Слайд 1
Семинар с элементами практикума
STEAM-технологии в структуре музыкального воспитания дошкольника
Подготовила:
Третяк Т.В., музыкальный руководитель
Слайд 2
Одним из основных трендов в мировом образовании является развитие STEAM – технологии.
STEAM – технологии обеспечивают развитие у дошкольников интереса к науке, технике, искусству, математике, тем дисциплинам, освоение которых способствует развитию у детей инициативности, творческого мышления, способности к принятию нестандартных решений.
Слайд 3
Искусство не существует обособленно. Все виды искусства переплетаются между собой. Очень важно обратить внимание на музыкальное образование дошкольника. Музыкальное образование имеет прикладное значение. Практическая направленность музыкального образования заключается в том, что оно приводит ребёнка к познанию в процессе обучения, затем формированию навыков и умений и к высшей степени развития - детскому творчеству. Ведь способность к творчеству, это умение использовать полученные знания для решения поставленных задач и проблем.
Навыки, ведущие к развитию творчества невозможно сформировать без прочной основы музыкального образования. Музыка – это, прежде всего, язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нам в этом средства музыкальной выразительности. Именно они помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.
Сегодня я покажу вам, как я знакомлю со средствами музыкальной выразительности с ними наших ребят.
Итак, прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Слайд 4
Что является средствами выразительности в музыке?
1. Мелодия, передаёт музыкальное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр - окраска звука.
3. Лад - упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).
4. Темп - скорость исполнения музыки.
5. Ритм - последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
Рассмотрим по отдельности основные средства музыкальной выразительности.
Слайд 5
Мелодия – душа музыки.
Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. МЕЛОДИЯ – это движение музыкальных звуков, которое похоже на красивую выразительную речь человека.
Рассказываю ребятам о мелодии на примере песен. В песне разговорная речь соединяется с музыкальной речью, а главной в музыкальной речи является мелодия. Из чего состоит мелодия? (Из музыкальных звуков). Мелодия всегда о чем-то рассказывает, при этом в движении мелодии есть свои законы.
Слайд 6
Справедливо будет сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, выделяют несколько основных разновидностей:
Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Пример – Ф. Шопен, Прелюдия e-moll.
Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.
Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».
Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.
Слушание отрывка прелюдии Шопена
Слайд 7
Интонация
Интонация это основа музыкального произведения. Это мысль, выраженная звуками.
Интонация хорошо улавливается детским ухом. Например, грудной малыш не понимает слов, но он хорошо понимает интонацию мамы. Если маленькому ребёнку грубым голосом что-нибудь сказать или напеть, то он естественно заплачет. Так и в музыке интонация может сказать о доброте и широте произведения или же наоборот, может напугать ребёнка. Например, прослушав пьесу Д. Кабалевского «Три подружки», мы с ребятами отмечали, как менялась интонация в произведении и даже попытались изобразить «Злюку», «Плаксу» и «Резвушку».
Слайд 8
Игра «В лесу родилась елочка» спеть с разной интонацией
Слайд 9
Тембр
Благодаря тембру мы можем отличать голоса и музыкальные инструменты по слуху. Каждый человеческий голос имеет свой тембр, свою окраску, так же как и каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр. Дети очень любят игру на развитие тембрового слуха «Угадай, на чём играю?» Один ребёнок проигрывает мелодию на определённом инструменте за ширмой, остальные дети определяют звучание, какого инструмента было ими услышано. Звучание разных тембров влияет на психику, эмоциональное состояние и умственное развитие детей.
Игра Угадай музыкальный инструмент (фрагмент)
Озвучивание стихотворения «Ночь»
НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».(ложки)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (треугольник)
Слайд 10
Лад
Ещё очень важное слово, которое ребята узнают детском саду, это слово Лад. Лад это не только означит с кем-то дружить. В музыке лад – это взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Тут мы обязательно знакомимся с такими понятиями, как мажор и минор. Ребята узнают, что мажор это нечто проворное весёлое, а минор это грустное, спокойное, с помощью игровых упражнений, попевок, слушания музыки.
Музыкальные звуки в мелодии живут семьями, по семь звуков в каждой семье. В одной семье – всегда радостное, светлое настроение. Звуки строятся в определенном порядке, чтобы получилась радостная светлая музыка. Эта дружная семья звуков называется МАЖОР. Музыка, написанная в мажоре, будет светлая и дарить хорошее настроение,
(ЗВУЧИТ Д. КАБАЛЕВСКИЙ «КЛОУНЫ»).
Разучивается песенка в мажорном ладу:
«Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой – МАЖОРНЫЙ
Радостный, задорный».
Другая семья называется МИНОР. Здесь живет грустная, задумчивая, строгая семья. Её детки-звуки так строились, чтобы получилась музыка задумчивая, грустная, с темным оттенком.
(ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ Д. ШТЕЙБЕЛЬТ «АДАЖИО»)
«Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем,
И сейчас мы заревём».
На музыкальном языке такая дружная семья звуков называется ЛАД - потому что звуки ладят между собой. Лад – это мир, порядок, согласие.
Игра цветы-настроения
А можем ли мы увидеть мажорное и минорное настроение в окружающем нас мире?
Слайд 11
Темп
Когда знакомлю детей с темпом, использую прием сравнения противоположностей. Начинаем с того, что темп бывает быстрый и медленный. Использую для этого музыкальные-игры и упражнения на развитие чувства музыкального темпа «Ноги и ножки» В. Агафонникова. (Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами)
С более старшими детьми знакомимся с понятием умеренный темп с помощью дидактических игр.
Подвижная игра
Слайд 12
Ритм
Ритм важнейший элемент в музыке. Окружающий нас мир полон ритмов. Оглядимся вокруг: ритмично наше дыхание, биение сердца, наши шаги, ритмичен стук колёс поездов, кукушка, колокол. Знакомя дошкольников с ритмом, мы объясняем ребёнку, что такое ритм и говорим, что это последовательность звуков одинаковой и различной длительности, один звук можно пропеть длинно, другой коротко, а всё вместе получается ритм. Для ознакомления с ритмом использую различные задания: простукиваем ритм хлопками или с помощью музыкальных инструментов.
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Ритмическое упражнение с хлопками (видео)
С музыкальными инструментами (видео оркестр)
Освоение понятий о средствах музыкальной выразительности, позволяет ребенку становиться музыкально образованным. Например, слушая музыкальное произведение, дети старшего дошкольного возраста могут связно рассказать, какие именно средства музыкальной выразительности использовал композитор (какая интонация, ритм, тембр). Эти понятия становятся для детей не только словами, они начинают их глубже понимать.
Давайте подведем итог. Как вы считаете, для чего нужны средства музыкальной выразительности?
Родители: Чтобы музыка стала выразительная, красивая, яркая, понятная, как человеческая речь.
Молодцы! А сейчас я прошу выбрать карту, которая соответствует вашим эмоциям от участия в мастер-классе (пиктограммы с солнышком) и оставить на обратной стороне свои впечатления и пожелания.