Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ?Детский сад №233?





Проект Приобщение детей к истокам русской народной культуры в процессе освоения  программы
?Социокультурные истоки? 


Разработчики:
Стерхова Светлана Сергеевна, воспитатель.
Тисина Елена Андреевна, воспитатель

                                                                                               Новокузнецк, 2024

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.?
Сроки реализации: 15.09.2024г. - 30.05.2025г.
Вид проекта:?познавательно-творческий.
Тип проекта:?долгосрочный 
Авторы проекта:
Воспитатель – Стерхова С.С., Тисина Е.А.
Проблема проекта.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских ?почему?, в детском саду создали мини-музеи ?Мастера и  мастерицы?. Приобщение детей к истокам народной культуры. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку возможность с детства быть приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.
Актуальность проекта.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
?Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, в процессе освоения программы ?Социокультурные истоки?
  Задачи:
Создать предметно-пространственную развивающую среду.
Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами.
Воспитывать интерес   и любовь к родной культуре и к народному творчеству.

В работе используются различные методы и приемы:
• чтение педагогом рассказов;
наблюдения;
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведение дидактических игр;
моделирование сказок,
чтение литературных произведений воспитателем;
чтение стихотворений детьми, воспитателем;
беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
разбор житейских ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтение литературных произведений родителями.
План реализации проекта

Подготовительный этап.
Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
Изучение программно-методического обеспечения.
Организация предметно-развивающей среды в группе.
Педагогическая диагностика.
Анкетирование родителей.
Основной этап.
Работа с родителями 
Работа с детьми 
        Мини-музей в русском народном стиле ?Мастера и мастерицы?
Заключительный этап.
Презентация проекта (на педсовете) 
Анализ результатов реализации проекта;
Определение перспектив.
Ожидаемый результат:   
Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной деятельности.
Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.
Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей по данной теме.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
3.Учебно-методический комплект по программе духовно-нравственного воспитания
?Социокультурные истоки? для дошкольного образования И.А. Кузьмин, главный редактор Издательского дома ?Истоки?, профессор, член-корреспондент РАЕН.






Реализация?проекта.
Содержание деятельности:
Месяц
Формы работы

?
Работа воспитателя
с детьми
с родителями

I этап – подготовительный, сроки реализации сентябрь-декабрь   2024 года 
Подбор литературы.
Организация РППС в группе
• настольные и дидактические игры:??Чудес-
ный мешочек?,
??Найди части картинок?,?
?Наряди матрешку?, разрезные картинки??Народные игрушки?
• подбор русских?народных сказок;
• подбор природного и бросового материала;
• красочные иллюстрации??Народные игрушки?.
• Хороводные игры, песенки
- Разработка конспектов, картотек?народ-
ных игр, пособий;
- Подбор иллюстраций о жизни?детей в прошлом: занятий, играх,?игрушках, которыми играли;
• Подбор сказок, потешек, небылиц.

-Беседа ?Знакомство с русской народной игрушкой?
Разучивание потешек ?Кисонька Мурысенька?
-Разучивание прибаутки ?Кошка в лукошке?
-Пальчиковая игра ?Пальчик-пальчик, где
ты был??
-Словесная игра ?Ладушки ладошки?
-Закличка ?Медведь могучий?,
-Лепка ?Матрешка?
-Рисование ?Укрась дымковскую игрушку?
Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини - музей группы.
Обсуждение с родителями проекта и выбор названия мини-музея. 
Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка - "Русское народное творчество"
-Оформление альбома по устному народному творчеству ?Детский фольклор.
Малые фольклорные формы??
- Папка-передвижка для родителей ?Как приобщит ребенка к народной культуре?; 
- Сборник консультаций для родителей ?Приобщение детей к истокам русской народной культуры.










II этап - основной – практичес-кий, сроки реализации   октябрь январь-март 2025г.

• пополнение развивающей предметно-пространственной?среды дидактическими, хороводными играми;
• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами с?народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;
• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими?игрушками

Игровая деятельность
пальчиковая игра??Сорока-белобока?,??Идет коза рогатая?,??Ладушки?,??Матрёшки?;
 игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.
• хороводные игры;
• подвижная игра??Раздувайся пузырь?, ?Золотые ворота?,??Гори, гори ясно…?,??Жмурки с колокольчиком?,??Колечко?,??Гуси, гуси?,??Котя, котенька, коток?;
Изобразительная деятельность
• лепка:??Неваляшка??в стиле дымковской?игрушки;
•рисование:??Коняшка?,?
?Узоры на тарелочке?;
•аппликация:??Петушок?,
??Матрешка? ?У медведя во бору?
Познавательно – исследовательская деятельность
Коммуникативная деятельность
• беседа:??Народные игрушки?,??Из чего сделаны?игрушки?, о музыкальных?игрушках: дудочка, свистулька, деревянная ложка, погремушка.
• разучивание потешек:??Петушок, петушок, золотой гребешок…?,??Наши уточки с утра?,??Гуси-гуси га-га-га?.
• чтение?народных сказок, заучивание небылиц.

Привлечение родителей к изготовлению ?разных видов театра (на палочках, пальчиковый).
Оформление альбома по устному народному творчеству ?Фольклор для самых маленьких?
 ?Участие родителей в пополнении экспонатов для мини музея  ?Славянушка"


консультации индивидуальные и групповые??Влияние?народной куклы – игрушки на развитие детей?,
памятка для родителей:??Польза традиционной?игрушки!?;
беседы с родителями??Для чего нужны?игрушки наших предков??;
папка – передвижка??История?народной игрушки?;
день открытых дверей


III этап - заключительный, срок  реализации – апрель- май 2025  года

презентация итогов?проекта на педсовете;
размещение результатов реализации?проекта на сайте группы.

Беседа ?Русские народные промыслы?
?Докучные сказки? ?Пришел медведь к
броду, бултых в воду? 
-Пальчиковая игра ?Моя семья?
 -Разучивание колыбельной?Котик
серый, хвостик белый?
-Лепка ?Матрешка?
оформление?мини-музея??Славянушка?;
Участие в развлечении ?Ярмарка народных промыслов?