «Пуганая ворона и куста боится», «На чужой стороне и сокола зовут вороной».

Есть и загадки: «Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая- известная персона. Кто она?» (Ворона).

Составление предложений и тексты: «С криком в воздухе кружится стая галок и ворон» (Н. Некрасов), «Ворона каркнула во все воронье горло» (И.А. Крылов).

Скороговорки: «Проворонила ворона воронёнка», «Летели три вороны- черны и пестроголовы», «Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила. Ворону переспорила».

Аналогичная работа проводится со всеми словарными словами для лучшего запоминания их написания