НЕЙРОИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Перед педагогом-психологом, работающему с детьми со статусом ОВЗ, встает много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые не позволяют им в разной степени вести полноценную жизнь. Они испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

Применение традиционных общепринятых психолого-педагогических методов коррекции во многих случаях малоэффективны или невозможны в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае, очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологического подхода.

Нейропсихологический подход — это подход, который ориентирует на использование в коррекционной работе с детьми методов, разработанных с учётом мозговой организации ребёнка. Он позволяет развивать и корректировать нарушенные или несформировавшиеся функции.

Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - образовывать новые нейронные связи. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. К тому же, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе.

Нейроигры имеют ряд преимуществ:

- занятия проходят в игровой форме;

- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;

- многофункциональность и универсальность пособий;

- активация речи в сочетании с двигательной активностью;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом-психологом.

Нейроигры и упражнений для детей с ОВЗ:

1. «Нейродорожка»

Используется для развития двигательной активности детей. В процессе дети учатся прыгать на 2 ногах со сменой положения тела вокруг своей оси, ориентироваться в пространстве, а также тренируется вестибулярный аппарат и закрепляются понятия право-лево, вперёд-назад.

2. «Круги».

Данная игра развивает зрительно-моторную координацию (глаз-рука), зрительное внимание, пространственные и сенсорные представления, речь.

3. «Ритмические круги».

Упражнение для развития межполушарного взаимодействия, периферического поля зрения, мелкой моторики, памяти, внимания, пространственных представлений.

4. «Веселые ладошки».

Игра используется для активизации работы мозга у детей, повышения его функциональности и пластичности. Она способствует развитию высших психических и моторных функций, межполушарного взаимодействия.

5. «Балансир».

Упражнения на балансире стимулируют работу мозжечка, помогают образования новых нейронных связей, активизируют работу правого и левого полушарий головного мозга. Развивают координацию, тренируют чувства равновесия, укрепляют мышц всего тела.

Регулярное использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приводит к следующим результатам: синхронизируется работа полушарий головного мозга; повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость; развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный контроль; совершенствуется умственная и мыслительная деятельность; развивается мелкая и крупная моторика; ускоряется формирование пространственных представлений и пространственной ориентации.

В своей работе с детьми, параллельно с задачами стандартного обучения, я использую ряд нейропсихологических упражнений и приемов (нейроигр), позволяющих с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания