Возможность использования дидактических игр и пособий в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время перед отечественным дошкольным образованием выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, родному краю. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны проявлять интерес к культурным ценностям, к окружающей действительности (Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, А.П. Усова, М.И. Богомолова и др.). Во второй половине XX в. ученые, такие как Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др., исследовали возможность постижения дошкольниками истории и культуры родного города. Все проведенные исследования, а также заказ на разработку региональных компонентов государственных образовательных стандартов на рубеже XX-XXI вв., выступили предпосылками для последующего изучения процесса приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г.Н. Данилина, Л.Ю. Ильина, Ю.Н. Мамонова, М.Ю. Новицкая, А.А. Остапец, Л.И. Русских, М.Е. Трубачева и др.). В дошкольном возрасте активно формируется познавательный интерес к окружающей действительности. Вопросом познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Специфике проявления и развития детских вопросов и действий поискового характера уделили внимание Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, А.И. Шумакова, Н.Н. Подъякова, Т.А. Куликова. Также процессом формирования познавательного интереса дошкольников занимались Т.И. Ерофеева, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и многие другие.
Исследователи пришли к выводу, что с учетом возрастных особенностей дошкольников, детям легче понять и принять культуру своего близкого окружения. Именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития интереса к культурным ценностям родного края. В этом возрасте познавательный интерес у детей настолько велик, что они с радостью включаются в поисковую деятельность, чтобы удовлетворить свое любопытство.
В дошкольном возрасте закладываются нравственные основы качеств активного гражданина своей страны, формируются первые представления детей родном крае, его обычаях и культуре, формируется позитивное отношение к истории родного города. Академик Д.С. Лихачев очень точно сформулировал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому, к настоящему…»
С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование чувства любви к своему родному краю, а затем и к Отечеству. Познание родного края – это знакомство с его территорией, природой, традициями, обычаями, культурными ценностями, историей.
Знакомить дошкольника с историей, традициями, культурой возможно через использование разнообразных форм и средств. Одни исследователи раскрывают возможности народных игр (Е.А. Барахсанова), сказок (В.Н. Лукьяненко, Л.К. Компанцева), а другие ученые указывают на важность использования комплекса средств: устное народное творчество, музыка, праздники (Т.И. Бабаева, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Е.Н. Кергилова, Я.М. Керимов, З.Б. Лопсанова, Л.А. Мамедова и др.).
В отечественной дошкольной педагогике изучением дидактических игр занимались такие ученые, как А.М. Леушина, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иванцевова, В.М. Карчаули, Н.Б. Мчелидзе, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и мн. др. В их исследованиях рассматривались вопросы об отношении дидактической игры к процессу обучения (А.И. Сорокина), об их содержательном наполнении и влиянии на становление детского самосознания (Ф.Н. Блехер), о ее особом значении в процессе подготовки ребенка к школьной учебной деятельности (Е.В. Радина), характерных особенностях построения (Е.В. Удальцова), о месте и специфике руководства ими в педагогическом процессе (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Также, о роли дидактических игр в развитии сенсорной культуры говорили В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, Т.Г. Васильева, Л.И. Сысуева и др., в ознакомлении с природой и окружающим миром - Л.В. Артемова, В.Р. Беспалова, В.А. Дрязгунова, О.П. Янковская, в формировании социальной активности, начал патриотизма, этики межнационального общения - Е.С. Бабунова, М.И. Богомолова и др.. Однако, вопрос о возможности использования дидактической игры как средства формирования знаний о родном крае не достаточно полно.
Мы же рассматриваем дидактическую игру как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о родном крае. Дидактические игры — незаменимое средство всестороннего воспитания личности ребенка: умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического. Этот вид игры представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Играя в них, у ребенка развивается сообразительность, память, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
В своей практической деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае мы используем следующие виды игр:
- настольно-печатные (например, «Найди тень достопримечательности», игра-мемори «Гербы Нижегородского региона», лото «Мой любимы город», «Мой автозавод», пазлы «Мой город – Нижний Новгород» и др.);
- словесные («Расскажи про свой город», «Узнай по описанию», «Кто где живет», и др.);
- игры с предметами (например, «Город мастеров»).
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения : углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей ,активизация психических процессов;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;
- определение количества играющих ;
- подготовка необходимого дидактического материала для игры;
- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры ,свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями , представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведя дидактические игры с дошкольниками, мы придерживаемся следующего алгоритма:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент, когда можно судить об эффективности игры, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка.
Какая бы дидактическая игра не использовалась для достижения результата необходимо соблюдать определенные условия: использовать не одну, а комплекс различных дидактических игр (с продуманным содержанием), активно использовать наглядный материал, использовать их регулярно, а не от случая к случаю. Такой комплекс дидактических игр непременно будет способствовать формированию представлений о родном крае, правильному отношению к обычаям и нравам, принятым в обществе, систематизации и углублению знаний о малой родине, людях разных национальностей в ней проживающих.
Выводы. Таким образом, мы считаем, что дидактическая игра является одним из наиболее целесообразных средств формирования представлений о родном крае, отвечающих возрастным возможностям, особенностям и интересам ребенка старшего дошкольного возраста.