Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ?Детский сад №233? Проект Приобщение детей к истокам русской народной культуры в процессе освоения программы ?Социокультурные истоки? Разработчики: Стерхова Светлана Сергеевна, воспитатель. Тисина Елена Андреевна, воспитатель Новокузнецк, 2024 Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.? Сроки реализации: 15.09.2024г. - 30.05.2025г. Вид проекта:?познавательно-творческий. Тип проекта:?долгосрочный Авторы проекта: Воспитатель – Стерхова С.С., Тисина Е.А. Проблема проекта. В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских ?почему?, в детском саду создали мини-музеи ?Мастера и мастерицы?. Приобщение детей к истокам народной культуры. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку возможность с детства быть приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Актуальность проекта. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. ?Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, в процессе освоения программы ?Социокультурные истоки? Задачи: Создать предметно-пространственную развивающую среду. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами. Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству. В работе используются различные методы и приемы: • чтение педагогом рассказов; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведение дидактических игр; моделирование сказок, чтение литературных произведений воспитателем; чтение стихотворений детьми, воспитателем; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтение литературных произведений родителями. План реализации проекта Подготовительный этап. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Изучение программно-методического обеспечения. Организация предметно-развивающей среды в группе. Педагогическая диагностика. Анкетирование родителей. Основной этап. Работа с родителями Работа с детьми Мини-музей в русском народном стиле ?Мастера и мастерицы? Заключительный этап. Презентация проекта (на педсовете) Анализ результатов реализации проекта; Определение перспектив. Ожидаемый результат: Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной деятельности. Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству. Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей по данной теме. Используемая литература: 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. 2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003. 3.Учебно-методический комплект по программе духовно-нравственного воспитания ?Социокультурные истоки? для дошкольного образования И.А. Кузьмин, главный редактор Издательского дома ?Истоки?, профессор, член-корреспондент РАЕН. Реализация?проекта. Содержание деятельности: Месяц Формы работы ? Работа воспитателя с детьми с родителями I этап – подготовительный, сроки реализации сентябрь-декабрь 2024 года Подбор литературы. Организация РППС в группе • настольные и дидактические игры:??Чудес- ный мешочек?, ??Найди части картинок?,? ?Наряди матрешку?, разрезные картинки??Народные игрушки? • подбор русских?народных сказок; • подбор природного и бросового материала; • красочные иллюстрации??Народные игрушки?. • Хороводные игры, песенки - Разработка конспектов, картотек?народ- ных игр, пособий; - Подбор иллюстраций о жизни?детей в прошлом: занятий, играх,?игрушках, которыми играли; • Подбор сказок, потешек, небылиц. -Беседа ?Знакомство с русской народной игрушкой? Разучивание потешек ?Кисонька Мурысенька? -Разучивание прибаутки ?Кошка в лукошке? -Пальчиковая игра ?Пальчик-пальчик, где ты был?? -Словесная игра ?Ладушки ладошки? -Закличка ?Медведь могучий?, -Лепка ?Матрешка? -Рисование ?Укрась дымковскую игрушку? Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини - музей группы. Обсуждение с родителями проекта и выбор названия мини-музея. Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка - "Русское народное творчество" -Оформление альбома по устному народному творчеству ?Детский фольклор. Малые фольклорные формы?? - Папка-передвижка для родителей ?Как приобщит ребенка к народной культуре?; - Сборник консультаций для родителей ?Приобщение детей к истокам русской народной культуры. II этап - основной – практичес-кий, сроки реализации октябрь январь-март 2025г. • пополнение развивающей предметно-пространственной?среды дидактическими, хороводными играми; • пополнение книжного центра – новыми детскими книгами с?народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками; • пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими?игрушками Игровая деятельность пальчиковая игра??Сорока-белобока?,??Идет коза рогатая?,??Ладушки?,??Матрёшки?; игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д. • хороводные игры; • подвижная игра??Раздувайся пузырь?, ?Золотые ворота?,??Гори, гори ясно…?,??Жмурки с колокольчиком?,??Колечко?,??Гуси, гуси?,??Котя, котенька, коток?; Изобразительная деятельность • лепка:??Неваляшка??в стиле дымковской?игрушки; •рисование:??Коняшка?,? ?Узоры на тарелочке?; •аппликация:??Петушок?, ??Матрешка? ?У медведя во бору? Познавательно – исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность • беседа:??Народные игрушки?,??Из чего сделаны?игрушки?, о музыкальных?игрушках: дудочка, свистулька, деревянная ложка, погремушка. • разучивание потешек:??Петушок, петушок, золотой гребешок…?,??Наши уточки с утра?,??Гуси-гуси га-га-га?. • чтение?народных сказок, заучивание небылиц. Привлечение родителей к изготовлению ?разных видов театра (на палочках, пальчиковый). Оформление альбома по устному народному творчеству ?Фольклор для самых маленьких? ?Участие родителей в пополнении экспонатов для мини музея ?Славянушка" консультации индивидуальные и групповые??Влияние?народной куклы – игрушки на развитие детей?, памятка для родителей:??Польза традиционной?игрушки!?; беседы с родителями??Для чего нужны?игрушки наших предков??; папка – передвижка??История?народной игрушки?; день открытых дверей III этап - заключительный, срок реализации – апрель- май 2025 года презентация итогов?проекта на педсовете; размещение результатов реализации?проекта на сайте группы. Беседа ?Русские народные промыслы? ?Докучные сказки? ?Пришел медведь к броду, бултых в воду? -Пальчиковая игра ?Моя семья? -Разучивание колыбельной?Котик серый, хвостик белый? -Лепка ?Матрешка? оформление?мини-музея??Славянушка?; Участие в развлечении ?Ярмарка народных промыслов?
Приобщение детей к истокам русской народной культуры в процессе освоения программы «Социокультурные истоки»